Слайд 2Общение и речь
Разработчик лекции:
Старший преподаватель Вильгельм А.В.
Екатеринбург 2007
Слайд 3 общение
Стороны общения:
Социальная перцепция
Коммуникация
Интеракция
Слайд 4Понятие общения
Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми, складывающийся на основе обмена информацией, организацией совместной деятельности и
восприятия людьми друг друга
Слайд 5Коммуникативная сторона общения
Общение как обмен информацией, под которой
следует понимать обмен (передача, формирование, уточнение, развитие) представлениями, идеями, интересами,
настроениями, чувствами, установками и т.д.
Слайд 6Средства коммуникации
Вербальные
Невербальные
Оптико-кинетические
Паралингвистическая
Проксемика
Контакт глаз
Слайд 7Интерактивная сторона общения
В процессе общения происходит не только
обмен информацией, но и организуется «обмен действиями», что позволяет группе
реализовать (или не реализовать в случае неуспешной интеракции) некоторую общую для ее членов деятельность. Это и называется интеракцией.
Слайд 8Теории интеракции
Т. Парсонс. «Теория социального действия».
Я. Щепаньский. Ступени развития взаимодействия.
Дж.
Мид. Теория «символического интеракционизма».
Э. Берн. Трансактный анализ.
К. Томас. Стратегии поведения
в конфликте.
Р. Бейлс. Четыре типа интеракции
Слайд 9Перцептивная сторона общения
Понятие «социальная перцепция» включает следующие компоненты:
Собственный процесс восприятия
наблюдаемого поведения.
Интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий.
Эмоциональную
оценку.
Построение стратегии собственного поведения.
Слайд 10Схема социальной перцепции
Восприятия внешнего облика и поведения наблюдаемого
Оценка
Создание представлений о
психологических особенностях и состоянии наблюдаемого
Оценка
Создание представлений о причинах и следствиях
наблюдаемого поведения
Оценка
Создание стратегии собственного поведения
Слайд 11Структура перцептивного процесса
Субъект перцепции
Объект перцепции
Перцептивные ситуации
Слайд 12Перцептивные ситуации
Ситуация 1: ролевое, межгрупповое взаимодействие, в котором партнер воспринимается
как носитель определенной роли, принадлежащий к некоей социальной группе. Для
этой ситуации характерны следующие механизмы восприятия:
Схема первого впечатления;
Стереотипизация;
Физиогномическая редукция;
Внутригрупповой фаворитизм.
Слайд 13
Ситуация 2: межличностное взаимодействие, которое требует не просто категоризировать
воспринимающего, но и установление доверительных отношений в процессе общения или
совместной деятельности. Ситуация может быть определена как диалогическая, ориентированная на взаимопонимание. Механизмы восприятия следующие:
Идентификация;
Эмпатия;
Аттракция;
Социальная рефлексия.
Слайд 14
Ситуация 3: специфическая ситуация, связанная с возникновением непонимания партнера.
Непонимание предполагает анализ причин поведения, соответственно механизм социального восприятия, применяемый
в такой ситуации – причинно-следственное приписывание, или каузальная атрибуция.
Слайд 15Примеры каузальной атрибуции
Вы договорились с друзьями встретиться у метро в
конкретном месте. Все собрались, нет только одного. Мысли друзей обращены
к причинам его опоздания:
Первый: «Саша вечно опаздывает, никак не усвоит привычку выходить заранее». Личностная атрибуция, т.е. приписывание причин опоздавшему.
Второй: « Что-то задержало Сашу, видимо, транспорт подвел». Объективная атрибуция, приписывание причин обстоятельствам.
Третий: «Может быть я неправильно указал место Саши и он ждет нас в другом месте». Личностная атрибуция, приписывание причин себе.