Слайд 1Лекция I. Основные категории методики обучения иностранному языку. Главные принципы
обучения иностранному языку. Содержание обучения иностранному языку в средней школе
План лекции
Общее определение методики обучения иностранному языку как педагогической науки
Специфика предмета «Иностранный язык»
Объект и предмет методики обучения иностранному языку
Основные категории методики: подход, метод и технология обучения
Принципы обучения иностранному языку в средней школе
Содержание обучения иностранному языку в средней школе
Слайд 2Методика обучения иностранному языку – это наука, которая исследует цели,
содержание, методы и средства обучения и воспитания обучаемых на материале
иностранного языка.
Зачем?
Чему? Кого?
Как?
I. Общее определение методики обучения иностранному языку как педагогической науки
Слайд 3II. Специфика предмета «Иностранный язык»
Слайд 5Термин «методика» употребляется в трех значениях:
Методика как учебная дисциплина в
педвузе («лектор сейчас читает методику обучения ИЯ»)
Методика как набор форм,
методов и приемов работы учителя («учитель Иванов - хороший методист»)
Методика как наука, имеющая свой объект и предмет исследования, свою экспериментальную базу и другие присущие ей характеристики
Слайд 6Методика как наука имеет
3 компонента учебного процесса:
Организация обучения
Учебная деятельность
учащихся
Обучающая деятельность учителя
Слайд 7Методика
Общая
методика
Лингводидактика
Частная методика
Закономерности и особенностей процесса обучения любого
ИЯ
Языковые и речевые явления конкретного ИЯ
Слайд 8Обучающая деятельность учителя
1) управляет учебными действиями учеников,
2) создает мотивацию
и стимулирует обучение,
3) организует работу на уроке с целью
максимального эффекта,
4) дает материал для усвоения и ориентиры учебной деятельности учащихся,
5) контролирует эффективность усвоения.
Слайд 9ОБЪЕКТ методики – обучение ИЯ
ПРЕДМЕТ методики – методы обучения
III. Объект
и предмет методики обучения иностранному языку
Слайд 10Система обучения
1. Цель обучения
2. Содержание
3. Методы и приемы
4. Средства
обучения
Слайд 11Цели обучения Ия
С какой целью обучать?
ФГОС, Программа по ….языку
1. Практическая
– практическое овладение речевыми умениями на уровне, достаточном для коммуникации
в 4 видах РД: аудировании, говорении, чтении, письме.
2. Воспитательная – формирование мировоззрения, воспитание нравственно-этических качеств, положительного отношения к зарубежной культуре
3. Общеобразовательная – повышение уровня общей культуры, расширение кругозора, развитие памяти, логического мышления.
4. Развивающая - развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучнию языка, положительные эмоции
Слайд 12IV. Основные категории методики преподавания ИЯ
Подход - это уровень, на
котором дифференцируются допущения и представления о языке и изучении языка
(общая стратегия обучения)
Метод обучения - это уровень, на котором теория осуществляется на практике и на котором рассматриваются содержание и отдельные умения обучения (тактика обучения, как учить?)
Слайд 13В отечественной методике
МЕТОД
В широком значении
В узком значении
принципиальное направление обучения
(прямой метод, коммуникативный метод, аудиолингвальный и т.д.)
= подход
один из способов
обучения
Слайд 14Технология обучения - это уровень, на котором осуществляются приемы обучения
в классе (характеризуется повторяемостью заданий и направленностью на результат).
Конкретный
набор приемов, используемых преподавателем.
Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи.
Прием связан с конкретным действием (приемы беспереводной семантизации, приемы построения вопросительного предложения по структурной модели, приемы выработки произношения).
Слайд 15V. Принципы обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Слайд 16СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИЯ
Средства обучения ИЯ - совокупность материалов и орудий,
применение которых на занятии способствует успешному выполнению поставленных целей.
Слайд 18Содержание обучения ИЯ
чему учить?
1. Языковой материал (грамматический, лексический, фонетический).
2.
Знание правил оперирования языковым материалом
3. Навыки и умения, обеспечивающие владение
различными видами РД.:
фонетические, грамматические и лексические навыки,
навыки говорения, чтения, аудирования и письма;
коммуникативные умения - говорения, аудирования, чтения и письма.
Слайд 194. Овладение указанными видами умений и навыков и, соответственно, различными
видами и аспектами РД осуществляется на связном речевом материале (текстах),
организованных по-разному, в зависимости от вида РД.
5. С.Ф.Шатилов предлагает включать в содержание и воспитание эмоциональной сферы учащихся, их эстетическое и этическое воспитание, осуществляемое в процессе обучения устного общения и чтения на ИЯ.
6. Е.И. Пассов – обучение иноязычной культуре
Слайд 20Содержание обучения, представленное в школьных программах включает три компонента:
1.
Тематику для УР и чтения,
2. Умения и навыки практического
владения основными видами РД
3. Языковой материал вместе с правилами.
Слайд 21принципы отбора содержания обучения в современной методике преподавания?
1. адекватность содержания
комплексу целей – практических, образовательных, развивающих и воспитательных;
2. доступность, возможность
усвоения содержания учащимися в данных условиях.
Слайд 22Рецептивное владение иноязычной речью.
(аудирования и чтения)
Продуктивное (говорения,
письмо) владение иноязычной речью.