Разделы презентаций


Лекция №9 - Система смазки ДВС

Одним из недостатков поршневых двигателей внутреннего сгорания является наличие большого количества движущихся деталей, имеющих значительные поверхности трения. При этом трущиеся (сопряженные) пары работают при высоких температурах и воспринимают значительные динамические нагрузки.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №9 - Система смазки ДВС

Лекция №9 -  Система смазки ДВС

Слайд 2Одним из недостатков поршневых двигателей внутреннего сгорания является наличие большого

количества движущихся деталей, имеющих значительные поверхности трения. При этом трущиеся

(сопряженные) пары работают при высоких температурах и воспринимают значительные динамические нагрузки. Трение вызывает износ трущихся деталей, выделение тепла и требует затрат мощности. Принято различать трение сухое, полусухое, полужидкостное и жидкостное.
При сухом трении рабочие поверхности деталей сухие и непосредственно соприкасаются одна с другой (в практических условиях сухое трение не существует).

Назначение и основные требования к смазочной систем

Одним из недостатков поршневых двигателей внутреннего сгорания является наличие большого количества движущихся деталей, имеющих значительные поверхности трения.

Слайд 3При жидкостном трении рабочие поверхности полностью разделены достаточно толстым слоем

масла.
При полужидкостном трении масляный слой не полностью разделяет трущиеся

поверхности. В этом случае в местах разрыва масляного слоя неровности трущихся поверхностей могут соприкасаться между собой (граничное трение). Полужидкостное трение наиболее характерно для цилиндропоршневой группы деталей.
Граничное трение – масляная пленка практически отсутствует.
Следует отметить, что для сухих поверхностей в автотракторных подшипниках скольжения коэффициент трения равняется примерно 0,1. При переходе к полусухому трению коэффициент трения снижается примерно в 10 раз, а при жидкостном трении он уменьшается до 0,01…0,001.
При жидкостном трении рабочие поверхности полностью разделены достаточно толстым слоем масла. При полужидкостном трении масляный слой не

Слайд 4Таким образом, для обеспечения долговечной работы двигателя при минимальных затратах

мощности на привод всех его механизмов необходима смазка трущихся поверхностей.

В связи с этим все поршневые ДВС имеют смазочную систему – совокупность устройств, которые подают масло в необходимом количестве к трущимся поверхностям. Введение слоя масла между трущимися поверхностями поршневых ДВС не только снижает трение и износ деталей, но и выполняет следующие функции: отвод тепла, возникающего вследствие трения; защита деталей от коррозии; очистка трущихся поверхности от нагара и продуктов износа; уплотнение рабочей полости цилиндра.

Система смазки двигателей автомобилей и тракторов должна обеспечивать: бесперебойную подачу масла к трущимся деталям при работе на различных скоростных и нагрузочных режимах и в различных условиях эксплуатации; высокую степень очистки масла от механических примесей; возможность длительной работы двигателя под нагрузкой без перегрева масла.

Таким образом, для обеспечения долговечной работы двигателя при минимальных затратах мощности на привод всех его механизмов необходима

Слайд 5В зависимости от способа подачи масла к трущимся поверхностям различают

системы смазки разбрызгиванием, под давлением и комбинированную. Также существует смазочная

система с «сухим» картером, в которой смазочное масло находится в специальном резервуаре и при помощи дозирующего устройства подается к трущимся поверхностям.
Система смазки разбрызгиванием вследствие своего несовершенства (зависимость подачи, масла от уровня, быстрое старение, окисление масла, отсутствие надежной фильтрации) распространения не получила.
В зависимости от способа подачи масла к трущимся поверхностям различают системы смазки разбрызгиванием, под давлением и комбинированную.

Слайд 6«Сухой картер» – разновидность системы смазки, применяемая на гоночных, спортивных

автомобилях и некоторых моделях внедорожников. Для таких машин обычная система

смазки не подходит. Это связано с тем, что при быстром движении в поворотах, при резких торможениях и ускорениях, а также на крутых подъемах и спусках масло в поддоне двигателя слишком сильно «плещется» от одного края поддона к другому. При этом может оголиться маслоприемник, а само масло вспенивается. Это приводит к «масляному голоданию» двигателя или сильному падению давления в системе смазки. В результате происходит перегрев смазываемых деталей или выход их из строя.
Принципиальное отличие системы с сухим картером состоит в том, что масло хранится в специальном масляном баке (резервуаре), который исключает его «взбалтывание». К деталям двигателя смазка подается нагнетающим насосом, а стекающее в поддон масло тут же откачивается обратно в бак несколькими секциями откачивающего насоса. Таким образом, в поддоне масло не задерживается – отсюда и название «сухой картер». В остальном устройство системы аналогично системе с «мокрым картером».

Слева обычная схема подачи масла,
справа с «сухим картером»

«Сухой картер» – разновидность системы смазки, применяемая на гоночных, спортивных автомобилях и некоторых моделях внедорожников. Для таких

Слайд 7В системе смазки под давлением подача масла к трущимся поверхностям

осуществляется принудительно масляным насосом по специальным маслопроводам. Из-за конструктивной сложности

в чистом виде она не применяется.
В системе смазки под давлением подача масла к трущимся поверхностям осуществляется принудительно масляным насосом по специальным маслопроводам.

Слайд 8У большинства автотракторных двигателей применяют системы смазки комбинированные, в которых

сочетаются способы подачи масла разбрызгиванием и под давлением. Под давлением

масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к осям коромысел и наконечникам штанг, к втулкам распределительных шестерен. В некоторых конструкциях под давлением смазывается сопряжение верхней головки шатуна с поршневым пальцем, а также организуется принудительный впрыск масла на поверхность зеркала цилиндра. Остальные трущиеся детали двигателя смазываются разбрызгиванием.
У большинства автотракторных двигателей применяют системы смазки комбинированные, в которых сочетаются способы подачи масла разбрызгиванием и под

Слайд 9В основу работы комбинированной системы смазки различных двигателей положена одна

и та же принципиальная схема (рис.). Масло из картера (масляного

поддона 1) через маслоприемник 6 нагнетается шестеренчатым насосом, состоящим из двух секций.
Основная секция насоса 7 подает масло к фильтру грубой очистки 10, включенному последовательно. Параллельно фильтру включен перепускной клапан 9, пропускающий неочищенное масло, минуя фильтр, в главную масляную магистраль 12 в тех случаях, когда давление перед фильтром возрастает (засорение фильтрующего элемента, высокая вязкость масла при пуске, большая частота вращения коленчатого вала). Клапан 9 регулируется на перепад давления при входе и выходе из фильтра на 0,08…0,28 МПа. Давление нагнетания основной секции насоса ограничивается редукционным клапаном 8. При давлении выше установленной нормы клапан открывается и лишнее масло сливается в картер. Клапан 8 регулируется на давление 0,3…0,4 МПа у карбюраторных двигателей и 0,7…0,8 МПа у дизелей.

Принципиальная схема комбинированной системы смазки: 1 – масляный поддон; 2 – перегородки; 3 – предохранительный клапан радиаторной секции; 4 – радиаторная секция масляного насоса; 5 – магнитная пробка; 6 – масло приемник; 7 – основная секция масляного насоса; 8 – редукционный клапан; 9 – перепускной клапан; 10 – фильтр грубой очистки; 11 – фильтр тонкой очистки; 12 – главная масляная магистраль; 13 – манометр; 14 – термометр; 15 – сливной клапан; 16 – масляный радиатор; 17 – кран отключения масляного радиатора

В основу работы комбинированной системы смазки различных двигателей положена одна и та же принципиальная схема (рис.). Масло

Слайд 10После фильтра грубой очистки поток масла разделяется на две части.

Меньшая часть поступает в фильтр тонкой очистки 11, подключенный параллельно,

и после очистки сливается в картер; большая часть нагнетается в главную масляную магистраль 12 и смазывает под давлением коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала. Далее за счет золотникового устройства, образуемого лысками и канавками на опорных шейках распределительного вала, масло прерывистым (пульсирующим) потоком поступает под давлением к осям коромысел, к втулкам распределительных шестерен и к узлу осевой фиксации распределительного вала.

Принципиальная схема комбинированной системы смазки: 1 – масляный поддон; 2 – перегородки; 3 – предохранительный клапан радиаторной секции; 4 – радиаторная секция масляного насоса; 5 – магнитная пробка; 6 – масло приемник; 7 – основная секция масляного насоса; 8 – редукционный клапан; 9 – перепускной клапан; 10 – фильтр грубой очистки; 11 – фильтр тонкой очистки; 12 – главная масляная магистраль; 13 – манометр; 14 – термометр; 15 – сливной клапан; 16 – масляный радиатор; 17 – кран отключения масляного радиатора

После фильтра грубой очистки поток масла разделяется на две части. Меньшая часть поступает в фильтр тонкой очистки

Слайд 11Все другие детали (рабочие поверхности цилиндров, кулачки распределительного вала, зубья

шестерен распределения и т. д.) смазываются мельчайшими каплями масла (туманом),

вытекающего из подшипников коленчатого вала и разбрызгиваемого вращающимися деталями двигателя. В современных автотракторных двигателях для обеспечения надежной смазки зеркала цилиндра применяется периодический впрыск масла из отверстий в нижних (кривошипных) головках шатуна.
В главной масляной магистрали установлен сливной клапан 15, который обеспечивает более точное поддержание давления непосредственно у подшипников коленчатого вала. Сливной клапан перепускает лишнее масло в поддон картера, когда давление в главной масляной магистрали 12 выше 0,25…0,45 МПа.

Принципиальная схема комбинированной системы смазки: 1 – масляный поддон; 2 – перегородки; 3 – предохранительный клапан радиаторной секции; 4 – радиаторная секция масляного насоса; 5 – магнитная пробка; 6 – масло приемник; 7 – основная секция масляного насоса; 8 – редукционный клапан; 9 – перепускной клапан; 10 – фильтр грубой очистки; 11 – фильтр тонкой очистки; 12 – главная масляная магистраль; 13 – манометр; 14 – термометр; 15 – сливной клапан; 16 – масляный радиатор; 17 – кран отключения масляного радиатора

Все другие детали (рабочие поверхности цилиндров, кулачки распределительного вала, зубья шестерен распределения и т. д.) смазываются мельчайшими

Слайд 12Давление масла перед поступлением в подшипники коленчатого вала контролируется манометром

(датчик давления масла), а температура масла – термометром , установленными

на щитке контрольных приборов.
Нормальная температура масла в автотракторных двигателях, загруженных до полной мощности, должна находиться в пределах 80…90°С. При такой температуре и номинальной частоте вращения коленчатого вала давление масла должно составлять 0,25…0,45 МПа. Минимальное давление масла в системе допускается не ниже 0,08 МПа.

Датчики давления масла системы смазки ЗМЗ-40905

Давление масла перед поступлением в подшипники коленчатого вала контролируется манометром (датчик давления масла), а температура масла –

Слайд 13Для охлаждения масла при работе двигателя с большой нагрузкой или

при температуре воздуха выше 20°С краником включают масляный радиатор. Масло

в радиатор нагнетается радиаторной секцией насоса. Охлажденное в радиаторе масло сливается в поддон картера. Если запорный кран масляного радиатора закрыт или масло слишком густое, редукционный клапан ограничивает наибольшее давление в пределах 0,12…0,15 МПа, сливая излишек масла в картер.
Для охлаждения масла при работе двигателя с большой нагрузкой или при температуре воздуха выше 20°С краником включают

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика