Слайд 2Личность- понятие, отражающее общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают
за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут
быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей и их взаимодействии с ситуацией.
Слайд 3Структура личности
общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции);
социально-специфические
черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей,
самосознание).
Слайд 4I. Основные теории поведения личности:
Теории типов личности;
Теории черт личности;
Психодинамические и
психоаналитические теории;
Бихевиоризм.
Слайд 5Теории типов личности
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих
динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Различают четыре основных
типа темперамента:
сангвинический (живой);
флегматический (медлительный спокойный);
холерический (энергичный, страстный);
меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
Слайд 6 Различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности.
- сила нервной системы, под которой понимают
и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (сильные раздражители);
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение этих процессов. С этой точки зрения, процессы могут быть или уравновешены, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует;
- подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Слайд 7САНГВИНИК (нервная система I типа) - человек, легко приспосабливающийся к
изменениям условий жизни.
В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет
привязанности.
Имеет широкий круг знакомств.
При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен.
Характеризуется высокой сопротивляемостью различным трудностям.
Слайд 9 ХОЛЕРИК (нервная система II типа) - человек нервная система
которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением.
Отличается энергичностью при недостатке
выдержки и самообладания.
Вспыльчив, несдержан, нетерпелив, порывист, резок.
Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому.
Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений.
Слайд 11 ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) - человек, хорошо сопротивляющийся
сильным и продолжительным раздражителям.
Характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
Спокоен, ровен, терпелив, выдержан.
В мимике и интонациях невыразителен и однообразен.
Отличается замедленностью реакций.
Постоянен в общении, медленно и с трудом привыкает к новым людям.
Сохраняет внешнее спокойствие даже при серьёзных неприятностях, но способен иногда давать волю чувствам.
Слайд 13 МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) - человек, плохо сопротивляющийся
воздействию сильных стимулов.
Часто заторможен и пассивен.
Отличается слабой выносливостью,
тревожностью, беспокойством, неуверенностью в себе.
Необщителен.
Теряется в новой обстановке, среди новых людей.
Склонен к уединению, замкнутости, сильным переживаниям
Слайд 15Теории черт личности
Автор Рэймонд Бернард Кеттел (20.03.1905-02.02.1998) .
Целью исследований
было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов
исследования.
Слайд 16 Личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека
в данной ситуации.
Формула Кетелла для предсказания поведения
R= f (S,
P)
(R) -то, что человек делает, думает или выражает словами или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.
Слайд 17Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с
определенной ситуацией.
Черты личности обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать
единообразно в различных обстоятельствах и различное время.
Таким образом, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
Слайд 18Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных
черт личности.
Фактор А - отзывчивость-отчужденность
Фактор В - интеллект
С
- эмоциональная устойчивость-неустойчивость
Е - доминантность- подчиненность
F – рассудительность - беспечность
G - сознательность-безответственность
H - смелость-робость
Слайд 19I - жесткость-мягкость
L – доверчивость - подозрительность
M -
мечтательность - практичность
N - дипломатичность-прямолинейность
О - склонность к
опасениям- спокойствие
Q1 - радикализм-консерватизм
Q2 - самодостаточность- конформизм
Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
Q4 - расслабленность- напряженность
Слайд 20Психодинамические и психоаналитические теории
Психоанализ (З. Фрейд)
Аналитическая психология (К. Г. Юнг)
Индивидуальная
психология (А. Адлер)
Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и
другие).
Слайд 21Бихевиоризм
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон,
Эдуард Чейз Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
все психические явления сводятся к
реакциям организма, преимущественно двигательным: эмоции отождествляются с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.
Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Слайд 22II. Процесс формирования и развития личности включает следующие компоненты:
Детерминанты личности
Стадии
Черты
личности
Слайд 23Детерминанты личности- группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Выделяют:
Биологические
(наследственные, генетические, физиологические)
Социальные (родители, семья, сверстники, друзья)
Культурные
Ситуационные (спонтанные героические
поступки, преступления)
Слайд 24Стадии развития –рассматривают личность, как развивающуюся по определенным стадиям во
взаимодействии со средой. Выделяют:
Смена кризисов психосоциальной идентичности (З. Фрейд);
Реализация
потребностей в самоактуализации (А. Маслоу);
Периодизация умственного развития (Ж. Пиаже);
Развитие целей и способности самостоятельно делать осознанный выбор (Ш. Мюллер).
Слайд 255. Иерархическая модель личности — «Большая пятерка»
пять факторов необходимых
для построения полноценного психологического портрета личности.
Слайд 26экстраверсия – интроверсия
высокий полюс фактора - общительность, уверенность в себе,
активная позиция в коммуникации;
низкий - сдержанность, замкнутость
Слайд 27согласие – независимость
индикатор стиля межличностного взаимодействия;
высокий полюс - склонность
к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени - ведомость;
низкий -
тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности - враждебность
Слайд 28самоконтроль – импульсивность
высокие показатели -пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму,
стандарту, крайняя степень - педантизм;
низкие - ситуативность, непоследовательность, способность
выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени - гибкость моральных суждений и хаотичность
Слайд 29эмоциональная стабильность – тревожность
на высоком полюсе шкалы -устойчивость, быстроту
адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе;
на низком
-тревожность, незащищенность
Слайд 30новаторство-консерватизм
на высоком полюсе- любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию
на преобразование ;
на низком- консерватизм, прагматическая направленность, традиционализм, ориентацию на
сохранение.
Слайд 31Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для определения
взаимоотношений и типов поведения на работе и, таким образом ,для
понимания в целом организационного поведения.
Слайд 326.Модель «от незрелости к зрелости» Криса Арджириса (р.1923г.)
Слайд 33человеческая личность не столько проходит через определенные стадии развития, сколько
преобразуется на пути от детской незрелости к зрелости взрослого человека.
Однако в любом возрасте люди могут обладать разными степенями развития.
Слайд 34Движение от незрелости к зрелости по
К. Арджирису
Слайд 35 Чтобы добиться наиболее полного раскрытия каждой отдельной личности, организация должна:
стремиться к стимулированию активности,
к независимости,
способствовать формированию долгосрочной перспективы,
побуждать работника к стремлению занять более высокие должности, чем его коллеги,
и максимальному раскрытию возможностей.
Слайд 36К сожалению, в большинстве случаев происходит обратное.
Возникает несоответствие между запросами
зрелой личности и природой формальной организации.
Слайд 38Основные категории
А) Наряду с физическими характеристиками и чертами характера большую
роль здесь играют и такие аспекты личности, как представление человека
о самом себе, а также взаимодействие между человеком и ситуацией.
1) Представление человека о самом себе:
самоуважение
и самоэффективность
Слайд 39Самоуважение определяет, какими человек воспринимает собственную компетентность и собственный образ.
Сотрудники с высоким самоуважением ощущают себя незаменимыми, компетентными, уверенными в
себе, наделенными властью и тесно связанными с окружающими.
Слайд 40Самоэффективность определяется тем, как сам человек оценивает свою способность справляться
с повседневными ситуациями по мере их возникновения.
Люди, обладающие высокой
самоэффективностью, ощущают способность справиться с любой ситуацией и уверены в себе.
Слайд 412) Взаимодействие человека и ситуации
Люди не статичны и не
ведут себя одинаково во всех ситуациях – напротив, они постоянно
изменяются и адаптируются.
Слайд 42Б) компетентность – склонности и способности, необходимые человеку в работе
Склонность-
способность к научению, т.е. возможность, позволяющая человеку выполнять ту или
иную работу, необходимую в данной ситуации.
Способность- врожденные или приобретенные в процессе обучения свойства, позволяющие личности производить умственные или физические действия, являющиеся условиями достижения эффективности во многих видах деятельности.
Слайд 43В) Самооценка – уровень, которым личность оценивает свою значимость, удачливость
и результативность.
Люди с высокой самооценкой подвержены высокой степени риска при
выборе своей работы, тяготеют к заниманию более высоких должностей, подвержены выбору занятий креативного плана.
Слайд 44Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой менее трудные задачи
и более подвержены влиянию окружающих в плане решения организационных вопросов.
Слайд 45Г) Локус контроля
–свойство личности приписывать свои успехи или неудачи
внутренним, либо внешним факторам.
Автор -Джулиан Роттер (р. 1916г.).
Слайд 46
внешний локус контроля (экстерналы), полагают, что все жизненные события главным
образом – результат действия случая или удачи.
Такие работники чувствуют себя
комфортно в условиях директивного управления.
Поведение сильно зависит от поощрений.
Слайд 48внутренний локус контроля (интерналы), считают, что могут влиять на ход
своей жизни и то, что с ними произошло или произойдет,
является результатом их собственных решений.
считают себя хозяевами собственной судьбы.
отмечают большую удовлетворенность трудом, работая в условиях партисипативного (т. е. с элементами самоуправления) менеджмента.
Слайд 49IY. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Человек состоит как из физиологических, так
и психологических взаимодействующих компонентов. Поэтому на личность воздействуют факторы наследственного
порядка, среда, процессы взросления и научения.
В исследованиях личности была предпринята попытка определить специфические физиологические и психологические стадии в процессе развития личности.
Слайд 50 Д. Левинсон выделяет следующие стадии развития в зависимости от возраста.
Вступление в мир взрослых (возраст от 23 до 28 лет).
Достижение
зрелости (возраст от 33 до 40).
Вступление в средний возраст (возраст от 45 до 50).
Достижение вершины среднего возраста (возраст от 55 до 60).
Слайд 51Дуглас Холл и Филипп Марвис
«Стадии развития карьеры»
Слайд 53первая стадия -поиск.
На протяжении этого периода человек, как правило,
несколько раз меняет работу;
данный период является очень нестабильным и относительно
непродуктивным.
Слайд 54Вторая стадия- становление,
работник определяет свое место и начинает испытывать
потребность в дружеских отношениях.
Этот период является обычно периодом роста
и успехов в карьере.
Слайд 55Третья стадия –поддержание
развитие человека приостанавливается на некоем продуктивном участке;
человек начинает
испытывать потребность оставить что-то следующему поколению.
Эта потребность побуждает человека
принять на себя роль наставника по отношению к младшим подчиненным.
При этом человек может либо резко устремиться вверх, либо остаться на достигнутом уровне, либо начать двигаться вниз.
Слайд 56Прямой, линейной зависимости между возрастом и удовлетворенностью трудом не существует.
Слайд 57удовлетворенность трудом в конце карьеры может снижаться.
Это может быть
вызвано не оправдавшимися ожиданиями, а также изменением ситуации в экономике,
в результате которых сотрудники с большим стажем и опытом работы ощущают себя ненужными и невостребованными.