Разделы презентаций


Лекция «Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений»

Содержание

1. Русский язык как учебный предмет в современной школе: значение русского языка, функции, формы существования. 2. Цели и задачи обучения русскому языку. План лекции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2
Русский язык как учебный предмет в разных типах средних

учебных заведений

Лекция 2Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений

Слайд 21. Русский язык как учебный предмет в современной школе: значение

русского языка, функции, формы существования.
2. Цели и задачи

обучения русскому языку.

План лекции

1. Русский язык как учебный предмет в современной школе: значение русского языка, функции, формы существования. 2. Цели

Слайд 3Учебный предмет –
это дидактически обоснованная система знаний и умений,

выражающих основное содержание какой-либо науки.


Учебный предмет – это дидактически обоснованная система знаний и умений, выражающих основное содержание какой-либо науки.

Слайд 4Русский язык как
учебный предмет –
это приспособленная к изучению научная

дисциплина.

Русский язык как учебный предмет –это приспособленная к изучению научная дисциплина.

Слайд 5Основу предмета «русский язык» составляет русистика – наука о русском

языке.

Основу предмета «русский язык» составляет русистика – наука о русском языке.

Слайд 6Русский язык как учебный предмет был введен в учебные планы

указом Екатерины II 5 августа 1786 г.

Русский язык как учебный предмет был введен в учебные планы указом Екатерины II 5 августа 1786 г.

Слайд 7Судьба предмета «русский язык» была нелегкой.
(М.Т. Баранов)

Судьба предмета «русский язык» была нелегкой. (М.Т. Баранов)

Слайд 8
Русский язык как учебный предмет исключался из школьных учебных планов:

1804 – 1828; 1923 – 1932.
Роль русского языка была

снижена в эти периоды.
Резко уменьшено число часов на русский язык в 70-х гг. XIX в.
Русский язык как учебный предмет исключался из школьных учебных планов: 1804 – 1828; 1923 – 1932. Роль

Слайд 9Русский язык не изучался в старших классах с 70-х гг.

XX века. Возвращен в старшие классы в начале XXI века.
К

2014 году в старших классах планируется ввести предмет Словесность, который заменит два учебных предмета Русский язык и Литература.
Русский язык не изучался в старших классах с 70-х гг. XX века. Возвращен в старшие классы в

Слайд 11Особый статус русского языка
как учебного предмета обеспечен рядом факторов:
1)

социально-общественные
функции русского языка

Особый статус русского языка как учебного предмета обеспечен рядом факторов:1) социально-общественные функции русского языка

Слайд 12родной язык русского народа
(143 млн. человек признают его родным;

родной язык русского народа (143 млн. человек признают его родным;

Слайд 13государственный язык РФ;

государственный язык РФ;

Слайд 14язык межэтнического общения;
средство консолидации и
единения народов России

язык межэтнического общения;средство консолидации и единения народов России

Слайд 15Основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе;

Основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе;

Слайд 16официальный язык ООН;
мировой язык

официальный язык ООН;мировой язык

Слайд 17язык Интернета.

язык Интернета.

Слайд 18
2) Огромный воспитательный, мировоззренческий и образовательный потенциал русского языка
Язык –

духовная среда существования

2) Огромный воспитательный, мировоззренческий и образовательный потенциал русского языкаЯзык – духовная среда существования

Слайд 19


«Родной язык так сросся с личностью каждого,

что учить оному – значит вместе и развивать духовные способности

учащихся»;

Ф.И. Буслаев

«основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося».

«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе и

Слайд 20 «Нет ни одного предмета, в котором

бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как

в обучении отечественному языку»
(О преподавании отечественного языка», 1844)

Ф.И. Буслаев

«Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание

Слайд 21 основа патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся; приобщения к культурному

опыту человечества, основой формирования этических норм поведения.

Метапредметные образовательные функции родного

языка
основа патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся; приобщения к культурному опыту человечества, основой формирования этических норм поведения.Метапредметные

Слайд 22основа развития мышления, воображения, основа интеллектуального, творческого и духовного развития

личности;
основа самореализации личности, основа способности к учебной деятельности; основной

канал социализации личности
основа развития мышления, воображения, основа интеллектуального, творческого и духовного развития личности; основа самореализации личности, основа способности к

Слайд 233) Функции русского языка как учебного предмета

предмет изучения и обучения

ему;

средство изучения остальных предметов

3) Функции русского языка как учебного предметапредмет изучения и обучения ему;средство изучения остальных предметов

Слайд 24Русский язык в школе изучается с I – XI классы.
В

настоящее время русский язык является обязательным предметом и обязательным является

экзамен по русскому языку в XI классе
(ГИА и ЕГЭ по русскому языку).
Русский язык в школе изучается с I – XI классы.В настоящее время русский язык является обязательным предметом

Слайд 25Русский язык как учебный предмет включен в образовательную область «Филология».


Это привело к созданию системы целостного изучения русского языка и

литературы, русского языка и иностранного языка.

Эта система включает базисный и вариантный компонент.

Русский язык как учебный предмет включен в образовательную область «Филология». Это привело к созданию системы целостного изучения

Слайд 26Базисный компонент языкового образования включает традиционные школьные курсы:
русский язык

как родной;
русский язык в школах с нерусским языком обучения;
русский

язык в школах русским языком обучения в национальных регионах России;
язык титульной нации (или родной (нерусский) язык),
иностранные языки (английский, немецкий и др.).
Базисный компонент языкового образования включает традиционные школьные курсы: русский язык как родной; русский язык в школах с

Слайд 27Вариативная часть языкового образования:

факультативы;
элективные курсы (курсы по выбору).

Вариативная часть языкового образования:факультативы;элективные курсы (курсы по выбору).

Слайд 28Школа стала многовариантной: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-лаборатория, школа с

углубленным изучением языка.
Утверждена старшая профильная школа. Появились новые педагогические технологии,

изменилась система выпускных экзаменов.

Степановская средняя школа, Оренбургский район

Школа стала многовариантной: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-лаборатория, школа с углубленным изучением языка.Утверждена старшая профильная школа. Появились

Слайд 29Формы существования учебного предмета «русский язык»
общеобразовательная
углубленная
5 - 9, 10 –

11 классы гимназий, школ с углубленным изучением предметов; лицеев;
10

-11 классы общеобразовательных учебных учреждений: факультативы, элективные курсы, спецкурсы

5 -11 классы общеобразовательных средних учебных учреждений

Формы существования учебного предмета «русский язык»общеобразовательнаяуглубленная5 - 9, 10 – 11 классы гимназий, школ с углубленным изучением

Слайд 30Общеобразовательный и углубленный уровни обслуживается программами по русскому языку, документом

в котором отражено содержание обучения в средней школе.

Общеобразовательный и углубленный уровни обслуживается программами по русскому языку, документом в котором отражено содержание обучения в средней

Слайд 31Помимо этих двух форм существования учебного предмета после введения профильной

школы процесс обучения разделен на
базовый
профильный

Помимо этих двух форм существования учебного предмета после введения профильной школы процесс обучения разделен на базовыйпрофильный

Слайд 32Базовый уровень ориентирован на освоение учащимися русского языка как духовной,

нравственной и культурной ценности, на развитие способности ученика к социальной

адаптации в разных сферах общения.

Профильный уровень обеспечивает готовность к получению филологического образования.

Базовый уровень ориентирован на освоение учащимися русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности, на развитие способности

Слайд 33Цели изучения русского языка в основной школе

Цели изучения русского языка в основной школе

Слайд 34Цели определяются следующими факторами:
социальным заказом;
уровнем развития соответствующей науки (лингвистики); уровнем

развития педагогики и детской психологии, уровнем развития самой методикой русского

языка.
Цели определяются следующими факторами:социальным заказом;уровнем развития соответствующей науки (лингвистики); уровнем развития педагогики и детской психологии, уровнем развития

Слайд 35Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как

явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства

получения знаний, освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности родного языка;
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного

Слайд 36Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и

учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности

в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к

Слайд 37 освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее

функционирования , о стилистических ресурсах и нормах русского литературного языка;



освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования , о стилистических ресурсах и нормах

Слайд 38развитие способности опознавать, сопоставлять и оценивать языковые факты; обогащение активного

и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических

средств.
развитие способности опознавать, сопоставлять и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых

Слайд 39Цели обучения русскому языку
Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций
предметные
метапредметные
Воспитание

учащихся средствами русского языка;
формирование логического мышления;
обучение самостоятельному пополнению знаний по

русскому языку;
формирование универсальных учебных действий.

Личностные

Цели обучения русскому языкуФормирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенцийпредметныеметапредметныеВоспитание учащихся средствами русского языка;формирование логического мышления;обучение самостоятельному

Слайд 40Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка

в устной и письменной речи.
Компетентностный подход

Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной речи.Компетентностный подход

Слайд 41Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую

ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии

коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера,

Слайд 42Языковая компетенция –
это осведомленность учащихся в системе родного языка,

его строении и функционировании.




Языковая компетенция – это осведомленность учащихся в системе родного языка, его строении и функционировании.

Слайд 431) расширение лингвистического взгляда на язык:
коммуникативно-смысловая значимость языка;
уровневый

характер языка;
структурно-семантическое представление о единицах языка;
функционально-стилевое представление о

речи;

Развитие языковой компетенции в средней школе:

1) расширение лингвистического взгляда на язык: коммуникативно-смысловая значимость языка; уровневый характер языка; структурно-семантическое представление о единицах языка;

Слайд 442) развитие языкового чутья

чутьё нормы
чутьё стиля

2) развитие языкового чутья чутьё нормычутьё стиля

Слайд 45Лингвистическая компетенция – знания о самой науке русистике, об основных

разделах и базовых понятиях,
умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Лингвистическая компетенция – знания о самой науке русистике, об основных разделах и базовых понятиях, умение пользоваться различными

Слайд 46Культуроведческая компетенция - это осознания родного языка как формы национальной

культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского

речевого этикета, культуры межнационального общения.
Культуроведческая компетенция - это осознания родного языка как формы национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,

Слайд 47Результаты изучения учебного предмета русский язык

Результаты изучения учебного предмета русский язык

Слайд 48Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность на метапредметные результаты

обучения являются условиями формирования функциональной грамотности – способности человека быстро

адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность на метапредметные результаты обучения являются условиями формирования функциональной грамотности –

Слайд 49Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность

мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их

индивидуально-личностные позиции, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности .
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки

Слайд 50Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные

и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности).

Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной

Слайд 51Предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому

предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности

по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира

Слайд 52Результаты изучения предмета русский язык
Личностные результаты (понимание роли языка как

национально-культурной ценности; осознание эстетической ценности языка, достаточный объем слов);

Результаты изучения предмета русский языкЛичностные результаты (понимание роли языка как национально-культурной ценности; осознание эстетической ценности языка, достаточный

Слайд 53Метапредметные результаты (владение всеми видами речевой деятельности; способность осуществлять речевой

самоконтроль);
Предметные результаты
(представление о роли языка в жизни общества и

человека; освоение базовых понятий лингвистики; проведение разных видов анализа слова).
Метапредметные результаты (владение всеми видами речевой деятельности; способность осуществлять речевой самоконтроль);Предметные результаты (представление о роли языка в

Слайд 54Языковая и лингвистическая компетенции реализуются при решении познавательных задач:


Языковая и лингвистическая компетенции реализуются при решении познавательных задач:

Слайд 551) Формирование у школьников лингвистического мировоззрения;
2) вооружение учащихся знаниями о

языке и речи;
3) развитие языкового эстетического идеала (представлений о прекрасном

в языке и речи).
1) Формирование у школьников лингвистического мировоззрения;2) вооружение учащихся знаниями о языке и речи;3) развитие языкового эстетического идеала

Слайд 56Коммуникативная компетенция реализуется в решении практических задач:

Коммуникативная компетенция реализуется в решении практических задач:

Слайд 571) Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

1) Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

Слайд 582) овладение нормами современного русского литературного языка и обогащение словарного

запаса учащихся, их грамматического строя речи;

2) овладение нормами современного русского литературного языка и обогащение словарного запаса учащихся, их грамматического строя речи;

Слайд 593) обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной

и письменной форме.

3) обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика