Разделы презентаций


Лингводидактические принципы обучения русскому языку

Содержание

Общедидактические принципы научности, систе­матичности и последовательности в обучении, преемственности и перспективности, доступности, сознательности, активности, на­глядности, связи теории с практикой, прочности, индивидуального подхода к учащимся, мотивации.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лингводидактические принципы обучения русскому языку
Людмила Геннадьевна Гвоздинская,
кафедра филологического образования

СПб АППО

Лингводидактические принципы обучения русскому языку  Людмила Геннадьевна Гвоздинская, кафедра филологического образования СПб АППО

Слайд 2Общедидактические принципы
научности,
систе­матичности и последовательности в обучении,
преемственности и

перспективности,
доступности,
сознательности,
активности,
на­глядности,
связи теории с практикой,
прочности,


индивидуального подхода к учащимся,
мотивации.

Общедидактические принципы научности, систе­матичности и последовательности в обучении, преемственности и перспективности, доступности, сознательности, активности, на­глядности, связи теории

Слайд 3Принцип систематичности и последовательности
Все языковые явления рассматриваются в целостной, единой

системе: в их семантическом, грамматиче­ском и функциональном (коммуникативном) аспектах.
морфология

- на синтаксической основе; орфо­графия - на базе усвоения фонетики, словообразо­вания и морфологии;
определённый порядок изучения разделов и др.
от простого к сложно­му с опорой на ранее изученное
Принцип систематичности и последовательностиВсе языковые явления рассматриваются в целостной, единой системе: в их семантическом, грамматиче­ском и функциональном

Слайд 4Лингводидактическая модель обучения русскому языку на современном этапе

Лингводидактическая модель обучения русскому языку на современном этапе

Слайд 5Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом.
Ориентация на планируемые результаты обучения.
Обоснование

системно-деятельностного подхода.

Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной,

языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.
Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе.
Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом.Ориентация на планируемые результаты обучения.Обоснование системно-деятельностного подхода. Реализация компетентностного подхода в обучении:

Слайд 6Метапредметная направленность в обучении метапредметная природа языка
предмет изучения
средство обучения
язык

науки

Метапредметная направленность в обучении   метапредметная природа языкапредмет изучениясредство обученияязык науки

Слайд 7Метапредметные результаты изучения русского языка
Владение
всеми видами речевой деятельности
(аудированием, чтением,

говорением и письмом)
Применение
приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной

жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне

Взаимодействие
(коммуникативно целесообразное )
с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения

Метапредметная направленность в изучении русского языка

Формирование и развитие
всех видов речевой деятельности

Метапредметные результаты изучения русского языкаВладение всеми видами речевой деятельности(аудированием, чтением, говорением и письмом)Применение приобретенных знаний, умений и

Слайд 9Умение работать с информацией
Поиск
дифференциация (главная и второстепенная)
переработка
систематизация
Оценка
Синтез
Анализ


Создание вторичных текстов
план
конспект
тезисы
аннотация
реферат
Извлечение из разных источников

предъявление
перевод
пересказ

Умение работать с информациейПоиск дифференциация (главная и второстепенная)переработкасистематизацияОценка Синтез Анализ Создание вторичных текстовплан конспекттезисыаннотациярефератИзвлечение из разных источников

Слайд 10Смысловое (функциональное) чтение
Цель (функции)

познавательная (для получения информации)
регулятивная (для общего

развития, совершенствования опыта)
ценностно-ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения)

восприятие текстов,
которые необходимо

подробно изучить;
с которыми следует ознакомиться;
из которых нужно выбрать определенную информацию;
которые хочется прочитать для удовольствия, наслаждения и т.д.


Смысловое (функциональное) чтениеЦель (функции) познавательная (для получения информации)регулятивная (для общего развития, совершенствования опыта)ценностно-ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения)

Слайд 11Виды чтения
чтение
ознакомительное
Выборочное:

поисковое /
просмотровое

+ сканирующее
Изучающее
(углублённое, критическое)
быстрое

Виды чтениячтение ознакомительноеВыборочное:поисковое /просмотровое + сканирующееИзучающее (углублённое, критическое)быстрое

Слайд 12Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают

целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
Достижение метапредметных результатов, формирование функциональной

грамотности, читательской компетентности, формирование и совершенствование речевой деятельности строится на основе знаний о
системе («устройстве») русского языка
и
особенностях его употребления в разных условиях и ситуациях общения.
= предметная компетентность учащихся =

Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Достижение метапредметных

Слайд 13Курс русского языка
общедидактические принципы
организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде
научности
систематичности
наглядности

(визуализации)
сознательности
доступности
активности
вариативности обучения

частнометодические принципы
принцип текстоцентризма
лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип
системно-функциональный принцип
принцип обучения языку как

полифункциональному явлению

Курс русского языкаобщедидактические принципыорганизации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде научностисистематичностинаглядности (визуализации)сознательностидоступностиактивностивариативности обучениячастнометодические принципыпринцип текстоцентризмалексико-семантический принципструктурно-семантический принципсистемно-функциональный принциппринцип

Слайд 14принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

Слайд 15..?.. способ представления учебного материала в УМК

..?.. способ представления учебного материала в УМК

Слайд 16Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК

Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК

Слайд 17Как обеспечить мотивацию?
пунктуационная задача
ЗАСТАВИТЬ_НЕЛЬЗЯ_ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
На основе мотивации - познание окружающего мира;

получение не отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к

жизни, поиск полезной информации, умения и навыки её применения в учебной деятельности и реальной жизни.
Как обеспечить мотивацию?пунктуационная задачаЗАСТАВИТЬ_НЕЛЬЗЯ_ЗАИНТЕРЕСОВАТЬНа основе мотивации - познание окружающего мира; получение не отвлеченных от жизни знаний, а

Слайд 18Главное в содержании урока -
установление взаимосвязи между процессами изучения

и использования языка
Как обеспечить мотивацию?
пунктуационная задача
ЗАСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ - ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
системно-функциональный принцип

Главное в содержании урока - установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языкаКак обеспечить мотивацию?пунктуационная задачаЗАСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ

Слайд 19Принципы: научности, системности

фонетика
В

каком слове есть [А]?
обычай
пятёрка
приятель
поэт
В каком слове

слышится [И]?
нация
пишет
рекорд
кружить

Принципы:        научности, системностифонетикаВ каком слове есть [А]? обычай пятёрка приятель

Слайд 20Принципы: научности, системности

фонетика
В

каком слове есть [Ж]?
нож
намажьте
резче
зажигать
В каком слове

слышится [Т]?
очередь
затем
пересадка
кружится

Принципы:        научности, системностифонетикаВ каком слове есть [Ж]? нож намажьте резче

Слайд 21СВЯЗЬ РАЗДЕЛОВ КУРСА

СВЯЗЬ РАЗДЕЛОВ КУРСА

Слайд 23СВЯЗЬ РАЗДЕЛОВ КУРСА

СВЯЗЬ РАЗДЕЛОВ КУРСА

Слайд 24 «Заговори, чтобы я тебя увидел»

(Сократ)
«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Слайд 25Частотная лексика педагога практикум

Частотная лексика педагога       практикум

Слайд 26модели, образцы, алгоритмы «пошаговость»

модели, образцы, алгоритмы «пошаговость»

Слайд 27ЧТО? опознавательные признаки орфограмм
гласные
согласные

ЧТО?  опознавательные признаки орфограммгласныесогласные

Слайд 28ГДЕ? пиши морфему всегда одинаково

¬ ͡


правило

˄ □

часть речи
правило

ПОЧЕМУ? объяснение

ГДЕ?  пиши морфему всегда одинаково        ¬

Слайд 29Виды разбора на уроках русского языка
фонетический
морфемный и словообразовательный
морфологический
синтаксический
лексический
орфографический
пунктуационный

+ КАТ

Виды разбора на уроках русского языкафонетическийморфемный и словообразовательныйморфологическийсинтаксическийлексическийорфографическийпунктуационный+ КАТ

Слайд 30Морфемика
и
словообразование
принципы:
опора на современное состояние
связь с семантикой
связь со словообразованием
«живые» связи слов

защита,

победа, восхищение, рубашка
начинать / начать, понимать / понять
заботливый, забытый, образный

Морфемикаисловообразованиепринципы:опора на современное состояниесвязь с семантикойсвязь со словообразованием«живые» связи словзащита, победа, восхищение, рубашканачинать / начать, понимать /

Слайд 31Порядок разбора

Порядок разбора

Слайд 32 - грамматическое значение слова
 нулевое
дом / дома
стол / стола
гербарий

/ гербария
лисий / лись[Й']-его
 нет
быстро / -
сделав / -
кофе

/ -
читать / -

 - грамматическое значение слова нулевоедом / домастол / столагербарий / гербариялисий / лись[Й']-его нетбыстро / -сделав

Слайд 33морфемика
¬
оторвать
отнимать
отоварить
отбросить
отец
^
косточка
булочка
бабочка
кофточка
ёлочка
звёздочка
морфема – значимая часть слова

морфемика¬оторватьотниматьотоваритьотброситьотец^косточкабулочкабабочкакофточкаёлочказвёздочкаморфема – значимая часть слова

Слайд 34морфема – значимая часть слова
Связь со словообразованием → совмещение двух

разборов


-ИНК- -ИН-+-К-
снежинка
горошинка
тычинка
песчинка
спинка

лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип

морфема – значимая часть словаСвязь со словообразованием → совмещение двух разборов-ИНК-  -ИН-+-К- снежинкагорошинкатычинкапесчинкаспинкалексико-семантический принципструктурно-семантический принцип

Слайд 35В четырёх из этиx пяти глаголов одна и та же

приставка. В каком глаголе приставка другая?
встряхнуть
вскормить
встроить
взлететь
вспорхнуть

В четырёх из этиx пяти глаголов одна и та же приставка. В каком глаголе приставка другая?встряхнутьвскормитьвстроитьвзлететьвспорхнуть

Слайд 36+ игровые приёмы
«Пропорции»

Читать/перечитать – считать/…
Рубить/перерубить – пилить/…
Солить/пересолить – держать/…
Прыгнуть/перепрыгнуть –

шагнуть/…


Смотреть/предусмотреть – угадать/…
Смотреть/досмотреть – делать/…
Смотреть/высмотреть - нюхать/…
Смотреть/подсмотреть – слушать/…
Смотреть/рассмотреть –

слышать/…



+ игровые приёмы«Пропорции»Читать/перечитать – считать/…Рубить/перерубить – пилить/…Солить/пересолить – держать/…Прыгнуть/перепрыгнуть – шагнуть/…Смотреть/предусмотреть – угадать/…Смотреть/досмотреть – делать/…Смотреть/высмотреть - нюхать/…Смотреть/подсмотреть

Слайд 37Морфемика, словообразование + лексика
Прочитайте по ролям диалог. Являются ли его

участники родственниками? Почему?
― Вы кто такие?
― Я – гусь, это

– гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
― А я ваша тётя – гусеница.

Гусеница – общеслав. Образовано с помощью суффикса –иц от vosěna – «волосатая», суффиксального производного от vǫsъ – «ус».
Буквально означает «покрытая усами».

Морфемика, словообразование + лексикаПрочитайте по ролям диалог. Являются ли его участники родственниками? Почему?― Вы кто такие?― Я

Слайд 38Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов


греч. «гидро-» - имеющий

отношение к воде
греч. «фобос» - страх
«гидрофобный» – боящийся воды

Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов         греч.

Слайд 39


en-tom-on
(греч.) – «насекомое»

in-sec-tum
(лат.) – насекомое,
на-сек-омое (рус.)



logos – «слово, понятие, учение» → энтомология
des (фр.) – приставка

со знач. «удаление, уничтожение, отсутствие» → дезинсекция
en-tom-on (греч.) – «насекомое»in-sec-tum (лат.) – насекомое, на-сек-омое (рус.) logos – «слово, понятие, учение» → энтомологияdes (фр.)

Слайд 40Этимология слов и выражений





(греч.)
aster – «звезда»
eidos – «вид», «малые планеты»


logos – «слово, понятие, учение»
nautёs – (море)плаватель, моряк»
nomos

– «закон»
atmos – «пар», «туман»
sphaire – «мяч», «шар», «круг»


Какие слова образовались от греческих и что они обозначают?

астрономия
астральный
астероид
астрология
астронавт
атмосфера


Этимология слов и выражений(греч.)aster – «звезда»eidos – «вид», «малые планеты» logos – «слово, понятие, учение» nautёs –

Слайд 41Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о

происхождении его.
(русский педагог В.П. Шереметевский)
обаяние – очарование, притягательная сила;
обоняние –

способность к восприятию запахов;
ровесник, сверстник – человек одинакового возраста с кем-то


баять – говорить, обаять – оговорить, околдовать словами // басня, баю-бай, байка
воняти – пахнуть // вонь, благовоние
рово - одинаковый по годам // ровный
верста – мера длины, возраст // верста

«Этимологическая страничка»

Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его.(русский педагог В.П. Шереметевский)обаяние – очарование,

Слайд 42Способы словообразования
Морфологические:
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
сложение
Неморфологические:
морфолого-синтаксический (переход слов из одной части речи в другую)
лексико-синтаксический

(сращение)
лексико-семантический (омонимия)

+ Словообразовательные модели

Способы словообразованияМорфологические:приставочныйсуффиксальныйприставочно-суффиксальныйбессуффиксныйсложениеНеморфологические:морфолого-синтаксический (переход слов из одной части речи в другую)лексико-синтаксический (сращение)лексико-семантический (омонимия)+ Словообразовательные модели

Слайд 43словообразование
Пароходный (гудок) ←
Выезд ←
Приморье ←
Предчувствие ←
Неизменно ←
Обследование 
Оплачивающий 


Взлетая ←
По-моему ←
Возражать ←
Кораблестроение ←
Сразу ←

словообразованиеПароходный (гудок) ←Выезд ←Приморье ←Предчувствие ←Неизменно ←Обследование  Оплачивающий  Взлетая ←По-моему ←Возражать ←Кораблестроение ←Сразу ←

Слайд 44ЕГЭ (до 2014)
Выпишите слово, образованное приставочным способом
(8)Толпа подравнивает всех по

уровню низшего, худшего из составляющих её элементов. (9)В ней каждый

оказывается хуже, чем бывает сам по себе. (10)В этих рассуждениях ни для кого отдельно не может быть ничего обидного.
ЕГЭ (до 2014)Выпишите слово, образованное приставочным способом (8)Толпа подравнивает всех по уровню низшего, худшего из составляющих её

Слайд 45Ситуативный подход
Ответьте на вопрос ученика: «Я написал, что слова бездомный,

бескультурный и бесхозяйственный образованы приставочно-суффиксальным способом. Вы сказали, что это

неверный ответ. Объясните, пожалуйста, в чём я ошибся?»

Ситуативный подходОтветьте на вопрос ученика: «Я написал, что слова бездомный, бескультурный и бесхозяйственный образованы приставочно-суффиксальным способом. Вы

Слайд 46 словообразовательные ошибки (Г)
надсмеялся
подчерк
подскользнуться
светопредставление
времяпровождение
четырёхклассник
жестокосердность
взаимообразно



словообразовательные ошибки (Г) надсмеялсяподчеркподскользнутьсясветопредставлениевремяпровождениечетырёхклассникжестокосердностьвзаимообразно

Слайд 47морфемика + морфология + грамматические нормы
Образуйте действительные причастия прошедшего времени:
Завянуть


Продрогнуть –
Проклюнуться –
Вымокнуть –

Образуйте простую сравнительную степень прилагательных:
Молодой


Слабый –
Робкий –
Плохой –
морфемика + морфология + грамматические нормыОбразуйте действительные причастия прошедшего времени:Завянуть – Продрогнуть –Проклюнуться – Вымокнуть –Образуйте простую

Слайд 48морфемика-морфология + грамматические нормы
Образуйте действительные причастия прошедшего времени:
Завянуть – завянувший,

завядший
Продрогнуть – продрогший
Проклюнуться – проклюнувшийся
Вымокнуть – вымокший

Образуйте простую сравнительную степень

прилагательных:
Молодой – моложе
Слабый – слабее
Робкий – робче
Плохой – хуже
морфемика-морфология + грамматические нормыОбразуйте действительные причастия прошедшего времени:Завянуть – завянувший, завядшийПродрогнуть – продрогшийПроклюнуться – проклюнувшийсяВымокнуть – вымокшийОбразуйте

Слайд 49«Ошибкоопасные» корни

«Ошибкоопасные» корни

Слайд 50принцип текстоориентированного изучения
Весенний кот
  Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под

коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно

расцвёл Кот.
Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черёмухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные серёжки.
Разукрашенный, цветущий, полёживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.
Я всё ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся.
«Наверно, у котов хвосты цветут позднее, – думал я. – Летом, в июле».
(из сборника «Жеребёнок» Ю. Коваля)
принцип текстоориентированного изученияВесенний кот 	Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в

Слайд 51приставка за-
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность

действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность

внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
приставка за- а) начало действия (заблестеть, заговорить);б) достижение результата действия, состояния (завоевать);в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);г) направленность действия, движения за какие-либо пределы,

Слайд 52приставка раз-, рас-, разо-

а) раздробление, разделение на части (разорвать); б) аннулирование результата

предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на

всю поверхность (разрисовать).
приставка раз-, рас-, разо-а) раздробление, разделение на части (разорвать); б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);в) распространение действия в разные

Слайд 53 Морфемика, словообразование + лексика
Как их зовут?
Под водой постоянно встречаешь разных

рыбят — рыбьих ребят. А как их назвать — не

знаешь.
У нас, на земле, просто. У волка — волчонок, у лося — лосёнок, у зайца — зайчонок. У глухаря — глухарята, у дрозда — дроздята, у гуся — гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.
А попробуй-ка под водой!
Ну, у щуки — щурята. Это известно. А дальше? У рыбца — кто — рыбцата? У горчака — горчакята? У миноги — миногята?
Непривычно как-то и очень коряво.
А у белоглазки, у подуста, у гольца, у краснопёрки? У сырти, у пальи, у стерляди? Тут и вовсе скулу свернёшь.
Но подворье пора обживать и всему дать свои имена.
Надо искать слова.
А они везде.
У рыбаков на берегу. У рыб под водой. У нас на языке.
Какие творческие задания можно предложить после работы с текстом Н. Сладкова?


Морфемика, словообразование + лексика Как их зовут?Под водой постоянно встречаешь разных рыбят — рыбьих ребят. А

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика