Слайд 1Имя прилагательное
Урок русского языка в 5 классе
Слайд 2
Прочитайте стихотворение, найдите
существительные и слова ,которые отвечают на
вопрос какой? каких? (устно)
В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У
зелёных сосен!
Сколько алых ягод
У лесной рябинки!
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
Слайд 3 Нас повсюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? Отвечая на
них , мы называем различные признаки, свойства, которыми обладают предметы.
Человек какой?-добрый ,злой, внимательный, грубый, умный, хороший, храбрый. Эти слова присоединяются к существительным. Поэтому в самом названии части речи- имя прилагательное- имеется указание на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», «присоединяться».
Имена прилагательные делают нашу речь более точной,яркой и выразительной.
Слайд 4Большую роль играют прилагательные-эпитеты в художественных произведениях. Они делают речь
более яркой , образной.
Например:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайд 5Имя прилагательное-часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы какой? чей?
Например :великий музыкант (какой?) птичье пение(чьё?)
Имена прилагательные
изменяются по родам, числам, падежам.
Имена прилагательные согласуются с существительным, к которому относятся.
Например: добрый человек, доброе слово, добрая улыбка.
В предложении имена прилагательные бывают определением или сказуемым.
Слайд 6 Игра «Кто больше?»
подберите как можно больше прилагательных
к существительным (письменно в тетради)
День…
Воздух… Солнце…..
Дождь… Утро…. Ночь….
Слайд 7Прочитайте и отгадайте загадки. Выпишите из них слова, которые обозначают
признаки предметов по цвету, по внешнему виду.
Тонкий, высокий, упал в
осоку, сам не вышел, а детей вывел.
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный , бархатный.
Белый зайчик прыгает по чёрному полю.
Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные.
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт.
Слайд 8Расскажите (письменно), какая погода бывает осенью, зимой, весной, летом, употребляя
прилагательные.
(Например, Осенью погода бывает дождливая, пасмурная и т.д.)
Слайд 9Подберите к данным прилагательным синонимы и составьте с ними словосочетания
и запишите их.
Верный, мудрый, превосходный
, великий.
Слайд 10Выпишите прилагательные вместе с существительными. Определите их морфологические признаки. Назовите
прилагательные-эпитеты.
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».
Слайд 11Домашнее задание:
Параграф 28
Упражнение 216 (обратите внимание на дополнительные задания, обозначенные
цифрами к словам.
Например, березки1 – фонетический анализ слова