Слайд 1Лекция для студентов 1 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ
Основы
формирования здоровья детей в подготовительном, внутриутробном периодах, в период
новорожденности и грудного возраста.
Артюкова Светлана Ивановна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии
Слайд 2Цели обучения:
знать: периоды детского возраста
иметь представление: о факторах, формирующих
здоровье ребенка в подготовительный, внутриутробный периоды жизни, об основных аспектах
медицинской профилактики.
иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в периоды новорожденности и грудного возраста, об основных аспектах медицинской профилактики.
Слайд 3План лекции
Факторы, определяющие здоровье ребенка в подготовительный период, период формирования
родительских гамет - роль педиатра.
Факторы, формирующие здоровье ребенка в период
планирования беременности.
Факторы, формирующие здоровье ребенка в периоды внутриутробного развития, роль педиатра.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в интранатальный период.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в периоде новорожденности.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в периоде грудного возраста.
Слайд 4Периоды детского возраста
классификация Н.П. Гундобина
Подготовительный этап.
Внутриутробный этап:
-
Фаза эмбрионального развития
(по 75-й день жизни);
- Фаза плацентарного развития
– фетальный период
(с 76 дня до рождения).
Слайд 5Периоды детского возраста
классификация Н.П. Гундобина
Внеутробный этап:
Период новорожденности
(от рождения
до 28 дней жизни);
Период грудного возраста(с 29 дня до
конца 1-го года жизни);
Слайд 6Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования наследственности
Слайд 7Подготовительный этап
1. Период формирования наследственности – генеалогический период.
Формирование наследственного
набора генов предков у родителей. Именно на этом этапе могут
быть скрыты истоки наследственной патологии и их необходимо искать современными молекулярно-генетическими методами исследования в процессе планирования зачатия ребенка.
Генеалогический индекс
ГИ –количество родственников с заболеваниями
общее количество родственников
При выраженной и высокой отягощенности генеалогического анамнеза,
ГИ=0,7 и выше – группа риска
Слайд 8Подготовительный этап
2. формирование родительских гамет
Родительские гаметы отражают фенотип развития
и здоровье родителей. Гаметопатии могут быть причиной половой стерильности, спонтанных
абортов, врожденных пороков и наследственных заболеваний.
До 12 % супружеских пар бесплодны.
Врожденные и наследственные заболевания диагностируются у 3% детей сразу при рождении, а еще 2% - в течение последующих лет жизни. Около 15% беременностей заканчивается выкидышами (каждый 3-й выкидыш ассоциирован с хромосомными аберрациями плода).
Слайд 9Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования родительских гамет
Контроль репродуктивного здоровья подростков
Половое воспитание подростков.
Профилактика нежеланной беременности у
подростков
Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)
Роль врачей детских поликлиник, стационаров в формировании репродуктивного здоровья подростков, профилактике нежеланной беременности.
Роль врачей женских консультаций, врачей-венерологов в профилактике заболеваний, передаваемых половым путем.
Слайд 102. формирование родительских гамет
Контроль репродуктивного здоровья подростков
Приказ Министерства здравоохранения
РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”.
В 14,15,16,17 лет проводится профилактический осмотр с участием детского уролога-андролога, детского эндокринолога, акушера-гинеколога, психиатра подросткового. В 14 лет проводится исследование уровня гормонов в крови (пролактин, фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, прогестерон, тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин, соматотропный гормон, кортизол, тестостерон). В том числе в объем профилактического осмотра включено ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.
Слайд 11Подготовительный этап
3. Предконцепционный период Планирование беременности
Доказано, что большинство осложнений,
развивающихся во время беременности, можно предотвратить ее правильной подготовкой, обследованием,
диагностикой возможных заболеваний и их коррекцией, восполнением дефицита витаминов.
Слайд 12Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца
перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
профилактика острых заболеваний – вакцинация против
краснухи, против гриппа, против вирусного гепатита
профилактика хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и половой системы –
TORCH-комплекс. Антитела к краснухе, токсоплазме, герпесу, ЦМВ, хламидиям - количественный анализ (с титром). Наличие антител IgG означает иммунитет к этим инфекциям, и не является препятствием к беременности.
Слайд 13Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца
перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
нормализация состояния питания будущих родителей -
йод
Дефицит йода, имеется у 25-40% женщин России.
Прием 150 мкг калия йодида во время планирования беременности, 200 мкг- во время беременности решет проблему йоддефицитных заболеваний беременной и новорожденного - невынашивание, повышенную перинатальную смертность и умственную отсталость.
Слайд 14Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
нормализация состояния питания будущих родителей
– фолиевая кислота
Дефицит витамина В9 чреват развитием очень тяжелых пороков
у плода:
гидроцефалия;
анэнцефалии (отсутствие головного мозга);
мозговые грыжи;
задержка умственного и физического развития;
врожденные уродства;
дефекты позвоночного столба;
преждевременное прерывание беременности;
рождение мертвого ребенка.
Слайд 15Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Отказ от вредных привычек
Слайд 16Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца
перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
повышение уровня знаний по медико-гигиенической и
психологической поддержке при беременности.
Школы для беременных
Слайд 17Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Основные задачи медицинской подготовки:
коррекция имеющихся
факторов риска – обследование и лечение выявленных патологий до зачатия.
Определение
группы крови, резус-фактора у обоих супругов
Слайд 18Внутриутробный этап
Внутриутробный этап - от момента зачатия до рождения ребенка
продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет ведут
на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.
Срочными родами считаются роды, происходящие на 38-41-й неделе беременности, преждевременными – ранее 38-й недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.
Слайд 19Выделяют несколько периодов внутриутробного развития
Герминальный, или собственно зародышевый период. Он
начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита
в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.
Период имплантации - продолжается 40 часов, т.е. около 2-х суток.
Эти 2 периода иногда объединяются т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50-70% оплодотворенных яйцеклеток не развиваются, а тератогенные факторы вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия) или формируют тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов (их называют бластопатиями).
Слайд 20Внутриутробный этап:
Фаза эмбрионального развития
Эмбриональный период длится по 75 день
внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из зародышевого мешка (амниотрофный тип
питания). Главная особенность – закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка.
Воздействие тератогенных факторов (эндогенных и экзогенных) вызывают эмбриопатии, которые представляют - грубые анатомические и диспластические пороки развития. Срок беременности от 3 до 7 недель – критический период развития эмбриона.
Слайд 21Факторы, формирующие здоровье детей в эмбриональный период
Сбалансированное питание беременной
Прием фолиевой
кислоты, препарата йода.
Коррекция питания пищевыми добавками – «Фемилак», «Думил Мама
плюс», «Энфамама», «Мама и я» или поливитаминами - формула «Пренатал».
Отсутствие тератогенных влияний, вредных привычек, инфекций
Слайд 22Внутриутробный этап:
неофетальный, или эмбриофетальный период
Неофетальный, или эмбриофетальный период.
Продолжается 2 недели, когда формируется плацента. Это совпадает с окончанием
формирования большинства внутренних органов, кроме ЦНС и эндокринной системы. От правильного формирования плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, зависит дальнейшая интенсивность роста плода.
Слайд 27Внутриутробный этап:
фетальный период, ранний фетальный период
Фетальный период продолжается с
76-го дня внутриутробного развития и до рождения ребенка. Развитие плода
обеспечивается гемотрофным питанием. Выделяют 2 подпериода – ранний и поздний.
Ранний фетальный подпериод – продолжается до конца 28 недели беременности.
Происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода.
Слайд 28Внутриутробный этап:
фетальный период, ранний фетальный период
Воздействие неблагоприятных факторов могут
проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки
тканей (дисплазией).
Из – за несформированного иммунитета, ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными реакциями, которые приводят к циррозам и фиброзам. Но возможно и рождение незрелого недоношенного ребенка.
Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде называется общим термином - «ранние фетопатии».
Слайд 29Внутриутробный этап:
поздний фетальный период
Поздний фетальный подпериод – после 28
недель беременности до начала родов.
В этот период происходит депонирование
многих компонентов питания: соли кальция, железа, меди, витамина В12, которые в течение нескольких месяцев будут поддержи-вать баланс питания грудного ребенка (т.к. в материнском молоке их недостаточно для быстро растущего ребенка после рождения).
В последние 10-12 недель беременности достигается достаточная степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации в родах.
Слайд 30Внутриутробный этап:
поздний фетальный период
В последние недели беременности осуществляется
трансплацентарная передача антител матери, что обеспечивает высокий уровень пассивного иммунитета
новорожденному.
Происходит созревание «сурфактанта», который обеспечивает нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательных и пищеварительных трактов плода.
Плод также чувствителен к неблагоприятным (тератогенным) факторам, которые могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка
Рождение ребенка даже в относительно малой степени недоношенности существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения различных заболеваний.
Слайд 31Критические периоды развития плода
внутриутробное развитие - характеризуется
очень быстрым ростом (приблизительно в 5000 раз) и увеличением массы
тела в тысячи раз
Слайд 32Факторы, риска здоровья детей в фетальный период
Несбалансированное питание женщины во
время беременности (недостаточность фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных
нутриенов) может усиливать тератогенное влияние на плод – многие гены развития начинают экспрессироваться только при наличии определенных нутриентов.
Неблагоприятные факторы могут способствовать внутриутробной гипотрофии плода или общему недоразвитию (недостаточная масса тела и длина новорожденного).
Различные осложнения беременности или экстрагенитальные заболевания у матери способствуют инфицированию плода.
Инфекционное заболевание плода сопровождается такими же воспалительными реакциями и клиническими симптомами, которые наблюдаются у новорожденных, т.е. специфичность повреждения, характерная для данного возбудителя. Исход инфекционных заболеваний может быть различным: нередко плод погибает до рождения; он может рождаться больным или рождаться с остаточными репаративными явлениями болезни, когда острый период заболевания протекал внутриутробно. Инфицирование плода может происходить и во время рождения путем аспирации и заглатывания инфекционной слизи родового канала или инфицированных околоплодных вод (длительный безводный период).
Слайд 33Факторы, формирующие здоровье детей в фетальный период
Рациональный режим дня беременной
Посещение
школы беременных
Физкультура для беременных
Сбалансированное питание беременной
Прием фолиевой кислоты, препарата йода.
Коррекция
питания пищевыми добавками – «Фемилак», «Думил Мама плюс», «Энфамама», «Мама и я» или поливитаминами - формула «Пренатал».
Отсутствие тератогенных влияний, вредных привычек, инфекций
Слайд 34Работа участкового педиатра в антенатальном периоде
Проведение первого дородового патронажа беременной
женщины (профилактического приема в детской поликлинике) по направлению из женской
консультации на 8-й неделе беременности или, при более поздней явке, в течение 7 дней с момента постановки на учет.
Цель патронажа – знакомство с будущей матерью.
Проведение второго дородового патронажа осуществляется при достижении 32 недель внутриутробного развития плода согласно данным картотеки и сигнальной ведомости из женской консультации.
Цель патронажа – выяснение характера течения беременности, контроль выполнения назначений врача женской консультации и рекомендаций, данных при первом патронаже.
Слайд 35Интранатальный период - период родов
Интранатальный период (период родов) -
исчисляется от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки
(пережатия) пуповины (обычно от 2-4 до 15 – 18 часов).
Слайд 36Факторы, формирующие Факторы
здоровье детей в
риска
интранатальный период здоровья ребенка
Плановое и своевременное родоразрешение
Профессионализм акушеров РД
Современное оснащение РД
Раннее выкладывание ребенка на живот матери
Раннее прикладывание к груди - молозиво
родовые травмы (легкие и тяжелые);
нарушения пуповинного ( и плацентарного) кровообращения или дыхания (асфиксия);
оперативные роды (кесарево сечение).
Слайд 37Современные перинатальные центры
Слайд 38Перинатальный период
Поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды принято
объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й недели внутриутробного
развития до 7-го дня жизни).
Число умерших детей в перинатальном периоде фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни. Поэтому, борьба за максимальное сохранение жизни и здоровья детей в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности.
Слайд 39Внеутробный этап или собственно детство - период новорожденности
Ранний неонатальный период
– от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни
(всего 168 часов).
К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям относятся:
физиологический катар кожи,
физиологическая потеря массы тела,
физиологическое шелушение кожи,
конъюгационная желтуха,
мочекислый инфаркт,
половой криз
Слайд 40Факторы, формирующие здоровье детей в ранний неонатальный период
Совместное пребывание
матери и ребенка в палате РД
Свободное вскармливание ребенка грудным молоком
по требованию
Гигиенический уход, в том числе обработка пуповины
Ранняя выписка их РД
Неонатальный скрининг – на гипотиреоз, ФКУ, муковисцедоз, адреногенитальный синдром, галактоземию
Профилактические прививки против туберкулеза, гепатита В
Слайд 41Факторы риска здоровья детей в ранний неонатальный период
Заболевания новорожденного:
Недоношенность
ЗВУР
– задержка внутриутробного развития
Поражения ЦНС
Дыхательные расстройства
Гнойно-септические инфекционные з/б
Слайд 42Поздний неонатальный период
Выписка из родильного дома производится на 4-5-6- день.
Поздний неонатальный период занимает 21 день (с 8-го по 28
день жизни).
Ребенок находится под наблюдением участкового врача – педиатра и медсестры детской поликлиники. Осуществляется патронажи врача и медицинской сестры на дому;
контролируют: состояние лактации у матери, активность сосания ребенка, прибавку массы тела, приемы ухода и кормления, режим, купание, состояние пупочной ранки, состояние сна, нервно-психическое развитие, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.
Слайд 43Факторы, формирующие здоровье детей в ранний неонатальный период
Грудное вскармливание
ребенка.
Рациональное питание кормящей матери.
Гигиенический уход за ребенком
Слайд 44Факторы риска здоровья детей в поздний неонатальный период
Отсутствие любви!
Проблемы
при организации вскармливания ребенка грудным молоком
Отсутствие поддержки и поощрения практики
грудного вскармливания
Отсутствие адекватного гигиенического ухода за ребенком
Слайд 45Период грудного возраста
с 29 дня до конца 1-го года жизни
фундамент здоровья человека
Слайд 46Характеристика периода грудного возраста – высокий темп физического развития
Рост и
масса тела нарастают в течение всего первого года жизни, но
интенсивность постепенно снижается.
В возрасте 1—3 месяцев рост ребенка увеличивается каждый месяц на 3 см, 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, 10—12 месяцев — на 1 см. В среднем за первый год жизни длина тела увеличивается на 25—30 см.
Масса тела постепенно нарастает, в 4—5 месяцев удваивается, к году— утраивается и в среднем достигает 10 кг.
Слайд 47Характеристика периода грудного возраста – рост и развитие органов и
систем
физиологические особенности ССС - облитерация плодовых коммуникаций, частота сердечных
сокращений, изменения артериального давления;
физиологические особенности дыхательной системы - особенности частоты, ритма и типа дыхания;
физиологические особенности желудочно-кишечного тракта, зависимость состава флоры кишечника от вида вскармливания;
физиологические особенности состава крови;
потеря пассивного иммунитета.
Слайд 48Характеристика периода грудного возраста – нервно-психическое развитие
Ребенок рождается с
мозгом весом около 390 г. Мозговая субстанция быстро нарастает, достигая
к 6 мес. веса в 600—700 г, к концу года вес мозга—около 900 г. Т. о. за первый год жизни головной мозг увеличивается в 2,5 раза.
Слайд 49Динамика моторного развития на 1 году жизни – движения общие
Слайд 52Пищевые потребности грудного ребенка
Объем пищи в сутки
до 1 месяца
— 1/5 массы тела;
от 1 месяца до 3,5 месяцев
— 1/6 массы тела:
от 3,5 месяцев до 5 месяцев — 1/7 массы тела;
от 5 до 6 месяцев — 1/8 массы тела;
от 6 до 9 месяцев — 1/9 — 1/4 массы тела.
Потребность в калориях
I квартал — 125—130 кал/кг ;
II квартал—120—115 кал/кг
III квартал — 115—110кал/кг ;
IV квартал — 100—-95 кал/кг.
Слайд 54 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – организация режима
дня детей
Режим дня ребенка от рождения до 2,5—3 месяцев:
кормления 6—8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3—3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 — 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5—2 часа.
Режим дня ребенка от 3 месяцев до 5-6 месяцев: кормления 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10—11-часовым ночным перерывом. Режим дня ребенка в 3 месяца, в 4 месяца и в 5-6 месяцев обязательно включает сон 4 раза в день. Бодрствует ребенок по 1,5—2,0 часа. По режиму дня для 3-6 месячных детей могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.
Режим дня ребенка от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев: кормления 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0—2,5 часов, дневной сон — 3 раза в день по 2,0 часа, ночной — 10—11 часов.
Режим дня ребенка от 9-10 месяцев до 1 года: Число кормлений — 5, интервал между кормлениями составляет 4—4,5 часа. Время бодрствования 3—3,5 часа, дневной сон — 2 раза в день по 2,0 —2,5 часа, ночной — 10—11 часов.
Слайд 55Основная здоровьесберегающая медико-гигиеническая и экологическая технология в грудном возрасте– организация
грудного вскармливания!
Слайд 56Режим и диета кормящей матери
Для кормящей матери обязательны прогулки в
течение 3—4 ч в день, сон — не менее 8-9
ч в сутки.
Прием пищи 4—5 раз в день с относительно равными интервалами.
Кормящая мать ежедневно должна употреблять 180—200 г мяса, 500 г молока, 50 г творога, 50 г сыра, 50 г масла, 1 яйцо, 500—600 г овощей, 400—500 г хлеба, 200 г фруктов.
Слайд 57Грудное вскармливание – состав грудного молока - белки
В зрелом женском
молоке белка 1,1-1,5 г/100 мл.
В коровьем молоке белка 2,8-3,5
г/100 мл.
Таким образом, при получении коровьего молока ребенок перекармливается белком. Это предрасполагает к «омоложению» хронических заболеваний – гипертонической болезни, сахарному диабету, з/б почек.
Соотношение между альбумино-глобулиновыми фракциями и казеиногеном в грудном и коровьем молоке соответственно равно 4:1 и 1:4. Казеин – основной аллерген.
Материнское молоко имеет большое количество таурина—аминокислоты, необходимой для для формирования сетчатки глаза и головного мозга (у взрослого человека таурин синтезируется из цистина и метионина, что не происходит у ребенка).
Слайд 58Грудное вскармливание – состав грудного молока - жиры
Количество жира
в зрелом грудном молоке —3,5-4,5 г/100 мл — не намного
больше количества в коровьем (3,2-3,5 г/100 мл).
Основную часть жиров составляют триглицериды — 98%.
в женском молоке имеется фермент липаза, которая способствует всасыванию 90-95% жира грудного молока (жира коровьего молока — меньше 60%);
Полиненасыщенные жирные кислоты ω3/ω6, холестерин.
Слайд 59Грудное вскармливание – состав грудного молока - УВ
В среднем в
грудном и коровьем молоке углеводы составляют соответственно г/100 мл и
4,5-4,8 г/100 мл.
Углеводы в женском молоке — это в основном молочный сахар в виде бета-лактозы, составляющей 90% общего его количества.
Функциональные особенности лактозы грудного молока следующие:
- она доходит до толстой кишки, так как медленно всасывается в тонкой — вызывает интенсивное размножение бифидум-флоры, которая нормализует состав флоры в кишечном тракте;
- создает в толсти кишке слабокислую среду (рН 5-5,5), что губительно действует на гнилостные бактерии;
- стимулирует синтез витаминов группы В.
Слайд 60 Состав грудного молока
активные ферменты - протеаза, трипсин, амилаза, липаза;
Витамины
Макро-
и микроэлементы
Гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза и кишечного тракта;
гормоноподобные вещества (эритропоэтин, кальцитонин и простагландины);
Факторы специфической зашиты Ig A, Іg М, Ig G
Факторы неспецифической зашиты (лизоцим, макрофаги);
Слайд 62Прикорм — это постепенная замена материнского молока приготовленной пищей.
Необходимость прикорма
обоснована следующим:
постепенно количество молока у матери уменьшается;
в грудном
молоке достаточное для нормального развития ребенка количество белков, жиров, углеводов имеется только до 4-5 месяцев малыша;
в продуктах растительного происхождения имеются минеральные вещества, потребность в которых к концу первого полугодия увеличивается;
для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта нужна клетчатка, которой нет в материнском молоке;
жевание во время прикорма — один из факторов правильного развития аппарата речи;
благодаря прикорму ребенок постепенно приучается к приготовленной пище и отвыкает от материнского молока.
Слайд 64 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактика рахита,
дефицита йода
Слайд 65 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – гигиенический уход
за кожей
Основные гигиенические процедуры:
Утренний туалет
Смена подгузника
Гигиеническая ванна
Слайд 66правильно
неправильно
Особенности гигиенических процедур у девочек
Слайд 67 раздражение кожи в области подгузника, основной причиной которого
являются дефекты ухода – редкая смена подгузника, тугое пеленание
Пеленочный дерматит
Слайд 68 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактические
прививки
Слайд 69Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – санитарно-гигиеническое просвещение
Школа
матерей Вскармливание грудного ребенка.
Гигиенический уход за детьми.
Физическое воспитание детей.
Развивающие
игры и игрушки для детей различных возрастов.
Значение режима дня и как его организовать.
Слайд 70 Здоровьесберегающая физкультурно-оздровительная технология в грудном возрасте – физическое воспитание
Физическое
воспитание включает массаж, гимнастику, закаливание, подвижные игры
Общие правила физического
воспитания:
- заниматься необходимо ежедневно;
- время процедуры — через 1,5-2 часа после или за 1,5-2 часа до приема пищи;
- в хорошо проветренной комнате или на свежем воздухе;
- на ребенке должна быть легкая одежда, которая не ограничивает его движения, не создает неудобств;
- к процедуре ребенка необходимо психологически подготовить;
- методы усложнять постепенно;
- процедуры желательно периодически менять.
Слайд 71Физическое воспитание ребенка – гигиеническая гимнастика
Слайд 72Физическое воспитание ребенка – гигиенический массаж
Слайд 73Физическое воспитание ребенка – закаливание
Слайд 75Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности