Разделы презентаций


Лекция 8

Содержание

Аакер Д., Кумар В., Дэй Д. Маркетинговые исследования, Глава 12, С.349-373Малхотра Н. Маркетинговые исследования, Глава 10, С. 369-400Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования, Глава 12, С. 268-311А такжеДэвис Д.Дж. Исследования в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Разработка анкет
Лекция 8

Разработка анкетЛекция 8

Слайд 2Аакер Д., Кумар В., Дэй Д. Маркетинговые исследования, Глава 12,

С.349-373
Малхотра Н. Маркетинговые исследования, Глава 10, С. 369-400
Черчилль Г., Браун

Т. Маркетинговые исследования, Глава 12, С. 268-311
А также
Дэвис Д.Дж. Исследования в рекламной деятельности, Главы 13-14, С. 353-372, 379-405
Каден Р.Дж. Партизанские маркетинговые исследования, Глава 12, С.211-265
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, Глава 4, С. 228-295

Литература к лекции 8

Аакер Д., Кумар В., Дэй Д. Маркетинговые исследования, Глава 12, С.349-373Малхотра Н. Маркетинговые исследования, Глава 10, С.

Слайд 3Процесс разработки анкеты
Виды вопросов
Структура анкеты
Компоновка (дизайн) анкеты
Пилотаж анкеты
План лекции 8

Процесс разработки анкетыВиды вопросовСтруктура анкетыКомпоновка (дизайн) анкетыПилотаж анкетыПлан лекции 8

Слайд 4Анкета
Анкета, опросный лист (questionnaire) – структурированная форма сбора данных, состоящая

из серии вопросов, письменных или устных, на которые необходимо отвечать

респонденту

Цели анкет
Сбор точных данных
Структуризация интервью
Стандартный бланк для записи комментариев и мнений
Мотивация респондента
Упрощение обработки данных
Обеспечение сопоставимости данных
АнкетаАнкета, опросный лист (questionnaire) – структурированная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, письменных или устных, на

Слайд 5Процесс коммуникации
Отправитель (интервьюер)
Кодирование
Декодирование
Получатель (респондент)
Ответная реакция
Обратная связь
Вопрос
Испытывали ли Вы когда-либо трудности,

связанные с оплатой мобильного телефона?
Да___ Нет___

Процесс коммуникацииОтправитель (интервьюер)КодированиеДекодированиеПолучатель (респондент)Ответная реакцияОбратная связьВопросИспытывали ли Вы когда-либо трудности, связанные с  оплатой мобильного телефона?Да___	Нет___

Слайд 61. Определить необходимую информацию
4. Разработать вопросы для преодоления неспособности или

нежелания отвечать
3. Определить содержание (темы) отдельных вопросов
5. Определить типы

вопросов (включая формат ответов)

6. Определить формулировку каждого вопроса

7. Определить последовательность вопросов

9. Провести предварительное тестирование анкеты

2. Выбрать способ проведения опроса  тип анкеты

8. Разработать дизайн анкеты

10. Коррекция анкеты

Процесс разработки анкеты

Размножение анкет и сбор данных

1. Определить необходимую информацию4. Разработать вопросы для преодоления неспособности или нежелания отвечать3. Определить содержание (темы) отдельных вопросов

Слайд 7Определение необходимой информации
Какова проблема исследования?
Какие решения могут быть приняты?
Темы вопросов
Какие

темы критичны?
Какие темы второстепенны?
Приоритет тем
Какой уровень детализации нужен?
Какой вид

опроса используется?
Какой метод(ы) анализа данных будет использован?

Тип шкалы, формат ответов

Какая информация нужна для классификации респондентов?

Вопросы о респондентах

Какая информация уже получена?
 от клиента  из качественных исследований  из вторичных данных

Определение  необходимой информацииКакова проблема исследования?Какие решения могут быть приняты?Темы вопросовКакие темы критичны?Какие темы второстепенны? Приоритет темКакой

Слайд 8Пример выделения информационных потребностей

Пример выделения информационных потребностей

Слайд 9Отбор тем с учетом характеристик респондента
Способность ответить на вопросы
Готовность

ответить на вопросы
чувствительность к теме
интерес к теме
продолжительность опроса

Отбор тем с учетом  характеристик респондента Способность ответить на вопросыГотовность ответить на вопросычувствительность к темеинтерес к

Слайд 10Типы вопросов анкеты: открытые вопросы
Открытые вопросы – ответ

формулируется респондентом самостоятельно, в свободной форме
В каком городе Вы живёте?

________
Что в полёте Вам понравилось больше всего?___________________________
Почему Вы выбрали компанию Аэрофлот?______________________
Как, по Вашему мнению, мы можем улучшить нашу работу?_____________

Пожалуйста, поясните свой ответ
Есть ли другие причины?

Разнообразие возможных ответов
Неуверенность в знании всех вариантов ответа
Объяснение ответов на вопросы со шкалой

Типы вопросов анкеты:  открытые вопросы Открытые вопросы – ответ формулируется респондентом самостоятельно, в свободной формеВ каком

Слайд 11Преимущества и недостатки открытых вопросов
Преимущества
позволяют получать неожиданные ответы
более полно отражают

взгляды опрашиваемого
улучшает атмосферу опроса (отлично подходят для начала опроса)
Недостатки
трудно кодировать

и интерпретировать ответы
время (на ответ, на кодировку)
плохо подходят для самозаполнения и онлайн-опросов
эффект интервьюера (сокращение ответов при фиксации)
ответам коммуникабельных людей предается больший вес

Применение:
Разнообразие возможных ответов
Неуверенность в знании всех вариантов ответа
Объяснение ответов на вопросы со шкалой (например, какие аспекты важны для респондента)
В качестве введения (что Вы думаете относительно…)
Когда желательно получить дословные ответы
Когда аспект исследования, который необходимо измерить, является деликатным

Преимущества и недостатки открытых вопросовПреимуществапозволяют получать неожиданные ответыболее полно отражают взгляды опрашиваемогоулучшает атмосферу опроса (отлично подходят для

Слайд 12Типы вопросов анкеты: закрытые вопросы
Закрытые вопросы – респонденту

предлагаются варианты ответа
Дихотомические
Многовариантные
Порядковые (шкалы важности, ранжирование)
Вопросы с интервалами

Типы вопросов анкеты:   закрытые вопросы Закрытые вопросы – респонденту предлагаются варианты ответа ДихотомическиеМноговариантныеПорядковые  (шкалы

Слайд 13Дихотомические вопросы
Дихотомические вопросы – два полюса с возможным нейтральным вариантом
Вы

делаете покупки в магазинах сети «Перекрёсток»?  Да

 Нет
В этом месяце Вы посещаете «Перекрёсток» чаще или реже, чем в прошлом?  Чаще  Реже
Вы согласны с утверждением “Моя специальность востребована на рынке”?  Да  Нет  Не знаю
Дихотомические вопросыДихотомические вопросы – два полюса с возможным нейтральным вариантомВы делаете покупки в магазинах сети «Перекрёсток»?

Слайд 14Многовариантные вопросы
Многовариантные вопросы – содержат несколько вариантов ответа

(обычно не более 5-7)
Назовите Ваше семейное положение
 холост

женат
 разведен
 вдовец
В каком супермаркете Вы совершаете основную часть покупок продуктов питания?
 Азбука вкуса
 Перекрёсток
 Седьмой континент
 Billa
 Spar
 другой (какой именно?)_____________

Определение возможных вариантов ответа обычно занимает больше времени, чем формулирование самого вопроса

Многовариантные вопросы  Многовариантные вопросы – содержат несколько вариантов ответа (обычно не более 5-7)Назовите Ваше семейное положение

Слайд 15Порядковые вопросы
Порядковые вопросы – ответы требуется выстроить в определенном

порядке либо нужно оценить важность каких-либо объектов
Оцените важность перечисленных ниже

характеристик с точки зрения общего качества обслуживания (расставьте характеристики по порядку в зависимости от их важности, поставив им оценки от 1 до 7, где 1 – наиболее важная характеристика, 7 – наименее важная)?
Оперативность и доступность услуг банка 
Компетентность сотрудников банка 
Надежность банка 
Отзывчивость сотрудников банка 
Обстановка в помещении банка 
Выгодность услуг 
Разнообразие условий предложенных услуг 

Порядковые вопросы Порядковые вопросы – ответы требуется выстроить в определенном порядке либо нужно оценить важность каких-либо объектовОцените

Слайд 16Вопросы с интервалами
Вопросы с интервалами – требуется указать, в

каком интервале находится ответ
Ваш возраст? (отметьте что-нибудь одно)
до 25 лет


25-35 лет 
35-45 лет 
45-55 лет 
55 лет и более 

до 24 лет 
25-34 лет 
35-44 лет 
45-54 лет 
55 лет и более 

Вопросы с интервалами Вопросы с интервалами – требуется указать, в каком интервале находится ответВаш возраст? (отметьте что-нибудь

Слайд 17Как сформулировать вопрос
Убедиться, что вопрос нужен:
определить требуемую информацию (какие

решения будут приняты, уровень детализации)
Выбрать шкалу ответа (см. лекцию 6)
Разработать

макеты таблиц, в которые будут заноситься результаты опроса
Тестовое заполнение анкет исследователем: пробный анализ
Сформулировать вопрос
Как сформулировать вопросУбедиться, что вопрос нужен: определить требуемую информацию (какие решения будут приняты, уровень детализации)Выбрать шкалу ответа

Слайд 18Структура вопроса анкеты
Укажите Ваш возраст (отметьте что-нибудь одно)
до 24 лет


25-34 лет

 (перейти к вопросу13)
35-44 лет 
45-54 лет 
55 лет и более 

Оцените важность характеристик обслуживания (расставьте характеристики по порядку в зависимости от их важности, поставив им оценки от 1 до 3, где 1 – наиболее важная характеристика, 3 – наименее важная)?
Оперативность и доступность услуг банка 
Компетентность сотрудников банка 
Надежность банка 

Вопрос

Инструкции

Варианты ответа

Структура вопроса анкеты	Укажите Ваш возраст (отметьте что-нибудь одно)до 24 лет     25-34 лет

Слайд 19Структура вопроса
Отдельный вопрос
Какие страховые компании вам известны?
Последовательный (разветвлённый вопрос)
Можете ли

Вы вспомнить рекламу ТЦ «Гагаринский»?
Да (перейти к вопросу 1Б)
Нет

(перейти к вопросу 32)
Серийный вопрос (набор утверждений)
Шкала Лайкерта: набор утверждений с единой шкалой оценки
Структура вопросаОтдельный вопросКакие страховые компании вам известны?Последовательный (разветвлённый вопрос)Можете ли Вы вспомнить рекламу ТЦ «Гагаринский»? Да (перейти

Слайд 20Блок-схема разработки анкеты

Блок-схема разработки анкеты

Слайд 21Требования к формулировке вопросов
Определение предмета вопроса: конкретность
Устранение обобщений и приблизительных

оценок
Кто, Что? Когда? Где? Почему? Каким образом?
Есть ли у вас

машина?
Какая марка или марки шампуня использовались вами лично в течение последнего месяца? (если…)
Понятность
использование простых слов (уровень образования, специальные термины)
Однозначность
не использовать «обычно, часто, регулярно»
двойные вопросы, требующие однозначного ответа
перевод на другой язык
начало без отрицательных частиц (Вы не согласны, что…)
Нейтральность
тенденциозные вопросы
Тактичность
Требования к формулировке вопросовОпределение предмета вопроса: конкретностьУстранение обобщений и приблизительных оценокКто, Что? Когда? Где? Почему? Каким образом?Есть

Слайд 22Структура типовой анкеты
Введение
Основная часть
«тело»
Заключение
«паспортичка»
Мотивация и «разогрев»
индикация ценности опроса
отбор респондентов
лёгкие,

неличные вопросы
вопросы общего характера
простые закрытые вопросы с частым ответом

“да”
вопросы-фильтры
возможны открытые вопросы

Получение основной информации
поведенческие
на определение отношений

Сфокусированные вопросы, некоторые могут быть сложными

Данные о респонденте и положительное впечатление

Классификационные вопросы о респонденте,
благодарность

Структура типовой анкетыВведениеОсновная часть«тело»Заключение«паспортичка»Мотивация и «разогрев»индикация ценности опроса отбор респондентовлёгкие, неличные вопросывопросы общего характера простые закрытые вопросы

Слайд 23Специальные виды вопросов
Фильтрующие вопросы
используются для проверки: действительно ли респонденты являются

теми, кто должен быть опрошен
размещаются в начале (скрининг) или

используются для разветвления
Контрольные вопросы (вопросы-детекторы)
используются для выявления неискренних или ложных ответов
предложение перечислить известные марки товаров из списка, включив в него несуществующие
сравнение общих и частных оценок
повтор вопроса в отличающейся формулировке
Специальные виды вопросовФильтрующие вопросыиспользуются для проверки: действительно ли респонденты являются теми, кто должен быть опрошен размещаются в

Слайд 24Вопросы о респондентах
Вопросы о возрасте
Лучше задавать возрастной интервал, при этом

промежуток интервала должен быть сопоставлен с определенным возрастом целевого сегмента

исследования
Вопросы о доходах
Прямые (использование интервала)
Косвенные (структура расходов, намерение приобрести дорогостоящий продукт или услугу в ближайшее время)
Вопросы о респондентахВопросы о возрастеЛучше задавать возрастной интервал, при этом промежуток интервала должен быть сопоставлен с определенным

Слайд 25Последовательность вопросов основной части анкеты
Логический и хронологический порядок
Метод воронки («от

простого к сложному»)
Последовательные темы

Типичные конструкты
Общие категории  специфические бренды
Использование 

знание  отношение
Оценка  Диагностика  Классификация
Без обозначенной цели  С определенной целью
Последовательность вопросов основной части анкетыЛогический и хронологический порядокМетод воронки («от простого к сложному»)Последовательные темыТипичные конструктыОбщие категории 

Слайд 26Форма и расположение вопросов
Логика исследования  логика анкеты
Этапы
Разделите анкету на

несколько частей
Пронумеруйте вопросы в каждой части анкеты
Предварительно кодируйте вопросы
Анкеты лучше

нумеровать отдельно

Факторы восприятия
вопросы для всех и для части респондентов
влияние ответов на предыдущие вопросы
примерно равный объём смысловых блоков
уровень трудности

Форма и расположение вопросовЛогика исследования  логика анкетыЭтапыРазделите анкету на несколько частейПронумеруйте вопросы в каждой части анкетыПредварительно

Слайд 27Кодировка
Кодировка используется для облегчения обработки и анализа данных
Разрабатывается одновременно с

формулировкой вопросов
Вопросы обычно кодируются в соответствии с их нумерацией

(Q1, Q2,…).
Поскольку ответ предполагает несколько значений, то каждому из них присваивается цифровой код
«Отдыхали ли Вы в этом году за границей?»
наличие / отсутствие показателя да (код = 1), нет (код = 0)
уровни значений: от «Совершенно согласен» (код = 5), до «Совершенно не согласен» (код = 1),
код для отсутствия ответа – чаще всего обозначается кодом 9 (варианты – 88, 99)
сложные коды
КодировкаКодировка используется для облегчения обработки и анализа данныхРазрабатывается одновременно с формулировкой вопросов Вопросы обычно кодируются в соответствии

Слайд 28Пример кодировочной таблицы (книги кодов)

Пример кодировочной таблицы (книги кодов)

Слайд 29Дизайн (макет) анкеты
Слово «Анкета» – не пишется!
Разный шрифт для вопроса,

пояснений к ответу, вариантов ответа
Указания по ответу должны находится как

можно ближе к вопросам
Профессиональный дизайн
Использование цвета, стрелок, рисунков
Формат буклета для длинных анкет
Размещение и оформление вопросов
Размещение вопроса целиком (с вариантами ответа) на одной странице
Для отдельных вопросов нужно использовать колонки с вертикальными ответами
При использовании нескольких вопросов, имеющих одинаковые категории ответа, полезно размещать их в форме таблицы
Свободное пространство
Нельзя стремится уменьшать поля и междустрочные интервалы между вопросами для компактности анкеты
Дизайн (макет) анкетыСлово «Анкета» – не пишется!Разный шрифт для вопроса, пояснений к ответу, вариантов ответаУказания по ответу

Слайд 30Предварительное тестирование (пилотаж)
Цель тестирования – определить, насколько хорошо решены главные

задачи разработки анкеты
Когда?
Параметры тестирования:
содержание вопросов
согласование слов
форма вопросов


расположение вопросов
инструкции к ответам
Метод опроса
наилучшие результаты – с помощью личного опроса
разные методы
Предварительное тестирование (пилотаж)Цель тестирования – определить, насколько хорошо решены главные задачи разработки анкеты Когда? Параметры тестирования:содержание вопросовсогласование

Слайд 31Порядок и результаты тестирования
Протестируйте анкету
в ходе личных бесед с

коллегами
затем с потенциальными респондентами (15-30 человек)
Получите замечания от интервьюеров

и респондентов
запись замечаний
Уберите вопросы, которые не дают нужной информации, и перепишите вопросы, которые вызывают проблемы
Отредактируйте инструкцию для интервьюеров

Результаты:
Отредактированная анкета
Уточнение вариантов ответов и кодов
Отредактированная инструкция для интервьюеров
Оценка примерного времени на интервью
Оценка уровня отказов – корректировка выборки

Уточнение времени проведения исследования и затрат

Порядок и результаты тестированияПротестируйте анкету в ходе личных бесед с коллегами затем с потенциальными респондентами (15-30 человек)Получите

Слайд 32Типичные ошибки при создании анкет
Недостаточно продуманы варианты ответов
большое число респондентов,

затруднившихся ответить на вопрос
все респонденты останавливаются на одном общем варианте

ответа
Чрезмерно сложный и длинный вопрос
массовые обрывы интервью
интервьюеры на свой страх и риск сокращают его, причем каждый своим способом
Отсутствие пояснений к способу ответа
вместо одного варианта ответа часть интервьюеров отмечает несколько
половина интервьюеров подсказывает варианты ответов, а вторая половина нет, что вызовет сложности в интерпретации
Излишняя жесткость фильтрующего вопроса
целый блок вопросов остается без ответов
Респонденты выдумывают ответы, т.к. их способности помнить какое-либо событие оказались преувеличены
Респонденты не понимают вопрос и отвечают на другой по смыслу, что видно по открытым вопросам
У респондентов создается представление, что анкета ставит целью сбор личных данных
Отсутствие сплошной нумерации переменных – ошибки при вводе данных анкет
Типичные ошибки  при создании анкетНедостаточно продуманы варианты ответовбольшое число респондентов, затруднившихся ответить на вопросвсе респонденты останавливаются

Слайд 33Classification of questions

Classification of questions

Слайд 34Structure of typical questionnaire

Structure of typical questionnaire

Слайд 35Questions about income
D6. What part of your income is

for the food products?

25% and less
from 26% to 50%
from 51%

to 75%
from 76% to 100%
Can not answer

Questions about income D6. What part of your income is for the food products?25% and lessfrom 26%

Слайд 36Direct estimation of respondents income
INTERWEUER, Please, show respondent card #


D7. Please, take a look at the card and tell,

if you count all kind of income resources: wages, pensions, scholarship. What would be your family monthly income per capita for the last month (August)?
More than 31 000 RUR
15 000 – 30 000 RUR
10 000 – 14 000 RUR
6 000 – 9 999 RUR
3000 – 5999 RUR
1500 – 2999 рублей
Refuse answer
Can not answer (do not know)

Direct estimation of respondents incomeINTERWEUER, Please, show respondent card # D7. Please, take a look at the

Слайд 37European standard of indirect income statement evaluation (ESOMAR classification)

We do not have any financial difficulties. We can afford

to buy apartment, or country house
Our wages are enough on everything except apartment or country house
Money are enough for the small domestic appliances, but we can not to buy new automobile
Financial resources are enough for the food and cloth staff, but it is difficult to buy TV, Refrigerator, washing machine…
Financial resources are enough, but we can not afford cloth purchase.
Financial resources are not enough even for the foodstuff Денег с трудом хватает на питание

European standard of indirect income statement evaluation   (ESOMAR classification) We do not have any financial

Слайд 38Questions to evaluate the attitude to the small regional shops
Why

did you buy most of the food staff in this

shop?
INTERVIEWER: Please read all the possible answer to respondent

Other shops are situated close to us
Proximity to home or office
Quick services
Easy to navigate in the shop
Friendly personnel
Discount cards,
Acceptable price level
Accept plastic cards to pay
Pleasant environment of the shop
Shop is located in the place of my migration
Sales, discounts, special price offerings
Freshness, quality of product
I do not have another choice
Convenient to go to there by car, comfortable parking,
Convenient time table
Questions to evaluate the attitude to the small regional shopsWhy did you buy most of the food

Слайд 39Typical beginning of the questionnaire
Dear Customer, On behalf of [COMPANY], I

would like to thank you for your custom. By giving

us just a couple of minutes of your time to share your experience, we can continue to improve our services to you. As a thank you for your time, we have attached a discount voucher to this survey for [OFFER]. You can download this voucher upon completing the survey.
Yours Sincerely,
[MANAGER_NAME]
[COMPANY]

Typical beginning of the questionnaireDear Customer, On behalf of [COMPANY], I would like to thank you for

Слайд 40Typical question for evaluation

Typical question for evaluation

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика