Слайд 1Лекция 6
Принципы, методы и средства обучения иностранным языкам
Слайд 2План
Принципы обучения ИЯ как концептуальные положения методической системы
Методы обучения ИЯ
Средства
обучения ИЯ
Слайд 31. Принципы обучения ИЯ как концептуальные положения методической системы
Принципы обучения
– это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования
к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения).
Слайд 5Дидактические принципы – отражают основные положения теории образования и обучения,
разрабатываемые в дидактике.
Принцип сознательности - понимание обучающимися содержания иноязычной
речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами.
Принцип активности - предполагает речевую активность обучающихся в ходе урока.
Принцип наглядности – обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимся.
Под языковой наглядностью подразумевается деятельность, связанная с демонстрацией языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно- чувственный характер
Принцип прочности - сохранение учебного материала в памяти обучающихся и возможность его применения в различных ситуациях общения.
Принцип доступности и посильности - материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями обучающихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей.
Слайд 6
Принцип межпредметной координации - согласование тем различных дисциплин с
целью исключения их дублирования и формирования в сознании обучающегося целостного
восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Принцип межкультурного взаимодействия - учитывает национально-культурные особенности обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями языка.
Принцип профессиональной компетентности преподавателя - способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы знаний, навыков и умений в данной области деятельности.
Основы профессиональной компетенции:
коммуникативные (владение языком и способности профессионально-педагогического общения),
организаторские (умение организовать как свою собственную деятельность, так и деятельность обучающихся),
гностические (умение анализировать способности обучающихся к овладению языком и поддерживать мотивацию в работе),
оценочные (связанные с умением оценить уровень формируемых навыков и умений и произвести их корректировку).
Слайд 7Лингвистические принципы базируются на данных языкознания как базисной для методики
науки.
Принцип системности:
- описание изучаемого языка в учебных целях, при котором
единицы языка рассматриваются с точки зрения их коммуникативной и функциональной значимости для выражения различных смыслов (коммуникативных намерений);
- формирование в сознании обучающихся представления о языке как целостной системе, состоящей из набора языковых и речевых элементов и правил их употребления в речи;
- изучение грамматики в органической связи с лексикой, позволяющее выявить лексико-семантические особенности языковых единиц в процессе их функционирования;
- изучение морфологии на синтаксической основе, что предполагает введение законченных речевых единиц (предложений и словосочетаний) в связи с условиями общения.
Слайд 8
Принцип концентризма - характер отбора и введения лексико-грамматического материала,
при котором обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с
постепенным его углублением и расширением.
Принцип разграничения лингвистических явлений на уровне языке и речи - объекты усвоения определяемые как языковые (система языка), речевые (способы формирования и формулирования мыслей посредством языка), речедеятельностные (осуществляют процесс общения).
Принцип функциональности - языковой материал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания.
Принцип стилистической дифференциации - учет в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи.
Принцип минимизации языка - отбор языковых и речевых средств для занятий.
Слайд 9Психологические принципы
Принцип мотивации - понимание мотива как побуждения к деятельности,
связанного с удовлетворением потребностей человека.
Принцип поэтапности - четыре этапа,
составляющих основу формируемой речевой деятельности:
ознакомительный (сообщение знаний, введение речевого образца, грамматической модели, правила),
стандартизирующий (формирование речевого навыка в результате выполнения языковых упражнений),
варьирующий (совершенствование речевого навыка и формирование речевых умений с помощью речевых упражнений в ситуациях учебного общения),
творческий (развитие речевых умений, перенос приобретенных знаний, навыков, умений в различные ситуации общения не только учебного, но и неучебного характера).
Принцип учета индивидуально-психологических особенностей - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса.
Принцип учета адаптационных процессов - адаптация как процесс приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности.
Слайд 10Собственно методические принципы
Принцип коммуникативности – обучение организуется в естественных
для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
Принцип учета
родного языка - учет трудностей изучаемого языка, вызванных расхождениями в системе изучаемого и родного языков обучающихся.
Принцип устного опережения предполагает:
а) устное введение и закрепление учебного материала;
б) наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.
Принцип взаимосвязанного обучения - обучение языку с одновременным формированием четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках их определенного учебной программой последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений.
Принцип профессиональной направленности обучения - учет будущей специальности и профессиональных интересов обучающихся на занятиях по языку и другим дисциплинам учебного плана.
Слайд 11
Принцип аппроксимации - «снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым обучающимся
ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию
и не приводят к искажению смысла сообщения.
Принцип ситуативно-тематической организации обучения -организация и проведение занятий, при которых введение и закрепление учебного материала проводятся с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы общения.
Принцип учета уровня владения языком - организация процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся.
когнитивные принципы:
- принцип автоматизации речевых единиц;
- принцип использования внутренней мотивации;
- принцип использования личного вклада учащегося
эмоционально-психологические принципы:
-принцип «языкового Я»
- принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка
Слайд 12
лингвистические принципы:
- учет влияния родного языка на
овладение иностранным
- учет особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной
языковой системой;
-принцип коммуникативной компетенции
Слайд 132. Методы обучения ИЯ
Метод - способ достижения цели.
Общедидактические методы
обучения – это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся,
направленной на достижение целей образования, воспитания и развития обучающихся.
Выделяются методы:
1) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные);
2) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов);
3) контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен).
Слайд 14 ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Метод показа - введение нового материала на
разных уровнях его организации.
Объяснение - использование приемов индукции (от наблюдения
над фактами языка учащиеся подводятся к выводу, обобщению) и дедукции (правило, инструкцию преподаватель подкрепляет примерами, иллюстрирующими их применение в речи).
Тренировка - выполнение специальных упражнений
Слайд 15
Методы коррекции - исправление ошибок в речи обучающихся.
Метод оценки
- определяет степень сформированное знаний, навыков, умений и их соответствие
требованиям Государственного стандарта и программы.
Самокоррекция -позволяет обучающимся самостоятельно оценить свою работу и исправить ошибки.
Слайд 16МЕТОДЫ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Прямые методы –
предусматривают создание непосредственных ассоциаций между единицами языка и соответствующими им
понятиями, минуя родной язык обучающихся, усвоение таких единиц происходит на интуитивном уровне.
К числу прямых методов обучения принято относить натуральный, прямой, устный и их современные модификации – аудиовизуальный и аудиолингвальный.
Слайд 17
Натуральный метод. Главной целью изучения языка считалось овладение устной
речью, искусственное воссоздание языковой среды, подобной той, которая окружает ребенка
при овладении им родной речью.
Устный метод - слушание и повторение речевых образцов с целью их запоминания и последующего воспроизведения в различных комбинациях.
Армейский метод –метод ускоренного обучения иностранным языкам в устной форме общения в пределах ограниченных словарных запасов и тем общения.
Аудиовизуальный метод – это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, преимущественно из сферы обиходно-бытового общения и в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности, представленной в виде иллюстраций в учебнике, диафильмов и кинофильмов.
Аудиолингвальный метод – это метод обучения иностранным языкам, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором единиц языка (фонем, звукосочетаний, слов, фраз, а затем и текстов), что ведет к образованию речевых автоматизмов
«Метод гувернантки» –метод обучения иностранным языкам в семьях носителями языка.
Слайд 18
Сознательные методы - осознание учащимися в процессе обучения фактов
языка и способов их применения в речевом общении (грамматико-переводный, сознательно-практический,
сознательно-сопоставительный, репродуктивно-креативный)
Принципы сознательного метода:
- в основу обучения должна быть положена письменная речь, так как только она отражает подлинный язык;
- главным объектом обучения является грамматика, овладение которой дает представление о системе языка;
- в качестве ведущего способа обучения рассматривается дедукция - сначала учащиеся должны заучить слова и грамматические правила, а затем на их основе научиться конструированию предложений;
- основным приемом раскрытия значения лексических единиц и грамматических форм является дословный перевод, а способом их сохранения в памяти – заучивание наизусть;
- занятия проводятся на материале учебных и оригинальных текстов, а рецептивное владение языком рассматривается в качестве главной задачи обучения.
Слайд 19Комбинированные (или смешанные) методы
Метод чтения - овладение единицами языка беспереводным
путем в результате догадки по контексту и использования наглядности, с
другой – допускает использование родного языка в качестве дополнительного средства семантизации и контроля за пониманием текста.
Коммуникативный метод. Особенность метода проявляется в попытке приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации.
Тандем-метод - самостоятельное изучение иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре.
Слайд 20Интенсивные методы
Суггестопедическая модель обучения предусматривает следующие этапы работы:
-дешифровка –
знакомство с новым материалом,
-активный сеанс – чтение преподавателем нового
текста,
-концертный сеанс – повторное чтение текста преподавателем на фоне звучащей музыки, разработка учебного материала с помощью суггестивных этюдов.
Эмоционально-смысловой метод - опора на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в качестве основного пути овладения речевым общением.
Суггестокибернетический интегральный метод - суггестивное управление процессом обучения с использованием технических средств.
Ритмопедия - ввод иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения.
Гипнопедия - формирование навыков опознавания и воспроизведения единиц речи, введенных в процессе восприятия гипнопедической программы.
«Экспресс-метод» - наличие в текстах особых звуковых сигналов, фраз, воспринимаемых на подсознательном уровне благодаря высокой скорости их подачи.
Слайд 213. Средства обучения ИЯ
Средства обучения – это комплекс учебных пособий
и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя
по обучению языку и деятельностью обучающихся по овладению языком.
Средства обучения для преподавателя - Образовательный стандарт по языку
Средства обучения для обучающихся - учебник
Слайд 22
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) - пособия, рассчитанные на зрительное,
слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации.
Слайд 23
Технические средства обучения – это аппаратура и технические устройства,
используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации,
контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений (звукотехнические средства, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения).