Слайд 1Лекция № 2
«Система менеджмента качества» (СМК)
СМК предприятия должна отвечать требованиям
международных стандартов.
СМК ориентирована на разработку, производство и реализацию конкурентоспособной
продукции
Слайд 2Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов
и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
СМК - это система,
созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, для достижения этих целей.
Главная задача СМК - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака
Слайд 3«…Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает
свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения
желаемых результатов»
(ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)
Слайд 4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.выдержки из текста:…
….Применение СМК является стратегическим решением для организации…
Слайд 5ТЕСТ
Семейство стандартов серии ИСО 9000 было разработано для того, чтобы…
помочь
организациям повысить квалификацию персонала;
2) помочь организациям увеличить цены на продукцию;
3)
помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества (СМК).
Слайд 6Предприятие является сложной вероятностной системой(многоуровневая система управления производством) имеет ряд
подсистем, между которыми могут возникать противоречия.
Слайд 8Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на
внешнюю и внутреннюю среду организации.
1.Основные процессы- непосредственным результатом которых является
выпуск продукции.
2. Обеспечивающие процессы- результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов.
3. Процессы
менеджмента-
-процессы
улучшения
результатом
которых
является
повышение
результативности
и эффективности
основных и
обеспечивающих
процессов
Слайд 11 ГОСТ Р ИСО 9001-2015Системы менеджмента качества. Требования.
Здесь записано, что…Применение
СМК является стратегическим решением для организации… В настоящем стандарте применяется
процессный подход, который включает циклPDCA
ТЕСТ
Процесс это -…
совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая входы в выходы;
2) совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая выходы во входы;
3) совокупность условий окружающей среды в которых выполняется работа.
Слайд 12 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.выдержки из текста:…
….В настоящем стандарте применяется процессный подход, который включает цикл PDCA
(принцип Деминга)
Слайд 14
PDCA
(англ. «Plan-Do-Check-Act» - планирование-действие-проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством
( принцип Деминга)
Слайд 15ТЕСТ
Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия, это -…
1) предупреждающее
действие;
2) корректирующее действие;
3) утилизация.
Слайд 16Предупреждающее действие - действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия
или другой потенциально нежелательной ситуации (ИСО 9000:2015).
Несоответствие – невыполнение
требования ГОСТ
Слайд 21Менеджер по качеству несет персональную ответственность за окончательные результаты внедрения
СМК
Слайд 22Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов
и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Система менеджмента качества (СМК)
— совокупность организационной структуры…
Организационная структура СМК включает в себя: руководителя предприятия,
менеджера по качеству,
работника по контролю качества,
специалистов из каждого подразделения компании (гл. механик, гл. технолог, гл энергетик и др. отделы)
Слайд 23Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик …
2.
СМК— совокупность методик , которые описывают алгоритм проверки процессов.
Это
- мониторинг процессов на основании ежемесячной оценки результативности по установленным показателям. В качестве показателей используются стоимостные, технические и временные показатели.
Слайд 24ТЕСТ
Работу по улучшению осуществляют:
1. Специалисты предприятия, работающие в специально сформированной
команде;
2. Все без исключения работники предприятия;
3. Сотрудники отдела качества
Цикл PDCA
(Шухарта или Деминга) определяет:
1. Методологию непрерывного совершенствования.
2. Шаги по применению статистических методов контроля.
3. Этапы контроля качества продукции
Слайд 25ТЕСТ
Контроль средств технологического оснащения на производстве осуществляется отделом:
1. Качества,
2. Главного
механика,
3. Главного технолога
Слайд 26ТЕСТ
Основные процессы- это…
результатом которых является создание необходимых условий для осуществления
основных процессов;
непосредственным результатом которых является выпуск продукции;
результатом которых является повышение
результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов
все процессы, подпадающие под действие системы менеджмента качества, должны быть документированы
Слайд 27 Цель системы менеджмента качества
Слайд 28СМК — совокупность организационной структуры, методик, процессов…
3. СМК— совокупность процессов
(Один из принципов СМК –это процессный подход)
Процесс – последовательность действий,
приводящая к заданному результату
Процессный подход – это систематическая идентификация и менеджмент процессов, анализ их взаимодействия.
Процессный подход— СМК организации не статичное образование.
Ее элементами являются процессы, через которые достигаются цели, то есть процессы обеспечивают любые изменения.
Слайд 29Идентификация – определение перечня процессов СМК,
их названия, границ, руководителей, взаимосвязи входов и выходов
Слайд 30Правила процессов
1.В течение процесса
«входы» преобразуются в
«выходы», ресурсы процесса
расходуются.
2. Выходы одного процесса,
как правило, являются
входами
других процессов.
3.Входами,
как правило,
являются материалы,
выходами –
продукция.
Слайд 31
Упрощенная схема процесса
Хозяин Процесса – должностное лицо, несущее ответственность за ход
и результаты Процесса (мастер или прораб строительного объекта)
Слайд 32Карта процесса
1. Организация должна определить (идентифицировать) все процессы и
обеспечить их управление (Стандарт ИСО 9000:2015)
2.Эти требования выполняются с
помощью документирования процессов, т.е. создание карты процессов (блок-схем или алгоритмов процессов).
3. Построение карты процесса осуществляется по графическим символам
Слайд 36Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов
и ресурсов…
Рассмотрим категории ресурсов СМК
Слайд 38Все процессы, подпадающие под действие системы менеджмента качества, должны быть
документированы
Документирование процессов превращает их из «виртуальных» в реальные, придает им
официальный статус.
Документирование процессов способствует :
- достижению их соответствия установленным требованиям; -обеспечению необходимой подготовки персонала; повторяемости процессов и их прослеживаемости; оцениванию их результативности и эффективности.
Слайд 39Различают два вида документов, относящихся к процессам:
документы, устанавливающие требования к
тому, как необходимо осуществлять процессы
документы, содержащие достигнутые результаты и
свидетельства осуществления процессов (документы этого вида именуются записями).
Слайд 42СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
Слайд 43СМК основана на 8 принципах менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя
Организации
зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие
и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. (ГОСТ Р ИСО 9000-2015)
Слайд 44СМК основана на 8 принципах менеджмента качества:
Слайд 45СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
3. Вовлечение работников.
Основой качества
является качество труда,
которое определяется не столько техникой
и технологией,
сколько мотивацией
сотрудников на качественный труд.
Если у каждого работника возникает
внутренняя потребность в улучшениях
о возможности организации возрастают
многократно.
Слайд 46СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
4. Процессный подход.
Желаемый
результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как
процессом.
Процесс – последовательность действий,
приводящая к заданному результату
Слайд 47СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
5. Системный поход к
менеджменту.
Выявление, понимание и
управление взаимосвязанными
процессами как системой,
вносят
вклад
в результативность
и эффективность
организации при достижении
ее целей.
Все решения должны
рассматриваться не с позиций
частной проблемы или задачи,
а с позиции организации в целом.
Слайд 48СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
6. Постоянное улучшение (одна
из целей СМК)
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать
как ее неизменную цель.
Улучшение должно касаться всех аспектов деятельности предприятия: улучшения качества работников (знаний, навыков, умений); улучшения рабочей зоны (чистота, удобство);
улучшения процессов, конструкции изделий,
оборудования, структуры организации.
Слайд 49СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
7. Принятие решений, основанных
на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна
не только на основе прошлого опыта.
(такие решения часто оказываются на практике очень субъективными и не точными),
Факт-свершившееся действие
Согласно ISO 9000
«результативные
решения основываются
на анализе данных
и информации».
Слайд 50СМК основана на 8 принципах менеджмента качества
8. Взаимовыгодные отношения с
поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают
способность обеих сторон создавать ценности. Это относится как к внешним, так и к внутренним поставщикам.
— вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Слайд 51Задачи СМК
постоянное улучшение качества продукции посредством регулярного анализа результатов и
корректировки деятельности,
снижение затрат на обеспечение качества,
выполнение намеченного точно
в срок,
создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации системы менеджмента качества.
Слайд 52
Система менеджмента качества состоит из взаимодействующих процессов. Понимание того,
как эта
система, включая все ее процессы, ресурсы, способы и методы управления,
а также
их взаимодействие, достигает отличных результатов, позволяет организации оптимизировать свою
деятельность.
Слайд 53ТЕСТ
Основу стандартов СМК образуют…
1) 7 принципов менеджмента
качества;
2) 8 принципов менеджмента качества;
3) 10 принципов менеджмента качества;
Общие намерения
и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством, это - …
1) политика в области качества;
2) цели в области качества;
3) система менеджмента качества.
Слайд 54ТЕСТ
Расположите эти виды внутренней документации СМК по мере убывания их
значимости.
1) рабочие и должностные инструкции;
2) положения и основные стандарты;
3) руководство
по качеству;
4) другая документация и записи по качеству.
Слайд 55
Международная организация по стандартизации требует пересмотра всех стандартов каждые:
1) 3
года;
2) 10 лет;
3) 5 лет.