Разделы презентаций


Лекция № 4 Основы обучения двигательным действиям План: 1. Основы формирования

Содержание

Обучение этоСоставная часть любого педагогического процессаОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ при взаимодействиипедагогаученикаДеятельность педагога – называется преподаваниемДеятельность учащегося – называется учением

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 4
Основы обучения двигательным

действиям

План:
1. Основы формирования знаний, двигательных умений, навыков.
2. Перенос двигательных

навыков.
3.Структура процесса обучения двигательным действиям.
Лекция № 4Основы  обучения   двигательным   действиямПлан:1. Основы формирования знаний, двигательных умений, навыков.2.

Слайд 2Обучение

э
т
о
Составная часть любого педагогического процесса
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
при взаимодействии
педагога
ученика
Деятельность педагога –

называется преподаванием
Деятельность учащегося – называется учением

Обучение этоСоставная часть любого педагогического процессаОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ при взаимодействиипедагогаученикаДеятельность педагога – называется преподаваниемДеятельность учащегося – называется учением

Слайд 3Функция педагога
передача знаний, умений, навыков, руководство процессом их усвоения, развития

и воспитания занимающихся
восприятие, осмысление, переработка знаний, накопление двигательного опыта
Функция учащихся

Функция педагогапередача знаний, умений, навыков, руководство процессом их усвоения, развития и воспитания занимающихсявосприятие, осмысление, переработка знаний, накопление

Слайд 4Специфика обучения в физическом воспитании
основным предметом являются разнообразные двигательные действия

Специфика обучения в физическом воспитанииосновным предметом являются разнообразные двигательные действия

Слайд 5Двигательное действие
э
т
о
произвольное одновременное или последовательное перемещение части тела или всего

тела в пространстве

Двигательное действиеэтопроизвольное одновременное или последовательное перемещение части тела или всего тела в пространстве

Слайд 6Факторы обучаемости
сложность изучаемого упражнения (количество движений и фаз, сложность

его ритмической структуры действия)
двигательная одаренность индивида
накопленный двигательный опыт
половозрастные
показатели
эффективность применяемых

методов обучения и активностью самих занимающихся

ОБУЧАЕМОСТЬ - способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками

Факторы обучаемостисложность изучаемого упражнения (количество движений и фаз,  сложность его ритмической структуры действия)двигательная одаренность индивиданакопленный двигательный

Слайд 7Компоненты, характеризующие готовность к обучению
степень развития физических качеств (физическая готовность)
двигательный

опыт (в том числе «координационная готовность»)
психические факторы (психическая готовность)

Компоненты, характеризующие готовность к обучениюстепень развития физических качеств (физическая готовность)двигательный опыт (в том числе «координационная готовность»)психические факторы

Слайд 8ЗНАНИЯ
Принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом сознании объективного мира,

окружающей действительности
Являются важным инструментом познавательной и практической деятельности в

области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации

Виды знаний

Наглядно – чувственные знания
Выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых и прочих). Затем формируется общий образ изучаемого действия или несколько отдельных образов, каждый из которых будет отражать какой-либо элемент изучаемого упражнения.
Это элементарный уровень знания

Словесно – логические знания
Выступают в форме понятий, законов, закономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники физических упражнений, ее характеристик и др. Более высокий уровень знаний

Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти (запоминание) и применения на практике

ЗНАНИЯПринято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности Являются важным инструментом познавательной и

Слайд 9Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи

педагога, чтения текста учебника, практической деятельности
Осмысление учебного материала - обучаемые

проникают в суть соответствующих явлений и процессов, преодолевают трудности при усвоении их содержания. Вдумчивое осмысление – важный момент преобразования знаний в убеждения

Запоминание одна из сторон процесса памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обеспечения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения

Процесс освоения знаний

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает у нас активную умственную работу над ним

Произвольное запоминание – это продукт специальных действий, т.е. таких действий, основной целью которых является самозапоминание

Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебника, практической деятельностиОсмысление учебного

Слайд 10Классификации уровней усвоения (В.П.Беспалько, 1970)
Первый уровень – ознакомления
Второй уровень –

репродукции
Третий уровень — гностических умений
Четвертый уровень – трансформации или переноса
Для

него характерно умение узнавать, опознавать, распознавать объекты изучения без сколько-нибудь глубоких знаний об их свойствах, характеристиках

Соответствующая ему деятельность — воспроизводящая, репродуктивная. Овладев материалом на данном уровне, учащийся может с большей или меньшей достоверностью воспроизвести текст учебника, пояснения преподавателя и т.д.

Предполагается, что учащийся умеет применять усвоенную информацию на практике для решения познавательных задач по заранее усвоенному образцу

Ему присуще проявление творчества в деятельности обучаемого. Отходя от усвоенных образцов, учащийся демонстрирует умение осуществлять перенос знаний из одной предметной области в другую

Классификации уровней усвоения (В.П.Беспалько, 1970)Первый уровень – ознакомленияВторой уровень – репродукцииТретий уровень — гностических уменийЧетвертый уровень –

Слайд 11Двигательное умение
способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах

его выполнения
такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями

осуществляется при активной роли мышления
(Ю.Ф. Курамшин, 2003)

такая степень владения техникой действия, когда управление осуществляется при ведущей роли сознания, а само действие отличается нестабильным способом решения двигательной задачи (В.П. Лукьяненко,2003)

такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002)

Двигательное умениеспособность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах его выполнениятакой уровень овладения двигательным действием, при

Слайд 13Двигательный навык
такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями

происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью (Л.П. Матвеев,

1976, В.П. Лукьяненко, 2003)

оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения
(Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002)

такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания
(Ю. Ф. Курамшин, 2003)

Двигательный навыктакая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой

Слайд 15Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное

действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и

вовлечение в работу многих мышц

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры – как бы «выключаются»

Третья фаза характеризуется стабилизацией, когда в коре головного мозга возникает четкая система последовательности протекания нервных процессов возбуждения и торможения

Фазы протекания физиологических процессов, необходимых для обучения

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией

Слайд 16Законы формирования двигательного навыка
Закон изменения скорости в развитии навыка
Закон

«плато» в развитии навыка
Закон угасания навыка
Закон отсутствия предела в развитии

двигательного навыка

Закон переноса двигательного навыка

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:
• в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу и долго осваивает его детали;
• в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:
• внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
• внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия.
Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия.
Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков

Законы формирования двигательного навыка Закон изменения скорости в развитии навыкаЗакон «плато» в развитии навыкаЗакон угасания навыкаЗакон отсутствия

Слайд 17Перенос двигательного навыка
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние

на усвоение
других навыков
Положительный перенос -
такое взаимодействие навыков, при

котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.
Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья

Отрицательный перенос –
такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.
Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом»

Перенос двигательного навыкаФормирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыковПоложительный перенос - такое

Слайд 18Перенос навыка может иметь различный характер
Односторонний перенос
Он возникает в тех

случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного

влияния не обнаруживается

Взаимный перенос
Перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно

Прямой перенос
Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении

Косвенный (опосредованный) перенос
Перенос, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового

Ограниченный (частичный) перенос
Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне

Обобщенный перенос Имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним

Перекрестный перенос Перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой

Перенос навыка может иметь различный характерОдносторонний переносОн возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию

Слайд 19Обучение двигательным действиям
процесс передачи и усвоения знаний о двигательных

действиях, а так же формирование на их основе двигательных умений

и навыков

Структура процесса обучения ДД

I этап

II этап

III этап

Цель – сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспроизводить технику в «грубой форме», концентрируя внимание на ее звеньях.
На этапе начального разучивания действия обучение направлено на формирование основ умения выполнять разучиваемое упражнение, и предполагает решение следующих основных задач:
• сформировать у обучаемого учебную мотивацию, побудить к сознательному усвоению действия.
• создать смысловые, зрительные, двигательные, чувственные представления о разучиваемом действии;
• использовать положительный перенос сформированных ранее двигательных умений и навыков как элементов построения нового действия;
• формировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движения;
• предупредить или устранить временные искажения в технике движения.

Применяемые методы: словесный, наглядный, расчлененно-конструктивный, срочной информации.
Характерными чертами методики является: наряду с основным движением широко применяются различные подводящие и имитационные упражнения; начальное разучивание должно осуществляться в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях; движения должны выполняться с такими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве.
Причины, порождающие ошибки в разучиваемом действии:
• недостаточную подготовленность обучаемых;
• невысокий уровень профессионального мастерства педагога;
• нечеткое восприятие информации о действии со стороны занимающихся;
• недостаточный самоконтроль;
• отрицательное влияние факторов утомления и наличие отрицательного переноса ранее освоенных упражнений;
• неблагоприятные внешние условия и др.

Цель – сформировать умение выполнять упражнение относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований.
Задачи этапа:
• углубить знания о структуре и особенностях осваиваемого упражнения;
• освоить основу и основное звено техники во времени, в пространстве и по величине усилий; добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия и т.д.
Основные методы: словесный, наглядный (срочной информации), идеомоторного упражнения, сопряженных воздействий, вариативного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Характерные черты методики обучения: постепенное усложнение и выполнение контрастных и сближаемых заданий, выполнение действия в усложненных условиях сенсорного самоконтроля.
Причины появления ошибок:
• рассогласование между двигательным опытом учащегося и сформированным преподавателем представлении о действии;
• нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий;
• неадекватное увеличение скорости движений и степени силовых упражнений

Цель – сформировать навык и способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности.
Основные задачи этого этапа:
• довести процесс управления движения до уровня превращения двигательного умения в навык;
• обеспечить высокую степень надежности и экономичности техники действия;
• добиться высокого уровня результативности действия за счет гармонического сочетания между техническими характеристиками движений и уровнем проявления двигательных способностей занимающихся.
Основные методы: целостный, сопряженный и соревновательный.
Методические подходы и приемы:
• выполнение заданий по точному ориентиру параметров действия (время выполнения, скорость движения по дистанции и т. п.);
• выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия (например, акцент на предельную быстроту отталкивания в прыжках в длину и т п.);
• выполнение дополнительных заданий по ходу действия;
• выполнение действий, как при оптимальном состоянии работоспособности, так и на фоне утомления, а также в усложненных внешних условиях.

Типичные ошибки в методике обучения:
• излишний акцент внимания занимающихся на деталях, составных частях освоенного упражнения;
• нарушение пропорций в использовании стандартно-повторных и вариативных упражнений и условий их выполнения;
• нарушение соответствия формы и содержания упражнения,
• вследствие чего наблюдается отсутствие гармонии между техникой движения и воспитанием двигательных способностей.

Объектами контроля (с помощью тестов и др.) являются:
• общая результативность и эффективность отдельных критериев действия;
• степень автоматизации и надежности сформированного двигательного навыка.

Обучение двигательным действиям процесс передачи и усвоения знаний о двигательных действиях, а так же формирование на их

Слайд 20Домашнее задание:
Подготовиться по вопросам:
1. Двигательные действия как предмет обучения в физическом

воспитании.
2. Характеристика двигательных умений и навыков.
3. Положительный и отрицательный перенос навыков.
4. Структура процесса

обучения двигательным действиям.
5. Предупреждение и исправление ошибок.
Литература для подготовки:
1. Теория и методика физической культуры: учеб. / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – Изд. 2-е, доп., перераб. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 92-105.
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 64-73..
Домашнее задание:Подготовиться по вопросам:1.	Двигательные действия как предмет обучения в физическом воспитании.2.	Характеристика двигательных умений и навыков.3.	Положительный и отрицательный

Слайд 21Благодарим
за внимание

Благодарим за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика