Ин. 1, 35-51:
Зигабен: «Хотя слушали многие, но услышали только эти, разумеется, ушами душевными, а другие услышали телесными. Из учеников Иоанна пошли тогда за Иисусом Христом только двое, а многие другие остались, и пошли, конечно, желая сблизиться с Ним»
Свт. Иоанн Златоуст «Чесо ищета? - Отсюда мы научаемся, что Бог Своими дарами не предваряет наших желаний, но, когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда и Он подает нам многие способы к спасению»
«Спрашивает не для того, чтобы узнать, а чтобы вопросом еще более приблизить их к Себе, сообщить им более дерзновения и показать, что они достойны беседовать с Ним… чтобы успокоить их смущенное и неспокойное сердце и внушить им дерзновение»
Блж. Феофилакт: «Господь не сказывает им признаков дома, но говорит: «Пойдите и увидите». Поступает так для того, чтоб еще более привлечь их к последованию, а вместе и обнаружить силу их желания в том случае, если они не затруднятся дорогою».
Зигабен: «Хотя они ничему еще не научились у Иисуса Христа, однако называют Его учителем, указывая этим причину, вследствие которой они следовали, именно чтобы услышать что-либо полезное, и таким образом включали сами себя в число учеников»
Десятый час равнялся нашему четвертому часу пополудни, следовательно, ученики пробыли у Христа весь остаток того дня и всю ночь
Свт. Иоанн Златоуст: «Он никого не призывает к Себе прежде, чем кто сам присоединится к Нему. И это делает не просто, но по свойственной Ему мудрости и разуму. Если бы никто не приходил к Нему добровольно, а Сам Он привлекал к Себе каждого, то, быть может, после они и оставили бы Его. Но как они сами решились на это, то и оставались уже тверды в своем намерении»
Зигабен: «Умолчал об имени другого, или потому что он не был известен и знаменит, или потому что это был сам пишущий, как говорят некоторые»
Христос, в настоящем случае не менял Симону имени. Этим Он предсказывал Симону только великое будущее. Поэтому-то Симон, из благоговения к Господу приняв новое имя Петр, не оставил и прежнего, называясь до конца жизни своей Симоном Петром
Призвание Филиппа
Свт. Иоанн Златоуст: «Вероятно, Филипп последовал за Христом, увидев и спутников Петра и услышав (о Христе) от Иоанна. Вероятно также, и глас Христов произвел в нем свое действие. Христос знал, кто будет для Него благопотребен»
Зигабен: «А евангелист говорит, и из какого города он происходил, именно из Вифсаиды, города малого и незнатного, чтобы ты знал, что немощная мира этого избрал Бог»
Свт. Иоанн Златоуст: «Нафанаил был человек точный и во всем дознавал истину»
Зигабен: «Нафанаил ожидал Иисуса Христа из Вифлеема, слыша же теперь, что Он из Назарета, смутился и недоумевал, находя слова Филиппа несогласными с пророчеством»
Есть предположение, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницей и, вероятно, в тот раз во время молитвы испытал какие-то особенные переживания, которые ярко отложились у него в памяти и о которых не мог знать никто из людей.
Блж. Феофилакт: «Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема».
Зигабен: «Нафанаил называет Христа Богом по благодати. Это видно из присоединения слов: Ты еси Царь Израилев, потому что Сын Божий по естеству есть Царь не только израильтян, но и всех людей»
Призвание учеников, в этот раз не было еще призванием их к постоянному следованию за Христом или тем более призванием к апостольскому служению. Ученики после того первого призвания еще уходили домой и временами занимались своими делами
Господь подразумевает, что Его ученики духовными очами узрят Его славу, что отныне исполняется древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт 28:11-17), через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь «Сыном Человеческим»
Зигабен: «на третий день после того, как Иисус Христос вышел из пустыни». Но вероятнее на 3 день после призвания Нафанаила
Кана, маленький городок, находившийся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета, называлась Галилейской в отличии от другой – располагавшейся близ города Тира.
По Преданию это был брак Симона Зилота, сына Иосифа Обручника, поэтому Пресвятая Дева и Сам Спаситель были приглашены на него как родственники
Свт. Иоанн Златоуст: «Она хотела и гостям угодить, и Себя прославить чрез Сына. Может быть, Она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: яви Себе мирови (Ин. 7, 4), желая приобрести и себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал ей: что Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой»
Блж. Феофилакт: «Он делает Ей упрек, и не без основания»
Однако здесь в слове Жено нет непочтительности, – это обычное обращение, принятое на Востоке
Свт. Игнатий Кавказский: «Божия Матерь милосердствует и желает исправить недостаток. Иисус Христос от недостатка пищи и пития духовных, принес Себя как пищу и питие. Прошение Божией Матери не заключало в себе ничего не предосудительного и было исполнено».
«Как человечество пало в связи с ходатайством первозаветной Евы, так и здесь сейчас ходатайство Евой Новозаветной»
Блж. Феофилакт: «Еще не пришел час Мой", – сказал не потому, будто подлежит зависимости от времени или наблюдает известные часы (ибо как прилично сие Творцу времен и веков?), но потому, что все совершает в приличное время».
Св. Иоанн Златоуст объединяет эти слова по смыслу с такими выражениями, как «Никто же не возложил на него руки, так как не пришел час Его» и т.д. Таким образом, час Иисуса Христа есть час Его Страстей.
Или Иисус имел в виду, что еще не все вино, припасенное на свадьбу, вышло полностью.
«мера» или «бат» равнялся, по нашим мерам, полутора ведрам; так что там могло быть от 18 до 27 ведер вина
Зигабен: «Прислужников пира делает прислужниками чуда, чтобы они сами были свидетелями этого дела. Но почему Сам Иисус Христос одним словом не наполнил водоносов, но приказал служителям? Чтобы не показалось это призрачным, чтобы черпавшие воду сами заставили молчать порицающих это чудо»
«Когда напьются» не нужно понимать, что на этой свадьбе все были пьяны, речь здесь идет об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Господь Иисус Христос не принял бы участия в пиршестве, где многие могли быть пьяны.
Св. Филарет: «Чудо в Кане Галилейской было не первым, до него были еще чудеса, иначе бы Божия Матерь не просила так»
Блж. Феофилакт: «если сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно - начало.»
Блж. Феофилакт: «Слова: «ученики Его уверовали в Него» понимай так, что они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали, но веровали не так твердо».
Именно Kапернаум становится постоянным местопребыванием Христа и Его семьи
Еевреи превратили «двор язычников» в базарную площадь: согнали туда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях и открыли разменные кассы. Паломникам приходилось менять свои римские деньги, на священные сикли, и размен этот приносил большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали в храмовом дворе и другими предметами, не имевшими никакого отношения к жертвоприношению, например, волами. Сами первосвященники занимались разведением голубей для продажи их по высоким ценам.
Композиция беседы с Никодимом
Свт. Иоанн Златоуст: «Он (Никодим) был благорасположен ко Христу, но не столько, сколько следовало, и не с надлежащею мыслию о Нем: он был еще подвержен иудейским слабостям. Потому он и приходил ночью, боясь сделать это днем».
Никодим был один из иудейских начальников, т. е. член синедриона, следовательно принадлежал к числу раввинов или книжников. Слушая проповедь Христа он пришел как и многие другие, к убеждению, что Христос есть посланник Божий. И пришел узнать узнать, не Он ли тот ожидаемый Мессия
Христос сразу же исправляет представление современного фарисейства на участие в Мессианском Царстве – необходимое условие не принадлежность к роду Авраамова, соблюдение закона Моисеева, а рождение свыше, нравственное духовное перерождение человека.
Никодим как представитель общего духа иудейства того времени понимал это Царство в чисто физическом виде, на земле. Поэтому он и буквально, физически понял слова Христа, говорит о плотском рождении
Христос разъясняет дальше, что раз Царство Небесное, духовное, то и чтобы попасть в него нужно родиться свыше. Как? С помощью воды и Духа Святого.
Свт. Иоанн Златоуст: «Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать Царствие Божие»
Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, - к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения - знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.
Господь разъясняет образ духовного рождения в сравнении. В духовном возрождении человеку доступна наблюдению только перемена, которая происходит в нем самом, но возрождающая сила и способ, которым она действует, а также пути, по которым она приходит, — все это для человека таинственно и неуловимо. Также как мы чувствуем на себе действие ветра: слышим «голос его», но не видим и не знаем, откуда приходит он и куда несется, столь свободный в своем стремлении и на зависящий от нашей воли. Подобно этому и действие Духа Божья, нас возрождающего: очевидно и ощущаемо, но таинственно и необъяснимо.
Господь обличает не столько самого Никодима, сколько все высокомерное фарисейское учительство, которое, взяв ключ от понимания тайн Царства Божья, ни само не входило в него, ни других не допускало войти. Фарисеи должны были знать учения о необходимости духовного возрождения, так как в Ветхом Завете часто встречалась мысль о необходимости обновления человека, о даровании ему Богом сердца плотного вместо каменного (Иез. 36, 26). Еще царь Давид молился: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50, 12)
Зигабен: «Обличает его не в лукавстве, но в тупости и непонятливости. Ему, как учителю, следовало бы знать это из Писаний, так как книги иудейские содержат в себе образы духовного возрождения; например, переход через Чермное море, где море служило образом воды, а облако – образом Духа (сказание о Неемане прокаженном: как он омылся в Иордане, и возвратилось к нему тело его, как молодого отрока, и многие другие)».
Далее Христос говорит, что Он Сам и ученики Его возвещают новое учение, которое основывается непосредственно на знании и созерцании истины. Он в отличии от фарисеев истинный Учитель
Если Я говорю вам о земном, то есть о духовном возрождении человека, которое можно понять из внутреннего опыта, и вы не понимаете, то что вы скажите, когда Я буду говорить о небесном – о возвышенных тайнах Божества, Троичности, Предвечном совете, Боговоплощении и т.д., что превышает познание человека.
Но кто из людей может взойти на небо и проникнуть в таинственную область Божественной жизни? Никто, кроме Сына Человеческого, Который и сойдя на землю, не покинул небес
И цель этого сошествия было в спасение всех людей, которые с верою будет взирать на Иисуса Христа Сына Человеческого. А причина - в Божественная любви к падшему человечеству.
Образ спасения – Крестные страдания и смерть Сына Человеческого. Это и есть именно то небесное, чего нельзя постигнуть земной мыслью. Как на прообраз Своего крестного подвига Господь указывает на медного змия, вознесенного Моисеем в пустыне. Моисей воздвиг перед израильтянами медного змия, чтобы они, поражаемые змеями, получали исцеление, взирая на этого змия. Так и весь род человеческий, пораженный язвой греха, живущего во плоти, получает исцеление, с верою взирая на Христа
Вечная жизнь устраивается в человеке благодатью Святого Духа, а доступ к этой благодати люди получают через искупительную смерть Иисуса Христа.
Фарисеи думали, что дело Мессии будет состоять в суде над иноверными народами. Господь же поясняет, что Он послан теперь не для суда, но для спасения мира. Неверующие же сами себя осудят, ибо с этим неверием обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к темным делам.
Свт. Иоанн Златоуст: «Люди наказываются за то, что не хотят оставить тьму и поспешить к свету. Таким образом, Христос лишает их всякого оправдания. Если бы, говорит Он, Я пришел только наказывать и требовать у них отчета в делах, то они могли бы сказать: мы поэтому-то и удалились от Тебя. Но Я пришел освободить их от тьмы и привести к свету. Кто же помиловал бы человека, не хотящего из тьмы выйти к свету?»
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть