Разделы презентаций


Лекция № 10-11 Буддизм: основы вероучения и культа

Содержание

1. История буддизма2. Учения буддизма3. Течения буддизма4. Буддизм в современном миреВопросы лекции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция № 10-11 Буддизм: основы вероучения и культа
Лекция по курсу «Культура

и религия», для студентов 2 курса
2018-2019 уч. год

Лекция № 10-11 Буддизм: основы вероучения и культа   Лекция по курсу

Слайд 21. История буддизма
2. Учения буддизма
3. Течения буддизма
4. Буддизм в современном

мире

Вопросы лекции

1. История буддизма2. Учения буддизма3. Течения буддизма4. Буддизм в современном миреВопросы лекции

Слайд 3Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в

середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии

получивший имя Будда Шакьямуни.

1. История буддизма

Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения

Слайд 4Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или

«Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Различные исследователи определяли буддизм по-разному, - как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».


Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан

Слайд 5Буддизм – древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.
«Без

понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря

уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

Буддизм – древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.«Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока –

Слайд 6Распространение буддизма в современном мире в %

Распространение буддизма в современном мире в %

Слайд 7Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии.

Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году,

условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану. Большинство современных исследователей считает, что Будда умер в 486 году до н. э. Также поднимается вопрос о сдвижении периода жизни Будды таким образом, чтобы год его смерти относился к периоду 430-350 годов до н. э.

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма

Слайд 8Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере

Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В

середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то

Слайд 9Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец

скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на

любимой девушке, которая родила ему сына.






Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в

Слайд 10Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили

четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой

и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть – удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни.
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика,

Слайд 11В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой –

просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко

может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой – просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё

Слайд 12После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл

к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их

привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.

2. Учения буддизма

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются

Слайд 14Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено

им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты

зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет – чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!».

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не

Слайд 16За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм

впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма

делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде.
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик.

Слайд 18Доктрины буддизма
1. Четыре Благородные Истины:
1) Существует дуккха – страдание, неудовлетворённость, беспокойство, тревожность,

озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.
2) У дуккхи есть причина

(тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).
3) Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины.
4) Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

Доктрины буддизма1. Четыре Благородные Истины:1) Существует дуккха – страдание, неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.2) У

Слайд 202. учение о причинно-зависимом происхождении и карме
3. доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)
4. доктрина кшаникавады (учение о мгновенности)
5.

буддийская космология

2. учение о причинно-зависимом происхождении и карме3. доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)4. доктрина кшаникавады (учение о мгновенности)5. буддийская космология

Слайд 22Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда,

однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так

последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения. 

Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут

Слайд 23Выделяют и другой список основных элементов учения, которые являются общими

для всех школ:
- история жизни Шакьямуни
- признание кармы и перерождений

(сансара)
- Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,
- доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения

Выделяют и другой список основных элементов учения, которые являются общими для всех школ:- история жизни Шакьямуни- признание

Слайд 24Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо

находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда

не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм, так и на ошибочность веры в случайность всех событий. Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная»).

Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно

Слайд 25Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только

через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности:
- Будду (под буддой

в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);
- Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости, так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины);
- Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще).

Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три

Слайд 26Медитация
В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская

медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов физического

и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.

МедитацияВ учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская медитация. В широком смысле она представляет собой

Слайд 283. Течения буддизма
На основе махаянских представлений буддизм делится:
1) Хинаяна («Малая колесница»)


2) Махаяна («Великая колесница»),
3) отдельно от последней выделяются Ваджраяна («Алмазная колесница»).
Хинаяна

также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу.

3. Течения буддизмаНа основе махаянских представлений буддизм делится:1) Хинаяна («Малая колесница») 2) Махаяна («Великая колесница»), 3) отдельно от последней

Слайд 29Хинаяна  («Малая колесница») – колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению.

Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого

последователя.
Современные буддологи часто обозначают данные школы как «традиционный буддизм» или «южный буддизм».

Хинаяна («Малая колесница»)

Хинаяна  («Малая колесница») – колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к

Слайд 30Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и

избавиться от перевоплощений
На пути спасения никто не может помочь человеку,

все зависит от его личных усилий
Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений
Отсутствуют обряды и магия
Отсутствуют иконы и культовая скульптура

Хинаяна

Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощенийНа пути спасения никто не

Слайд 31В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее

хинаяне. Продолжает существовать версия происхождения махаяны из мест почитания и

хранения сутр и версия происхождения от части буддистов-аскетов, выбравших жизнь в лесу.

Махаяна («Великая колесница»)

В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее хинаяне. Продолжает существовать версия происхождения махаяны из

Слайд 32Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает

спасение
Появляется институт бодисатв - святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам,

ведут их по пути спасения
Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв

Махаяна

Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасениеПоявляется институт бодисатв - святых, достигших просвещения,

Слайд 33Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие «четыре

опоры»:
- опора на учение, а не на учителя;
- опора на

смысл, а не на слова, его выражающие;
- опора на окончательный смысл, а не на промежуточный;
- опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.

Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие «четыре опоры»:- опора на учение, а не на

Слайд 34Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке

нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих

ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.

Ваджраяна «Алмазная колесница»

Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает

Слайд 35На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450-500 миллионов человек

(по данным Encyclopedia Britannica – 463 млн человек, по энциклопедии «Религий мира» Дж. Мелтона –

469 млн, согласно отчёту американского исследовательского центра Pew Research Center – 488 млн).
Однако существуют и более крупные оценки численности буддистов, так, буддолог А. А. Терентьев указывал на 2008 год оценку численности буддистов в от 600 до 1 300 миллионов человек. Согласно одной из оценок, 360 миллионов буддистов являются приверженцами махаяны, 150 миллионов представляют тхераваду и около 18 миллионов принадлежат тибетскому буддизму.
При этом число буддистов, проживающих за пределами Азии, оценивается в 7 миллионов человек. Количество монахов среди всех буддистов составляет около 1 миллиона человек.

4. Буддизм в современном мире

На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450-500 миллионов человек (по данным Encyclopedia Britannica – 463 млн человек, по энциклопедии

Слайд 36Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной

Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское населения Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Мьянме,

Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланка, Японии.

Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское населения Сингапура и Малайзии),

Слайд 37Буддизм в современном Казахстане
Казахстан является светской страной, в которой официально

разрешены мировые религии, и поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий,

то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 1 из которых представляют корейский буддизм традиции сон (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

Буддизм в современном КазахстанеКазахстан является светской страной, в которой официально разрешены мировые религии, и поскольку буддизм является одной из

Слайд 38В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы

и направления:
- Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
- Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гэлуг).
- Последователи

Дзэн-буддизма.
Буддизм в Казахстане почти не развит. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры, буряты и калмыки.
В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия – тенгрианство, отмечается схожесть этой национальной религией казахов с буддизмом и исламом.

В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:- Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).- Последователи тибетского буддизма

Слайд 39СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика