Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Заведующий
кафедрой профессор доктор медицинских наук
Редько Андрей Николаевич
Общественное здоровье и
здравоохранение как наука, предмет преподавания и область практической деятельности.
Краснодар - 2014
Слайд 2Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Преподаваемые
дисциплины на кафедре для студентов лечебного факультета:
История медицины
Медицинская
информатика
Экономика
Общественное здоровье и здравоохранение.
Слайд 3Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Дисциплина:
«Общественное здоровье и здравоохранение»
Слайд 6 С 1940 по 1952 год кафедрой заведовал профессор Михаил Лазаревич Бенсман,
который окончил Новороссийский университет (г.Одесса), участвовал в качестве врача в
Первой мировой войне, служил в Красной Армии.
С 1951 года курс лекций по истории медицины читал доцент Григорий Николаевич Ковальский, длительное время работавший проректором института по научной работе и заведовавший курсом эпидемиологии.
В течение двух лет преподавание велось на курсе организации здравоохранения, которым руководила кандидат медицинских наук Татьяна Илларионовна Нестеренко.
Слайд 7 В 1954 году заведование кафедрой принял
Вадим Александрович Нестеров.
Под его
началом произошло становление классических медико-социальных исследований на Кубани – проведено
комплексное изучение инвалидности в регионе. Под руководством профессора В.А. Нестерова за 30 лет выполнено более 25 диссертаций. В течение длительного времени он являлся членом редакционного совета журнала «Здравоохранение Российской Федерации». В.А. Нестеров – участник Великой Отечественной войны, был награжден боевыми орденами и медалями.
Слайд 8В 1984-1992 годах курс «Введение в специальность» на кафедре вела
доцент Татьяна Владимировна Ивановская, с 1970 по 1975 год работавшая проректором
института по учебной работе
С 1983 по 2012 год кафедрой руководил один из первых аспирантов профессора В.А. Нестерова д.м.н. Борис Андреевич Войцехович. Под его руководством защищено 43 диссертации, в том числе 5 докторских. Большим достижением коллектива кафедры под руководством профессора Б.А. Войцеховича стал выход исследований на новый уровень в рамках международных контактов («Центр изучения тенденций здоровья населения Восточной Европы и России», Университет г.Стокгольма, Швеция); работа по гранту международного института «Открытое общество»; участие в международном исследовании процессов старения населения, проведенном в России под эгидой Всемирной организации здравоохранения (2008).
Слайд 9План лекции.
Этапы становления
Определение предмета
Основные разделы
Методы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука
и предмет преподавания.
История возникновения и развития дисциплины.
Основные разделы
дисциплины.
Методы исследования дисциплины.
Слайд 10 Наука
о закономерностях общественного здоровья и здравоохранения
Слайд 11Паспорта специальностей научных работников
Шифр специальности:
14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение
Формула специальности:
Общественное
здоровье и здравоохранение – медицинская наука, изучающая закономерности общественного здоровья,
воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки стратегии и тактики здравоохранения, совершенствования медицинской помощи населению.
Слайд 12Паспорта специальностей научных работников
14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение
Области исследований:
Исследование теоретических
проблем охраны здоровья населения и здравоохранения, теорий и концепций развития
здравоохранения,
условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем.
2. Разработка методов исследования, изучения и оценки состояния здоровья населения и тенденций его изменения, исследование демографических процессов, структур заболеваемости, физического развития, воздействия социальных, демографических факторов и факторов внешней среды на здоровье населения, его отдельных групп.
3. Исследование организации медицинской помощи населению, разработка новых организационных моделей и технологий профилактики, оказания медицинской помощи и реабилитации населения; изучение качества внебольничной и стационарной медицинской помощи.
4. Разработка теоретических, методических и организационных аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Слайд 13Паспорта специальностей научных работников
14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение
Области исследований:
5. Исследование
медико-социальных и этических аспектов деятельности медицинских работников.
6. Разработка научных проблем
экономики, планирования, нормирования труда медицинских работников и финансирования здравоохранения, менеджмента и маркетинга. Изучение потребности населения в медицинской помощи.
7. Разработка теоретических, методических и организационных аспектов обязательного и добровольного медицинского страхования населения.
8. Исследование проблем управления здравоохранением, разработка АСУ и компьютерных технологий управления лечебно-профилактическими учреждениями, службами и здравоохранением в целом.
9. Изучение здравоохранения за рубежом, деятельности ВОЗ и других международных медицинских и общественных организаций по охране здоровья населения.
Слайд 14В течение длительного времени в названии дисциплины использовался термин "социальная
гигиена"
Слайд 15Наряду с названием
"социальная гигиена"
употребляют термины:
«социальная медицина»
«профилактическая медицина»
«теория и
практика общественного здравоохранения»
«превентивная и социальная медицина»
«медицинская социология»
«социология медицины»
«общественное здоровье и
здравоохранение»
«превентивная медицина»
Слайд 16ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1918-1941 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
1941-1966 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1966-1994 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1994-1999
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
1999 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Слайд 17В 1999 году предмет преподавания комплекса дисциплин, входящих раздел социальной
медицины,
был назван
"Общественное здоровье и здравоохранение".
Этим названием подчеркнуто
единство двух сторон единого предмета.
Слайд 18ВИДНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
РОШУ и ФУРКО (Франция, 19 в.)
А.ГРОТЬЯН (Германия, 19-20
в.)
В.О.ПОРТУГАЛОВ, Ф.Ф.ЭРИСМАН, А.П.ПЕСКОВ, С.Н.ИГУМНОВ, З.Г.ФРЕНКЕЛЬ, П.Н.ДИАТРОПОВ (Россия, 19-20 в.).
Н.А.СЕМАШКО, З.П.СОЛОВЬЕВ,
А.В.МАЛЬКОВ, Г.А.БАТКИС, Н.А.ВИНОГРАДОВ, А.М.МЕРКОВ, С.А.ФРЕЙДЛИН, Ю.П.ЛИСИЦЫН, О.П.ЩЕПИН (Советский период).
Слайд 19Из истории предмета
Одним из осноновоположников является немецкий ученый - профессор
Альфред Гротьян.
В 1903 году он создал в Германии научное
общество по социальной гигиене. В 1906 году вышел в свет первый в мире журнал по социальной гигиене (Германия). Первая кафедра социальной гигиены была образована на медицинском факультете Берлинского университета в 1920 году также профессором А. Гротьян.
Слайд 20В.О.Португалов:
“Степень заболеваемости и смертности человечества совершается в
силу существующих условий социального быта.”
Ф.Ф.Эрисман:
«Целью социальной гигиены или
общественного здравоохранения является воздействие на здоровье, когда личная инициатива человека заменяется общественными о нем заботами".
Слайд 21 Н.А.Семашко:
"Основная задача социальной гигиены состоит в
том, чтобы глубоко изучать влияние социальной среды на здоровье человека
и разрабатывать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния этой среды".
Слайд 22Общественное здоровье и здравоохранение
В.П.Казначеев:
«Наука об управлении функциями здоровья
народонаселения»
К этим функциям относятся
живой труд, воспроизводство и развитие
личности
Функция - явление, зависящее от другого и служащее формой его проявления, осуществления
Слайд 23Живой труд
Это та психофизическая деятельность, которая обеспечивает человеку средства
к существованию
Общество живет за счёт труда люде
Слайд 24Воспроизводство
процесс непрерывного обновления населения через рождения и
смерти
смерть - явление неизбежное, время её наступления определяется здоровьем индивидуума
рождение
– акт продления рода здорового человека
Слайд 25Воспроизводство: расширенное (преобладает рождаемость) суженное (преобладает смертность)
Воспроизводство
Слайд 26Развитие личности
Формирование абстрактного мышления, речи, интеллекта возможно только в человеческом
обществе
и немыслимо без определенного уровня здоровья
Слайд 27Развитие личности
Получение высшего медицинского образования требует высокого уровня развития личности,
а также эффективного осуществления живого труда
Слайд 28Здоровье
Обеспечивает человеку возможность работать, иметь детей, развиваться как личности
Общество существует
за счет этих трёх основных функций
Нет здоровья – нет
его функций, нет самого человека, нет общества
Слайд 30Общая гигиена является пропедевтическим курсом, знакомящим с общими вопросами гигиены
и с основными методами гигиенических исследований
профильные гигиенические дисциплины дают
теоретические сведения и практические навыки в специальных направлениях
все экспериментальные исследования, изучающие влияние на здоровье разнообразных факторов внешней среды (физических, производственных и др.) проводят с общественных, социально-гигиенических позиций.
Слайд 31Социально-гигиеническая направленность характерна для деятельности врачей всех специальностей:
для терапевта, ведущего
диспансерное наблюдение над определенными группами больных и контингентами здоровых лиц;
для стоматолога проводящего мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний.
для педиатра, следящего за здоровьем и физическим развитием детей и т.д.
Слайд 32Общественное здоровье и здравоохранение - единственная дисциплина в подготовке врача
в нашей стране, которая обобщает данные о состоянии здоровья и
воспроизводства населения в целом и отдельных его групп, сдвиги в здоровье населения в зависимости от обуславливающих их факторов и вытекающие из этого научные обоснования комплекса мероприятий по охране здоровья.
Слайд 33Российские учебники в нашей библиотеке:
Слайд 36Круг вопросов, рассматриваемых нашей дисциплиной столь широк, что единое мнение
о ее содержании и названии до сих пор вызывает дискуссии.
Слайд 37Медицинская информатика
санитарная статистика,
статистическая характеристика здоровья и здравоохранения,
автоматизированные системы
управления лечебно-диагностическими технологиями и деятельностью медицинских учреждений
Слайд 38Общая эпидемиология
методы эпидемиологических исследований,
основные закономерности распространения и общественной
профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний
Слайд 39Социальная гигиена
общественное здоровье: функции, факторы, показатели;
формирование здорового образа жизни,
санология, валеология
Слайд 40Организация и управление здравоохранением
системы и типы здравоохранения
принципы планирования здравоохранения
организация работы и номенклатура медицинских учреждений
управление здравоохранением
Слайд 41Экономика здравоохранения
основы общей экономики;
экономика здравоохранения;
маркетинг в здравоохранении
Слайд 42МЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК
Слайд 43стремится заполнить разрыв между двумя основными группами клинических (лечебных) и
профилактических (гигиенических) наук, который сложился в результате развития медицины
Слайд 44дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения
и определяющих их факторов
Слайд 45органически сочетает конкретный анализ практических проблем здравоохранения с исследованиями закономерностей
общественного развития, с проблемами экономики и культуры
Слайд 46МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Слайд 47Санитарно-статистический метод
Суть его заключается в изучении массовых общественных явлений, установлении
и объективной оценке закономерностей процессов, происходящих в состоянии здоровья населения
(рождаемости, смертности, младенческой смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности и др.), деятельности медицинских учреждений, подтверждение полноты и достоверности научных медицинских исследований.
метод объединяет количественную и качественную оценку явления.
Слайд 48Историко-аналитический метод
Суть его заключается в исследовании и оценке процессов
общественного здоровья и здравоохранения, когда изучаемый объект рассматривается в процессе
закономерностей его развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с разными сторонами жизнедеятельности общества
Слайд 49Экономический метод
Дает возможность наиболее эффективного использования ресурсов здравоохранения (материальных, финансовых,
трудовых);
усовершенствования финансирования и управления;
обоснования развития оптимальных типов медицинских учреждений;
укрепления материально-технической
базы здравоохранения;
Слайд 50Социологический метод
углубленные и многогранные социально-гигиенические исследования по изучению связи
здоровья и патологии с различными сторонами жизни людей (труда, быта,
обучения, санитарной культуры);
по изучению экономики здравоохранения, научной организации труда и бюджета времени различных групп медицинских работников
Слайд 51Эпидемиологический метод
Изучает взаимоотношения различных факторов и условий, определяющих частоту и
распространение инфекционного процесса и неинфекционных заболеваний, физиологических состояний человека с
целью разработки профилактических мероприятий по ликвидации и уменьшению вредных факторов путем направленного действия на них.
Слайд 52Метод организационного эксперимента
изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм и
методов работы. Изучение, распространение и внедрение обобщенного опыта лучших учреждений
или работников.
специальная экспериментальная проверка гипотез, предположений путем создания опытных показательных учреждений, центров.
Слайд 53Метод экспертных оценок
Суть метода заключается в оценке экспертами-специалистами в конкретной
области явлений, которые по ряду причин не представляется возможным измерить
(описательный, качественный характер явления).
Метод может служить дополнением к любому другому.
Слайд 54
В основу политики охраны здоровья населения должны быть положены социальные,
экономические и морально-этические принципы:
Здоровье, как одно из прав человека и
ценность здоровья как одного из наиболее значимых ресурсов;
Справедливость и солидарность в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Ответственность за сохранения здоровья не только системы здравоохранения, но и (если не в первую очередь) каждого человека, семьи, работодателей, общественных организаций и объединений и прежде всего законодательной и исполнительной власти всех уровней управления страной.
Слайд 55ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Система мер государственного характера, охватывающая все сферы деятельности общества, направленная
укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение санитарных условий труда,
быта, долголетия и продолжительной трудоспособной жизни.
Слайд 57ЗДРАВООХРАНЕНИЕ –
КОМПРОМИСС
МЕЖДУ
МЕДИЦИНСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
и
ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Слайд 58Ограниченные
возможности
Растущие
потребности