действиях, а так же формирование на их основе двигательных умений
и навыков
Структура процесса обучения ДД
I этап
II этап
III этап
Цель – сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспроизводить технику в «грубой форме», концентрируя внимание на ее звеньях.
На этапе начального разучивания действия обучение направлено на формирование основ умения выполнять разучиваемое упражнение, и предполагает решение следующих основных задач:
• сформировать у обучаемого учебную мотивацию, побудить к сознательному усвоению действия.
• создать смысловые, зрительные, двигательные, чувственные представления о разучиваемом действии;
• использовать положительный перенос сформированных ранее двигательных умений и навыков как элементов построения нового действия;
• формировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движения;
• предупредить или устранить временные искажения в технике движения.
Применяемые методы: словесный, наглядный, расчлененно-конструктивный, срочной информации.
Характерными чертами методики является: наряду с основным движением широко применяются различные подводящие и имитационные упражнения; начальное разучивание должно осуществляться в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях; движения должны выполняться с такими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве.
Причины, порождающие ошибки в разучиваемом действии:
• недостаточную подготовленность обучаемых;
• невысокий уровень профессионального мастерства педагога;
• нечеткое восприятие информации о действии со стороны занимающихся;
• недостаточный самоконтроль;
• отрицательное влияние факторов утомления и наличие отрицательного переноса ранее освоенных упражнений;
• неблагоприятные внешние условия и др.
Цель – сформировать умение выполнять упражнение относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований.
Задачи этапа:
• углубить знания о структуре и особенностях осваиваемого упражнения;
• освоить основу и основное звено техники во времени, в пространстве и по величине усилий; добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия и т.д.
Основные методы: словесный, наглядный (срочной информации), идеомоторного упражнения, сопряженных воздействий, вариативного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Характерные черты методики обучения: постепенное усложнение и выполнение контрастных и сближаемых заданий, выполнение действия в усложненных условиях сенсорного самоконтроля.
Причины появления ошибок:
• рассогласование между двигательным опытом учащегося и сформированным преподавателем представлении о действии;
• нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий;
• неадекватное увеличение скорости движений и степени силовых упражнений
Цель – сформировать навык и способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности.
Основные задачи этого этапа:
• довести процесс управления движения до уровня превращения двигательного умения в навык;
• обеспечить высокую степень надежности и экономичности техники действия;
• добиться высокого уровня результативности действия за счет гармонического сочетания между техническими характеристиками движений и уровнем проявления двигательных способностей занимающихся.
Основные методы: целостный, сопряженный и соревновательный.
Методические подходы и приемы:
• выполнение заданий по точному ориентиру параметров действия (время выполнения, скорость движения по дистанции и т. п.);
• выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия (например, акцент на предельную быстроту отталкивания в прыжках в длину и т п.);
• выполнение дополнительных заданий по ходу действия;
• выполнение действий, как при оптимальном состоянии работоспособности, так и на фоне утомления, а также в усложненных внешних условиях.
Типичные ошибки в методике обучения:
• излишний акцент внимания занимающихся на деталях, составных частях освоенного упражнения;
• нарушение пропорций в использовании стандартно-повторных и вариативных упражнений и условий их выполнения;
• нарушение соответствия формы и содержания упражнения,
• вследствие чего наблюдается отсутствие гармонии между техникой движения и воспитанием двигательных способностей.
Объектами контроля (с помощью тестов и др.) являются:
• общая результативность и эффективность отдельных критериев действия;
• степень автоматизации и надежности сформированного двигательного навыка.