Слайд 1Лекция 5
Социальное формирование личности. Социализация.
Слайд 2План лекции
Социологический подход к личности.
2. Социализация личности.
3. Социальный контроль.
Слайд 3Личность в социологии рассматривается как социальный агент и деятель.
Вопрос 1
Социология изучает человека не просто как личность, а в совокупности
его институциональных связей с обществом.
Какая наука изучает человека как личность?
Слайд 4Социологическая теория личности оперирует понятиями
"индивид",
"человек",
"личность",
"индивидуальность".
Слайд 6Формирование личности человека
– это процесс приобретения человеком личных и
социальных качеств
в процессе различных видов деятельности.
Формирование и развитие
личности происходит постоянно, до самой смерти.
Слайд 7 Факторы формирования личности
Генетические особенности.
Черты, полученные при рождении –
это основание, на котором будет строиться будущая личность.
Окружающая среда.
Пример: менталитет народов стран, находящихся в разных климатических поясах может существенно отличаться.
Культурное влияние.
В каждой культуре – свои нравственные ценности и моральные нормы, которые в этой культурной среде прививаются детям от рождения.
Слайд 8Социальное влияние.
Люди, которые окружают. Главные элементы: родители, одноклассники, друзья
во дворе и т.д.
Индивидуальный опыт.
Это совокупность всех жизненных ситуаций,
в которые попадает человек. Некоторые такие ситуации могут коренным образом изменить процесс социального формирования человека.
Слайд 9Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации.
Социализация – интеграция человека в систему социальных отношений, в различные
типы социальных общностей; усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности, ее готовность к реализации совокупности социальных ролей.
Истинный смысл социализации заключается в конечном итоге в самоактуализации личности, в раскрытии ее потенциалов.
Вопрос 2
Слайд 10Социализация
во-первых, процесс усвоения индивидом социального опыта
(среда воздействует
на человека);
во-вторых, результат усвоения и активного воспроизведения накопленного социального
опыта в своей деятельности
(человек воздействует на среду).
Слайд 11Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в
том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины,
могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, были бы законопослушными и т. д..
Слайд 12Задачи социализации
социальная адаптация - активное приспособление индивида к условиям
общественной среды;
социальная автономизация - устойчивость в поведении и отношениях,
которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Критерии социализации человека - это социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность.
Слайд 13Стадии социализации
Социализация - процесс длительный и протяженный во времени, он
распадается на ряд стадий, отличающихся спецификой социальной ситуации, в которой
человек оказывается в разные периоды своей жизни.
Слайд 17Различия между социализацией
детей и взрослых
Слайд 18 Десоциализация – это отучение от старых ценностей, норм, ролей и
правил поведения.
Ресоциализация – следующий этап – обучения новым ценностям,
нормам, ролям и правилам поведения взамен прежних.
Слайд 19Ирвинг Гоффман
1922-1982 гг.
Особенности ресоциализации в экстремальных условиях
изоляция от внешнего
мира
постоянное общение с одними и теми же людьми
утрата
прежней идентификации (самопричисления)
переименование и получение нового статуса
замена старой обстановки на новую, обезличенную
отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новому
утрата свободы действий
Слайд 20Социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное
взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования.
Социальный контроль
– фундамент стабильности в обществе.
Вопрос 3
Слайд 21Социальный контроль – это целенаправленное воздействие на индивида с целью
приведения человеческого поведения в соответствие с социальными нормами.
Слайд 22 Социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда
он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и ответственностью за
этот выбор.
Социальный контроль действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества и социальных групп.
Слайд 23 Механизм социального контроля
Социальные нормы - социально одобряемые или законодательно закрепленные
правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей
Санкции - средства поощрения
и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы
Слайд 24 Социальные нормы
Правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных
актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды
наказания.
Нормы морали
- неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.
Слайд 25Функции социальных норм
Регулирующая - регулирует общий ход социализации, предлагают стандарты поведения
Адаптационная
- приспособления к требованиям окружающей среды
Латентная -поддержания и сохранения ценностей
Интеграционная
-объединение индивидов в группы
Слайд 27Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм,
за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них.
Если
у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию.
Слайд 28позитивные
негативные
Социальные санкции
Слайд 29Социальный контроль
Формальный - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия,
суд, образование и т.д.)
Неформальный - основан на одобрении или осуждении
со стороны группы родных, друзей, коллег, а также со стороны общественного мнения
Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов
Внутренний (самоконтроль) - индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами
Слайд 30Средства социального контроля
1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в
обществе социальных норм.
2. Воспитание – процесс систематического воздействия на социальное развитие личности
в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.
3. Групповое давление, каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.
4. Принуждение – применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом нормы и правила поведения.
Слайд 31Наиболее употребимые методы социального контроля:
1. изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей
(заключение в тюрьму).
2. обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но
не полная его изоляция от общества (подписка о невыезде, домашний арест).
3. реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни
(группы анонимных алкоголиков).
Талкотт Парсонс
1902-1979 гг.