Разделы презентаций


Лекция № 1 Введение в психологию 1. Предмет изучения психологии 2. Понятие

Содержание

Предмет изучения психологии Термин психология состоит из двух древнегреческих слов: «psuche» – душа, «logos» – наука, учение. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 1 Введение в психологию 1. Предмет изучения психологии 2.

Понятие психики и сознания 3. История становления психологии как науки Автор: Ефимова

Н.С.
Лекция № 1 Введение в психологию   1. Предмет изучения психологии   2. Понятие психики

Слайд 2Предмет изучения психологии Термин психология состоит из двух древнегреческих слов: «psuche»

– душа, «logos» – наука, учение. Психология – наука о закономерностях

возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Сознание - высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Предмет изучения психологии  Термин психология состоит из двух древнегреческих слов:  «psuche» – душа, «logos» –

Слайд 3ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
психические свойства личности:

направленность, темперамент, мотивы личности,

характер, способности
психические состояния личности:

активность, устойчивый интерес, сомнения, пассивность, уверенность,

творческий подъем и т.д.

психические процессы:

познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, воображение)

эмоционально-волевые
(воля, эмоции и чувства)

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИпсихические свойства личности: направленность, темперамент, мотивы личности, характер, способностипсихические состояния личности: активность, устойчивый интерес,

Слайд 4Отрасли психологии
Прикладная психология
Педагогическая психология
Клиническая психология
Юридическая психология
Экономическая психология
Политическая психология
Психология религии
Психология спорта
Психология

труда
Военная психология
Космическая психология

Фундаментальная психология
Общая психология
Психология личности
Дифференциальная психология
Психофизиология
Нейропсихология
Социальная психология
Возрастная психология
Специальная

психология
Зоопсихология
Сравнительная психология
Отрасли психологииПрикладная психологияПедагогическая психологияКлиническая психологияЮридическая психологияЭкономическая психологияПолитическая психологияПсихология религииПсихология спортаПсихология трудаВоенная психологияКосмическая психологияФундаментальная психологияОбщая психологияПсихология личностиДифференциальная психологияПсихофизиологияНейропсихологияСоциальная

Слайд 52. Понятие психики и сознания Основные этапы развития психики в животном

мире
СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
(отражение межпредметных связей)

СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ
(предметное восприятие)

СТАДИЯ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
(элементарная чувствительность)

2. Понятие психики и сознания   Основные этапы развития психики в животном миреСТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА(отражение межпредметных связей)СТАДИЯ

Слайд 6Психологические характеристики сознания
познавательные процессы
рефлексивная способность
чувства
целеполагающая деятельность
речь

Психологические характеристики сознания познавательные процессырефлексивная способностьчувствацелеполагающая деятельностьречь

Слайд 73. История становления психологии как науки Развитие психологических знаний в рамках

учения о душе (с древности до XVII века)
Толкование сущности души :
-

душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит);
- душа как соединение атомов (Демокрит);
- душа как результат смешения трех жидкостей: крови, желчи, слизи (Гиппократ);
- душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» - разуму (Анаксагор);
- душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);
- душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);
- душа - соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций) и др.

Основные принципы, открытые античными учеными
Гераклит (530 – 470 г. до н.э.) ввел идею развития как закона.
Анаксагор (500 – 428 гг.. до н.э.) выдвинул идею организации.
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) выдвинул идею причинности.

В философии Древней Греции сложились две точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона).

Аристотель
(384-322 гг. до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души.

3. История становления психологии как науки Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до

Слайд 8 Представления о психике в философских учениях (XVII век до второй

половины XIX века)
Открытия XVIII века: понятия о рефлексе, ощущении, представлении,

ассоциации, аффекте, мотиве, вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машины тела».

Для ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Приверженцы эмпирической психологии, ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т.д. как фактов внутреннего опыта.

К началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:
Идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом являлась интроспекция.
Материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания - как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

Представления о психике в философских учениях (XVII век до второй половины XIX века)	Открытия XVIII века:

Слайд 9Выделение психологических знаний в самостоятельную науку (вторая половина XIX века

до настоящего времени)
В.М.Вундт (1832-1920) основал в Лейпциге в 1879 году

первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, ее работа заложила основы экспериментальной психологии.
Его ученик Э.Титченер (1867-1927) развил направление получившее название структурализма.

Американский психолог У.Джеймс (1842-1910) одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881).

Выделение психологических знаний в самостоятельную науку  (вторая половина XIX века до настоящего времени)	В.М.Вундт (1832-1920) основал в

Слайд 10Современные направления в зарубежной психологии
Д. Уотсон
З. Фрейд
В зарубежной психологии

ХХ века были сформированы различные подходы и направления в изучении

психики и сознания:
бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;
психоанализ – одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека;
когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;
гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

В настоящее время психологи придерживаются эклектического подхода, то есть отбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.

Современные направления в зарубежной психологии Д. УотсонЗ. ФрейдВ зарубежной психологии ХХ века были сформированы различные подходы и

Слайд 11Отечественная школа психологии
В.М. Бехтерев
Г.И.Челпанов
Л.С. Выготский
С.Л. Рубинштейн
Отечественная психология развивалась естественно-научным путем.

К основным ее концепциям начала ХХ века относятся:
культурно-историческая концепция (Л.С.

Выготский);
теория деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

С 90-х годов XX века начинается новый этап развития психологии в нашей стране, обусловленный демократическими реформами и потребностями обеспечения жизни и деятельности людей.
Отечественная школа психологииВ.М. БехтеревГ.И.ЧелпановЛ.С. ВыготскийС.Л. РубинштейнОтечественная психология развивалась естественно-научным путем. К основным ее концепциям начала ХХ века

Слайд 12Выводы
Психология – наука, которая изучает закономерности проявления и развития психики

как специфической формы отражения действительности. Предметом изучения современной психологии являются

психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.

Сознание есть высшая форма психики, оно сформировалось в трудовой деятельности при постоянном общении человека с другими людьми в общественно-исторических условиях его развития.

В истории психологии можно выделить следующие основные этапы изучения психического: развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII века); развитие представлений о психике в философских учениях (XVII век до второй половины XIX века);развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX века до настоящего времени).


ВыводыПсихология – наука, которая изучает закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности. Предметом изучения

Слайд 13Литература
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М.:

ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2006., переиздана 2016.
Цель курса «Психология общения»

- актуализировать навыки общения, получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, подготовить себя к профессиональной деятельности, овладеть тонкостями педагогического общения.

Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2007, переиздана 2015г.
В учебнике с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.

ЛитератураЕфимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2006., переиздана 2016. Цель

Слайд 14


Задание
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М., 2015
Стр. 24, зад.1;

стр. 47, зад. 1,2,3; стр. 60, зад. 1,2



Дополнительно к

лекции читать:
Ефимова Н.С. Основы общей психологии.
Стр. 6-13, 26-46, 49-57

Успехов в познании человеческой психики!

ЗаданиеЕфимова Н.С. Основы общей психологии. М., 2015 Стр. 24, зад.1; стр. 47, зад. 1,2,3; стр. 60,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика