Слайд 1Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.г.
Подготовила Титова В.В.
4 курс ОЗО ФЖ
Слайд 2Важнейшие завоевания перестройки
Важнейшие завоевания перестройки – гласность, принятые законы о правах
человека, о политических партиях, о печати, которая в условиях монопольного
господства КПСС, хоть и рассматривалась по-прежнему как оружие в руках партии, благодаря завоеванной гласности наносила удар за ударом по устоям тоталитаризма, подталкивая его к неизбежному распаду. Вся система средств массовой информации периода 1985–1991 гг. значительно видоизменилась, хотя по-прежнему подавляющее количество полиграфических мощностей принадлежали КПСС.
По-прежнему СМИ продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж.
Произошло резкое увеличение выпуска центральных газет: вырос тираж «Правды», которая стала издаваться еще на французском, испанском и других языках, «Комсомольской правды», «Труда». Рекордной отметки достиг тираж «АиФ».Значительно увеличились тиражи и журнальных изданий. В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн., «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн., «Знамя» – 177 тыс. и 900 тыс. экз. Самые крупные тиражи по-прежнему были у журналов «Работница», «Крестьянка», «Здоровье».
Слайд 3 В августе 1989 г. ЦК КПСС принял постановление «О
некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати». Уроки общественного развития после апреля
1985 г., отмечалось в постановлении, выдвигают необходимость перестройки партийной прессы, призванной активнее способствовать возрождению «ленинской концепции партии как политического авангарда общества».
Среди новых изданий, свидетельствующих, что пресса периода перестройки, как и в годы авторитарно-бюрократического режима должна была отвечать главной задаче – повышения роли КПСС как политического авангарда общества, стало возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник».
Слайд 4Новые издания
В условиях демократизации общества появляются и качественно новые издания:
«Независимая газета», «Куранты», «Совершенно секретно». Еженедельник «Куранты» – первая попытка создать независимое
от политических партий издание. Учредителем газеты выступил Моссовет. Он же стал учредителем и «Независимой газеты», появившейся в декабре 1990 г. В первые месяцы весь 150-тысячный тираж газеты распространялся исключительно в столице. Чрезвычайно популянер журнал «Огонек». В 1986 году «с подачи» Михаила Горбачева и Александра Яковлеваглавным редактором «Огонька» становится Виталий Коротич. С его приходом журнал повернул на 180 градусов. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти - сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни. Многие статьи в «Огоньке» - «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика - становятся знаком новой эпохи.
Слайд 5Радио
Все больший размах получало радиовещание. В 1990 г. вещание вели около
180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г.
начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны.
Слайд 6Телевидение
ТВ. Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к
1990 г. вели более 130 программных телецентров. Первая программа стала
доступной в самых удаленных регионах, вторая использовалась для прямых телетрансляций заседаний Верховного Совета СССР, третья – предназначалась москвичам, четвертая – являлась учебной. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «12 этаж», «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи».
В январе 1989 года на экранах Гостелерадио СССР появилась воскресная программа «7 дней». Э.Сагалаев и А. Тихомиров взяли на себя смелость высказывать свое собственное мнение по поводу событий минувшей недели. Такого до них еще никто не делал. В марте 1990 года «7 дней» были запрещены. В то время многие журналисты продолжали отстаивать принцип партийности в эфире. Для тех, кто посмел этот принцип нарушить, наступили черные дни. Так, за самостоятельность взглядов и суждений был отстранен от эфира ведущий «Международной панорамы» А.Бовин.
Слайд 7Телевидение
Весной 1991 года в альтернативу останкинскому телевидению возникло телевидение России. Туда
перешли наиболее демократически настроенные журналисты. Противоборство этих двух каналов продолжалось
до распада СССР. Значительных успехов добилось ленинградское телевидение. Это, прежде всего, «Телекурьер» – обозрение из небольших репортажей, снимаемых в течение каждой субботы и выдаваемых в эфир ближе к полуночи. Это и «600 секунд» Александра Невзорова, который вскоре стал одним из популярных телеведущих. Неизменный интерес вызывали передачи «Пятое колесо», с выходом которого на телеэкраны появился совершенно новый видеоканал, объединивший конгломерат разнохарактерных и разножанровых материалов. Именно на этом канале были переданы первые интервью с академиком А. Сахаровым, первые записи митингов общества «Память», первые митинги в поддержку сооружения Мемориала жертвам сталинизма.
Слайд 8Телевидение
В августе 1990 г. был создан Союз организаций кабельного и
эфирного телевидения СССР, представлявших около 500 зарегистрированных в стране студий кабельного
телевидения, обслуживающих до 15 млн. абонентов. 1989 реклама впервые прервала фильм!
Слайд 9Информагенства
Значительно расширилась деятельность информагентств. К 1991 г. функционировали 336 телеграфных и 180
телефонных каналов связи, соединявших ТАСС со страной и со всем миром. Его
подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информагентств, редакций газет и журналов из 115 стран. Помимо ТАСС, только АПН имело подобную разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за границей. В июле 1990 г. АПН было преобразовано в государственное информационное агентство «Новости» (ИАН). Вскоре возникают новые информационные агентства: «Постфактум», «Интерфакс» 1983, СибИА и др. Самую большую известность из них получает «Интерфакс». Особенно популярной его информация стала среди иностранных дипломатов и специалистов, которых не устраивала тенденциозная и не очень оперативная, по их мнению, информация ТАСС и АПН. К 1990 г. информацию «Интерфакса» получали уже в 40 странах мира.
Слайд 10Итак: В период так называемой гласности СМИ по-прежнему финансирует государство, но
перед СМИ теперь стоят другие задачи (обновление об-ва, ускорение на
базе технического прогресса). Первое из последствий гласности – это высокий авторитет СМИ в глазах читателя. Первый закон СССР «О печати и других СМИ» август 90г. в нем говорилось о недопустимости цензуры и гос. монополии на издательское дело, свобода творчества. Но в августе 91 года происходит государственный путч, все новые издания запрещены, кроме «Эхо Москвы» (потому что выступило против путчистов в первые дни). В декабре 91 выходит «Закон РФ о СМИ» – он соответствовал международным канонам, не допускал предварительную цензуру, четко определял права и обязанности журналиста. Так свобода печати была закреплена официально. Этот период - золотой век журналистики. Журналистика уже свободна политически, но не свободна экономически.
Слайд 11Перестройка – это эпоха публицистики.
Активный диалог с читателем,
бурные дискуссии в обществе. Стали выпускаться сборники публицистических статей. К
19 партийной в 88г. конференции был выпущен сборник «Иного не дано» - профессиональные взгляды людей на какую-то сферу жизни. Статьи по экономике, по истории страны. в сборник включены статьи ведущих представителей советской интеллигенции по наиболее острым вопросам коренной перестройки всех сфер жизни советского общества. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Еще одни популярный сборник того времени «Если по совести ». В сборник включены статьи советских писателей: Ананьев А., Астафьев В., Бакланов Г., Белов В., Васильева Л., Ганина М., Дрозд В., Евтушенко, Рождественский Р., Черниченко Ю., Шмелев Н и др. Они делятся своими мыслями и тревогами по поводу перестройки СССР.
Слайд 12Причины появления критической публицистики (публицистический бум):
Общество истосковалось по свободе
Журналисты хоть и в рамках, но получили возможность свободного творчества.
СМИ наслаждались возможностью печатать все то, что хотели.
Слайд 13«Аргументы и факты»
«Аргументы и факты» сравнительно молодое периодическое издание. В 1978 году Всероссийское
Общество «3нание» в помощь лекторам-пропагандистам стало издавать методическое пособие, содержащее некоторую
информацию, статистические данные и другие цифры, которые в официальной прессе найти было трудно.
Через два года — в 1980 году «АиФ» стал выходить в виде еженедельной газеты. В розницу тогда газета не продавалась, подписка на еженедельник также была весьма ограничена — за ним долго сохранялась функция полузакрытого издания в помощь политинформаторам. Все материалы, конечно, строго отбирались и подвергались жесткой цензуре.
После 1985 года, с началом перестройки, появилась надежда, что положение будет меняться. Но главный редактор и журналисты «АиФ» опередили свое время, начав работать по принципам гласности. В результате конфликт с ЦК КПСС и лично с Михаилом Горбачевым по поводу увольнения главного редактора «АиФ» Владислава Старкова. Впервые в истории прессы коллектив редакции не подчинился вышестоящему идеологическому органу, встал на защиту своего редактора, что явилось предвестником краха тоталитарного режима. А через год, в 1990 году, еженедельник «Аргументы и факты» был внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое тиражное издание в мире.
Слайд 14«Аргументы и факты»
В 1995 году на втором международном фестивале прессы «Гонг-95»
«Аргументы и факты» признаны «Лучшей газетой года». В 1996 году
Союз журналистов РФ присудил еженедельнику и главному редактору «АиФ» приз «Лучший редактор и газета года». В этом же году еженедельник получил международную премию, как «Лучшее неанглоязычное издание мира».
В 1998 году «Аргументы и факты» отметили 20-летие своего существования и стали победителем профессионального конкурса, проводимого Гильдией издателей периодической печати, в номинации «Лучший еженедельник России 1998 года». В 1999 году был заложен камень с логотипом «АиФ» в Москве на улице Старый Арбат.
Слайд 15«Аргументы и факты»
«Аргументы и факты» не ограничиваются только освещением жизни нашего
общества на страницах газеты: редакция активно участвует в различных социальных
проектах, а также самостоятельно приходит на помощь многим организациям и частным лицам. Так, в 1998 году от Государственной Налоговой службы РФ «АиФу» была выражена Благодарность за активное участие в социальном проекте «Время вкладывать деньги в Россию!». В декабре 1998 года «АиФ» участвовал в проведении новогодней елки для 10 тысяч детей сирот-инвалидов. Ежегодно «АиФ» оказывает более 20-ти организациям (детдома, общества слепых, дома престарелых и т.д.) финансовую и материальную помощь, изыскивая средства из собственных фондов, находя спонсоров и организовывая среди населения акции по сбору вещей для нуждающихся.
Вот уже несколько лет «АиФ» шефствует над школой-специнтернатом в г.Демидове Смоленской обл. Одежда, обувь, книги, спортинвентарь, бытовая и оргтехника, предметы гигиены — это перечень оказываемой помощи не только детям, но и солдатам срочной службы, находящимся в горячих точках СНГ. Также, совместно с МЧС РФ, «АиФ» более 2 лет проводит постоянную акцию по вывозу из Чечни и обустройству на новом месте гражданского населения: детей-сирот и престарелых.
Слайд 16«Аргументы и факты»
Большие успехи газеты за столь непродолжительный
период времени говорят о ее огромном потенциале. Этому способствуют большие
творческие возможности журналистов редакции и стабильный, дружный коллектив.
Основные темы еженедельника: информация о событиях в России и за рубежом, политика, культура, экология, социальные проблемы.
Газета распространяется и широко известна в России и всех странах СНГ, США, Канаде, Австралии, Израиле и странах Западной Европы. Еженедельник «Аргументы и Факты» издает также местные бесплатные приложения в 65 регионах России. Среди них: «АиФ-Москва», «АиФ-Петербург», «АиФ-Юг», «АиФ-Кубань», «АиФ-Урал» и т.д
Слайд 17Итог
Один из важнейших уроков перестройки, актуальный и сегодня, - экономическая
политика, направленная преимущественно на заботу о крупных владельцах, сохранении и
увеличении их прибылей, не может пользоваться поддержкой простых людей. И на этой основе будут неизбежно расти противоречия и отчуждение большинства народа от власти, несмотря на демократическую фразеологию и патриотические призывы, которые щедро распространяются в СМИ.
Советская власть потерпела поражение и ушла с арены истории, утратив доверие народа по отношению к базовым проблемам - общенародной собственности и общенародной власти. Ни первая, ни вторая так и не стали близки человеку. Отсюда отчуждение народа от власти во времена перестройки и полное равнодушие к тому, как проходила в 90-х годах грабительская приватизация.
Советская власть перестала доверять своему народу - народ ответил ей тем же. И это повод для размышлений уже нынешней власти.
Слайд 18Итог
В заключение хотелось бы заметить: сколько бы мы теперь ни
ругали СМИ и отечественную журналистику за их ошибки и просчеты,
именно им общество обязано коренным демократическим переменам, которые произошли в перестройку.
Слайд 19ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. – М., 2008.
2. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002,164
с.
3. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учебное пособие. М., 2008, 180 с.
4. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000, 68 с.
5. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Высшая школа, 2002, 393 с.
6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000, 158 с.