Слайд 1Лекция № 2
Тема: Основы теории спроса и предложения
Слайд 2Рассматриваемые вопросы:
Спрос и кривая спроса. Факторы влияющие на спрос.
Предложение,
кривая предложения. Факторы влияющие на предложение.
Рыночное равновесие
Выигрыш потребителей
и производителей.
Слайд 3 Спрос
Спрос есть отношение между ценой и его количеством, которое
покупатели хотят и в состоянии приобрести в течение данного промежутка
времени.
Закон спроса гласит, что чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести при постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос.
Объем спроса показывает количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Слайд 4Зависимость объема спроса от цены можно представить в виде функции
спроса.
Простейшая функция
спроса:
P – цена
Q – количество
Q = f (P) (1)
P = f (Q) (2)
Q = a - b P (3)
Слайд 5Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены и
количеством продукции, на которую предъявляется спрос, существует обратная зависимость.
По мере того, как цена падает, объем спроса при прочих равных условиях растет.
Параметры a и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.
Слайд 6Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы
купить по
данной цене.
Слайд 7 Функция спроса в общем виде.
Неявный вид:
Q = f(Pi ,
Ps , Pс , Pe , I, N , U,
M)
Линейный вид:
Q=b0 - b1Pi+ b2P+ b3I – b4Ps + b5Pс + b6Pe + b7N
Слайд 8
Факторы, определяющие спрос.
Pi- цена данного товара
Ps – цена товара
–заменителя (субститут)
Pс – цена взаимодополняющего товара
(комплементарный)
Pe – ожидаемая цена
I – располагаемый доход потребителя
N – число потребителей
U – вкусы и предпочтения потребителей
М - мода
Слайд 9Неценовые факторы спроса:
Увеличение дохода покупателей обычно ведет к повышению спроса
- нормальными товарами, а
низкокачественные товары, потребление которых снижается при
увеличении дохода.
Изменение цен родственных товаров. Если рост цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар, то они называются взаимозаменяющими.
Если повышение цены одного товара приводит к снижению спроса на другой товар, то это взаимодополняющие товары.
Слайд 10Воздействие факторов спроса на кривую спроса
Слайд 11 Предложение
Предложение - связь между ценой товара и его количеством,
которое продавцы хотят и могут продать
Закон предложения – при прочих
равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца сделать этот товар доступным.
Объем предложения – максимальное количество товара соответствующее каждой цене в предложении
Слайд 12Кривая предложения.
Кривая предложения – график, показывающий отношение между ценой и
(Р) и количеством товара, которое продавцы хотят реализовать за определенный
период
Цена
Слайд 13Простейшая функция предложения.
P – цена
Q – количество
Q = f (P)
P = f (Q)
Q = a + b P
Слайд 14 Факторы определяющие предложение
PL – цены на труд ( рабочую
силу)
PK –цены на материалы, сырье, машины
Pe – ожидаемая цена
Pа
– цены альтернативных товаров (взаимозамняющих и взаимодополняющих товаров)
N – число продавцов на рынке
Т – величины налогов
К – уровень технологии
Слайд 15
Функция предложения в общем виде.
Неявный вид:
Q = f ( P,
PL PK , Pa , Pe , N , T,
K)
Линейный вид:
Q=b0 +b1P+b2PL+b3PK + b4Pa + b5Pe + b5N
Слайд 16
Воздействие факторов предложения на кривую предложения
Увеличение предложения (вправо-вниз);
Уменьшение
предложения (влево-вверх).
Слайд 17Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие в экономической модели спроса и предложения достигается
тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества
продаваемых товаров
Если рынок находится в равновесии цена товара такова , что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить
Слайд 18Графическое представление рыночного равновесия.
Слайд 19
Избыточное предложение и избыточный спрос.
Слайд 21
4 Выигрыш потребителей и производителей.
Кривая рыночного спроса определяет желания
и возможности всех потребителей. Они отличаются друг от друга.
Одни
покупатели согласны по данной цене купить определенное количество товара, другие при этой цене могут позволить себе меньшее количество или совсем не покупают.
Слайд 22Выигрыш потребителя
Потребители покупают товар не по той максимальной цене,
которую они согласны заплатить, а по равновесной, которая установилась на
рынке. Значит они остаются выигрыше. Выигрыш потребителя равен треугольнику (А).
Слайд 23Выигрыш производителя.
Часть производителей будут продавать меньшее количество, а некоторые
совсем прекратят производство. Однако на конкурентном рынке производители продают свой
товар по равновесной цене. Рассуждая аналогичным образом, можно определить, что выигрыш производителей равен площади треугольника (В).
Слайд 24Площадь А - выигрыш потребителей;
Площадь В - выигрыш производителей,
Площадь
А+В - выигрыш общества
Слайд 25Контроль над ценами
(Правитительств.вмешательство)
Верхний потолок цен (Рmax)- уровень цен ниже
равновесной, в этом случае объем спроса окажется выше, чем объем
предложения, что приведет к дефициту.
В результате выигрыш общества сократится, причем в явном проигрыше окажутся производители, поскольку B' < B
Слайд 27Нижний потолок цен (Pmin) – это цена выше равновесной, в
этом случае объем предложения окажется выше, чем объем спроса, что
имеет случай на рынке избыточное предложение (перепроизводство).
Например, на рынке труда минимальная зарплата. В результате спрос на труд меньше предложения труда, происходит избыток рабочей силы, т.е. безработица. В проигрыше окажутся потребители, поскольку
А' < А
Слайд 29Вопросы для контрольного опроса.
Спрос и закон спроса
Кривая спроса. Факторы влияющие
на спрос.
Предложение, закон предложение.
Кривая предложения. Факторы влияющие на предложение
Рыночное
равновесие. Дефицит и избыток.
Выигрыш потребителей и производителей
Верхний потолок цен
Нижний потолок цен
Слайд 30Домашняя задание:
Влияние постоянного налога на состояние рынка.
Налогом облагается продавец
товара
Налогом облагается покупатель
Слайд 36Доля налогооблажения
на продавца:
tS = ( P*
-(P1*-T)) / T
на покупателя:
tD = (P1*-P* ) / T