Слайд 1ЛЕКЦИЯ 6
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КАК СРЕДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Слайд 2План лекции:
Понятие социального взаимодействия.
Трактовки социального взаимодействия в специальных социологических
теориях
Типология и классификация социальных групп
Влияние группы на индивида
Внутригрупповое взаимодействие
Слайд 3ВОПРОС 1
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Слайд 4Социальное взаимодействие – это любое поведение индивида или групп индивидов,
имеющее значение для других индивидов, групп или общества в целом
в данный момент или в будущем.
Непосредственное взаимодействие
Опосредованное взаимодействие
Слайд 5Условия возникновения социального взаимодействия (Питирим Сорокин )
Наличие двух или более
индивидов, обусловливающих поведение друг друга
Совершение индивидами каких-либо действий, влияющих на
их переживания и поступки
Наличие проводников, предающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.
Наличие общей основы для контактов, соприкосновения (добавлено современными социологами)
Слайд 6Типология социальных взаимодействий (П.Сорокин)
1. В зависимости от количества и качества
взаимодействующих индивидов
а. индивид – индивид
б. индивид – группа
в. группа
- группа
2. Критерий однородности и разнородности взаимодействующих субъектов
Слайд 7Общество – система взаимодействий между людьми
Задача социологии (ее предмет) изучать
все виды социальных взаимодействий
Слайд 8ВОПРОС 2
ТРАКТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
Слайд 9Макс Вебер
Теория «социального действия»
Социальное действие
Индивид вкладывает в него субъективный
смысл (осмысливает свой поступок)
Индивид действует, имея ввиду ожидаемую реакцию других
Слайд 10«Идеальные типы» социального действия
по М. Веберу
целерациональное
ценностно-рациональное
традиционное
аффективное
Слайд 11Теория обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау)
Суть теории
В
социальном поведении любого человека лежит рациональное начало, которое побуждает его
вести себя расчетливо и стремиться к получению разнообразных выгод (от денег и престижа до дружбы и любви). Основа социальных взаимоотношения – получение и обмен этими благами, выгодами и вознаграждениями.
Слайд 12Этнометодология (Гарольд Гарфинкель)
Суть теории
Базовые правила, регулирующие контакты между людьми принимаются
ими на веру в готовом виде.
Цель исследования – изучить
неосознаваемые формы коммуникации между людьми.
Слайд 13Концепция управления впечатлениями или драматургический подход(Эрвин Гофман)
Суть теории
Люди конструируют
собственные имиджи , режиссируют впечатления о себе, добиваясь поставленных целей.
В процессе социального взаимодействия люди создают ситуации, когда они могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.
Слайд 14Символический интеракционизм
(Джордж Мид)
Суть теории
Любые социальные действия возможны благородя коммуникации.
Коммуникация же возможна тогда, когда люди предают любому символу одно
и то же значение.
Социальные взаимодействия - это непрерывный диалог между людьми в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Слайд 15ВОПРОС 3
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Слайд 16Социальные общности – структуры, объединяющие людей по признаку их соответствия
определенному критерию (профессия, совместное проживание, религия и т.д). Такие общности
могут вести к образованию организаций и ассоциаций.
Социальный агрегат – совокупность социальных единиц, образующаяся путем пространственного сближения, причем их сущность не меняется (нет взаимодействия).
Слайд 17Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, находящихся в
близком физическом соприкосновении друг с другом, лишенных ясно осознаваемой общности
цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания.
Поведение индивидуумов в толпе характеризуется усилением внушаемости, подражательности, эмоциональности и социально-психологического заражения.
Конец 19 -начало 20 века изучение толпы Густав Лебон («Психология народов и масс») и Габриэль Тард («Преступная толпа»)
Слайд 18Социальная группа – совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом
определенным образом, чувствуют свою принадлежность к данной группе и воспринимаются
другими как члены данной группы.
Черты групп:
1. Определенный способ взаимодействия
2. Членство, чувство принадлежности к группе
3. Идентичность с точки зрения посторонних
Социальная группа
Слайд 19Условия существования группы
Стимулировать желание ее членов добиваться участия в деятельности
группы
Обеспечивать эффективную систему внутригрупповой коммуникации, систему обмена информацией
Контролировать действия членов
группы, чтобы направлять их к достижению цели
Приспосабливаться к условиям социальной среды, угрожающим существованию группы, обеспечивая безопасность группы
Слайд 20Типы групп
Первичные группы – эмоциональные и личные связи внутри группы
(семья, друзья)
Вторичные группы – инструментальные связи внутри группы, значение придается
умению человека выполнять функции (рабочий коллектив)
Экспрессивные группы – их цель удовлетворить стремление человека к социальному признанию и уважению
Инструментальные группы – необходимы для решения задач, с которыми нельзя справиться в одиночку
Группа может выполнять инструментальные, экспрессивные и поддерживающие задачи.
Слайд 21Референтная группа – группа, в которую индивид не включен реально,
но чьи нормы и ценности он принимает
Информационные, самоидентификации, ценностные, утилитарные
Слайд 22Малая группа - 2(3) до 7 человек
Оптимальный размер малой группы
- 5 человек
Верхний предел малой группы - 7+ - 2
Группа из 2-х человек – диада
Группа из 3-х триада
Слайд 23ВОПРОС 4
ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ИНДИВИДА
Слайд 24Социальная фасилитация – усиление доминантных реакций в присутствие других.
Социальная леность
- усилия группы всегда меньше чем сумма усилий ее членов,
работающих в одиночку.
Деиндивидуализация – утрата самоосознания и боязни оценки;
Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление раннее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений группы.
Слайд 25Огрупление мышления – режим мышления, когда поиски согласия становятся настолько
доминирующими в группе, что группа автоматически отбрасывает возможные альтернативы принятому
решению
Симптомы огрупления мышления
Иллюзия неуязвимости
Никем неоспариваемая этичность группы
Рационализация
Стереотипный взгляд на противника
Давление конформизма
Самоцензура
Иллюзия единомыслия
Слайд 26ВОПРОС 5
ВНУТРИГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Слайд 27Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов социальных групп
Социальные роли
в группе
Председатель или формирователь
Генератор идей
Оценщик идей (критик)
Организатор работы
Организатор группы
Исследователь ресурсов
завершитель
Слайд 28Лидерство
Лидерство - социально-психологический процесс влияния на других людей – формально
равных
Лидер – тот, кто способствует повышению эффективности группы в целом
Черты
эффективного лидера :
видение ситуации в целом;
способность к коммуникациям;
доверие сотрудников;
гибкость при принятии решений.
В группе всегда два лидера – инструментальный и экспрессивный
Слайд 29Стили руководства
Руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс
организации и контроля формально неравных людей.
Стиль руководства - типичный
вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели
Дуглас Мак-Грегор – теория лидерства
Слайд 31Харизматические лидеры - лидеры, которые в силу своих личностных качеств
способны оказывать глубокое воздействие на последователей.
Харизма является формой влияния
на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями.