Слайд 1Лекция №5
ПРОТОКОЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Слайд 2План лекции:
1. Деловые переговоры: вопросы теории.
2. Риторическое, протокольное и этикетное
обеспечение переговоров.
3. Оnline переговоры.
Слайд 31. Деловые переговоры: вопросы теории.
Переговоры – это способ общения, направленный
на достижение согласия в ситуации, когда у оппонентов есть общие
интересы.
«Для того чтобы уметь решать проблемы бизнеса и социальные вопросы, все мы должны научиться вести переговоры. Это значит, что нам придется больше узнать о переговорных процессах и их основных элементах»
Ли Честер Каррас
Слайд 6Гарвардский подход
Авторы Гарвардского подхода:
Роджер Фишер, Уильям Юрии и Брюс
Патон
Слайд 7Гарвардский подход
Люди
Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров
Интересы
Сосредоточьтесь на
интересах, а не на позициях
Варианты
Разрабатывайте взаимовыгодные варианты
Критерии
Настаивайте на том,
чтобы результат основывался на объективных критериях
Слайд 9Стадии переговорного процесса:
I стадия – подготовительная стадия;
II стадия – сам
процесс переговоров;
1-я фаза – налаживание эффективной коммуникации.
2-я фаза –
«торг» или «позиционный торг».
3-я фаза – «кризис» закрытие и соглашение.
III стадия – послепереговорная.
Слайд 10Проблемы переговоров
1. Люди часто говорят не так, чтобы быть понятыми
2.
Люди часто не обращают внимание на ваши слова
3. Люди часто
понимают не то, что на самом деле было сказано
Слайд 11Задачи переговорного процесса:
налаживание эффективной коммуникации
анализу существующих интересов
использование объективных критериев
Слайд 13а) общие интересы есть в любых переговорах; б) общие интересы
– это реальная возможность, а не случай;
в) подчеркивание наличия общих
интересов делает переговоры более гладкими и дружественными.
Слайд 14Риторическое, протокольное и этикетное обеспечение переговорного процесса
«…Если вы хотите
быть убедительным человеком, докажите, что ваши утверждения имеют большое значение
и способствуют немедленному удовлетворению потребностей и пожеланий оппонента».
Г. Коэн
Слайд 15Ошибки
при ведении переговоров
Подготовке к переговорам не уделяется должного внимания.
Подготовка к переговорам, по данным ряда исследователей, должна занимать до
80%
«Внутренние переговоры» недопустимы. Если какие-то вопросы остались несогласованными внутри делегации или возникли новые проблемы, следует предложить партнеру сделать перерыв;
Прорабатывая предложения, обязательно решите вопросы возможной их реализации;·
Слайд 16
Избегайте включать в делегацию тех, кто не обладает достаточным уровнем
профессионализма. Это может отрицательно повлиять на ваш имидж;
Завышенный количественный состав
делегации ведет к снижению эффективности работы на переговорах.
Не учитываются особенности делового общения и этикета партнера из другой страны, что ведет к взаимонепониманию на переговорах.
Ошибки
при ведении переговоров
Слайд 17Процесс переговоров включает три основных стадии:
Подготовка к переговорам
Процесс
ведения переговоров
Анализ результатов переговоров
ПРОТОКОЛЬНЫЕ И ЭТИКЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРОВ
Слайд 18 ПОДГОТОВКА ПЕРЕГОВОРОВ
Составление программы
Время и место проведения переговоров
Формирование делегации
Порядок встречи
прибывающей делегации
Протокольные нормы знакомства и представления
Рассадка по автомобилям
Визит вежливости
Слайд 19ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛЕГАЦИИ
Принцип равенства
численного состава делегации
Слайд 20Порядок рассадки по старшинству:
1 – глава прибывшей делегации
2 – глава
встречающей делегации
3 – сопровождающее лицо главы прибывшей делегации
4 – сопровождающее
лицо главы встречающей делегации
2
3
1
4
Слайд 21Если гость прибыл с супругой, то для супруг глав делегаций
предоставляется отдельный автомобиль:
1 – супруга главы прибывшей делегации
2 – супруга
главы встречающей делегации
3 – сопровождающее лицо супруги главы прибывшей организации
4 – сопровождающее лицо супруги встречающей делегации
Слайд 22В случае прибытия иностранной делегации предполагается следующая рассадка в автомобиле
1 – глава иностранной делегации
2 – глава встречающей делегации
3 –
переводчик
Подобная рассадка в автомобиле с супругами глав делегаций.
Слайд 23Рассадка по автомобилям
Первым садится и выходит пассажир занимающий наиболее почетное
место
Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа
Слайд 24ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ
Протокольный визит вежливости длится 20-30 минут
Через 5-7 минут подается
чай, кофе и легкое угощение. Спиртные напитки исключаются!
Инициатива ведения беседы
находится у принимающей стороны, инициатива ухода принадлежит гостям.
Слайд 27ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
Подготовка помещения
Рассадка за столом переговоров
Рабочий язык переговоров
Кофе-брейк
Запись беседы
Нормы этикета
и такта при ведении переговоров
Слайд 28
без переводчика
Выше ранг
Выше ранг
Выше ранг
Командно-президентская рассадка за столом переговоров
Слайд 29с переводчиком
Выше ранг
Выше ранг
Выше ранг
Командно-президентская рассадка за столом переговоров
Слайд 30Принципы рассадки за столом переговоров
Принцип 1: гости сидят лицом к
входной двери, если дверь находится в центре
Принцип 2: гости сидят
лицом к окнам, если дверь находится сбоку
Слайд 31Рассадка за столом переговоров
Если в переговорах участвуют три и более
стороны, то рассадка происходит в алфавитном порядке по часовой стрелке
Руководители
делегаций председательствуют по очереди в алфавитном порядке, или на первом заседании председательствует главное принимающее лицо, далее – по алфавиту
Слайд 32Рабочий язык переговоров
Если гости представляют другую страну, переговоры ведутся на
языке одной из сторон
Как правило на языке принимающей стороны
или третьей стороны
Слайд 33КОФЕ-БРЕЙК
В перерыве принято подавать угощение: чай, кофе, печенье, конфеты, фрукты.
Желательно
кофе-брейк организовывать в отдельном помещении, хотя возможна организация кофе-брейка в
помещении, где проводятся переговоры.
Слайд 34ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
По итогам переговоров оформляется так называемая дневниковая запись, в
которой фиксируются следующие данные:
Название фирмы-партнера, дата, место и время начала
переговоров
Участники переговоров (фамилия, должность) с обеих сторон
Основные обсуждавшиеся вопросы
Мнение сторон по обсуждавшимся вопросам
Достигнутая договоренность или позиция сторон по разногласиям
Запись о вручении каких-либо документов с приложением копий этих документов
Если речь идет о деловой беседе, следует указать, была ли беседа «один-на-один» или велась с помощью переводчика
Слайд 35Деловая визитная карточка
На деловой визитной карточке должны быть четко
обозначены ваши фамилия и имя (отчество), название вашей фирмы или
организации и ваша должность, полный почтовый адрес и другие сведения.
Деловая визитная карточка без адреса не соответствует нормам этикета (исключение составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица).
Обмен визитными карточками ведётся строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Если партнёры находятся на одном должностном уровне, первым вручает визитную карточку младший по возрасту.
Вручая визитную карточку, произнесите свою фамилию вслух, чтобы партнёр мог без ошибок её произносить.
Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том же порядке, в каком сидят партнёры.
Слайд 36Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Деловой этикет предполагают соблюдение
таких этических норм и правил, как точность, честность, корректность
и такт , умение выслушать.
Являться на переговоры надо вовремя.
Любая деловая беседа начинается после взаимных приветствий и краткого обмена любезностями (деловой комплимент)
При знакомстве, как правило, проходит обмен визитками,
гости подают свои визитки первыми
обмен начинается с самого высокопоставленного участника.
Вручая свою визитку, следует произнести вслух имя и фамилию.
Полученные визитки не следует сразу прятать.
Слайд 37Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Предмет переговоров должен быть
заранее оговорен, любая импровизация допустима если только она не идет
вразрез с планом переговоров.
Во время переговоров говорите медленно, но не монотонно, не забывайте делать паузы и правильно интонируйте свою речь.
Не допускается снимать пиджак и распускать узел галстука.
Мобильные телефоны необходимо переводить в беззвучный или виброрежим.
Неприличным считается посматривать во время переговоров на часы. Этот жест воспринимается как сигнал к окончанию переговоров.
Чай, кофе или прохладительные напитки по законам этикета подаются спустя 10 минут после начала переговоров.
Слайд 38Online-переговоры
Видеосвязь и онлайн-конференции
IP-телефония (Internet Protocol)
SIP-телефония (Session Initiation Protocol)
Слайд 39Этикетные рекомендации для проведения конференц-коллов
1. Предупреждайте технические проблемы заранее
2.
Подготовьтесь к звонку и узнайте побольше о своих собеседниках
3. Строго
следите за временем
4. Не опаздывайте на конференции-коллы
5. Не нужно сразу паниковать, если кто-то из участников не выходит на связь
6. Если неполадки на вашей стороне – перезвоните сами
7. Если случился форс-мажор, сохраняйте спокойствие и действуйте по ситуации.
8. Выключайте микрофон, если не собираетесь говорить (фоновый шум).
9. Если есть возможность, вкючите видео
10. Смотрите в веб-камеру.
11. Не звоните прямо в пижаме из кровати.
12. Если вы хотите записать звонок – предупреждайте об этом всех участников.
И, наконец, последнее – напишите письмо по итогам звонка