Слайд 2Способы передачи чужой речи
Чужая речь – высказывание другого лица, включенное
в авторское повествование; своя речь, произнесенная ранее.
Прямая речь – точное
воспроизведение чужой речи (содержание и форма).
Косвенная речь – передача содержания чужой речи.
Передача темы чужой речи.
Слайд 3Прямая речь
Бессоюзное (интонационное и смысловое) объединение частей.
Авторские слова и прямая
речь
Прямая речь:
- высказывание другого лица:
Пораженный, он спрашивал: «Но зачем же
вы ходите на мои лекции?» (М. Г.);
- слова самого автора:
Я говорю: «Что ему надобно?» (Т.);
- невысказанная мысль:
Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» (Т.).
Слайд 4Авторские слова
- устанавливается факт чужой речи;
- называется источник чужой речи:
Киров
ответил: «Астрахань сдана не будет» (Вишневский);
- указывается адресат прямой речи;
-
указываются сопутствующие обстоятельства, манера произнесения и т.п.:
Что это такое? — строго и даже тревожно спросил Соколович, останавливаясь (Бунин).
Слайд 5Авторские слова
- глаголы речи и мысли:
сказал, подумал, спросил, приказал
(нуждаются в
распространении);
- глаголы действий или чувств:
усмехнуться, засмеяться, встать, прищуриться, подмигнуть;
обрадоваться, обидеться,
расстроиться, прийти в ужас:
1) Знобов с ожесточением швырнул фуражку оземь.
— Империализм с буржуями — к чертям! (Вс. Иванов).
2) Рубанув, откинул шашку, Грозится глазами:
— Покажи свою замашку Теперь кулаками (Багрицкий).
Слайд 6Авторские слова
- имена существительные в роли вводящих слов:
слова, восклицание, вопрос,
возглас, шепот:
«Парнишка лег?» - послышался через минуту шепот Пантелея (Ч.).
- указания
на несколько источников речи:
Kaк гpaд пo жeлeзнoй кpышe, зacтyкoтaли выкpики:
— Kлючи дaвaй!..
— Kaтиcя oтceдoвa! Koй тeбя... пpocил?!
— Дaвaй сeмeнoв!
— Пoчeмy нe дaeшь нaм ceять? (Шoлoxoв).
Слайд 7Положение авторских слов
1) препозиция:
а) А – П:
И каждый обязательно поднимал
брови и спрашивал: «Неужели вы доктор? А я то думал,
что вы еще студент» (М. Булгаков);
б) А – П – А:
Тогда я крикнул: «В таком случае возьмите назад ваше кольцо!» — и насильно надел его ей на палец (Бунин).
Прямой порядок слов в АР
2) постпозиция:
П – А:
«Сегодня воскресенье!» — с удовольствием вспомнила Надежда Федоровна (Чехов).
Обратный порядок слов
Слайд 8Положение авторских слов
3) интерпозиция:
П – А – П:
«Это уж совсем
глупо... — думал он, расписываясь в получении. — Глупее ничего
и придумать нельзя»(Чехов).
Обратный порядок слов
2 глагола речи и мысли в АР, относящиеся к I и II частям ПР:
«Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? — спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал: — Ядовитый, омерзительный» (Паустовский).
Слайд 9Прямая речь
- 1 или несколько предложений;
- разные типы предложений;
- любые
конструкции живой речи;
- местоимения с точки зрения говорящего:
Петя сказал: «Я
возьму, Сережа, твою книгу».
Открытая (свободная) прямая речь:
Опыт приходил к нам постепенно,— рассказывает Луиджи Гаяни. — Маленькие группы сливались и превращались в боевые отряды. Много подвигов на счету Александро Бьянкочини (Из газеты).
Слайд 10Косвенная речь
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительно-объектными:
Петя сказал, что будет ждать
меня вечером;
Петя спросил, когда я освобожусь;
Петя попросил, чтобы я
не опаздывал.
Передают содержание чужой речи;
Не воспроизводят чужую речь.
Не передаются в косвенной речи:
- обращения;
- модальные слова и частицы;
- междометия;
- императив;
- ряд инфинитивных конструкций;
- интонационное своеобразие чужой речи.
Слайд 11Косвенная речь
Местоимения и личные формы глаголов:
- с точки зрения автора,
передающего чужую речь*:
Петя сказал: «Я возьму, Сережа, твою книгу»;
Петя сказал
Сереже, что возьмет его книгу.
Петя сказал мне: «Я возьму твою книгу»;
Петя сказал мне, что он возьмет мою книгу.
Правило согласования времен в АЯ
Глаголы речи и мысли, нуждающиеся в обязательном распространении:
говорит, сказал, подумал, спросил, попросил, приказал;
вопрос, мысль
Постпозиция чужой речи
Слайд 12Способы передачи различных по модальности
типов чужой речи
Союзы и
союзные слова
- повествовательное предложение (утвердит. или отриц. модальность):
Да, она нам
призналась, что с того дня, как встретила Печорина, он ей часто грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления (Лермонтов);
- повеств. пр-ие (неуверенность, предположительность):
Кто-то ему сказал, будто бы генерала давно нет в живых (Герман);
- побудительное предложение:
«Хорошо, я это сделаю»,— сказал Осипов и при мне же распорядился, чтобы гимназиста освободили (Горький);
Слайд 13Способы передачи различных по модальности
типов чужой речи
- вопросительное предложение
(специальный вопрос):
Иван Ильич спросил у нее, где находится штаб (А.
Н. Толстой);
- вопросительное предложение (общий вопрос):
Не согласитесь ли вы прочитать еще одну лекцию?
→ Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию.
Слайд 14Полупрямая речь
Прямая + косвенная речь:
Сложноподчиненное предложение
Придаточная часть сохраняет все черты
прямой речи:
Степан сказывал мне по моем возвращении, что «Яков Емельянович
почти всю ночь не почивали, все ходили по комнате» (Акс.);
Отец отвечал равнодушно, что у него есть дело поважнее концертов и всех заезжих виртуозов, но, впрочем, посмотрит, увидит, и если выдастся свободный часок - отчего же нет? когда-нибудь сходит (Дост.).
Слайд 15Несобственно-прямая речь
Represented speech
Художественная литература
- невыделенность в составе АР;
- не оформляется
как придаточная часть;
- не вводится спец-ми вводящими словами;
- не имеет
типизированной синтакс. формы.
Слайд 16Несобственно-прямая речь
Прямая речь:
- различные интонационные типы речи;
- междометия;
- частицы;
- фразеологические
обороты;
- несвободные синтаксические модели.
Косвенная речь:
- замена личных местоимений и личных
форм глаголов
1) Шипит фитиль лампы... Стеша сейчас на кухне, войдет — только что от печи, все лицо в румянце, если прижаться — кожа горячая... Что-то долго она там? Хорошо дома! (Тендряков);
Слайд 17Несобственно-прямая речь
2) «Что в моем прошлом не порок?» — спрашивал
он себя, стараясь уцепиться за какое-нибудь светлое воспоминание, как падающий
в пропасть цепляется за кусты.
Гимназия? Университет? Но это обман. Он учился дурно и забыл то, чему его учили. Служение обществу? Это тоже обман, потому что на службе он тоже ничего не делал, жалованье получал даром и служба его — это гнусное казнокрадство, за которое не отдают под суд (Чехов).
Слайд 18Несобственно-прямая речь
3) Она вышла и взглянула на часы: было без
пяти минут шесть. И она удивилась, что время идет так
медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем? (Чехов);
4) Ах, как хорошо было участковому Анискину! Поглядел на ситцевые занавески - эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик - эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи - ну, как в детстве под одеялом! (Лип.).
Слайд 19Передача предмета, темы чужой речи
- дополнения при глаголах речи и
мыси:
Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и
пианистах, о Бахе и Брамсе, а жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно... Неужели? Скажите... (Чехов)».
- придаточная часть:
И мама рассказала о слоне и о том, как спросила девочка о его ногах (Бунин).
Слайд 20Цитация
Цитата – дословная выдержка из какого-либо сочинения (для подтверждения или
пояснения собственной мысли)
- 1 предложение;
- сочетание предложений;
- словосочетания, отдельные слова:
Плеханов
очень резко писал о любителях пышной, но штампованной речи:
«Покойный Г. И. Успенский заметил в одной из своих немногочисленных критических статей, что существует порода людей, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не выражается просто... По выражению
Г. И. Успенского, люди этой породы стараются думать басом, подобно тому, как стараются говорить басом иные школьники, желающие показаться большими» (Виноградов).
Но если родина такова, как сказал о ней Лермонтов в стихотворении «Прощай, немытая Россия...», то откуда же возникает, наперекор сознанию, «рассудку вопреки», «странная любовь» (Коровин)?
Слайд 21Способы включения цитат в авторское высказывание
1) А – Ц
Н. В.
Гоголь признавался: «Я до сих
пор, как ни бьюсь, не могу
обработать слог и язык свой...»*
* Г о г о л ь Н. В. Полн. собр. соч.— М. 1952. — Т. 8.— С. 427.
2) без слов автора:
От различий методов обрисовки характеров —
лирического, эпического и драматического — зависят различия жанров литературной художественной речи. «В литературном произведении язык людей, в нем изображенных, прежде всего мотивирован теми характерами, с которыми он связан, свойства которых он индивидуализирует... Характер переходит в язык*» (Тимофеев Л.И. Теория литературы. – М. 1945. – С. 427).
* Виноградов В.В. О языке художественной литературы.
Слайд 22Способы включения цитат в авторское высказывание
3) входит в косвенную речь
В
своих воспоминаниях он [Греч] говорит о Кюхельбекере, что «приятелем его
был Грибоедов, встретивший его у меня и с первого взгляда принявший за сумасшедшего»* (Тынянов).
* Г р е ч Н. И. Записки о моей жизни.— М.; Л., 1930. — С. 463.
4) с пом. вводных слов
По мнению В. А. Гофмана, «языковая позиция Хлебникова насквозь, принципиально архаистична*» (Виноградов).
* Г о ф м а н В. А. Язык литературы. — Л., 1936.— С. 214.
Изменение форм и.с. и гл. при включении цитаты в текст
Слайд 23Способы включения цитат в авторское высказывание
Эпиграф
- препозиция по отношению
ко всему тексту или его структурным частям;
- раскрытие основной мысли;
-
отношение автора;
- установление глубинных связей с другими произведениями;
- вскрытие подтекста.
Слайд 24Диалогическое единство
- наиболее крупная структурно-семантическая единица диалогической речи:
1) — Кто
говорит?
— Унтер-офицер Турбин (Булгаков);
2) — Поздравь! — сказал он.
— С
чем?
— С победой... (Чехов).
Вопросно-ответные ДЕ;
Вторая реплика продолжает незаконченную первую:
Т а т ь я н а. Он красиво одет...
Т е т е р е в. И весел (Горький);
Реплики связаны одним предметом мысли;
Вторая реплика содержит согласие/несогласие с первой репликой:
— С ума можно сойти...— прошептал я.
— Нет, не надо сходить. Просто вы не знаете, что такое театр (Булгаков).
Слайд 25Диалогическое единство
— Товарищ Максудов? — спросил блондин.
— Да, я...
— Ищу
вас по всему театру,— заговорил новый знакомый,— позвольте представиться —
режиссер Фома Стриж (Булгаков).