Слайд 2Человек – родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей
ступени развития живой природы – к человеческому роду.
Человек –
это специфическое, уникальное единство биологического и социального.
Слайд 3Личность – это важнейший социальный признак человека, его основное свойство,
в котором проявляется его общественная сущность.
Личность выражает отнесенность человека
определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Слайд 4Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
Это
также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические
особенности), интеллекта, мировоззрения;
сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта.
Слайд 5Личность- понятие, отражающее общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают
за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут
быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей и их взаимодействии с ситуацией.
Слайд 6Структура личности
общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции);
социально-специфические
черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей,
самосознание).
Слайд 7Основные теории поведения личности:
Теории типов личности;
Теории черт личности;
Психодинамические и психоаналитические
теории;
Бихевиоризм.
Слайд 8Теории типов личности
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих
динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Различают четыре основных
типа темперамента:
сангвинический (живой);
флегматический (медлительный спокойный);
холерический (энергичный, страстный);
меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
Слайд 9 Различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности.
- сила нервной системы, под которой понимают
и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (сильные раздражители);
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение этих процессов. С этой точки зрения, процессы могут быть или уравновешены, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует;
- подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Слайд 10САНГВИНИК (нервная система I типа) - человек, легко приспосабливающийся к
изменениям условий жизни.
В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет
привязанности.
Имеет широкий круг знакомств.
При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен.
Характеризуется высокой сопротивляемостью различным трудностям.
Слайд 12 ХОЛЕРИК (нервная система II типа) - человек нервная система
которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением.
Отличается энергичностью при недостатке
выдержки и самообладания.
Вспыльчив, несдержан, нетерпелив, порывист, резок.
Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому.
Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений.
Слайд 14 ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) - человек, хорошо сопротивляющийся
сильным и продолжительным раздражителям.
Характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
Спокоен, ровен, терпелив, выдержан.
В мимике и интонациях невыразителен и однообразен.
Отличается замедленностью реакций.
Постоянен в общении, медленно и с трудом привыкает к новым людям.
Сохраняет внешнее спокойствие даже при серьёзных неприятностях, но способен иногда давать волю чувствам.
Слайд 16 МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) - человек, плохо сопротивляющийся
воздействию сильных стимулов.
Часто заторможен и пассивен.
Отличается слабой выносливостью,
тревожностью, беспокойством, неуверенностью в себе.
Необщителен.
Теряется в новой обстановке, среди новых людей.
Склонен к уединению, замкнутости, сильным переживаниям
Слайд 18Теории черт личности
Автор Рэймонд Бернард Кеттел (20.03.1905-02.02.1998) .
Целью исследований
было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов
исследования.
Слайд 19 Личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека
в данной ситуации.
Формула Кетелла для предсказания поведения
R= f (S,
P)
(R) -то, что человек делает, думает или выражает словами или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.
Слайд 20Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с
определенной ситуацией.
Черты личности обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать
единообразно в различных обстоятельствах и различное время.
Таким образом, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
Слайд 21Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных
черт личности.
Фактор А - отзывчивость-отчужденность
Фактор В - интеллект
С
- эмоциональная устойчивость-неустойчивость
Е - доминантность- подчиненность
F – рассудительность - беспечность
G - сознательность-безответственность
H - смелость-робость
Слайд 22I - жесткость-мягкость
L – доверчивость - подозрительность
M -
мечтательность - практичность
N - дипломатичность-прямолинейность
О - склонность к
опасениям- спокойствие
Q1 - радикализм-консерватизм
Q2 - самодостаточность- конформизм
Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
Q4 - расслабленность- напряженность
Слайд 23Психодинамические и психоаналитические теории
Психоанализ (З. Фрейд)
Аналитическая психология (К. Г. Юнг)
Индивидуальная
психология (А. Адлер)
Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и
другие).
Слайд 24Бихевиоризм
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон,
Эдуард Чейз Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
все психические явления сводятся к
реакциям организма, преимущественно двигательным: эмоции отождествляются с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.
Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Слайд 25Процесс формирования и развития личности включает следующие компоненты:
Детерминанты личности
Стадии
Черты личности
Слайд 26Детерминанты личности- группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Выделяют:
Биологические
(наследственные, генетические, физиологические)
Социальные (родители, семья, сверстники, друзья)
Культурные
Ситуационные (спонтанные героические
поступки, преступления)
Слайд 27Стадии развития –рассматривают личность, как развивающуюся по определенным стадиям во
взаимодействии со средой. Выделяют:
Смена кризисов психосоциальной идентичности (З. Фрейд);
Реализация
потребностей в самоактуализации (А. Маслоу);
Периодизация умственного развития (Ж. Пиаже);
Развитие целей и способности самостоятельно делать осознанный выбор (Ш. Мюллер).