Слайд 1Составление ПЕРСПЕКТИВНОГО плана работы с ребенком
Перспективный план должен конкретизировать задачи
обучения и воспитания детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
в определенный момент времени с учетом уровня развития (как группы, так и отдельных детей).
В плане должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства детьми первых лет жизни. Коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми должны рационально сочетаться с индивидуальной работой.
Основная цель планирования — обеспечить выполнение коррекционно-педагогической работы в системе.
Слайд 2ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ
НА МЕСЯЦ
____________________ 2010г.
Указывается вид работы с ребенком:
индивидуальная работа и работа
малой группой
Отражается специфика индивидуального и фронтального психолого-педагогического консультирования родителей
(в соответствии с формируемыми на индивидуальных и групповых занятиях с ребенком)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план составляется на основе ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ коррекционно-развивающей работы с ребенком и его семьей
Слайд 3Составление ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ
Итогом диагностических мероприятий, осуществляющихся психолого-медико-педагогическим консилиумом структурных подразделений
ДОУ (лекотеки, службы ранней помощи и т.п.) и анализа полученных
результатов является разработка индивидуально-ориентированной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком и консультативной работы с его семьей.
При составлении программ учитывается ряд требований и рекомендаций.
Слайд 4Требования к составлению ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ
1. Основой для составления программы являются:
определение
актуального в настоящий момент состояния развития ребенка (с учетом основных
линий развития) и сравнение выявленного состояния с возрастными нормативами для установления степени выраженности имеющихся отклонений, а также выявление структуры и механизмов имеющихся у ребенка нарушений и учет зон актуального и ближайшего развития;
определение состояния психолого-педагогических компонентов атмосферы семьи ребенка (с учетом уровня психолого-педагогической компетентности родителей, особенностей психологической ситуации в семье и детско-родительских отношений, а также наличия в семье острых стрессовых и конфликтных ситуаций).
Слайд 5Требования к составлению ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ
2. Программа должна предусматривать количественную и
качественную оценку ее эффективности.
3. Содержание, методы и формы работы с
ребенком и его семьей должны быть согласованы с родителями, при подборе форм работы должны быть учтены их пожелания.
Слайд 6Составление ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ
Индивидуально-оринтированная программа обучения и воспитания ребенка разрабатывается на
основе его психолого-педагогического обследования по основным линиям развития: социальной (формы
общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции); физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности), речевой (формирования речевых средств)
Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень психофизического развития ребенка и его потенциальные возможности к обучению.
Слайд 7Структура ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ
состоит из трех основных частей:
I-я ЧАСТЬ содержит общие
рекомендации к проведению занятий с ребенком;
II-я ЧАСТЬ раскрывает содержание
коррекционной работы с ребенком;
III-я ЧАСТЬ посвящена работе специалиста с родителями.
Слайд 8I-я ЧАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
Уточняются педагогические условия проведения занятий с ребенком:
предусматриваются требования к организации режима дня ребенка, определяется время и
место проведения занятий, и подбор игрового материала.
Определяется игровой и дидактический материал, который должен обязательно включать два основных набора игрушек и пособий: первый используется для повседневной игры, второй — только в процессе обучения. Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню психофизического развития ребенка, задачам коррекционно-развивающего обучения.
Слайд 9II-я ЧАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
Представляет
описание доступных ребенку способов усвоения и
передачи общественного опыта, а также
поисковых способов ориентировочно-познавательной деятельности.
В
этой части излагаются направления, задачи коррекционно-педагогической работы с ребенком,
предлагаются игры и игровые упражнения.
Слайд 10III-я ЧАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
Определяет содержание и приемы
- психолого-педагогического консультирования,
-
семейного консультирования,
- психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции
психолого-педагогическое консультирование, направлено на
решение вопросов, связанных со спецификой развития, воспитания и обучения детей при наличии у них разных вариантов дизонтогенеза. На начальном этапе работа ориентирована на формирование мотивационной готовности родителей к активному включению в достаточно длительный коррекционно-развивающий процесс и перестройке своей системы ценностей с учетом нужд ребенка. Затем основной задачей становится обучение родителей, направленное на приобретение родителями новых знаний и навыков, которые необходимы для реализации индивидуально-ориентированной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком по преодолению имеющихся у него нарушения.
Слайд 11III-я ЧАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
семейное консультирование ориентировано на разрешение внутрисемейных проблем,
которые выявляются в семьях детей с отклонениями развитии (отношение родителей
к проблеме ребенка, позиция социального окружения, взаимоотношения внутри семьи и т.п.). Целью семейного консультирования является качественное изменение ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей (а также других членов семьи) в отношении своего ребенка.
психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция представляет собой самый глубокий уровень вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс. Данный вид работы направлен на помощь родителям в принятии дефекта своего ребенка, проблемной ситуации в целом, а также осознании себя в этой ситуации; затем (при осознании и принятии проблем родителями) подбор необходимых приемов и формирование у родителей новых умений и навыков, направленных на изменение как своего поведения, так и поведения своего ребенка.