Слайд 1Лекция 4.Методология исследования GR и лоббизма
Слайд 2Концепции исследования GR и лоббизма
властные – как влияние на власть;
ресурсные - как механизм обмена ресурсами;
поведенческие (бихевиоризм);
экономические- механизм
влияния экономики на политику;
коммуникативистские – как механизм обмена информацией.
GR государственных программ и проектов.
Слайд 3Властные концепции исследования GR и лоббизма
силовая модель власти
власть рассматривается как
преимущественно господствующая политическая воля, реализуемая исключительно посредством принуждения и силы.
как природная и естественная
для человеческого поведения доминанта силы в политико-властных отношениях, истоками которых выступают зачастую низменные, эгоистические, бессознательные, иррациональные мотивы. Без способности власти провести свою волю, добиться подчинения, власть бесплодна (Г. Лассуэл).
как незыблемость высшего авторитета в политике и его абсолютное доминирование как средства закрепления достигнутого успеха (Дж. Кетлин). Как следствие, возникающие на практике отношения господства-подчинения позволяют достичь максимальной концентрации властной воли, а вместе с этим – и централизации властных решений и всех «внешних» по отношению к объекту влияния органов властного воздействия.
Слайд 4Властные концепции исследования GR и лоббизма
рыночная модель власти
нередко оказывается единственно
возможной (универсальной) формой рациональной организации человеческих устремлений к власти, которая
должна быть освобождена от разрушающих ее «патологических крайностей и извращений» (Ч. Мерриам).
Здесь важен «договорный» аспект отношений, из которых следуют особые отношения «обмена потенциалами власти… по образцу товарно-денежных отношений». Как следствие, «политическая арена становится рынком власти» (Дж. Кетлин), т. е. сферой, в которой собственность превращается во власть.
Бизнес господствует во всех проявлениях власти (Ч. Мерриам), так что сама власть обретает потребительную стоимость. Она покупается и продается. Она испытывает на себе действие рыночных законов: спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции и т. д. Здесь возможны как честные, так и нечестные правила игры: нарушение законов, пренебрежение моралью, грубое воздействие силой, подкуп должностных лиц, демагогия, шантаж и пр. На рынке власти заключаются сделки, производится обмен ресурсами и потенциалом власти, идет торговля голосами представительных учреждений (лоббирование), осуществляется раздел сфер влияния… Здесь, наконец, идет самая жесткая конкуренция за наиболее выгодные условия политического влияния, за точки приложения силы и обладание рычагами государственного контроля и управления политическими процессами.
Слайд 5Властные концепции исследования GR и лоббизма
Политический процесс представляется аналогом рынка,
где право голоса, например, становится эквивалентом денег, которые можно обменивать
на что-то необходимое избирателю.
С одной стороны, это рынок, где различные политические силы и партии непосредственно получают доступ к распределению сырья на этом рынке, делают свои ставки, согласовывая свои экономические интересы и цели с возможностями правительства, финансами, бюджетом, налогами.
С другой стороны, рынок – это прежде всего механизм, с помощью которого определяется общественная ценность любого товара, в том числе и такого специфического, как власть. С точки зрения рыночной парадигмы в условиях рынка власть и некоторые ее атрибуты становятся товаром, но товаром специфическим. Только рынок определяет ее «потребительские свойства» и «цену».
Т. Парсонс сравнивает власть с деньгами, поскольку она представляет собой определенный «вид ресурсов», и не столько экономических, сколько политических.
Г. Лассуэлл и А. Каплан уподобляют власть ограниченному количеству товара, так что, если ее больше у одной партии, у другой должно быть меньше. Если власть перераспределяется, то это «всегда влечет за собой потерю» для той или другой группы. Таким образом, власть интерпретируется и как товар, и как ресурс, и как средство обмена в политике, тогда как сфера политико-властных отношений обретает значение специфического «аналога рынка»
Слайд 6Властные концепции исследования GR и лоббизма
ролевая теории власти
Исходит из разделения
общества на управляющих и управляемых, властвующих и подчиненных. Властные отношения
рассматриваются как специфический (достаточно сложный) вид человеческой деятельности, предполагающий выполнение определенных ролей в обществе теми или иными социальными группами, особыми сословиями, кастами, профессиями, классами или отдельными индивидами.
Выполнение этих ролей обычно предполагает либо особое социальное положение (статус), знания или образование, либо связь с реальным авторитетом отдельных личностей, стоящих на вершине общественной пирамиды, в силу чего они способны влиять, контролировать или управлять делами государства и общества.
Исторически главной формой политического взаимоотношения между членами общества была зависимость. Эта суть, возникшая из определенной общественной потребности, находит свое выражение и в природе современной власти: «власть – обобщенное право (начальствующего) требовать выполнения обязательств в интересах достижения коллективных целей» (Т. Парсонс).
Слайд 7https://youtu.be/C6HIGNB7arE
https://youtu.be/EfRVmA0oh2A
https://youtu.be/u2kDivo4lKE
Слайд 8Ресурсные концепции исследования GR и лоббизма
Концепция «обмена ресурсами» (П. Блау, Д.
Хиксон, К. Хайнингс) рассматривает возможность влияния как реализацию потребностей потенциального
объекта власти в необходимых ему ресурсах, которыми располагает потенциальный субъект власти.
Власть проистекает из отношения неравенства взаимодействующих лиц, поскольку «взаимосвязь и взаимное влияние равных сил указывают на отсутствие власти» (П. Блау). Данная концепция заключает в себе идею «распределения», «обмена» и «потребления» власти. Реальная власть принадлежит тому, кто имеет возможность влияния, потому что обладает другими необходимыми ресурсами.
Концепция раздела зон влияния (Д. Ронг и др.) отличается тем, что рассматривает реальные отношения власти как неравные (асимметричные), но тем не менее взаимно уравновешивающие и дополняющие друг друга путем фактического распределения зон влияния, когда один контролирует поведение другого преимущественно в одних сферах, а другой может делать это в каких-либо других сферах.
Слайд 9Ресурсные концепции исследования GR и лоббизма
Идея «применения ресурсов», или способов
воздействия, находит свое развитие в концепциях М. Роджерса и Э.
Этзиони. В процессе политической деятельности субъекты власти используют «инструментальные» ресурсы, т. е. необходимые в условиях политического производства средства умножения силы и влияния. Эти ресурсы власти можно разделить на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные (например, материальное вознаграждение) используются как средство подчинения в обмен на какие-либо иные материальные блага или вознаграждение. При применении принудительных ресурсов подчинение достигается методами устрашения, угрозой наказания и т. п. Нормативные ресурсы используются путем изменения через механизм нормотворчества или путем формирования определенного набора и контроля выбора вариантов предпочтений объекта власти, но никак не путем изменения самой объективной ситуации.
Слайд 10Экономические концепции исследования GR и лоббизма
Экономическая концепция объективных (материальных) оснований
политической власти.
Любые изменения в средствах и способах управления, характер
принимаемых политических решений, продолжительность функционирования тех или иных властных структур, изменения формы или типа власти находятся в определенной зависимости от состояния экономики. Экономический анализ показывает, что не только формы собственности, но и принципы производства, организации труда и управления, использование материальных ресурсов, отношения распределения и обмена как важнейшие составляющие экономической системы общества, а также уровень благосостояния народа, национальное богатство способны непосредственно определять характер и формы поведения самой власти, повышая или снижая ее дееспособность, целесообразность и эффективность, а вместе с ними – и реальный авторитет (легитимность власти) в глазах общества.
Слайд 14поведенческие (бихевиористские) концепции исследования GR и лоббизма
Стремление к власти как
свойство человеческой психики и сознания рассматривается основной формой политической активности
человека, исходным пунктом и конечной целью его политического существования (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.). Поэтому эмпирический анализ поведения людей в сфере политики стал главной исследовательской установкой бихевиористов. Мерриам начал с критики метода институционализма и формулирования нового подхода, направленного на определение политического поведения, итогов голосования, результатов принятых политических решений, – метода бихевиоризма
Слайд 15поведенческие (бихевиористские) концепции исследования GR и лоббизма
С 1960-х гг. в методологии
политической науки начался новый постбихевиористский этап, длящийся до сих пор.
Основой постбихевиористской политической методологии стал синтез, совмещение как бихевиористских, так и постбихевиористских теорий и методов. Речь идет о неоинституционализме, системном, структурно-функциональном, функциональном и когнитивном подходах, теории рационального выбора, теории полей, о постструктурализме и вообще о постмодернистской методологии в политической науке.
Слайд 16коммуникативные концепции исследования GR и лоббизма
Коммуникативная парадигма власти, сформулированная X.
Арендт и востребованная современным информационным обществом, выдвигает требование совместимости силы
и права, при этом предполагается, что сила и право не идентичны друг другу.
По мнению X. Арендт, люди как свободные и равные участники творят власть совместно, сообща именно благодаря своим коммуникативным действиям, способностью к пониманию и взаимодействию. Поэтому и сам институт власти соответствует человеческой способности действовать совместно, сообща и в согласии. Власть возникает тогда, когда у индивидов возникает потребность объединиться, жить и действовать вместе в единении и согласии.
В современных демократических условиях некоторые важные решения принимаются или под определяющим воздействием особо влиятельных и авторитетных лидеров в политике, или в результате заинтересованного, доверительного, партнерского взаимодействия всех участников политического процесса (консенсус), или в результате достижения взаимных уступок (компромисса) между ними.
Слайд 17коммуникативные концепции исследования GR и лоббизма
Концепция коммуникативной рациональности власти Юргена Хабермаса
объясняет генезис социального действия как рационального. Это означает, что человеческое
общество создано ради рационализации действий людей, ради их общения и интеракции. Члены каждого конкретного общества как участники процесса коммуникации пытаются достичь рационального согласия.
В связи с этим предметом изучения становятся не только общие черты власти как вида политического господства, но и специфические характеристики двух ее типов: коммуникативного и административного. Следует различать власть, рождающуюся в процессе коммуникации и административно применяемую власть.
Становление демократического правового государства невозможно как без институционализации процессов коммуникативного воспроизводства, так и без институционализации процесса легитимности. Для этого коммуникативная власть должна полностью освободиться от оков административного управления и стать для самой себя «производительной силой». Поскольку административная власть не может ограничить самое себя, ее должно ограничить общество.