Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 5

Содержание

Определений понятийМетодология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности).Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 5
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

ЛЕКЦИЯ 5 МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Слайд 2Определений понятий
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах

и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах

научно-исследовательской деятельности).
Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.
Методика – фиксированная совокупность операций практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. Обычно этот термин употребляется с коннотацией, подразумевающей что эти процедуры требуют определенной квалификации, и владение ими отражает некоторый уровень опытности исследователя
Определений понятийМетодология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (учение о принципах построения,

Слайд 3Когнитивный кризис в психологии
Основными симптомами кризиса являются:
– отсутствие единых

теоретических и методологических оснований;
– дефицит устойчивого знания;
– обилие

альтернативных моделей понимания и изучения психического;
– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания.

Когнитивный кризис в психологииОсновными симптомами кризиса являются: – отсутствие единых теоретических и методологических оснований; – дефицит устойчивого

Слайд 4Основные подходы в психологии

Основные подходы в психологии

Слайд 5Естественнонаучная парадигма
сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и

эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности

ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности
Естественнонаучная парадигмасохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний.

Слайд 6Основные принципы естественнонаучной парадигмы
1. Принцип опоры на эмпирические факты
2. Принцип

рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в

состоянии постичь законы мироздания.
3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестного посредством сведения к хорошо изученному.
4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»
6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены. Эти принципы хорошо работают в естественных науках, но не в психологии.

Основные принципы естественнонаучной парадигмы1. Принцип опоры на эмпирические факты2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и

Слайд 7Гуманитарная парадигма
Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру

человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Гуманитарная парадигма в

науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

Гуманитарная парадигмаГуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам

Слайд 8Сравнительный анализ особенностей познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах

Сравнительный анализ особенностей познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах

Слайд 9Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают
духовный

характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект природы

или механизм; 2. рефлексивность и активность человека;.

Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследовании психической реальности необходимы.

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступаютдуховный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его

Слайд 11Номотетический подход в психодиагностике
это способ познания, целью которого является

установление всеобщего и закономерного.
Номотетический подход ориентирован на открытие общих

законов, справедливых для любого конкретного случая.
Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой, а также формулирование общих выводов на основе большого числа однотипной (стандартизованной) информации.
Личность или группа рассматриваются как носители совокупности свойств. При этом использование номотетического подхода предполагает выделение из этой совокупности свойств, общих для всех людей или групп.
Основным методом в номотетическом подходе являются все формы стандартизованного измерения, понимаемые очень широко (стандартизированное наблюдение, стандартизованное интервью и анкетирование, тестирование, эксперимент).

Номотетический подход в психодиагностике это способ познания, целью которого является установление всеобщего и закономерного. Номотетический подход ориентирован

Слайд 12Идеографический подход в психодиагностике
это способ познания, целью которого является

изображение объекта как единого уникального целого.
Идеографический подход в современной

психологии основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Его связывают с изучением свойств конкретной личности или конкретной группы на основе качественной информации, полученной либо от самого субъекта, либо от его социального окружения, либо посредством анализа документов (биографий и автобиографий, мемуаров, переписки, официальных документов).
Личность или группа рассматриваются как целостная система уникальных свойств, а использование идеографического подхода позволяет распознать и описать индивидуальные особенности и качественное своеобразие изучаемого субъекта.
Основным методом является описание, используются свободная беседа, неструктурированное наблюдение, проективные методики, групповые дискуссии.
В рамках идеографического подхода в психологии применяется метод феноменологически ориентированного исследования, целью которого является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания личности. Феноменологическое исследование направлено на раскрытие структуры того или иного переживания, связанного с определенным предметом, ситуацией, событием или каким-то аспектом жизнедеятельности личности.

Идеографический подход в психодиагностике это способ познания, целью которого является изображение объекта как единого уникального целого. Идеографический

Слайд 13Кросскультурной психологии
Этический подход
Эмический подход
перспектива исследователя, занимающего позицию внешнего наблюдателя, характеризуется

в науке как этический подход, или этик-аспект в изучении чужой

культуры
Взгляд со стороны (этик-аспект), опирающийся на описательно-аналитическое понимание, позволяет сравнивать культуры между собой.

Перспектива, когда любые элементы культуры рассматриваются с точки зрения её участника, т.е. изнутри системы, обозначается как эмический подход.
Выявляет специфичные для этой культуры единицы анализа и термины носителей культуры

Кросскультурной психологииЭтический подходЭмический подходперспектива исследователя, занимающего позицию внешнего наблюдателя, характеризуется в науке как этический подход, или этик-аспект

Слайд 14Сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов в психодиагностике

Сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов в психодиагностике

Слайд 15С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие

преимущества:
представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени;
данные, полученные

с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение одной личности с другой;
позволяют прогнозировать поведение человека.
С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие преимущества:представляют информацию о человеке за короткий промежуток

Слайд 16К методам психодиагностики применяются требования операционализации и верификации
Требование операционализации означает,

что при введении новых научных терминов нужно четко указывать на

конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически убедиться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на совокупность действий и операций, при выполнении которых любой исследователь может удостовериться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его содержательную наполненность, т.е. непустоту. Проверка непустоты понятия проводится с помощью соответствующей психодиагностической процедуры.

К методам психодиагностики применяются требования операционализации и верификации Требование операционализации означает, что при введении новых научных терминов

Слайд 17Типология методов (по Шванцаре)
используемый материал (вербальные, невербальные, манипуляционные);
количество получаемых

показателей (простые и комплексные);
количество возможных ответов (тесты с «правильным»

решением и тесты с альтернативными вариантами ответов);
характер психической активности обследуемого: интроспективные (анкеты, беседа); экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); проективные (личность проецирует собственный внутренний мир на многозначные стимулы); исполнительные (совершается перцепционное, мыслительное, моторное действие, выступающее индикатором интеллектуальных и личностных черт).
Типология методов (по Шванцаре)используемый материал (вербальные, невербальные, манипуляционные); количество получаемых показателей (простые и комплексные); количество возможных ответов

Слайд 18Методика Равена (прогрессивные матрицы Равена)

Методика Равена (прогрессивные матрицы Равена)

Слайд 19Равен

Равен

Слайд 20Равен

Равен

Слайд 21Равен

Равен

Слайд 22Равен

Равен

Слайд 23Равен

Равен

Слайд 24Равен

Равен

Слайд 25Равен

Равен

Слайд 26Равен

Равен

Слайд 27Равен

Равен

Слайд 38Типология методов (по В.К. Гайда и В.П. Захарову)
качество диагностической

процедуры: стандартизованные, нестандартизованные;
назначение теста: общедиагностические (тесты личности, общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности; тесты специальных способностей (технических, музыкальных); тесты достижений;
материал, которым оперирует испытуемый (бланковые; предметные, аппаратурные);
количество участников обследования: индивидуальные и групповые;
форма ответа на тестовые задания: устные и письменные;
ведущая ориентация: тесты на скорость, мощность, смешанные тесты;
степень однородности решаемых задач: гомогенные и гетерогенные;
комплексность тестирования: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
характер ответов на задачи: тесты с предписанными или свободными ответами;
область охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
характер умственных действий: вербальные, невербальные.

Типология методов (по В.К. Гайда и В.П. Захарову) качество диагностической процедуры: стандартизованные, нестандартизованные; назначение теста: общедиагностические (тесты

Слайд 39Классификация методов психодиагностики (Столин, Бодалев)
критерий: методического принцип, лежащего в основе

диагностического приема:
объективные тесты (возможен правильный ответ);
стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, открытые

опросники; шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
проективные техники; диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
критерий: степень вовлеченности психодиагноста в диагностическую процедуру и характер его влияния на результат психодиагностики: объективные (минимальная вовлеченность в процедуру, обработку и интерпретацию) и диалогические. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.
Классификация методов психодиагностики (Столин, Бодалев)критерий: методического принцип, лежащего в основе диагностического приема: объективные тесты (возможен правильный ответ);стандартизованные

Слайд 40Семантический дифференциал Ч. Осгуда

Семантический дифференциал Ч. Осгуда

Слайд 41Репертуарные решетки Келли (Реп-тест)



Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и

направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выявить наиболее важные

и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека (своеобразную индивидуальную семантическую карту).
Репертуарные решетки Келли (Реп-тест)Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека,

Слайд 42Классификация методов (по Носс)

Классификация методов (по Носс)

Слайд 43Проективные методики

Проективные методики

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика