Слайд 1
Лекция № 10-11
Буддизм: основы вероучения и культа
Лекция по курсу «Культура
и религия», для студентов 2 курса
2018-2019 уч. год
Слайд 21. История буддизма
2. Учения буддизма
3. Течения буддизма
4. Буддизм в современном
мире
Вопросы лекции
Слайд 3Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в
середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии
получивший имя Будда Шакьямуни.
1. История буддизма
Слайд 4Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или
«Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Различные исследователи определяли буддизм по-разному, - как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».
Слайд 5Буддизм – древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.
«Без
понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря
уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
Слайд 6Распространение буддизма в современном мире в %
Слайд 7Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии.
Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году,
условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану. Большинство современных исследователей считает, что Будда умер в 486 году до н. э. Также поднимается вопрос о сдвижении периода жизни Будды таким образом, чтобы год его смерти относился к периоду 430-350 годов до н. э.
Слайд 8Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере
Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В
середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.
Слайд 9Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец
скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на
любимой девушке, которая родила ему сына.
Слайд 10Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили
четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой
и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть – удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни.
Слайд 11В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой –
просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко
может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
Слайд 12После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл
к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их
привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.
2. Учения буддизма
Слайд 14Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено
им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты
зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет – чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!».
Слайд 16За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм
впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма
делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде.
Слайд 18Доктрины буддизма
1. Четыре Благородные Истины:
1) Существует дуккха – страдание, неудовлетворённость, беспокойство, тревожность,
озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.
2) У дуккхи есть причина
(тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).
3) Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины.
4) Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).
Слайд 202. учение о причинно-зависимом происхождении и карме
3. доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)
4. доктрина кшаникавады (учение о мгновенности)
5.
буддийская космология
Слайд 22Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда,
однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так
последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения.
Слайд 23Выделяют и другой список основных элементов учения, которые являются общими
для всех школ:
- история жизни Шакьямуни
- признание кармы и перерождений
(сансара)
- Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,
- доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения
Слайд 24Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо
находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда
не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм, так и на ошибочность веры в случайность всех событий. Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная»).
Слайд 25Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только
через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности:
- Будду (под буддой
в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);
- Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости, так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины);
- Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще).
Слайд 26Медитация
В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская
медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов физического
и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
Слайд 283. Течения буддизма
На основе махаянских представлений буддизм делится:
1) Хинаяна («Малая колесница»)
2) Махаяна («Великая колесница»),
3) отдельно от последней выделяются Ваджраяна («Алмазная колесница»).
Хинаяна
также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу.
Слайд 29Хинаяна («Малая колесница») – колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению.
Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого
последователя.
Современные буддологи часто обозначают данные школы как «традиционный буддизм» или «южный буддизм».
Хинаяна («Малая колесница»)
Слайд 30Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и
избавиться от перевоплощений
На пути спасения никто не может помочь человеку,
все зависит от его личных усилий
Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений
Отсутствуют обряды и магия
Отсутствуют иконы и культовая скульптура
Хинаяна
Слайд 31В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее
хинаяне. Продолжает существовать версия происхождения махаяны из мест почитания и
хранения сутр и версия происхождения от части буддистов-аскетов, выбравших жизнь в лесу.
Махаяна («Великая колесница»)
Слайд 32Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает
спасение
Появляется институт бодисатв - святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам,
ведут их по пути спасения
Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв
Махаяна
Слайд 33Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие «четыре
опоры»:
- опора на учение, а не на учителя;
- опора на
смысл, а не на слова, его выражающие;
- опора на окончательный смысл, а не на промежуточный;
- опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.
Слайд 34Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке
нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих
ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.
Ваджраяна «Алмазная колесница»
Слайд 35На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450-500 миллионов человек
(по данным Encyclopedia Britannica – 463 млн человек, по энциклопедии «Религий мира» Дж. Мелтона –
469 млн, согласно отчёту американского исследовательского центра Pew Research Center – 488 млн).
Однако существуют и более крупные оценки численности буддистов, так, буддолог А. А. Терентьев указывал на 2008 год оценку численности буддистов в от 600 до 1 300 миллионов человек. Согласно одной из оценок, 360 миллионов буддистов являются приверженцами махаяны, 150 миллионов представляют тхераваду и около 18 миллионов принадлежат тибетскому буддизму.
При этом число буддистов, проживающих за пределами Азии, оценивается в 7 миллионов человек. Количество монахов среди всех буддистов составляет около 1 миллиона человек.
4. Буддизм в современном мире
Слайд 36Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной
Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское населения Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Мьянме,
Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланка, Японии.
Слайд 37Буддизм в современном Казахстане
Казахстан является светской страной, в которой официально
разрешены мировые религии, и поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий,
то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 1 из которых представляют корейский буддизм традиции сон (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).
Слайд 38В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы
и направления:
- Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
- Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гэлуг).
- Последователи
Дзэн-буддизма.
Буддизм в Казахстане почти не развит. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры, буряты и калмыки.
В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия – тенгрианство, отмечается схожесть этой национальной религией казахов с буддизмом и исламом.