Слайд 1Лекция № 1
по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Категорийно-понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности.
Таксономия опасностей
К.геогр.н., доцент Буц Юрий Васильевич
Харьковский национальный экономический университет
Кафедра
технологии, экологии и безопасности жизнедеятельности
Слайд 2План
1 . Введение. Научные основы безопасности жизнедеятельности
2. Этапы развития
и научные основы безопасности жизнедеятельности.
3. Предмет и задачи БЖД
4. Аксиомы
БЖД
5. Таксономия опасностей.
Слайд 3Литература
Безпека життєдіяльності: конспект лекцій/ О.Ф. Протасенко, Ю.В. Буц - Х.:ХНЕУ,
2013. – 148с.
Безпека життєдіяльності (забезпечення соціальної, техногенної та природної безпеки:
Навч. посібник/ В.В. Бєгун, І.М. Науменко - К.: , 2004. – 328с.
Березуцький В.В., Васьковець Л.А., Вершиніна Н.П. та ін. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник / За ред.. проф. В.В. Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – 348 с.
Желібо Є. П., Заверуха Н. М., Зацарний В. В. Безпека життєдіяльності. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів освіти України I-IV рівнів акредитації/ за ред. /Є. П. Желібо, і В.М. Пічі. – Львів: Піча Ю.В., К.: "Каравела", Львів: “Новий Світ., 2002. – 328 с.
Касьянов М.А., Ревенко Ю.П., Медяник В.О., Арнаут І.М., Друзь О.М., Тищенко Ю.А. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник. – Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2006. – 284 с.
Слайд 4В течение ХХ столетия на Земле от всех войн погибло
около 100 миллионов человек.
За этот же период от несчастных
случаев человечество потеряло 300 миллионов жизней (в три разы больше!).
За один год, таким образом, в среднем погибает 3.75 млн. человек,
в день - 10 тысяч человек,
в час - 400 человек,
в минуту 7-8 человек.
Слайд 5Распределение смертельных несчастных случаев по видам общественного производства:
Слайд 6Научные основы безопасности жизнедеятельности
Науки о безопасности имеют мировосприимчиво-профессиональный характер. К
ним принадлежат:
гуманитарные (философия, теология, лингвистика);
естественные (математика, физика, химия, биология);
инженерные науки
(сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);
науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);
науки об обществе (социология, экономика, право).
Слайд 7Гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке и об обществе
являются составляющими области знаний, которая называется безопасностью жизнедеятельности, своеобразным корнем
генеалогического древа знаний в сфере безопасности жизнедеятельности.
Из этих корней «проросли» экологическая культура, социальная экология и другие науки. Кроной этого дерева являются охрана труда, гигиена труда, пожарная безопасность, инженерная психология, гражданская оборона, основы медицинских знаний, охрана окружающей природной среды, промышленная экология, социальная и коммунальная гигиена и много других дисциплин.
Слайд 8
Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии
человека со средой, в которой он находится.
Слайд 9Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
Проблема защиты человека от
опасностей возникла вместе с появлением на Земле человечества. На протяжении
всей истории цивилизации каждый человек заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, человечеству приходилось заботиться о безопасности своего существования.
Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто поклонялись растениям, птицам, ветру, воде, а использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, поскольку первую группу опасностей представляли именно природные опасности, которые несли наибольшую угрозу.
Слайд 10Вопросы обеспечения безопасности волновали людей с давних времен. До нас
дошли труды больших ученых прошлого – Аристотеля (в 384 -
322 г. до н. э.), Гиппократа (в 460 — 377 г. до н. э.) и других, в которых речь идет о безопасных условиях труда.
Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
Слайд 11Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
В средние века вопросами
защиты жизни и здоровья людей занимались такие ученые как, например,
Парацельс (в 1493 — 1541 гг.) — медицинские исследования; немецкий врач и металлург Агрикола (в 1494 — 1555 гг.) — вопрос охраны труда в работе "О горном деле" и другие.
Слайд 12Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
со времен средневековья ученые
исследовали опасности, связанные с горнодобывающим делом. Георг Агрикола (1494-1555 гг.)
в 1545 г. первым сделал запись о случае выделения и взрыва рудникового газа.
Известному врачу эпохи Возрождения Парацельсу (1493-1544гг.), который тоже изучал опасности, связанные с горным делом, принадлежат слова: «Все есть яд и все есть лекарство. Лишь определенная доза делает вещество ядом или лекарством». Это выражение можно считать основой принципа нормирования вредных веществ, который используется и до сих пор.
Слайд 13Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
В России основоположником науки
о безопасности труда может считаться Ломоносов М.В. (1711 — 1765гг.).
В его работах нашли отображение вопроса безопасности в горном деле, разработки молниезащиты зданий и сооружений.
В 1763г. Он издал трактат по основам металлургии и рудных дел, в котором рассмотрел различные вопросы гигиены и безопасности труда горняков, организации их работы и отдыха, укрепления грунтов, отвода рудниковых вод, опасных концентраций газа и пыли, рациональности одежды.
Слайд 14Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
В 1847 г. А.
М. Никитин издает книгу «Болезни рабочих и упреждающие меры», где
описал мероприятия, которые должны предупреждать профессиональные заболевания и аварии.
Слайд 15Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
В ХІХ-ХХ ст. в
связи с интенсивным развитием промышленности проблемами безопасности на производстве занималось
много ученых. Отметим, прежде всего, ученых, деятельность которых связана с Украиной.
Это первый ректор Харьковского технологического и Киевского политехнического институтов
В. Л. Кирпичов (1845-1913гг.), который в своих работах связал вопрос безопасности промышленного оборудования с теоретическими вопросами прикладной механики и сопротивления материалов, и академик А. Л. Скочинский (1874-1960гг.), который сделал большой вклад в развитие техники безопасности на угольных шахтах.
Слайд 16Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
С начала ХХ века
появилась такая наука, как техника безопасности. Проблемами безопасности и охраны
труда занимались такие видные ученые, как:
Сеченов М.И. — физиолог, разработал критерий длительности рабочего дня, показал роль нервной системы в трудовом процессе;
Ерисман Ф.Ф. — разработал вопрос гигиены труда;
Пресс А.А. (1857 — 1930гг.) – автор первого капитального труда по вопросам техники безопасности, в котором далеко превзошел известные в его время работы заграничных авторов в этой области
Слайд 17Этапы развития и научные основы безопасности жизнедеятельности
Существенная роль в обеспечении
БЖД принадлежит средствам индивидуальной защиты СИЗ. Одним из показательных примеров
этих средств есть противогаз, созданный академиком Н. Д. Зелинским в 1915г., который почти без принципиальных изменений используют и сегодня.
Слайд 18
Можно привести еще много примеров, которые свидетельствуют о человеческих усилиях,
направленных на собственную безопасность, и вместе с тем можно привести
не меньше примеров, которые дали основание Жану Батисту Ламарку почти двести лет тому назад, а именно в 1809 г. заявить:
«Иногда кажется, что предназначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар не пригодным для жизни».
Слайд 19Второй группой опасностей, которые представляли угрозу человеку со времён начала
существования его на планете, были действия других людей.
Войны, вооруженные конфликты,
убийства, похищения, угрозы, террористические акты и другие насилия сопровождали и в наше время продолжают сопровождать развитие общества.
Слайд 20Третьей группой опасностей на Земле являются те, которые исходят от
объектов, созданных людьми, так называемых техногенных факторов; машин, механизмов, химических
и взрывчатых веществ, источников разного рода излучений, макро- и микроорганизмов, и т.п.
Слайд 21В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, посвященная Концепции
стабильного развития мирового сообщества. Конференция приняла документ «Повестка дня XXI
век» и сделала вывод о необходимости глобального партнерства всех государств для достижения стабильного социального, экономического и экологического развития общества.
Экологическая безопасность
Слайд 22Можно выделить 4 этапа в развитии науки о безопасности жизнедеятельности:
І
— с древних времен до конца XVIII века — этап
развития и становления фундаментальных наук, которые изучают человека и окружающую среду (медицина, физика, химия и т. др.);
II — с конца XVIII к началу XX столетия — этап появления и развития специальных отраслей науки, которые изучают вопрос безопасности труда (физиология, гигиена труда, техника безопасности и т. др.);
III — с начала ХХ века — создание и развитие техники безопасности и охраны труда как науки;
IV — с начала 90-х годов ХХ века – появление науки "Безопасность жизнедеятельности".
Слайд 24Безопасность жизнедеятельности
— наука, которая изучает теоретические основы обеспечения сохранения жизни
и здоровья человека при его взаимодействии с окружающей средой.
При
этом под окружающей средой подразумевается весь комплекс процессов и явлений, которые происходят в бытовой, производственной и других сферах деятельности и существования человека.
Слайд 25Жизнь - высшая, по сравнению с физической и химической, форма
существования материи, которая способна к размножению, росту, активному регулированию своих
функций, к разным формам движения, деятельности.
Деятельность - необходимое условие существования человеческого общества, да и определение человека - Homo agens, т.е. человек действующий.
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и др. сферах жизни.
Слайд 26Труд
- это целесообразная деятельность человека, которая направлена на изменение и
применение предметов природы на удовлетворение своих потребностей.
Слайд 27Безопасность - состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено
проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности. Качества, которые определяют безопасность
как категорию:
Универсальность: безопасность беспокоит всех людей на Земле, поскольку имеет общие угрозы для протекания нормальной жизни, общие виды опасностей, общие объекты защиты и общие системы безопасности (безопасность труда, охрана природной среды и др.).
Взаимозависимость составляющих: опасность больше не касается только отдельного человека, социальной группы или даже страны. Сегодня человечество вступило в такую эру, когда мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с могучими силами природы планеты. Это внушает гордость, но и опасение, ибо чревато последствиями, которые могут привести к уничтожению цивилизации и даже всего живого на Земле.
Слайд 28Опасность
— это условие или ситуация, которые существуют в окружающей среде
и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, которая может послужить
причиной физического вреда, ранения или повреждения.
Слайд 29системы безопасности:
безопасность жизнедеятельности человека (повседневная деятельность, труд и отдых);
охрана природной среды;
защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная
защита;
система безопасности страны, национальная безопасность;
глобальная безопасность;
космическая безопасность.
Слайд 30Объектами изучения безопасности жизнедеятельности является человек и факторы окружающей среды,
которые влияют на него.
Предметом изучения безопасности жизнедеятельности являются физические, химические
и психологические основы влияния на человека вредных и опасных факторов, а также методы защиты от них.
Слайд 31Целью БЖД
является выявление системы основных закономерностей и принципов безопасного взаимодействия
человека с окружающей средой.
Слайд 33Задачи БЖД
Идентификация опасностей, то есть распознавание вредных и опасных факторов,
причин и условий, которые влияют на безопасность человека, а также
определение их количественных и качественных характеристик, пространственного и временного положения.
Идентификация опасностей и защита от них заключается в изучении вредных и опасных факторов, которые влияют на человека, а также изучении принципов защиты от их влияния. При этом вредные и опасные факторы могут быть как внешние (со стороны окружающей среды), так и внутренние (организм человека).
Слайд 34Задачи БЖД
Прогнозирование опасностей, оценка риска. Решение этой задачи позволит человеку
предварительно обнаруживать возможные опасности, оценивать вероятность их влияния и разрабатывать
варианты защиты от них.
Прогнозирование опасностей, оценка степени риска, вероятности влияния на человека осуществляется на основе методов теории вероятности, математической статистики. При этом используются данные о свойствах веществ и материалов, закономерности их взаимодействия в природе. Эти данные получают с помощью физики, химии, экологии и т.п.
Слайд 35Задачи БЖД
Защита от опасностей. Решение этой задачи заключается в выявлении
принципов, разработке методов и способов защиты организма человека от опасностей.
Решение
задачи защиты осуществляется 2 путями:
Исключение возможности влияния опасности на человека.
Снижение степени влияния опасности путем применения индивидуальных и коллективных средств защиты, а также проведения защитных мероприятий.
Слайд 36Задачи БЖД
Ликвидация негативных последствий с целью возобновления безопасных условий жизнедеятельности
человека. Решение этой задачи допускает изучение и разработку методов и
средств нейтрализации вредных влияний и реабилитации организма человека и окружающей среды.
Слайд 37Вывод:
Безопасность жизнедеятельности — это системная категория, которая характеризует стабильность системы
"человек — среда".
Слайд 39Жизнедеятельность человека потенциально опасна.
Утверждение о потенциальной опасности жизнедеятельности является аксиомой,
имеющей важное профилактическое значение при решении практических и теоретических вопросов
безопасности. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.
Слайд 40Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого
вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3.
Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
Слайд 41Аксиомы БЖД:
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на
человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на
человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
Слайд 42Аксиомы БЖД:
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением
требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также
применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
Слайд 44 Таксономия
– теория классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.
- по
природе происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные;
- производственные опасности:
физические, химические, биологические, психофизиологические, организационные;
- по времени проявления отрицательных последствий: импульсивные (в виде кратковременного воздействия, например удар) и кумулятивные (накопление в живом организме и суммирование действия некоторых веществ и ядов);
Слайд 45Таксономия опасностей
- по месту локализации в окружающей среде: связанные
с атмосферой, гидросферой, литосферой;
- по сфере деятельности человека: бытовые,
производственные, спортивные, военные, дорожно-транспортные и т.д.;
- по приносимому ущербу: социальные, технические, экономические, экологические и т.д.;
Слайд 46Таксономия опасностей
- по характеру воздействия на человека: активные (оказывают
непосредственное воздействие на человека); пассивные - проявляются опосредованно (к этой
группе относятся свойства, связанные с коррозией материалов, накипью, недостаточной прочностью конструкций);
Слайд 47Таксономия опасностей
- по сосредоточению: сконцентрированные (например, место захоронения токсичных
отходов) и рассеянные (например, загрязнение почвы осажденными из атмосферы выбросами
тепловых электростанций).
Слайд 48Вывод:
система “человек - среда” является сложной многоуровневой иерархической макросистемой, которая
включает у себя всю окружающую для человека вселенную (мироздание). Подход
к решению проблемы безопасности в этой системе должен быть комплексным, то есть решение проблемы безопасности должно охватывать все уровни и элементы системы и учитывать все взаимосвязи между ними.