Слайд 1ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЯ
Слайд 2План
Общее представление о личности
Факторы социализации, формирования и развития личности
Современные
теории личности
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
Подходы
к изучению личности в отечественной психологии
Структура личности
Слайд 3Общее представление
о личности
Слайд 4
Проблема личности – одна из центральных в психологии. Ведущей она
является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции,
социологии и т.д.
Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте изучения.
Слайд 5Так, личность в педагогике – это объект и субъект педагогического
процесса, обучения, воспитания и развития.
В философии личность выступает как
совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Слайд 6 Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида
в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Слайд 7Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил,
ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения.
Слайд 8Личность в психологии изучается различными отраслями психо-логической науки. Обусловлено это
многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.
Слайд 9Разработка личности в общей психологии необходима для интеграции данных о
сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах.
Одна из центральных проблем в
психологии личности – выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
Слайд 10При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный
и динамический .
Слайд 11Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая
психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Слайд 12Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек»,
«индивид», «индивидуальность», «субъект» «субъектность».
В житейской практике нередко допускается смещение
понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности.
ЧЕЛОВЕК
ИНДИВИД
ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Слайд 14Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида
(вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями
и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Слайд 15Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а формируются в течение жизни, в процессе усвоения
культуры, созданной предшествующими поколениями.
Слайд 16Никакой личный опыт не может сформировать логическое мышление и системы
понятий человека. Участвуя в различных формах социальной деятельности, человек развивает
в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества.
Слайд 17Как живое существо человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как
социальное – законам развития общества.
Слайд 18Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его
психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
Слайд 19В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек
– это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило -
и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Слайд 20Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием
«индивидуальность», показывающим отличие человека от всех других людей.
«Индивид» обозначает нечто
целостное, неделимое. Этимологически истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин «индивидуум».
Слайд 21Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации;
устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. Характеризуя личность, также
имеют в виду целостность, но такую, которая рождается в обществе.
Слайд 22В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми
присущими ему особенностями. Человека как индивида и его развитие в
онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психология, психофизиология, онтопсихофизиология.
Слайд 23Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые
позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность
и поведение в целом.
Слайд 24Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни,
как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется
из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и поэтому он выступает как субъект труда.
Слайд 25Субъектность – это способность человека к тому или иному целеполаганию
и соответствующей поставленным целям активности.
Слайд 26Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется
в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах,
потребностях и особенностях человека.
Слайд 27Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности.
Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее
непохожей на окружающих.
Слайд 29Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной
социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к
окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Слайд 30
«Личность – субъект общественного поведения и коммуникации»
(
Б.Г. Ананьев
Слайд 31«Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного
преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой
деятельности»
А.В. Петровский
Слайд 32«Личность – человек как носитель сознания»
К.К. Платонов
Слайд 33«Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях»
А.Н.
Леонтьев
Слайд 34Личность – это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности,
не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а
в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации.
Слайд 35Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием,
являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях
и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
Слайд 36активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки
ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
Слайд 37наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе
ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности
и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
Слайд 38направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и
т.д.;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные
для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Слайд 39Личность – социальное качество человека, степень включенности в системы социальных
отношений. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе
взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.
Слайд 40Именно в процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается,
и проявляет себя как личность.
Слайд 41Факторы социализации, формирования
и развития личности
Слайд 42Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу
которых относят: макро - и микросреду, воспитание, деятельность, социальное взаимодействие
и искусственную среду обитания человека
Слайд 43Наряду с социальными обстоятельствами, исключительно большую роль в формировании и
развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический
фактор, физиологические особенности человека и в первую очередь особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Слайд 44Социальные факторы формирования и развития личности
Слайд 49
Теории личности – это совокупность гипотез или предположений о природе
и механизмах развития личности.
Слайд 55Существуют следующие основные типы современных теорий личности.
Слайд 57Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение, исходя из
ее психологических, или внутренних (субъективных), характеристик.
В социодинамических теориях главная роль
отводится внешней ситуации и не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
Слайд 58Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов
в управлении актуальными действиями человека.
Слайд 59Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным
путем фактов.
Неэкспериментальными называют теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления,
наблюдения, опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
Слайд 60Главной проблемой структурных теорий является выяснение структуры личности и системы
понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называются теории, основная
тема которых – преобразования, изменения в развитии личности, т.е. ее динамика.
Слайд 61Основные подходы к изучению личности
в зарубежной психологии
Слайд 62В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению
личности.
Слайд 63Подходы к изучению личности
Теории
Теория социализации
Теория
научения
Теория
ролей
Социогенетический
Биогенетический
Психогенетический
Ориентации
Психодинамическая
Когнитивистская
Персонологическая
Слайд 64Социогенетический подход. В рамках данного подхода особенности личности объясняются исходя
из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так,
согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Слайд 65Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно
ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения
суммы знаний и навыков (Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.).
Слайд 66Более популярной является теория ролей, которая исходит из того, что
общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых
его статусом, накладывающих отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Слайд 67В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности,
исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек
вынужден как-то приспосабливаться.
При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Слайд 68Биогенетический подход. Ведущая роль отводится биологическим процессам созревания организма, так
как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.
Слайд 69С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому
индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза (собирательство, охота и
т.д.).
Слайд 70Другой вариант биогенетического подхода разрабатывался представителями «конституционной психологии».
Э. Кречмер,
исследуя проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что
между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать однозначная связь.
Слайд 71Особенно ярко биологизм выступает в трактовке З. Фрейда, который считал,
что поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, в
первую очередь сексуальными.
Слайд 72Психогенетический подход. Не отрицает значение ни биологии, ни среды, но
на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
Слайд 73В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности
главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики
(Э. Эриксон и др.).
Слайд 74Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности
(Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).
Слайд 75Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии
личности в целом
(Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.)
Слайд 76Подходы к изучению личности
в отечественной психологии
Слайд 77
Б.Г. Ананьев рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как
биологический вид, как индивида в онтогенезе, как личность, как часть
человечества.
Слайд 78Согласно подходу А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского личность выступает как
целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия,
в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.
А.Н. Леонтьев
А.В. Петровский
Слайд 79
Суть подхода К.К. Платонова в том, что личность имеет динамическую
функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов,
биопсихические свойства.
К.К. Платонов
Слайд 80
Д.Н. Узнадзе полагает, что личность – это целостное и духовное
образование. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.
Д.Н.
Узнадзе
Слайд 82Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально
значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека,
сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Слайд 83Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент,
способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов,
самосознание и т.д.
Слайд 84Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и
является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование
такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности
Слайд 85В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение
личности.
Слайд 86Структура личности в представлении
отечественных психологов
Слайд 90Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.
Его
концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характеристики лиц,
отбираемых в правоохранительные органы).
Слайд 92Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно
врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание.
Слайд 93Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения,
мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности
проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.
Слайд 94Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той
части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные
принципы, ценностные ориентации, мировоззрение).
Слайд 95Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ
мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом
прогнозировать его поведение и поступки.
Слайд 96Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные
на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным
влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
Слайд 97Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше
ее кратко называть опытом.
Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется
в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов.
Слайд 98Индивидуальные особенности психических процессов
Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных
психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций,
чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.
Слайд 99Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с
приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное
интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием.
Слайд 100Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем
упражнений.
Слайд 101Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности,
ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной
степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Слайд 102Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она
на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного,
уровне.
Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Слайд 103Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры,
образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как
общие интегративные качества личности .
Слайд 104
Подструктура направленности
Подструктура особенностей психических процессов
Подструктура биопсихических свойств
Подструктура социального опыта
Характер
Способности
Слайд 105Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это
сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма
духовной жизни человека.
Слайд 106Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет
сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных
качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
Слайд 107В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым
относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.
Слайд 108Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с
другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.
Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Слайд 109Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в
виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.
Слайд 110Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым
психологическим «инструментом» анализа в оценке человека, необходимым для верного выбора
методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан и способов самосовершенствования.