Слайд 1Лекция № 5.
Правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции
Слайд 2План лекции:
Определение коррупции на международном уровне и
общие причины ее
существования;
Влияние международного права на развитие
антикоррупционного комплаенс-контроля;
Правовое регулирование
антикоррупционного
комплаенс-контроля в России;
Понятие коррупционных преступлений и
ответственность за их совершение в РФ
Слайд 3ВОПРОС №1:
Определение коррупции на международном уровне и общие причины
ее существования
На международном уровне общее определение коррупции содержится в Конвенции
ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.
В соответствии со ст. 8 Конвенции, устанавливающей обязательства государств-участников по криминализации коррупции, под коррупцией понимается:
обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие (бездействие) при выполнении своих должностных обязанностей;
вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие (бездействие) при выполнении своих должностных обязанностей.
Слайд 4
В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. приводится перечень деяний,
которые государства - участники Конвенции обязуются криминализовать в национальном уголовном
законодательстве.
К ним относятся:
подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом;
злоупотребление влиянием в корыстных целях;
злоупотребление служебным положением;
незаконное обогащение;
подкуп в частном секторе;
хищение имущества в частном секторе, находящегося в ведении лица в силу его служебного положения;
легализация преступных доходов;
сокрытие или непрерывное удержание имущества, если лицу известно, что оно получено в результате совершения коррупционного преступления ;
воспрепятствование осуществлению правосудия.
Слайд 5
Основными направлениями противодействия коррупции традиционно являются:
установление уголовной
ответственности физических лиц за совершение преступлений коррупционной направленности;
установление обязанностей
и ограничений для государственных и муниципальных служащих;
декларирование доходов и имущества государственных и муниципальных служащих и членов их семей, а также контроль за соотношением доходов и расходов;
меры по контролю за использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
антикоррупционная экспертиза проектов законодательных и нормативных правовых актов.
Слайд 6
ВОПРОС №2:
Влияние международного права на развитие антикоррупционного
комплаенс-контроля
Термин «комплаенс» или «комплаенс-контроль» возник в англосаксонской правовой системе.
Буквальный
перевод на русский язык слова «комплаенс» как «соответствие чему-либо».
Комплаенс означает соблюдение положений законодательства, стандартов и выполнение других важных предписаний.
Комплаенс позволяет компаниям избежать возможной ответственности путем следования всем существенным для их деятельности правовым нормам.
В определенной степени под комплаенсом понимается организационная модель, включающая процессы и системы, обеспечивающие соблюдение законодательства, внутренних стандартов и основных требований владельцев и акционеров компаний.
Слайд 7
Хорошее описание комплаенса, отражающее его суть, выработано в
Китае.
В Справочнике по деловой этике указано, что в самом
общем виде комплаенс понимается как состояние или действия в соответствии с установленными правилами, включая стандарты, спецификации, постановления или законы.
На уровне корпораций или организаций комплаенс представляет собой процесс управления, который позволяет определять применимые правила, оценивать состояние операций и потенциальные риски, а затем обеспечивать приложение усилий для обеспечения соответствия требованиям и при необходимости принимать корректирующие меры.
В компаниях наиболее широкое распространение получил комплаенс, направленный на исполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, антикоррупционного законодательства, антимонопольного и налогового законодательства.
Слайд 8
Антикоррупционный комплаенс как управленческий процесс, включает в себя:
определение компаниями
применимых правовых норм;
оценку коррупционных рисков;
формирование локальных правовых и
этических норм, имеющих целью предотвращение вовлечения компании и ее сотрудников в совершение правонарушений и преступлений коррупционной направленности;
повседневную деятельность компании по управлению рисками и обеспечению соблюдения указанных правовых и этических норм.
Слайд 9
На компании возлагается обязанность создания барьера на пути совершения коррупционных
преступлений путем принятия кодексов деловой этики и антикоррупционных политик, реализации
необходимых внутренних процедур и сотрудничества с правоохранительными органами.
Компании могут принимать обязательства по предотвращению коррупции и добровольно, включая соответствующие положения в локальные нормативные акты.
Слайд 10ВОПРОС №3:
Правовое регулирование антикоррупционного комплаенс-контроля в России
Россия придерживается
широкого подхода к определению коррупции, включая в него преступления, совершаемые
как в публичной, так и в частной сфере.
В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Слайд 11Антикоррупционное законодательство в России
Один из основных законов - это Закон
о противодействии коррупции. Однако он далеко не единственный.
Каждые два года
Президент РФ принимает Национальный план противодействия коррупции. Последний план - на 2018 - 2020 гг. В этом документе определены конкретные задачи по противодействию коррупции.
Перечень «антикоррупционных» документов:
Международные договоры:
Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ),
Конвенция против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Федеральным законом от 26.04.2004 №26-ФЗ),
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 №125-ФЗ).
Слайд 12Антикоррупционное законодательство в России
Федеральные законы:
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
от 27.07.2004 № 79-ФЗ,
«О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ,
«Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
от 09.02.2009 N 8-ФЗ,
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
от 17.07.2009 N 172-ФЗ,
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
от 03.12.2012 N 230-ФЗ,
«О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
от 07.05.2013 N 79-ФЗ и др.
Слайд 13Антикоррупционное законодательство в России
Указы Президента РФ:
«Об утверждении общих принципов служебного
поведения государственных служащих» от 12.08.2002 N 885,
«О мерах по противодействию
коррупции» от 19.05.2008 N 815,
«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 18.05.2009 N 557,
«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 N 821,
«О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» от 16.01.2017 №16 и др.
Слайд 14Антикоррупционное законодательство в России
Постановления Правительства РФ:
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов» от 26.02.2010 N 96,
«О
распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» от 05.07.2013 N 568,
«О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» от 09.01.2014 N 10.
Слайд 15
Перечень преступлений коррупционной направленности определен в указании Генпрокуратуры России №
387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г.
«О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».
Общие условия отнесения противоправных деяний к преступлениям коррупционной направленности:
"наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
совершение преступления только с прямым умыслом.
Слайд 16К числу наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности можно отнести:
-
получение взятки (ст. 290),
- дачу взятки (ст. 291),
-
посредничество во взяточничестве (ст. 291.1),
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285),
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289),
- нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (ст. ст. 285.1 и 285.2),
- коммерческий подкуп (ст. 204),
- злоупотребление полномочиями (ст. 201).
Слайд 17Наряду с уголовной ответственностью физических лиц за совершение преступлений коррупционной
направленности в России существует административная ответственность юридических лиц
за совершение
коррупционных правонарушений.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Конкретные составы административных правонарушений коррупционной направленности определены в ст. ст. 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Слайд 18В развитии российского антикоррупционного законодательства можно выделить несколько направлений:
-
усиление ответственности за коррупционные преступления, в том числе установление административной
ответственности юридических лиц;
- осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законодательных актов;
- введение ограничений для государственных служащих и формирование системы контроля за их доходами и расходами;
- предотвращение конфликта интересов.