Слайд 1
Лекция: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы воспитания
(2 ч.)
План:
1.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория.
2.Воспитание в структуре
целостного педагогического процесса, его особенности.
3.Основные виды и концепции воспитания в истории педагогической науки.
4.Закономерности и принципы воспитания.
5. Движущие силы воспитания.
Слайд 21.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория
Воспитание является важнейшей
функцией общества с древнейших времен. В первобытном обществе воспитание осуществлялось
вместе с борьбой за жизнь и заключалось в усвоении необходимых ЗУНов. По мере развития общества происходила дифференциация целей воспитания и способов их реализации. Возникли различные типы воспитания, обусловленные социокультурными особенностями народов (например, восточный и западный типы воспитания).
В разные исторические эпохи воспитание имело различные цели, содержание, методы, формы, средства.
! Несмотря на все различия, сущность любого воспитания заключается в намеренном стремлении воспитателя повлиять на воспитанника с целью изменения различных сфер его личности (психики, мировоззрения, сознания, деятельности, ценностных ориентаций и т.д.).
Слайд 31.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория
Воспитание как культурно-исторический феномен
изучается различными науками:
-социологией, т.к. имеет социальную основу, возникает и осуществляется
только в человеческом обществе и зависит от уровня его развития;
-естественными науками (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), т.к. имеет естественно-научную основу: у человека формируются условные рефлексы, разнообразные реакции на воздействия окружающей среды (учение об условно-рефлекторной природе психики и поведения человека). Для педагогики важен тот факт, что привычки и стереотипы поведения можно целенаправленно вырабатывать.
-психологией, которая понимает процесс воспитания как процесс интериоризации, т.е. перевод внешних, социальных знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, образование новых психологических структур. Интериоризации способствуют воспитание, совместная деятельность взрослого и ребенка.
Слайд 41.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория
Термин «воспитание» в отечественной
педагогике имеет различные значения.
Воспитание в широком социальном смысле – совокупность
формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм, ценностей. В этом значении воспитание как явление возникло вместе с человечеством и по содержанию близко к социализации.
Воспитание в широком педагогическом значении – целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. В этом значении воспитание ближе к понятию «формирование» (как процессу целенаправленного становления личности) и понятию «педагогический процесс».
Слайд 51.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория
Воспитание в узком педагогическом
значении – специально организованная деятельность воспитателя, направленная на формирование определенных
качеств воспитанника. В этом значении понятие воспитания употребляется, когда речь идет о направлениях воспитательной работы (нравственное воспитание, эстетическое, трудовое, физическое, экономическое и т.д.).
Слайд 62.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности
Воспитание является органической
частью ЦПП наряду с обучением и развитием.
Специфика воспитательного процесса: в
содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, ценностей, социально-значимых отношений, мотивов и правил общественно одобряемого поведения, т.е. преобладают следующие аспекты:
-ценностно-ориентационный
-отношенческий
-мотивационный
-эмоциональный
-поведенческий
Слайд 72.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности
Особенности процесса воспитания:
-целенаправленность
-многофакторность
-отсроченность
результатов, их вариативность и неопределенность
-динамичность
-длительность
-непрерывность
-двусторонний характер
-комплексность
Функции процесса воспитания:
-организация многообразной и
разносторонней деятельности воспитанников
-охрана физического и психического здоровья воспитанников
-формирование нравственных, волевых, эстетических, физических качеств
-осуществление профилактики отклоняющегося поведения.
Слайд 83.Основные виды и концепции воспитания в истории педагогической науки
Принято выделять
следующие виды воспитания:
-по институциональному признаку: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание
в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях;
-по стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное.
По мере развития педагогической науки, а также воспитания как социокультурного явления формировались различные концепции воспитания. Концепция воспитания – это целостная система взглядов на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, критерии эффективности.
Слайд 93.Основные виды и концепции воспитания в истории педагогической науки
Концепции воспитания
могут иметь следующие методологические основания:
а)философские учения: прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, диалектический
материализм, антропоцентризм и др.
б)психологические теории: бихевиоризм, культурно-историческая школа Л.С. Выготского, гуманистическая психология К. Роджерса и др.
в)авторские учения: свободное воспитание Ж.Ж. Руссо, педагогическая система И.Ф. Гербарта, педагогические системы К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Слайд 103.Основные виды и концепции воспитания в истории педагогической науки
В истории
педагогики и в современных системах воспитания принято выделять две основные
группы воспитательных концепций:
-гуманистические (личностно ориентированные) концепции;
-авторитарные (социально ориентированные) концепции.
Для гуманистических характерно принятие личности ребенка, нацеленность на его индивидуальное развитие и максимальную реализацию его возможностей, субъект-субъектные отношения между педагогом и ребенком.
К гуманистическим концепциям относятся прагматическая педагогика Дж. Дьюи, гуманистическая педагогика К. Роджерса, концепции свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и др.
Слайд 113.Основные виды и концепции воспитания в истории педагогической науки
Авторитарные концепции
воспитания характеризуются жесткой регламентацией жизнедеятельности учащихся, ориентацией на образование по
единой программе для всех без учета индивидуальности ребенка и на формирование личности по определенному эталону (социальный заказ), субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанником.
В истории педагогики примерами авторитарных воспитательных систем являются воспитание в греческой Спарте, в средневековой Европе, система воспитания И.Ф. Гербарта, воспитание на основе идей бихевиоризма (Б.Ф. Скиннер), коммунистические и националистические системы воспитания.
Слайд 123.Основные виды и концепции воспитания в истории педагогической науки
История педагогической
науки и образования как социального института показывает сосуществование, а в
определенные исторические периоды противостояние авторитарной и гуманистической парадигм.
В основном чем глубже в историю, тем более господствуют традиционные, авторитарные системы. На рубеже XIX-XX веков многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистическим концепциям, которые продолжают активно развиваться и в настоящее время.
Таким образом, можно сказать, что человеческое общество в образовании и воспитании подрастающего поколения идет от авторитарной, традиционной школы к более гуманистической, направленной на ребенка как главную ценность.
Слайд 134.Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания – объективные, существенные, устойчивые,
повторяющиеся связи между компонентами процесса воспитания.
Принципы воспитания – это основные
положения, определяющие содержание, формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его закономерностями. Принципы определяют деятельность воспитателя и характер деятельности воспитанника.
Закономерности процесса воспитания
Принципы воспитания
Правила реализации принципов воспитания
(см. таблицу)
Слайд 145. Движущие силы воспитания
Как любой процесс, процесс воспитания развивается в
результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий:
1)объективные
внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями:
-противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими и др. процессами в мире и стране;
-противоречия отцов и детей, которые обнаруживаются в различном опыте поколений, в разнице мировоззренческих позиций и ценностей;
-противоречия между возрастающими требованиями к образованию и дефицитом средств
и др.;
Слайд 155. Движущие силы воспитания
2)объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого процесса
воспитания:
-между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
-между индивидуальным
творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации пед.процесса;
-между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;
-между целями педагогов и целями учащихся;
-между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения
и др.