Лекция 2
Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений
Презентация на тему Презентация на тему Лекция «Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений» из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 59 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Лекция 2
Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений
1. Русский язык как учебный предмет в современной школе: значение русского языка, функции, формы существования.
2. Цели и задачи обучения русскому языку.
План лекции
Учебный предмет –
это дидактически обоснованная система знаний и умений, выражающих основное содержание какой-либо науки.
Русский язык как
учебный предмет –
это приспособленная к изучению научная дисциплина.
Русский язык как учебный предмет был введен в учебные планы указом Екатерины II 5 августа 1786 г.
Русский язык как учебный предмет исключался из школьных учебных планов: 1804 – 1828; 1923 – 1932.
Роль русского языка была снижена в эти периоды.
Резко уменьшено число часов на русский язык в 70-х гг. XIX в.
Русский язык не изучался в старших классах с 70-х гг. XX века. Возвращен в старшие классы в начале XXI века.
К 2014 году в старших классах планируется ввести предмет Словесность, который заменит два учебных предмета Русский язык и Литература.
Особый статус русского языка
как учебного предмета обеспечен рядом факторов:
1) социально-общественные
функции русского языка
Основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе;
2) Огромный воспитательный, мировоззренческий и образовательный потенциал русского языка
Язык – духовная среда существования
«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе и развивать духовные способности учащихся»;
Ф.И. Буслаев
«основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося».
«Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку»
(О преподавании отечественного языка», 1844)
Ф.И. Буслаев
основа патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся; приобщения к культурному опыту человечества, основой формирования этических норм поведения.
Метапредметные образовательные функции родного языка
основа развития мышления, воображения, основа интеллектуального, творческого и духовного развития личности;
основа самореализации личности, основа способности к учебной деятельности; основной канал социализации личности
3) Функции русского языка как учебного предмета
предмет изучения и обучения ему;
средство изучения остальных предметов
Русский язык в школе изучается с I – XI классы.
В настоящее время русский язык является обязательным предметом и обязательным является экзамен по русскому языку в XI классе
(ГИА и ЕГЭ по русскому языку).
Русский язык как учебный предмет включен в образовательную область «Филология».
Это привело к созданию системы целостного изучения русского языка и литературы, русского языка и иностранного языка.
Эта система включает базисный и вариантный компонент.
Базисный компонент языкового образования включает традиционные школьные курсы:
русский язык как родной;
русский язык в школах с нерусским языком обучения;
русский язык в школах русским языком обучения в национальных регионах России;
язык титульной нации (или родной (нерусский) язык),
иностранные языки (английский, немецкий и др.).
Вариативная часть языкового образования:
факультативы;
элективные курсы (курсы по выбору).
Школа стала многовариантной: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-лаборатория, школа с углубленным изучением языка.
Утверждена старшая профильная школа. Появились новые педагогические технологии, изменилась система выпускных экзаменов.
Степановская средняя школа, Оренбургский район
Формы существования учебного предмета «русский язык»
общеобразовательная
углубленная
5 - 9, 10 – 11 классы гимназий, школ с углубленным изучением предметов; лицеев;
10 -11 классы общеобразовательных учебных учреждений: факультативы, элективные курсы, спецкурсы
5 -11 классы общеобразовательных средних учебных учреждений
Общеобразовательный и углубленный уровни обслуживается программами по русскому языку, документом в котором отражено содержание обучения в средней школе.
Помимо этих двух форм существования учебного предмета после введения профильной школы процесс обучения разделен на
базовый
профильный
Базовый уровень ориентирован на освоение учащимися русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности, на развитие способности ученика к социальной адаптации в разных сферах общения.
Профильный уровень обеспечивает готовность к получению филологического образования.
Цели определяются следующими факторами:
социальным заказом;
уровнем развития соответствующей науки (лингвистики); уровнем развития педагогики и детской психологии, уровнем развития самой методикой русского языка.
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний, освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности родного языка;
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования , о стилистических ресурсах и нормах русского литературного языка;
развитие способности опознавать, сопоставлять и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
Цели обучения русскому языку
Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций
предметные
метапредметные
Воспитание учащихся средствами русского языка;
формирование логического мышления;
обучение самостоятельному пополнению знаний по русскому языку;
формирование универсальных учебных действий.
Личностные
Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной речи.
Компетентностный подход
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая компетенция –
это осведомленность учащихся в системе родного языка, его строении и функционировании.
1) расширение лингвистического взгляда на язык:
коммуникативно-смысловая значимость языка;
уровневый характер языка;
структурно-семантическое представление о единицах языка;
функционально-стилевое представление о речи;
Развитие языковой компетенции в средней школе:
Лингвистическая компетенция – знания о самой науке русистике, об основных разделах и базовых понятиях,
умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция - это осознания родного языка как формы национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность на метапредметные результаты обучения являются условиями формирования функциональной грамотности – способности человека быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности .
Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности).
Предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Результаты изучения предмета русский язык
Личностные результаты (понимание роли языка как национально-культурной ценности; осознание эстетической ценности языка, достаточный объем слов);
Метапредметные результаты (владение всеми видами речевой деятельности; способность осуществлять речевой самоконтроль);
Предметные результаты
(представление о роли языка в жизни общества и человека; освоение базовых понятий лингвистики; проведение разных видов анализа слова).
Языковая и лингвистическая компетенции реализуются при решении познавательных задач:
1) Формирование у школьников лингвистического мировоззрения;
2) вооружение учащихся знаниями о языке и речи;
3) развитие языкового эстетического идеала (представлений о прекрасном в языке и речи).
2) овладение нормами современного русского литературного языка и обогащение словарного запаса учащихся, их грамматического строя речи;
3) обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть