Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ Кубанский государственный медицинский университет Кафедра общественного

Содержание

Кубанский государственный медицинский университетКафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медициныПреподаваемые дисциплины на кафедре для студентов лечебного факультета: История медицины Медицинская информатика Экономика Общественное здоровье и здравоохранение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Заведующий

кафедрой профессор доктор медицинских наук
Редько Андрей Николаевич




Общественное здоровье и

здравоохранение как наука, предмет преподавания и область практической деятельности.

Краснодар - 2014

ЛЕКЦИЯКубанский государственный медицинский университетКафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медициныЗаведующий кафедрой профессор доктор медицинских наук Редько Андрей

Слайд 2Кубанский государственный медицинский университет

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины

Преподаваемые

дисциплины на кафедре для студентов лечебного факультета:

История медицины
Медицинская

информатика
Экономика
Общественное здоровье и здравоохранение.

Кубанский государственный медицинский университетКафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медициныПреподаваемые дисциплины на кафедре для студентов лечебного факультета:

Слайд 3Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Дисциплина:


«Общественное здоровье и здравоохранение»

Кубанский государственный медицинский университетКафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медициныДисциплина: «Общественное здоровье и здравоохранение»

Слайд 4Ассистенты
кафедры

Ассистенты кафедры

Слайд 5История кафедры

История кафедры

Слайд 6        С 1940 по 1952 год кафедрой заведовал профессор Михаил Лазаревич Бенсман,

который окончил Новороссийский университет (г.Одесса), участвовал в качестве врача в

Первой мировой войне, служил в Красной Армии.

 С 1951 года курс лекций по истории медицины читал доцент Григорий Николаевич Ковальский, длительное время работавший проректором института по научной работе и заведовавший курсом эпидемиологии.

        В течение двух лет преподавание велось на курсе организации здравоохранения, которым руководила кандидат медицинских наук Татьяна Илларионовна Нестеренко.

        С 1940 по 1952 год кафедрой заведовал профессор Михаил Лазаревич Бенсман, который окончил Новороссийский университет (г.Одесса), участвовал в

Слайд 7 В 1954 году заведование кафедрой принял 
Вадим Александрович Нестеров.
Под его

началом произошло становление классических медико-социальных исследований на Кубани – проведено

комплексное изучение инвалидности в регионе. Под руководством профессора В.А. Нестерова за 30 лет выполнено более 25 диссертаций. В течение длительного времени он являлся членом редакционного совета журнала «Здравоохранение Российской Федерации». В.А. Нестеров – участник Великой Отечественной войны, был награжден боевыми орденами и медалями.
 В 1954 году заведование кафедрой принял Вадим Александрович Нестеров. Под его началом произошло становление классических медико-социальных исследований на

Слайд 8В 1984-1992 годах курс «Введение в специальность» на кафедре вела

доцент Татьяна Владимировна Ивановская, с 1970 по 1975 год работавшая проректором

института по учебной работе

 С 1983 по 2012 год кафедрой руководил один из первых аспирантов профессора В.А. Нестерова д.м.н. Борис Андреевич Войцехович. Под его руководством защищено 43 диссертации, в том числе 5 докторских. Большим достижением коллектива кафедры под руководством профессора Б.А. Войцеховича стал выход исследований на новый уровень в рамках международных контактов («Центр изучения тенденций здоровья населения Восточной Европы и России», Университет г.Стокгольма, Швеция); работа по гранту международного института «Открытое общество»; участие в международном исследовании процессов старения населения, проведенном в России под эгидой Всемирной организации здравоохранения (2008).

В 1984-1992 годах курс «Введение в специальность» на кафедре вела доцент Татьяна Владимировна Ивановская, с 1970 по 1975

Слайд 9План лекции.
Этапы становления
Определение предмета
Основные разделы
Методы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука

и предмет преподавания.
История возникновения и развития дисциплины.
Основные разделы

дисциплины.
Методы исследования дисциплины.
План лекции.Этапы становленияОпределение предметаОсновные разделыМетодыОбщественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. История возникновения и развития

Слайд 10 Наука о закономерностях общественного здоровья и здравоохранения

Наука  о закономерностях общественного здоровья и здравоохранения

Слайд 11Паспорта специальностей научных работников Шифр специальности: 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение

Формула специальности: Общественное

здоровье и здравоохранение – медицинская наука, изучающая закономерности общественного здоровья,

воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки стратегии и тактики здравоохранения, совершенствования медицинской помощи населению.

Паспорта специальностей научных работников Шифр специальности: 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранениеФормула специальности: Общественное здоровье и здравоохранение –

Слайд 12Паспорта специальностей научных работников 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение
Области исследований:
Исследование теоретических

проблем охраны здоровья населения и здравоохранения, теорий и концепций развития

здравоохранения,
условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем.
2. Разработка методов исследования, изучения и оценки состояния здоровья населения и тенденций его изменения, исследование демографических процессов, структур заболеваемости, физического развития, воздействия социальных, демографических факторов и факторов внешней среды на здоровье населения, его отдельных групп.
3. Исследование организации медицинской помощи населению, разработка новых организационных моделей и технологий профилактики, оказания медицинской помощи и реабилитации населения; изучение качества внебольничной и стационарной медицинской помощи.
4. Разработка теоретических, методических и организационных аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Паспорта специальностей научных работников 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранениеОбласти исследований: Исследование теоретических проблем охраны здоровья населения и

Слайд 13Паспорта специальностей научных работников 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение
Области исследований:
5. Исследование

медико-социальных и этических аспектов деятельности медицинских работников.
6. Разработка научных проблем

экономики, планирования, нормирования труда медицинских работников и финансирования здравоохранения, менеджмента и маркетинга. Изучение потребности населения в медицинской помощи.
7. Разработка теоретических, методических и организационных аспектов обязательного и добровольного медицинского страхования населения.
8. Исследование проблем управления здравоохранением, разработка АСУ и компьютерных технологий управления лечебно-профилактическими учреждениями, службами и здравоохранением в целом.
9. Изучение здравоохранения за рубежом, деятельности ВОЗ и других международных медицинских и общественных организаций по охране здоровья населения.
Паспорта специальностей научных работников 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранениеОбласти исследований: 5. Исследование медико-социальных и этических аспектов деятельности

Слайд 14В течение длительного времени в названии дисциплины использовался термин "социальная

гигиена"

В течение длительного времени в названии дисциплины использовался термин

Слайд 15Наряду с названием "социальная гигиена" употребляют термины:
«социальная медицина»
«профилактическая медицина»
«теория и

практика общественного здравоохранения»
«превентивная и социальная медицина»
«медицинская социология»
«социология медицины»
«общественное здоровье и

здравоохранение»
«превентивная медицина»
Наряду с названием

Слайд 16ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1918-1941 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
1941-1966 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1966-1994 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1994-1999

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
1999 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ1918-1941 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА1941-1966 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ1966-1994 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ1994-1999 СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА1999 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Слайд 17В 1999 году предмет преподавания комплекса дисциплин, входящих раздел социальной

медицины, был назван "Общественное здоровье и здравоохранение". Этим названием подчеркнуто

единство двух сторон единого предмета.
В 1999 году предмет преподавания комплекса дисциплин, входящих раздел социальной медицины,  был назван

Слайд 18ВИДНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
РОШУ и ФУРКО (Франция, 19 в.)
А.ГРОТЬЯН (Германия, 19-20

в.)
В.О.ПОРТУГАЛОВ, Ф.Ф.ЭРИСМАН, А.П.ПЕСКОВ, С.Н.ИГУМНОВ, З.Г.ФРЕНКЕЛЬ, П.Н.ДИАТРОПОВ (Россия, 19-20 в.).
Н.А.СЕМАШКО, З.П.СОЛОВЬЕВ,

А.В.МАЛЬКОВ, Г.А.БАТКИС, Н.А.ВИНОГРАДОВ, А.М.МЕРКОВ, С.А.ФРЕЙДЛИН, Ю.П.ЛИСИЦЫН, О.П.ЩЕПИН (Советский период).
ВИДНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИРОШУ и ФУРКО (Франция, 19 в.) А.ГРОТЬЯН (Германия, 19-20 в.)В.О.ПОРТУГАЛОВ, Ф.Ф.ЭРИСМАН, А.П.ПЕСКОВ, С.Н.ИГУМНОВ, З.Г.ФРЕНКЕЛЬ, П.Н.ДИАТРОПОВ (Россия,

Слайд 19Из истории предмета
Одним из осноновоположников является немецкий ученый - профессор

Альфред Гротьян. В 1903 году он создал в Германии научное

общество по социальной гигиене. В 1906 году вышел в свет первый в мире журнал по социальной гигиене (Германия). Первая кафедра социальной гигиены была образована на медицинском факультете Берлинского университета в 1920 году также профессором А. Гротьян.
Из истории предметаОдним из осноновоположников является немецкий ученый - профессор Альфред Гротьян.  В 1903 году он

Слайд 20В.О.Португалов:
“Степень заболеваемости и смертности человечества совершается в

силу существующих условий социального быта.”

Ф.Ф.Эрисман:
«Целью социальной гигиены или

общественного здравоохранения является воздействие на здоровье, когда личная инициатива человека заменяется общественными о нем заботами".
В.О.Португалов:  “Степень заболеваемости и смертности человечества совершается в силу существующих условий социального быта.”Ф.Ф.Эрисман:  «Целью социальной

Слайд 21 Н.А.Семашко:
"Основная задача социальной гигиены состоит в

том, чтобы глубоко изучать влияние социальной среды на здоровье человека

и разрабатывать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния этой среды".

Н.А.Семашко:

Слайд 22Общественное здоровье и здравоохранение
В.П.Казначеев:
«Наука об управлении функциями здоровья

народонаселения»

К этим функциям относятся
живой труд, воспроизводство и развитие

личности

Функция - явление, зависящее от другого и служащее формой его проявления, осуществления
Общественное здоровье и здравоохранение В.П.Казначеев: «Наука об управлении функциями здоровья народонаселения» К этим функциям относятся живой труд,

Слайд 23Живой труд
Это та психофизическая деятельность, которая обеспечивает человеку средства

к существованию
Общество живет за счёт труда люде

Живой трудЭто та психофизическая деятельность, которая обеспечивает человеку  средства к существованиюОбщество живет за счёт труда люде

Слайд 24Воспроизводство
процесс непрерывного обновления населения через рождения и

смерти
смерть - явление неизбежное, время её наступления определяется здоровьем индивидуума
рождение

– акт продления рода здорового человека
Воспроизводствопроцесс непрерывного обновления    населения через рождения и смертисмерть - явление неизбежное, время её наступления

Слайд 25Воспроизводство: расширенное (преобладает рождаемость) суженное (преобладает смертность)
Воспроизводство

Воспроизводство: расширенное (преобладает рождаемость)   суженное (преобладает смертность)Воспроизводство

Слайд 26Развитие личности

Формирование абстрактного мышления, речи, интеллекта возможно только в человеческом

обществе
и немыслимо без определенного уровня здоровья

Развитие личностиФормирование абстрактного мышления, речи, интеллекта возможно только в человеческом обществе и немыслимо без определенного уровня здоровья

Слайд 27Развитие личности

Получение высшего медицинского образования требует высокого уровня развития личности,

а также эффективного осуществления живого труда

Развитие личностиПолучение высшего медицинского образования требует высокого уровня развития личности, а также эффективного осуществления живого труда

Слайд 28Здоровье
Обеспечивает человеку возможность работать, иметь детей, развиваться как личности
Общество существует

за счет этих трёх основных функций
Нет здоровья – нет

его функций, нет самого человека, нет общества
ЗдоровьеОбеспечивает человеку возможность работать, иметь детей, развиваться как личностиОбщество существует за счет этих трёх основных функций Нет

Слайд 29ЗНАЧИМОСТЬ КУРСА

ЗНАЧИМОСТЬ КУРСА

Слайд 30Общая гигиена является пропедевтическим курсом, знакомящим с общими вопросами гигиены

и с основными методами гигиенических исследований
профильные гигиенические дисциплины дают

теоретические сведения и практические навыки в специальных направлениях
все экспериментальные исследования, изучающие влияние на здоровье разнообразных факторов внешней среды (физических, производственных и др.) проводят с общественных, социально-гигиенических позиций.
Общая гигиена является пропедевтическим курсом, знакомящим с общими вопросами гигиены и с основными методами гигиенических исследований профильные

Слайд 31Социально-гигиеническая направленность характерна для деятельности врачей всех специальностей:
для терапевта, ведущего

диспансерное наблюдение над определенными группами больных и контингентами здоровых лиц;


для стоматолога проводящего мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний.
для педиатра, следящего за здоровьем и физическим развитием детей и т.д.
Социально-гигиеническая направленность характерна для деятельности врачей всех специальностей:для терапевта, ведущего диспансерное наблюдение над определенными группами больных и

Слайд 32Общественное здоровье и здравоохранение - единственная дисциплина в подготовке врача

в нашей стране, которая обобщает данные о состоянии здоровья и

воспроизводства населения в целом и отдельных его групп, сдвиги в здоровье населения в зависимости от обуславливающих их факторов и вытекающие из этого научные обоснования комплекса мероприятий по охране здоровья.

Общественное здоровье и здравоохранение - единственная дисциплина в подготовке врача в нашей стране, которая обобщает данные о

Слайд 33Российские учебники в нашей библиотеке:

Российские учебники в нашей библиотеке:

Слайд 34УЧЕБНИКИ И РУКОВОДСТВА

УЧЕБНИКИ И РУКОВОДСТВА

Слайд 35УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Слайд 36Круг вопросов, рассматриваемых нашей дисциплиной столь широк, что единое мнение

о ее содержании и названии до сих пор вызывает дискуссии.

Круг вопросов, рассматриваемых нашей дисциплиной столь широк, что единое мнение о ее содержании и названии до сих

Слайд 37Медицинская информатика
санитарная статистика,
статистическая характеристика здоровья и здравоохранения,
автоматизированные системы

управления лечебно-диагностическими технологиями и деятельностью медицинских учреждений

Медицинская информатикасанитарная статистика, статистическая характеристика здоровья и здравоохранения, автоматизированные системы управления лечебно-диагностическими технологиями и деятельностью медицинских учреждений

Слайд 38Общая эпидемиология
методы эпидемиологических исследований,
основные закономерности распространения и общественной

профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний

Общая эпидемиология методы эпидемиологических исследований, основные закономерности распространения и общественной профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний

Слайд 39Социальная гигиена
общественное здоровье: функции, факторы, показатели;
формирование здорового образа жизни,

санология, валеология

Социальная гигиенаобщественное здоровье: функции, факторы, показатели; формирование здорового образа жизни, санология, валеология

Слайд 40Организация и управление здравоохранением
системы и типы здравоохранения
принципы планирования здравоохранения


организация работы и номенклатура медицинских учреждений
управление здравоохранением

Организация и управление здравоохранениемсистемы и типы здравоохранения принципы планирования здравоохранения организация работы и номенклатура медицинских учреждений управление

Слайд 41Экономика здравоохранения
основы общей экономики;
экономика здравоохранения;
маркетинг в здравоохранении

Экономика здравоохраненияосновы общей экономики; экономика здравоохранения; маркетинг в здравоохранении

Слайд 42МЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

МЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

Слайд 43стремится заполнить разрыв между двумя основными группами клинических (лечебных) и

профилактических (гигиенических) наук, который сложился в результате развития медицины

стремится заполнить разрыв между двумя основными группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук, который сложился в результате

Слайд 44дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения

и определяющих их факторов

дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов

Слайд 45органически сочетает конкретный анализ практических проблем здравоохранения с исследованиями закономерностей

общественного развития, с проблемами экономики и культуры

органически сочетает конкретный анализ практических проблем здравоохранения с исследованиями закономерностей общественного развития, с проблемами экономики и культуры

Слайд 46МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Слайд 47Санитарно-статистический метод
Суть его заключается в изучении массовых общественных явлений, установлении

и объективной оценке закономерностей процессов, происходящих в состоянии здоровья населения

(рождаемости, смертности, младенческой смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности и др.), деятельности медицинских учреждений, подтверждение полноты и достоверности научных медицинских исследований.
метод объединяет количественную и качественную оценку явления.
Санитарно-статистический методСуть его заключается в изучении массовых общественных явлений, установлении и объективной оценке закономерностей процессов, происходящих в

Слайд 48Историко-аналитический метод
Суть его заключается в исследовании и оценке процессов

общественного здоровья и здравоохранения, когда изучаемый объект рассматривается в процессе

закономерностей его развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с разными сторонами жизнедеятельности общества

Историко-аналитический метод Суть его заключается в исследовании и оценке процессов общественного здоровья и здравоохранения, когда изучаемый объект

Слайд 49Экономический метод
Дает возможность наиболее эффективного использования ресурсов здравоохранения (материальных, финансовых,

трудовых);
усовершенствования финансирования и управления;
обоснования развития оптимальных типов медицинских учреждений;
укрепления материально-технической

базы здравоохранения;
Экономический методДает возможность наиболее эффективного использования ресурсов здравоохранения (материальных, финансовых, трудовых);усовершенствования финансирования и управления;обоснования развития оптимальных типов

Слайд 50Социологический метод
углубленные и многогранные социально-гигиенические исследования по изучению связи

здоровья и патологии с различными сторонами жизни людей (труда, быта,

обучения, санитарной культуры);
по изучению экономики здравоохранения, научной организации труда и бюджета времени различных групп медицинских работников
Социологический метод углубленные и многогранные социально-гигиенические исследования по изучению связи здоровья и патологии с различными сторонами жизни

Слайд 51Эпидемиологический метод
Изучает взаимоотношения различных факторов и условий, определяющих частоту и

распространение инфекционного процесса и неинфекционных заболеваний, физиологических состояний человека с

целью разработки профилактических мероприятий по ликвидации и уменьшению вредных факторов путем направленного действия на них.

Эпидемиологический методИзучает взаимоотношения различных факторов и условий, определяющих частоту и распространение инфекционного процесса и неинфекционных заболеваний, физиологических

Слайд 52Метод организационного эксперимента
изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм и

методов работы. Изучение, распространение и внедрение обобщенного опыта лучших учреждений

или работников.
специальная экспериментальная проверка гипотез, предположений путем создания опытных показательных учреждений, центров.

Метод организационного экспериментаизыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм и методов работы. Изучение, распространение и внедрение обобщенного

Слайд 53Метод экспертных оценок
Суть метода заключается в оценке экспертами-специалистами в конкретной

области явлений, которые по ряду причин не представляется возможным измерить

(описательный, качественный характер явления).
Метод может служить дополнением к любому другому.
Метод экспертных оценокСуть метода заключается в оценке экспертами-специалистами в конкретной области явлений, которые по ряду причин не

Слайд 54 В основу политики охраны здоровья населения должны быть положены социальные,

экономические и морально-этические принципы:
Здоровье, как одно из прав человека и

ценность здоровья как одного из наиболее значимых ресурсов;
Справедливость и солидарность в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Ответственность за сохранения здоровья не только системы здравоохранения, но и (если не в первую очередь) каждого человека, семьи, работодателей, общественных организаций и объединений и прежде всего законодательной и исполнительной власти всех уровней управления страной.

В основу политики охраны здоровья населения должны быть положены социальные, экономические и морально-этические принципы: Здоровье, как

Слайд 55ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Система мер государственного характера, охватывающая все сферы деятельности общества, направленная

укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение санитарных условий труда,

быта, долголетия и продолжительной трудоспособной жизни.


ЗДРАВООХРАНЕНИЕСистема мер государственного характера, охватывающая все сферы деятельности общества, направленная укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение

Слайд 57ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – КОМПРОМИСС МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ и ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ –  КОМПРОМИСС   МЕЖДУ  МЕДИЦИНСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ и  ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Слайд 58Ограниченные
возможности
Растущие
потребности

Ограниченныевозможности Растущиепотребности

Слайд 59Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика