Слайд 1Лекция № 3
Государственная служба как социальный институт и как вид
профессиональной деятельности
Слайд 2Список литературы.
ФЗ «О системе государственной службы РФ» (2003г.), ФЗ «О
государственной гражданской службе РФ»(2004г.)
Анализ систем, моделей, механизмов государственного и муниципального
управления стран Запада/ И.А.Василенко, Л.В. Ильичева, В.С.Комаровский, Г.Л.Купряшин. – М, 2011.
Васильев В.П., Деханова Н.Г., Лось Н.А., Холоденко Ю.А. Государственное и муниципальное управление. – М., 2019.
Деханова Н.Г. Социология государственной службы. – М., 2019.
Оболонский А.В. Кризис бюрократического государства: реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. –М, 2011.
Слайд 3Организация государственной службы
Возникает тогда, когда появляется определенная социальная потребность.
Общество
не может существовать без специализированной организующей структуры – публичного управления
(управления обществом)
Государственная служба как социальный институт представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства.
Слайд 4Дружинная «администрация» + Боярская дума (XI-XII века)
С конца XII
века переход к дворянской организации управления. Княжеская и вотчинная администрация
(в целом - «княжий двор»). Высшие должности занимали бояре, остальные – дворяне.
Материальное обеспечение – «кормление» + вотчина.
Слайд 5«Государева служба» в Московском государстве (XV-XVII вв.)
Централизация русского государства и
формирование самодержавия
Принцип подданства (лишение иммунитета князей и бояр)
Сакрализация власти
Образование Государева
двора
Отмена кормлений с середины XVI века (поместные оклады – земля и денежное жалованье)
Принципы знатности и древности рода при назначении на государственные посты - местничество
Слайд 7ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ
СТЕРЕОТИПЫ
* Сайт Первого канала 1tv.ru
Слайд 8ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ
САМООЦЕНКА
Баянова М. Профессиональная идентичность государственных служащих// Государственная служба.
2014 г. №2 с. 46-47
Слайд 10Эволюция административных парадигм государственного управления
Слайд 11Типы госслужащих
Власть от политических покровителей
Назначенцы
Основа поступления и карьера - квалификация
Карьерные
Слайд 12Система государственной службы РФ
Военная
Гражданская
Субъекты федерации
Федеральные
Правоохранительная
Слайд 13Правовое обеспечение системы государственной службы в РФ
Процесс организационного оформления
института государственной службы в РФ получил свое правовое закрепление в:
Конституции РФ (1993)
Федеральном законе «О системе государственной службы в РФ» (2004)
Федеральных законах, регулирующих военную и правоохранительную службу
Законах субъектов РФ
Слайд 14В соответствии со ст. 32 граждане России имеют равный доступ
к государственной службе.
Принцип равного доступа к государственной службе означает
равное право граждан на занятие любой должности государственной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.
В дальнейшем принцип равного доступа граждан к государственной службе был повторен в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и в ст. 4 закона «О государственной гражданской службе РФ».
Слайд 15
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
Ограничения – условия,
при которых человек не может поступить на госслужбу.
Запреты
– оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы.
При поступлении на госслужбу необходимо, чтобы гражданину было 18 лет, владел государственным языком РФ, квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Слайд 16 Ограничения при поступлении на государственную службу РФ:
1.Признания человека недееспособным
или ограниченно дееспособным.
2.Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных
обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
3.Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.
4.Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
5.Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Слайд 176.Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
7.Наличия
гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской
Федерации.
8.Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу.
9.Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
10.Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Слайд 18
Запреты, связанные с госслужбой
1.Участвовать на платной основе в деятельности органа
управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.
2.Осуществлять предпринимательскую
деятельность.
3.Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
4.Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
5.Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
6.Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.
Слайд 197.Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства
материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать
их другим лицам.
8.Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
9.Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
10.Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
11.Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
Слайд 2012.Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и
иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям
и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
13.Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
14.Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
15.Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
Слайд 2116.Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно
за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных
граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
17.Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
18.Замещать должность госслужбы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного законом
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
Слайд 22После увольнения с государственной службы гражданин не вправе:
1.В течение двух
лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового
договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
2.Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Слайд 23СТАТУСЫ
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПОМОЩНИК
СПЕЦИАЛИСТ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ
СПЕЦИАЛИСТ
КЛАССНЫЙ ЧИН
квалификация
стаж
Слайд 24ЯВНЫЕ ФУНЦИИ И ДИСФУНКЦИИ
Обеспечение деятельности органов государственной власти и управления
Удовлетворение
социально-экономических потребностей общества
Предоставление услуг населению
Самовоспроизводство
Селекция
Социализация
Защита структуры и ее элементов
Взаимодействие со
средой
Формирование системы оценки и реформирования
Форсирование гражданского участия
Коррупция
Канцеляризм
Воспроизводство теневого сообщества
Слайд 25ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ
СТАБИЛЬНОСТЬ
Закостенелость, стагнация
Создание безопасности и устойчивости
СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Стереотипная оценка, ассоциативная
Экстраполяция
частных проблем на весь институт
Несложный инструмент управления
ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Укрепление коррупционных паттернов
Идеи
рациональности, порядка, патриотизма
Слайд 26Оплата труда
Должностной оклад
Оклад за классный чин
Доплаты
За выслугу лет:
За особые условия
гражданской службы - до 20%;
За работу со сведениями, составляющими гостайну;
Премии
за выполнение особо важных и сложных заданий;
Денежное поощрение;
Единовременная выплата к отпуску.
1-5 – 10%;
5-10 – 15%;
10-15 – 20%;
Свыше 15 – 30%
Слайд 27Мотивы поступления на государственную службу
гарантия постоянной работы, стабильного положения -
46,6%;
стремление полнее реализовать свои профессиональные качества 42,1%;
желание принести
пользу обществу и государству - 37,6%.
материальное благополучие (19,4%)
перспектива своего служебного роста (16,3%).
отсутствие другого выбора (5,3%)
Слайд 28Исследование «Трудовые ориентации занятого населения в официальной и неофициальной экономике»
проведено Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, 2016г.
величина заработной
платы 92,1%
режим труда 42,3%
наличие «белой» заработной платы в полном объеме 40,5%
социальный пакет 40,0%
оплачиваемый отпуск 38,2%
территориальное расположения
работы 35,0%
карьерный рост 28,9%
возможность повышения квалификации 12,2%
социальное положение которое обеспечивает работа, 9,9%
санитарно-гигиенические условия работы – 6,7%.
Слайд 29 Что обеспечивает продвижение по службе в Вашей организации?
Слайд 30Восприятие госслужащих: результаты опросов
Чьим интересам служат госслужащие?1
Мотивы поступления на государственную
службу1
Факторы формирования мотивации к поступлению на государственную службу:
внутренние:
способности, внутренний склад личности, психологические особенности, система ценностей человека
внешние: сложившиеся в обществе представления о значимости государственной службы, ее престиже, заработной плате.
1 Магомедов К. Гражданственность и её проявление в деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации. // Государственная служба. – 2008. №3(53).
2 Андреев А. "Российское общество: запрос на нравственность и компетентность", ГС, 1(39) январь-февраль 2006.
Качества госслужащих – результаты опросов:2
1 место – равнодушие к людям (2/3 опрошенных)
2 место – продажность (58,5%)
3 место – безразличие к интересам страны (41%).
Слайд 31Электронное правительство
как объект социологического анализа
Слайд 33E-government - это постиндустриальная философия взаимодействия государства и общества с
использованием новейших информационных технологий, далеко идущая за рамки утилитарных задач
информатизации сферы государственного управления.
Слайд 34Основные предпосылки становления электронного правительства (e-government):
необходимость сокращения затрат на управление
и обслуживание населения
(экономическая предпосылка);
появление информационно-коммуникационных технологий (технологическая предпосылка);
развитие гражданского общества,
социальной и технологической грамотности населения (социальная предпосылка).
Слайд 35Электронное правительство – использование информационных и коммуникационных технологий для повышения
эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над
ним.
(Купряшин Г.Л., Соловьёв А.И. Государственный менеджмент. – М.: Юрайт, 2016)
Слайд 36Необходимо различать понятия правительства, снабжённого электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government
on-line) и e-government.
Движение к электронному правительству выступает в большей мере
социально-политическим феноменом, чем технологическим мероприятием.
Слайд 37Электронное правительство:
создание новых форм взаимодействия госорганов;
оптимизация предоставления правительственных услуг населению
и бизнесу;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и
квалификации граждан;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
снижение воздействия фактора географического местоположения
сокращение влияния человеческого фактора в деятельности исполнительных органов власти
Слайд 38Виды взаимодействия
Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
Между государством и бизнесом
(G2B, Government-to-Business);
Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
Между государством и
государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Слайд 39Структура электронного правительства:
внутренняя правительственная информационная структура, построенная по аналогу корпоративной
сети;
внешняя информационная структура, взаимодействующая с гражданами и организациями.
Слайд 40РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
The United Nations
E-Government Survey 20
Южная Корея0.94622
Австралия0.91033
Сингапур0.90764
Франция0.89385
Нидерланды0.88976
Япония0.88747
США0.87488
Великобритания0.86959
НоваяЗеландия0.864410
Финляндия0.844911
Канада0.841812
Испания0.841013
Норвегия0.835714
Швеция0.822515
Эстония0.818016
Дания0.816217
27. Россия 0.7296