Разделы презентаций


Лекция для студентов 1 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ

Содержание

Цели обучения: знать: периоды детского возрастаиметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в подготовительный, внутриутробный периоды жизни, об основных аспектах медицинской профилактики.иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в периоды

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция для студентов 1 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ
Основы

формирования здоровья детей в подготовительном, внутриутробном периодах, в период

новорожденности и грудного возраста.

Артюкова Светлана Ивановна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии
Лекция для студентов 1 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУОсновы формирования здоровья детей в подготовительном, внутриутробном периодах,

Слайд 2Цели обучения:
знать: периоды детского возраста
иметь представление: о факторах, формирующих

здоровье ребенка в подготовительный, внутриутробный периоды жизни, об основных аспектах

медицинской профилактики.
иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в периоды новорожденности и грудного возраста, об основных аспектах медицинской профилактики.


Цели обучения:  знать: периоды детского возрастаиметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в подготовительный, внутриутробный периоды

Слайд 3План лекции
Факторы, определяющие здоровье ребенка в подготовительный период, период формирования

родительских гамет - роль педиатра.
Факторы, формирующие здоровье ребенка в период

планирования беременности.
Факторы, формирующие здоровье ребенка в периоды внутриутробного развития, роль педиатра.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в интранатальный период.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в периоде новорожденности.
Факторы, формирующие здоровье детей и факторы риска здоровья ребенка в периоде грудного возраста.



План лекцииФакторы, определяющие здоровье ребенка в подготовительный период, период формирования родительских гамет - роль педиатра.Факторы, формирующие здоровье

Слайд 4Периоды детского возраста классификация Н.П. Гундобина

Подготовительный этап.
Внутриутробный этап:

-

Фаза эмбрионального развития
(по 75-й день жизни);
- Фаза плацентарного развития

– фетальный период
(с 76 дня до рождения).

Периоды детского возраста классификация Н.П. Гундобина Подготовительный этап. Внутриутробный этап: - Фаза эмбрионального развития(по 75-й день жизни);

Слайд 5Периоды детского возраста классификация Н.П. Гундобина


Внеутробный этап:
Период новорожденности
(от рождения

до 28 дней жизни);
Период грудного возраста(с 29 дня до

конца 1-го года жизни);

Периоды детского возраста классификация Н.П. Гундобина Внеутробный этап: Период новорожденности(от рождения до 28 дней жизни); Период грудного

Слайд 6Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования наследственности

Факторы, определяющие здоровье детей в  период формирования наследственности

Слайд 7Подготовительный этап 1. Период формирования наследственности – генеалогический период.
Формирование наследственного

набора генов предков у родителей. Именно на этом этапе могут

быть скрыты истоки наследственной патологии и их необходимо искать современными молекулярно-генетическими методами исследования в процессе планирования зачатия ребенка.
Генеалогический индекс
ГИ –количество родственников с заболеваниями
общее количество родственников
При выраженной и высокой отягощенности генеалогического анамнеза,
ГИ=0,7 и выше – группа риска
Подготовительный этап 1. Период формирования наследственности – генеалогический период. 	Формирование наследственного набора генов предков у родителей. Именно

Слайд 8Подготовительный этап 2. формирование родительских гамет
Родительские гаметы отражают фенотип развития

и здоровье родителей. Гаметопатии могут быть причиной половой стерильности, спонтанных

абортов, врожденных пороков и наследственных заболеваний.

До 12 % супружеских пар бесплодны.
Врожденные и наследственные заболевания диагностируются у 3% детей сразу при рождении, а еще 2% - в течение последующих лет жизни. Около 15% беременностей заканчивается выкидышами (каждый 3-й выкидыш ассоциирован с хромосомными аберрациями плода).


Подготовительный этап 2. формирование родительских гамет 	Родительские гаметы отражают фенотип развития и здоровье родителей. Гаметопатии могут быть

Слайд 9Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования родительских гамет


Контроль репродуктивного здоровья подростков
Половое воспитание подростков.
Профилактика нежеланной беременности у

подростков
Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)
Роль врачей детских поликлиник, стационаров в формировании репродуктивного здоровья подростков, профилактике нежеланной беременности.

Роль врачей женских консультаций, врачей-венерологов в профилактике заболеваний, передаваемых половым путем.



Факторы, определяющие здоровье детей в  период формирования родительских гамет Контроль репродуктивного здоровья подростков Половое воспитание подростков.Профилактика

Слайд 102. формирование родительских гамет Контроль репродуктивного здоровья подростков
Приказ Министерства здравоохранения

РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними

медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”.
В 14,15,16,17 лет проводится профилактический осмотр с участием детского уролога-андролога, детского эндокринолога, акушера-гинеколога, психиатра подросткового. В 14 лет проводится исследование уровня гормонов в крови (пролактин, фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, прогестерон, тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин, соматотропный гормон, кортизол, тестостерон). В том числе в объем профилактического осмотра включено ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.
2. формирование родительских гамет  Контроль репродуктивного здоровья подростковПриказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н

Слайд 11Подготовительный этап 3. Предконцепционный период Планирование беременности





Доказано, что большинство осложнений,

развивающихся во время беременности, можно предотвратить ее правильной подготовкой, обследованием,

диагностикой возможных заболеваний и их коррекцией, восполнением дефицита витаминов.
Подготовительный этап  3. Предконцепционный период Планирование беременности	Доказано, что большинство осложнений, развивающихся во время беременности, можно предотвратить

Слайд 12Подготовительный этап 3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца

перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
профилактика острых заболеваний – вакцинация против

краснухи, против гриппа, против вирусного гепатита
профилактика хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и половой системы –
TORCH-комплекс. Антитела к краснухе, токсоплазме, герпесу, ЦМВ, хламидиям - количественный анализ (с титром). Наличие антител IgG означает иммунитет к этим инфекциям, и не является препятствием к беременности.
Подготовительный этап  3. Предконцепционный период Предконцепционный период – 2-4 месяца перед зачатием.Основные задачи медицинской подготовки:профилактика острых

Слайд 13Подготовительный этап 3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца

перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
нормализация состояния питания будущих родителей -

йод
Дефицит йода, имеется у 25-40% женщин России.
Прием 150 мкг калия йодида во время планирования беременности, 200 мкг- во время беременности решет проблему йоддефицитных заболеваний беременной и новорожденного - невынашивание, повышенную перинатальную смертность и умственную отсталость.
Подготовительный этап  3. Предконцепционный период Предконцепционный период – 2-4 месяца перед зачатием.Основные задачи медицинской подготовки:нормализация состояния

Слайд 14Подготовительный этап 3. Предконцепционный период
нормализация состояния питания будущих родителей

– фолиевая кислота
Дефицит витамина В9 чреват развитием очень тяжелых пороков

у плода:
гидроцефалия;
анэнцефалии (отсутствие головного мозга);
мозговые грыжи;
задержка умственного и физического развития;
врожденные уродства;
дефекты позвоночного столба;
преждевременное прерывание беременности;
рождение мертвого ребенка.
Подготовительный этап  3. Предконцепционный период нормализация состояния питания будущих родителей – фолиевая кислотаДефицит витамина В9 чреват

Слайд 15Подготовительный этап 3. Предконцепционный период Отказ от вредных привычек

Подготовительный этап  3. Предконцепционный период Отказ от вредных привычек

Слайд 16Подготовительный этап 3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца

перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
повышение уровня знаний по медико-гигиенической и

психологической поддержке при беременности.
Школы для беременных
Подготовительный этап  3. Предконцепционный период Предконцепционный период – 2-4 месяца перед зачатием.Основные задачи медицинской подготовки:повышение уровня

Слайд 17Подготовительный этап 3. Предконцепционный период
Основные задачи медицинской подготовки:
коррекция имеющихся

факторов риска – обследование и лечение выявленных патологий до зачатия.
Определение

группы крови, резус-фактора у обоих супругов

Подготовительный этап  3. Предконцепционный период Основные задачи медицинской подготовки:коррекция имеющихся факторов риска – обследование и лечение

Слайд 18Внутриутробный этап
Внутриутробный этап - от момента зачатия до рождения ребенка

продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет ведут

на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.
Срочными родами считаются роды, происходящие на 38-41-й неделе беременности, преждевременными – ранее 38-й недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Внутриутробный этапВнутриутробный этап - от момента зачатия до рождения ребенка продолжается в среднем 270 дней, но на

Слайд 19Выделяют несколько периодов внутриутробного развития
Герминальный, или собственно зародышевый период. Он

начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита

в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.
Период имплантации - продолжается 40 часов, т.е. около 2-х суток.
Эти 2 периода иногда объединяются т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50-70% оплодотворенных яйцеклеток не развиваются, а тератогенные факторы вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия) или формируют тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов (их называют бластопатиями).
Выделяют несколько периодов внутриутробного развитияГерминальный, или собственно зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается

Слайд 20Внутриутробный этап: Фаза эмбрионального развития
Эмбриональный период длится по 75 день

внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из зародышевого мешка (амниотрофный тип

питания). Главная особенность – закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка.
Воздействие тератогенных факторов (эндогенных и экзогенных) вызывают эмбриопатии, которые представляют - грубые анатомические и диспластические пороки развития. Срок беременности от 3 до 7 недель – критический период развития эмбриона.

Внутриутробный этап:  Фаза эмбрионального развитияЭмбриональный период длится по 75 день внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из

Слайд 21Факторы, формирующие здоровье детей в эмбриональный период
Сбалансированное питание беременной
Прием фолиевой

кислоты, препарата йода.
Коррекция питания пищевыми добавками – «Фемилак», «Думил Мама

плюс», «Энфамама», «Мама и я» или поливитаминами - формула «Пренатал».
Отсутствие тератогенных влияний, вредных привычек, инфекций

Факторы, формирующие здоровье детей в эмбриональный периодСбалансированное питание беременнойПрием фолиевой кислоты, препарата йода.Коррекция питания пищевыми добавками –

Слайд 22Внутриутробный этап: неофетальный, или эмбриофетальный период

Неофетальный, или эмбриофетальный период.

Продолжается 2 недели, когда формируется плацента. Это совпадает с окончанием

формирования большинства внутренних органов, кроме ЦНС и эндокринной системы. От правильного формирования плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, зависит дальнейшая интенсивность роста плода.
Внутриутробный этап:  неофетальный, или эмбриофетальный период Неофетальный, или эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда формируется плацента.

Слайд 23Пренатальный скрининг

Пренатальный скрининг

Слайд 24Пренатальный УЗИ скрининг

Пренатальный УЗИ скрининг

Слайд 25Пренатальный УЗИ скрининг

Пренатальный УЗИ скрининг

Слайд 26Пренатальный скрининг

Пренатальный скрининг

Слайд 27Внутриутробный этап: фетальный период, ранний фетальный период
Фетальный период продолжается с

76-го дня внутриутробного развития и до рождения ребенка. Развитие плода

обеспечивается гемотрофным питанием. Выделяют 2 подпериода – ранний и поздний.
Ранний фетальный подпериод – продолжается до конца 28 недели беременности.
Происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода.

Внутриутробный этап:  фетальный период, ранний фетальный периодФетальный период продолжается с 76-го дня внутриутробного развития и до

Слайд 28Внутриутробный этап: фетальный период, ранний фетальный период
Воздействие неблагоприятных факторов могут

проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки

тканей (дисплазией).
Из – за несформированного иммунитета, ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными реакциями, которые приводят к циррозам и фиброзам. Но возможно и рождение незрелого недоношенного ребенка.
Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде называется общим термином - «ранние фетопатии».

Внутриутробный этап:  фетальный период, ранний фетальный периодВоздействие неблагоприятных факторов могут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией)

Слайд 29Внутриутробный этап: поздний фетальный период
Поздний фетальный подпериод – после 28

недель беременности до начала родов.
В этот период происходит депонирование

многих компонентов питания: соли кальция, железа, меди, витамина В12, которые в течение нескольких месяцев будут поддержи-вать баланс питания грудного ребенка (т.к. в материнском молоке их недостаточно для быстро растущего ребенка после рождения).
В последние 10-12 недель беременности достигается достаточная степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации в родах.
Внутриутробный этап:  поздний фетальный периодПоздний фетальный подпериод – после 28 недель беременности до начала родов. В

Слайд 30Внутриутробный этап: поздний фетальный период
В последние недели беременности осуществляется

трансплацентарная передача антител матери, что обеспечивает высокий уровень пассивного иммунитета

новорожденному.
Происходит созревание «сурфактанта», который обеспечивает нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательных и пищеварительных трактов плода.
Плод также чувствителен к неблагоприятным (тератогенным) факторам, которые могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка
Рождение ребенка даже в относительно малой степени недоношенности существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения различных заболеваний.



Внутриутробный этап:  поздний фетальный период В последние недели беременности осуществляется трансплацентарная передача антител матери, что обеспечивает

Слайд 31Критические периоды развития плода внутриутробное развитие - характеризуется

очень быстрым ростом (приблизительно в 5000 раз) и увеличением массы

тела в тысячи раз
Критические периоды развития плода   внутриутробное развитие -  характеризуется очень быстрым ростом (приблизительно в 5000

Слайд 32Факторы, риска здоровья детей в фетальный период
Несбалансированное питание женщины во

время беременности (недостаточность фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных

нутриенов) может усиливать тератогенное влияние на плод – многие гены развития начинают экспрессироваться только при наличии определенных нутриентов.
Неблагоприятные факторы могут способствовать внутриутробной гипотрофии плода или общему недоразвитию (недостаточная масса тела и длина новорожденного).
Различные осложнения беременности или экстрагенитальные заболевания у матери способствуют инфицированию плода.
Инфекционное заболевание плода сопровождается такими же воспалительными реакциями и клиническими симптомами, которые наблюдаются у новорожденных, т.е. специфичность повреждения, характерная для данного возбудителя. Исход инфекционных заболеваний может быть различным: нередко плод погибает до рождения; он может рождаться больным или рождаться с остаточными репаративными явлениями болезни, когда острый период заболевания протекал внутриутробно. Инфицирование плода может происходить и во время рождения путем аспирации и заглатывания инфекционной слизи родового канала или инфицированных околоплодных вод (длительный безводный период).
Факторы, риска здоровья детей в фетальный периодНесбалансированное питание женщины во время беременности (недостаточность фолиевой кислоты, цинка, меди

Слайд 33Факторы, формирующие здоровье детей в фетальный период
Рациональный режим дня беременной
Посещение

школы беременных
Физкультура для беременных
Сбалансированное питание беременной
Прием фолиевой кислоты, препарата йода.
Коррекция

питания пищевыми добавками – «Фемилак», «Думил Мама плюс», «Энфамама», «Мама и я» или поливитаминами - формула «Пренатал».
Отсутствие тератогенных влияний, вредных привычек, инфекций

Факторы, формирующие здоровье детей в фетальный периодРациональный режим дня беременнойПосещение школы беременныхФизкультура для беременныхСбалансированное питание беременнойПрием фолиевой

Слайд 34Работа участкового педиатра в антенатальном периоде
Проведение первого дородового патронажа беременной

женщины (профилактического приема в детской поликлинике) по направлению из женской

консультации на 8-й неделе беременности или, при более поздней явке, в течение 7 дней с момента постановки на учет.
Цель патронажа – знакомство с будущей матерью.
Проведение второго дородового патронажа осуществляется при достижении 32 недель внутриутробного развития плода согласно данным картотеки и сигнальной ведомости из женской консультации.
Цель патронажа – выяснение характера течения беременности, контроль выполнения назначений врача женской консультации и рекомендаций, данных при первом патронаже.


Работа участкового педиатра в антенатальном периоде Проведение первого дородового патронажа беременной женщины (профилактического приема в детской поликлинике)

Слайд 35Интранатальный период - период родов
Интранатальный период (период родов) -

исчисляется от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки

(пережатия) пуповины (обычно от 2-4 до 15 – 18 часов).
Интранатальный период - период родов Интранатальный период (период родов) - исчисляется от времени появления регулярных родовых схваток

Слайд 36Факторы, формирующие Факторы

здоровье детей в

риска интранатальный период здоровья ребенка

Плановое и своевременное родоразрешение
Профессионализм акушеров РД
Современное оснащение РД
Раннее выкладывание ребенка на живот матери
Раннее прикладывание к груди - молозиво


родовые травмы (легкие и тяжелые);
нарушения пуповинного ( и плацентарного) кровообращения или дыхания (асфиксия);
оперативные роды (кесарево сечение).

Факторы, формирующие       Факторы   здоровье детей в

Слайд 37Современные перинатальные центры

Современные перинатальные центры

Слайд 38Перинатальный период
Поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды принято

объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й недели внутриутробного

развития до 7-го дня жизни).

Число умерших детей в перинатальном периоде фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни. Поэтому, борьба за максимальное сохранение жизни и здоровья детей в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности.
Перинатальный период Поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды принято объединять под общим названием перинатальный период (с

Слайд 39Внеутробный этап или собственно детство - период новорожденности
Ранний неонатальный период

– от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни

(всего 168 часов).
К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям относятся:
физиологический катар кожи,
физиологическая потеря массы тела,
физиологическое шелушение кожи,
конъюгационная желтуха,
мочекислый инфаркт,
половой криз
Внеутробный этап или собственно детство - период новорожденностиРанний неонатальный период – от момента перевязки пуповины до окончания

Слайд 40Факторы, формирующие здоровье детей в ранний неонатальный период
Совместное пребывание

матери и ребенка в палате РД
Свободное вскармливание ребенка грудным молоком

по требованию
Гигиенический уход, в том числе обработка пуповины
Ранняя выписка их РД
Неонатальный скрининг – на гипотиреоз, ФКУ, муковисцедоз, адреногенитальный синдром, галактоземию
Профилактические прививки против туберкулеза, гепатита В
Факторы, формирующие здоровье детей в  ранний неонатальный периодСовместное пребывание матери и ребенка в палате РДСвободное вскармливание

Слайд 41Факторы риска здоровья детей в ранний неонатальный период
Заболевания новорожденного:
Недоношенность
ЗВУР

– задержка внутриутробного развития
Поражения ЦНС
Дыхательные расстройства
Гнойно-септические инфекционные з/б

Факторы риска здоровья детей в  ранний неонатальный периодЗаболевания новорожденного:НедоношенностьЗВУР – задержка внутриутробного развитияПоражения ЦНС Дыхательные расстройстваГнойно-септические

Слайд 42Поздний неонатальный период
Выписка из родильного дома производится на 4-5-6- день.


Поздний неонатальный период занимает 21 день (с 8-го по 28

день жизни).

Ребенок находится под наблюдением участкового врача – педиатра и медсестры детской поликлиники. Осуществляется патронажи врача и медицинской сестры на дому;
контролируют: состояние лактации у матери, активность сосания ребенка, прибавку массы тела, приемы ухода и кормления, режим, купание, состояние пупочной ранки, состояние сна, нервно-психическое развитие, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.
Поздний неонатальный периодВыписка из родильного дома производится на 4-5-6- день. Поздний неонатальный период занимает 21 день (с

Слайд 43Факторы, формирующие здоровье детей в ранний неонатальный период
Грудное вскармливание

ребенка.
Рациональное питание кормящей матери.
Гигиенический уход за ребенком

Факторы, формирующие здоровье детей в  ранний неонатальный периодГрудное вскармливание ребенка.Рациональное питание кормящей матери.Гигиенический уход за ребенком

Слайд 44Факторы риска здоровья детей в поздний неонатальный период
Отсутствие любви!
Проблемы

при организации вскармливания ребенка грудным молоком
Отсутствие поддержки и поощрения практики

грудного вскармливания
Отсутствие адекватного гигиенического ухода за ребенком
Факторы риска здоровья детей в  поздний неонатальный периодОтсутствие любви!Проблемы при организации вскармливания ребенка грудным молокомОтсутствие поддержки

Слайд 45Период грудного возраста с 29 дня до конца 1-го года жизни

фундамент здоровья человека

Период грудного возраста с 29 дня до конца 1-го года жизни фундамент здоровья человека

Слайд 46Характеристика периода грудного возраста – высокий темп физического развития
Рост и

масса тела нарастают в течение всего первого года жизни, но

интенсивность постепенно снижается.
В возрасте 1—3 месяцев рост ребенка увеличивается каждый месяц на 3 см, 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, 10—12 месяцев — на 1 см. В среднем за первый год жизни длина тела увеличивается на 25—30 см.
Масса тела постепенно нарастает, в 4—5 месяцев удваивается, к году— утраивается и в среднем достигает 10 кг.
Характеристика периода грудного возраста – высокий темп физического развитияРост и масса тела нарастают в течение всего первого

Слайд 47Характеристика периода грудного возраста – рост и развитие органов и

систем
физиологические особенности ССС - облитерация плодовых коммуникаций, частота сердечных

сокращений, изменения артериального давления;
физиологические особенности дыхательной системы - особенности частоты, ритма и типа дыхания;
физиологические особенности желудочно-кишечного тракта, зависимость состава флоры кишечника от вида вскармливания;
физиологические особенности состава крови;
потеря пассивного иммунитета.

Характеристика периода грудного возраста – рост и развитие органов и систем физиологические особенности ССС - облитерация плодовых

Слайд 48Характеристика периода грудного возраста – нервно-психическое развитие
Ребенок рождается с

мозгом весом около 390 г. Мозговая субстанция быстро нарастает, достигая

к 6 мес. веса в 600—700 г, к концу года вес мозга—около 900 г. Т. о. за первый год жизни головной мозг увеличивается в 2,5 раза.
Характеристика периода грудного возраста – нервно-психическое развитие Ребенок рождается с мозгом весом около 390 г. Мозговая субстанция

Слайд 49Динамика моторного развития на 1 году жизни – движения общие

Динамика моторного развития на 1 году жизни – движения общие

Слайд 501 месяц 4-5

месяцев

1 месяц        4-5 месяцев

Слайд 516-8 месяцев 12 месяцев

6-8 месяцев      12 месяцев

Слайд 52Пищевые потребности грудного ребенка
Объем пищи в сутки

до 1 месяца

— 1/5 массы тела;
от 1 месяца до 3,5 месяцев

— 1/6 массы тела:
от 3,5 месяцев до 5 месяцев — 1/7 массы тела;
от 5 до 6 месяцев — 1/8 массы тела;
от 6 до 9 месяцев — 1/9 — 1/4 массы тела.

Потребность в калориях

I квартал — 125—130 кал/кг ;
II квартал—120—115 кал/кг
III квартал — 115—110кал/кг ;
IV квартал — 100—-95 кал/кг.
Пищевые потребности грудного ребенкаОбъем пищи в сутки до 1 месяца — 1/5 массы тела; от 1 месяца

Слайд 53Паратрофия Гипотрофия, рахит


Паратрофия    Гипотрофия, рахит

Слайд 54 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – организация режима

дня детей
Режим дня ребенка от рождения до 2,5—3 месяцев:

кормления 6—8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3—3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 — 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5—2 часа.
Режим дня ребенка от 3 месяцев до 5-6 месяцев: кормления 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10—11-часовым ночным перерывом. Режим дня ребенка в 3 месяца, в 4 месяца и в 5-6 месяцев обязательно включает сон 4 раза в день. Бодрствует ребенок по 1,5—2,0 часа. По режиму дня для 3-6 месячных детей могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.
Режим дня ребенка от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев: кормления 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0—2,5 часов, дневной сон — 3 раза в день по 2,0 часа, ночной — 10—11 часов.
Режим дня ребенка от 9-10 месяцев до 1 года: Число кормлений — 5, интервал между кормлениями составляет 4—4,5 часа. Время бодрствования 3—3,5 часа, дневной сон — 2 раза в день по 2,0 —2,5 часа, ночной — 10—11 часов.
Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – организация режима дня детей Режим дня ребенка от рождения

Слайд 55Основная здоровьесберегающая медико-гигиеническая и экологическая технология в грудном возрасте– организация

грудного вскармливания!

Основная здоровьесберегающая медико-гигиеническая и экологическая технология в грудном возрасте– организация грудного вскармливания!

Слайд 56Режим и диета кормящей матери
Для кормящей матери обязательны прогулки в

течение 3—4 ч в день, сон — не менее 8-9

ч в сутки.
Прием пищи 4—5 раз в день с относительно равными интервалами.
Кормящая мать ежедневно должна употреблять 180—200 г мяса, 500 г молока, 50 г творога, 50 г сыра, 50 г масла, 1 яйцо, 500—600 г овощей, 400—500 г хлеба, 200 г фруктов.
Режим и диета кормящей материДля кормящей матери обязательны прогулки в течение 3—4 ч в день, сон —

Слайд 57Грудное вскармливание – состав грудного молока - белки
В зрелом женском

молоке белка 1,1-1,5 г/100 мл.
В коровьем молоке белка 2,8-3,5

г/100 мл.

Таким образом, при получении коровьего молока ребенок перекармливается белком. Это предрасполагает к «омоложению» хронических заболеваний – гипертонической болезни, сахарному диабету, з/б почек.

Соотношение между альбумино-глобулиновыми фракциями и казеиногеном в грудном и коровьем молоке соответственно равно 4:1 и 1:4. Казеин – основной аллерген.

Материнское молоко имеет большое количество таурина—аминокислоты, необходимой для для формирования сетчатки глаза и головного мозга (у взрослого человека таурин синтезируется из цистина и метионина, что не происходит у ребенка).

Грудное вскармливание – состав грудного молока - белкиВ зрелом женском молоке белка 1,1-1,5 г/100 мл. В коровьем

Слайд 58Грудное вскармливание – состав грудного молока - жиры
Количество жира

в зрелом грудном молоке —3,5-4,5 г/100 мл — не намного

больше количества в коровьем (3,2-3,5 г/100 мл).
Основную часть жиров составляют триглицериды — 98%.
в женском молоке имеется фермент липаза, которая способствует всасыванию 90-95% жира грудного молока (жира коровьего молока — меньше 60%);
Полиненасыщенные жирные кислоты ω3/ω6, холестерин.
Грудное вскармливание – состав грудного молока - жиры Количество жира в зрелом грудном молоке —3,5-4,5 г/100 мл

Слайд 59Грудное вскармливание – состав грудного молока - УВ
В среднем в

грудном и коровьем молоке углеводы составляют соответственно г/100 мл и

4,5-4,8 г/100 мл.
Углеводы в женском молоке — это в основном молочный сахар в виде бета-лактозы, составляющей 90% общего его количества.
Функциональные особенности лактозы грудного молока следующие:
- она доходит до толстой кишки, так как медленно всасывается в тонкой — вызывает интенсивное размножение бифидум-флоры, которая нормализует состав флоры в кишечном тракте;
- создает в толсти кишке слабокислую среду (рН 5-5,5), что губительно действует на гнилостные бактерии;
- стимулирует синтез витаминов группы В.


Грудное вскармливание – состав грудного молока - УВВ среднем в грудном и коровьем молоке углеводы составляют соответственно

Слайд 60 Состав грудного молока
активные ферменты - протеаза, трипсин, амилаза, липаза;
Витамины
Макро-

и микроэлементы
Гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза и кишечного тракта;


гормоноподобные вещества (эритропоэтин, кальцитонин и простагландины);
Факторы специфической зашиты Ig A, Іg М, Ig G
Факторы неспецифической зашиты (лизоцим, макрофаги);
Состав грудного молокаактивные ферменты - протеаза, трипсин, амилаза, липаза;ВитаминыМакро- и микроэлементы Гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза

Слайд 61Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание

Слайд 62Прикорм — это постепенная замена материнского молока приготовленной пищей.
Необходимость прикорма

обоснована следующим:
постепенно количество молока у матери уменьшается;
в грудном

молоке достаточное для нормального развития ребенка количество белков, жиров, углеводов имеется только до 4-5 месяцев малыша;
в продуктах растительного происхождения имеются минеральные вещества, потребность в которых к концу первого полугодия увеличивается;
для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта нужна клетчатка, которой нет в материнском молоке;
жевание во время прикорма — один из факторов правильного развития аппарата речи;
благодаря прикорму ребенок постепенно приучается к приготовленной пище и отвыкает от материнского молока.
Прикорм — это постепенная замена материнского молока приготовленной пищей.Необходимость прикорма обоснована следующим: постепенно количество молока у матери

Слайд 64 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактика рахита,

дефицита йода

Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактика рахита, дефицита йода

Слайд 65 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – гигиенический уход

за кожей
Основные гигиенические процедуры:
Утренний туалет
Смена подгузника
Гигиеническая ванна

Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – гигиенический уход за кожей	Основные гигиенические процедуры:Утренний туалетСмена подгузникаГигиеническая ванна

Слайд 66правильно
неправильно
Особенности гигиенических процедур у девочек

правильнонеправильноОсобенности гигиенических процедур у девочек

Слайд 67 раздражение кожи в области подгузника, основной причиной которого

являются дефекты ухода – редкая смена подгузника, тугое пеленание
Пеленочный дерматит

раздражение кожи в области подгузника, основной причиной которого являются дефекты ухода – редкая смена подгузника,

Слайд 68 Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактические

прививки

Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте –  профилактические прививки

Слайд 69Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – санитарно-гигиеническое просвещение
Школа

матерей Вскармливание грудного ребенка.
Гигиенический уход за детьми.
Физическое воспитание детей.
Развивающие

игры и игрушки для детей различных возрастов.
Значение режима дня и как его организовать.
Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – санитарно-гигиеническое просвещение Школа матерей Вскармливание грудного ребенка. Гигиенический уход за

Слайд 70 Здоровьесберегающая физкультурно-оздровительная технология в грудном возрасте – физическое воспитание
Физическое

воспитание включает массаж, гимнастику, закаливание, подвижные игры
Общие правила физического

воспитания:
- заниматься необходимо ежедневно;
- время процедуры — через 1,5-2 часа после или за 1,5-2 часа до приема пищи;
- в хорошо проветренной комнате или на свежем воздухе;
- на ребенке должна быть легкая одежда, которая не ограничивает его движения, не создает неудобств;
- к процедуре ребенка необходимо психологически подготовить;
- методы усложнять постепенно;
- процедуры желательно периодически менять.

Здоровьесберегающая физкультурно-оздровительная технология в грудном возрасте – физическое воспитаниеФизическое воспитание включает массаж, гимнастику, закаливание, подвижные игры

Слайд 71Физическое воспитание ребенка – гигиеническая гимнастика

Физическое воспитание ребенка – гигиеническая гимнастика

Слайд 72Физическое воспитание ребенка – гигиенический массаж

Физическое воспитание ребенка – гигиенический массаж

Слайд 73Физическое воспитание ребенка – закаливание

Физическое воспитание ребенка – закаливание

Слайд 74Воспитание грудных детей

Воспитание грудных детей

Слайд 75Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Слайд 76Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика