Слайд 1Лекция
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Автор: к.в.н.,
доцент Шестаков В.А.
Екатеринбург
2016
Слайд 2План
Роль и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
Государственная политика в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций (ЧС).
2. Организационная структура РСЧС.
3. Режимы функционирования РСЧС.
4. Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС).
Слайд 3Литература
1. О защите населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера: ФЗ от 21 декабря 1994 №68-ФЗ // Российская
газета. 2009. 9 мая.
2. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794 // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009.
3. О классификации ЧС природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304// Российская газета. 2007. 26 мая.
4. О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС: Постановление правительства РФ от 03.08.1996 №924// Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 3998.
Слайд 4Литература
5. О подготовке населения в области защиты от ЧС природного
и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003
г. №547 // Российская газета. 2003. 16 сентября .
6. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий: Постановление Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 327.
7. Шестаков В.А. Безопасность жизнедеятельности в современных геополитических условиях: учеб. пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал. ин-та управления – филиала РАНХиГС, 2015. – 304 с.
Слайд 5
Определение
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) –
объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Слайд 6Этапы становления РСЧС
Первый. С 20-х годов до 1987 г.
Второй. С
1987 г. по 1991 г.
Третий. С конца 1991 г. по
настоящее время
Слайд 7Основные задачи РСЧС (ст. 4 ФЗ № 68)
1. Разработка и
реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и
территорий от ЧС.
2. Осуществление целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования ОЭ.
3. Обеспечение готовности к действиями ОУ, сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
6. Организация оповещения и информирования .
7. Прогнозирование угрозы возникновения ЧС.
8. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и другие важные задачи.
Слайд 8Основные задачи РСЧС (продолжение)
9. Осуществление государственной экспертизы и ГН.
10. Ликвидация
ЧС.
11. Социальная защита населения, пострадавшего в ЧС.
12. Реализация прав и
обязанностей населения в области защиты от ЧС.
13. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
14. Обеспечение безопасности людей на водных объектах.
Слайд 9 Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС
:
совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм,
направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.
Слайд 10Термины и определения основных понятий (ГОСТ Р 22.0.02-94)
Безопасность в ЧС
– состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной
среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 11Термины и определения основных понятий (ГОСТ Р 22.0.02-94)
Безопасность населения в
ЧС – состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества
и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 12Термины и определения основных понятий (ГОСТ Р 22.0.02-94)
Защита населения в
ЧС – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения
мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.
Слайд 13Термины и определения основных понятий (ГОСТ Р 22.0.02-94)
Обучение населения действиям
в чрезвычайных ситуациях – целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и
закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками ЧС, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах ЧС и очагах поражения.
Слайд 14Организационная структура РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) – объединение органов управления, сил и средств федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций (в качестве напоминания)
Слайд 15Организационная структура РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) структурно состоит из:
функциональных подсистем
территориальных подсистем
Уровни функционирования: федеральный, межрегиональный, региональный,
муниципальный, объектовый.
Слайд 17Каждый уровень РСЧС включает:
координационные органы РСЧС – комиссии для обеспечения
согласованности действий (комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению
ПБ)
постоянно действующие органы управления РСЧС – специально уполномоченные органы (МЧС, РЦ, органы управления по делам ГО и ЧС – ГУ и управления, структурные подразделения или работники организаций)
органы повседневного управления РСЧС – организации, создаваемые органами исполнительной власти (центры управления в кризисных ситуациях, дежурно-диспетчерские службы)
(Смотри схему «Структура РСЧС»)
Слайд 19Органы управления муниципального звена РСЧС
Координационные органы – комиссия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного
самоуправления (КЧС и ПБ).
Постоянно действующие органы – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях муниципальных образований (отделы по делам ГО и ЧС, отделы по делам ГЗ и ПБ).
Органы повседневного управления – единые дежурно-диспетчерские службы муниципального образования.
Слайд 20Силы и средства РСЧС
специально подготовленные силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС (перечень определен в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 № 475).
Слайд 21Состав сил и средств РСЧС
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №
794
Силы и средства постоянной готовности (аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования,
иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами).
Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы.
Слайд 22Силы и средства РСЧС (по своему функционалу)
Силы и средства РСЧС
функционально подразделяются на:
силы и средства наблюдения и контроля
силы и средства
ликвидации ЧС
(Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 в ред. от 23.12.2004 № 835)
Слайд 23Режимы функционирования РСЧС
режим повседневной деятельности
режим повышенной готовности
режим ЧС
Сигнал оповещения:
ВНИМАНИЕ
ВСЕМ
Слайд 24Уровень реагирования на ЧС – это состояние готовности ОУ и
сил РСЧС к ликвидации ЧС
Уровни реагирования
на ЧС вводятся:
1. Объектовый – решением руководителя организации;
2. Местный – решением главы поселения или муниципального района или городского округа;
3. Региональный (межмуниципальный) – решением высшего должностного лица субъекта РФ;
4. Федеральный уровень реагирования – решением Правительства РФ.
Решением Президента РФ может устанавливаться особый уровень реагирования
Слайд 25ЕДДС - это орган повседневного управления местного (городского) звена РСЧС,
являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных
ситуациях (ЕСОДУ).
НАЗНАЧЕНИЕ ЕДДС:
сбор от населения и организаций сообщений о различного рода происшествиях;
оценка их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения и хозяйственных объектов;
определение объёма экстренных мер, уровня оповещения, состава привлекаемых сил для ликвидации последствий бедствий;
обеспечения согласованных действий городских ДДС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.