Слайд 2Человек – родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей
                                                            
                                    
ступени развития живой природы – к человеческому роду. 
Человек –
                                    это специфическое, уникальное единство биологического и социального.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Личность – это важнейший социальный признак человека, его основное свойство,
                                                            
                                    
в котором проявляется его общественная сущность. 
Личность выражает отнесенность человека
                                    определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
 Это
                                                            
                                    
также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические
                                    особенности), интеллекта, мировоззрения; 
сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Личность- понятие, отражающее общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают
                                                            
                                    
за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут
                                    быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей и их взаимодействии с ситуацией.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Структура личности 
общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции);
социально-специфические
                                                            
                                    
черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей,
                                    самосознание).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Основные теории поведения личности:
Теории типов личности;
Теории черт личности;
Психодинамические и психоаналитические
                                                            
                                    
теории;
Бихевиоризм.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Теории типов личности
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих
                                                            
                                    
динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
	Различают четыре основных
                                    типа темперамента:
сангвинический (живой); 
флегматический (медлительный спокойный); 
холерический (энергичный, страстный);
 меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9	Различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности.
                                                            
                                    
-    сила нервной системы, под которой понимают
                                    и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (сильные раздражители);
-    уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение этих процессов. С этой точки зрения, процессы могут быть или уравновешены, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует;
-    подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10САНГВИНИК (нервная система I типа) - человек, легко приспосабливающийся к
                                                            
                                    
изменениям условий жизни. 
В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет
                                    привязанности. 
Имеет широкий круг знакомств. 
При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. 
Характеризуется высокой сопротивляемостью различным трудностям.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 12 ХОЛЕРИК (нервная система II типа) - человек нервная система
                                                            
                                    
которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. 
Отличается энергичностью при недостатке
                                    выдержки и самообладания. 
Вспыльчив, несдержан, нетерпелив, порывист, резок. 
Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. 
Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 14 ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) - человек, хорошо сопротивляющийся
                                                            
                                    
сильным и продолжительным раздражителям.
 Характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
                                    
Спокоен, ровен, терпелив, выдержан.
 В мимике и интонациях невыразителен и однообразен. 
Отличается замедленностью реакций. 
Постоянен в общении, медленно и с трудом привыкает к новым людям. 
Сохраняет внешнее спокойствие даже при серьёзных неприятностях, но способен иногда давать волю чувствам.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 16 МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) - человек, плохо сопротивляющийся
                                                            
                                    
воздействию сильных стимулов.
 Часто заторможен и пассивен. 
Отличается слабой выносливостью,
                                    тревожностью, беспокойством, неуверенностью в себе.
Необщителен. 
Теряется в новой обстановке, среди новых людей. 
Склонен к уединению, замкнутости, сильным переживаниям
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 18Теории черт личности 
Автор Рэймонд Бернард Кеттел (20.03.1905-02.02.1998) .
Целью исследований
                                                            
                                    
было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов
                                    исследования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19	Личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека
                                                            
                                    
в данной ситуации. 
	Формула Кетелла для предсказания поведения
R= f (S,
                                    P)
(R) -то, что человек делает, думает или выражает словами или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с
                                                            
                                    
определенной ситуацией.
Черты личности обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать
                                    единообразно в различных обстоятельствах и различное время. 
Таким образом, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных
                                                            
                                    
черт личности.
Фактор А - отзывчивость-отчужденность
 Фактор В - интеллект
 С
                                    - эмоциональная устойчивость-неустойчивость
 Е - доминантность- подчиненность
 F – рассудительность - беспечность
 G - сознательность-безответственность
 H - смелость-робость
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22I - жесткость-мягкость
 L – доверчивость - подозрительность
 M -
                                                            
                                    
мечтательность - практичность
 N - дипломатичность-прямолинейность
 О - склонность к
                                    опасениям- спокойствие
 Q1 - радикализм-консерватизм
 Q2 - самодостаточность- конформизм
 Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
 Q4 - расслабленность- напряженность
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Психодинамические и психоаналитические теории
Психоанализ (З. Фрейд)
Аналитическая психология (К. Г. Юнг)
Индивидуальная
                                                            
                                    
психология (А. Адлер)
Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и
                                    другие).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Бихевиоризм 
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон,
                                                            
                                    
Эдуард Чейз Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
все психические явления сводятся к
                                    реакциям организма, преимущественно двигательным: эмоции отождествляются с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. 
Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Процесс формирования и развития личности включает следующие компоненты:
Детерминанты личности
Стадии
Черты личности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Детерминанты личности- группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Выделяют:
Биологические
                                                            
                                    
(наследственные, генетические, физиологические)
Социальные (родители, семья, сверстники, друзья)
Культурные 
Ситуационные (спонтанные героические
                                    поступки, преступления)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Стадии развития –рассматривают личность, как развивающуюся по определенным стадиям во
                                                            
                                    
взаимодействии со средой. Выделяют: 
Смена кризисов психосоциальной идентичности (З. Фрейд);
Реализация
                                    потребностей в самоактуализации (А. Маслоу);
Периодизация умственного развития (Ж. Пиаже);
Развитие целей и способности самостоятельно делать осознанный выбор (Ш. Мюллер).