Слайд 1Лингводидактические принципы обучения русскому языку
Людмила Геннадьевна Гвоздинская,
кафедра филологического образования
СПб АППО
Слайд 2Общедидактические принципы
научности,
систематичности и последовательности в обучении,
преемственности и
перспективности,
доступности,
сознательности,
активности,
наглядности,
связи теории с практикой,
прочности,
индивидуального подхода к учащимся,
мотивации.
Слайд 3Принцип систематичности и последовательности
Все языковые явления рассматриваются в целостной, единой
системе: в их семантическом, грамматическом и функциональном (коммуникативном) аспектах.
морфология
- на синтаксической основе; орфография - на базе усвоения фонетики, словообразования и морфологии;
определённый порядок изучения разделов и др.
от простого к сложному с опорой на ранее изученное
Слайд 4Лингводидактическая модель обучения русскому языку на современном этапе
Слайд 5Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом.
Ориентация на планируемые результаты обучения.
Обоснование
системно-деятельностного подхода.
Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.
Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе.
Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Слайд 6Метапредметная направленность в обучении
метапредметная природа языка
предмет изучения
средство обучения
язык
науки
Слайд 7Метапредметные результаты изучения русского языка
Владение
всеми видами речевой деятельности
(аудированием, чтением,
говорением и письмом)
Применение
приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне
Взаимодействие
(коммуникативно целесообразное )
с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
Метапредметная направленность в изучении русского языка
Формирование и развитие
всех видов речевой деятельности
Слайд 9Умение работать с информацией
Поиск
дифференциация (главная и второстепенная)
переработка
систематизация
Оценка
Синтез
Анализ
Создание вторичных текстов
план
конспект
тезисы
аннотация
реферат
Извлечение из разных источников
предъявление
перевод
пересказ
Слайд 10Смысловое (функциональное) чтение
Цель (функции)
познавательная (для получения информации)
регулятивная (для общего
развития, совершенствования опыта)
ценностно-ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения)
восприятие текстов,
которые необходимо
подробно изучить;
с которыми следует ознакомиться;
из которых нужно выбрать определенную информацию;
которые хочется прочитать для удовольствия, наслаждения и т.д.
Слайд 11Виды чтения
чтение
ознакомительное
Выборочное:
поисковое /
просмотровое
+ сканирующее
Изучающее
(углублённое, критическое)
быстрое
Слайд 12Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают
целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
Достижение метапредметных результатов, формирование функциональной
грамотности, читательской компетентности, формирование и совершенствование речевой деятельности строится на основе знаний о
системе («устройстве») русского языка
и
особенностях его употребления в разных условиях и ситуациях общения.
= предметная компетентность учащихся =
Слайд 13Курс русского языка
общедидактические принципы
организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде
научности
систематичности
наглядности
(визуализации)
сознательности
доступности
активности
вариативности обучения
частнометодические принципы
принцип текстоцентризма
лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип
системно-функциональный принцип
принцип обучения языку как
полифункциональному явлению
Слайд 14принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде
Слайд 15..?.. способ представления учебного материала в УМК
Слайд 16Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК
Слайд 17Как обеспечить мотивацию?
пунктуационная задача
ЗАСТАВИТЬ_НЕЛЬЗЯ_ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
На основе мотивации - познание окружающего мира;
получение не отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к
жизни, поиск полезной информации, умения и навыки её применения в учебной деятельности и реальной жизни.
Слайд 18Главное в содержании урока -
установление взаимосвязи между процессами изучения
и использования языка
Как обеспечить мотивацию?
пунктуационная задача
ЗАСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ - ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
системно-функциональный принцип
Слайд 19Принципы: научности, системности
фонетика
В
каком слове есть [А]?
обычай
пятёрка
приятель
поэт
В каком слове
слышится [И]?
нация
пишет
рекорд
кружить
Слайд 20Принципы: научности, системности
фонетика
В
каком слове есть [Ж]?
нож
намажьте
резче
зажигать
В каком слове
слышится [Т]?
очередь
затем
пересадка
кружится
Слайд 24
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
(Сократ)
Слайд 25Частотная лексика педагога практикум
Слайд 26модели, образцы, алгоритмы
«пошаговость»
Слайд 27ЧТО?
опознавательные признаки орфограмм
гласные
согласные
Слайд 28ГДЕ?
пиши морфему всегда одинаково
¬ ͡
правило
˄ □
часть речи
правило
ПОЧЕМУ?
объяснение
Слайд 29Виды разбора на уроках русского языка
фонетический
морфемный и словообразовательный
морфологический
синтаксический
лексический
орфографический
пунктуационный
+ КАТ
Слайд 30Морфемика
и
словообразование
принципы:
опора на современное состояние
связь с семантикой
связь со словообразованием
«живые» связи слов
защита,
победа, восхищение, рубашка
начинать / начать, понимать / понять
заботливый, забытый, образный
Слайд 32 - грамматическое значение слова
нулевое
дом / дома
стол / стола
гербарий
/ гербария
лисий / лись[Й']-его
нет
быстро / -
сделав / -
кофе
/ -
читать / -
Слайд 33морфемика
¬
оторвать
отнимать
отоварить
отбросить
отец
^
косточка
булочка
бабочка
кофточка
ёлочка
звёздочка
морфема – значимая часть слова
Слайд 34морфема – значимая часть слова
Связь со словообразованием → совмещение двух
разборов
-ИНК- -ИН-+-К-
снежинка
горошинка
тычинка
песчинка
спинка
лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип
Слайд 35В четырёх из этиx пяти глаголов одна и та же
приставка. В каком глаголе приставка другая?
встряхнуть
вскормить
встроить
взлететь
вспорхнуть
Слайд 36+ игровые приёмы
«Пропорции»
Читать/перечитать – считать/…
Рубить/перерубить – пилить/…
Солить/пересолить – держать/…
Прыгнуть/перепрыгнуть –
шагнуть/…
Смотреть/предусмотреть – угадать/…
Смотреть/досмотреть – делать/…
Смотреть/высмотреть - нюхать/…
Смотреть/подсмотреть – слушать/…
Смотреть/рассмотреть –
слышать/…
Слайд 37Морфемика, словообразование + лексика
Прочитайте по ролям диалог. Являются ли его
участники родственниками? Почему?
― Вы кто такие?
― Я – гусь, это
– гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
― А я ваша тётя – гусеница.
Гусеница – общеслав. Образовано с помощью суффикса –иц от vosěna – «волосатая», суффиксального производного от vǫsъ – «ус».
Буквально означает «покрытая усами».
Слайд 38Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов
греч. «гидро-» - имеющий
отношение к воде
греч. «фобос» - страх
«гидрофобный» – боящийся воды
Слайд 39
en-tom-on
(греч.) – «насекомое»
in-sec-tum
(лат.) – насекомое,
на-сек-омое (рус.)
logos – «слово, понятие, учение» → энтомология
des (фр.) – приставка
со знач. «удаление, уничтожение, отсутствие» → дезинсекция
Слайд 40Этимология слов и выражений
(греч.)
aster – «звезда»
eidos – «вид», «малые планеты»
logos – «слово, понятие, учение»
nautёs – (море)плаватель, моряк»
nomos
– «закон»
atmos – «пар», «туман»
sphaire – «мяч», «шар», «круг»
Какие слова образовались от греческих и что они обозначают?
астрономия
астральный
астероид
астрология
астронавт
атмосфера
Слайд 41Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о
происхождении его.
(русский педагог В.П. Шереметевский)
обаяние – очарование, притягательная сила;
обоняние –
способность к восприятию запахов;
ровесник, сверстник – человек одинакового возраста с кем-то
баять – говорить, обаять – оговорить, околдовать словами // басня, баю-бай, байка
воняти – пахнуть // вонь, благовоние
рово - одинаковый по годам // ровный
верста – мера длины, возраст // верста
«Этимологическая страничка»
Слайд 42Способы словообразования
Морфологические:
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
сложение
Неморфологические:
морфолого-синтаксический (переход слов из одной части речи в другую)
лексико-синтаксический
(сращение)
лексико-семантический (омонимия)
+ Словообразовательные модели
Слайд 43словообразование
Пароходный (гудок) ←
Выезд ←
Приморье ←
Предчувствие ←
Неизменно ←
Обследование
Оплачивающий
Взлетая ←
По-моему ←
Возражать ←
Кораблестроение ←
Сразу ←
Слайд 44ЕГЭ
(до 2014)
Выпишите слово, образованное приставочным способом
(8)Толпа подравнивает всех по
уровню низшего, худшего из составляющих её элементов. (9)В ней каждый
оказывается хуже, чем бывает сам по себе. (10)В этих рассуждениях ни для кого отдельно не может быть ничего обидного.
Слайд 45Ситуативный подход
Ответьте на вопрос ученика: «Я написал, что слова бездомный,
бескультурный и бесхозяйственный образованы приставочно-суффиксальным способом. Вы сказали, что это
неверный ответ. Объясните, пожалуйста, в чём я ошибся?»
Слайд 46
словообразовательные ошибки (Г)
надсмеялся
подчерк
подскользнуться
светопредставление
времяпровождение
четырёхклассник
жестокосердность
взаимообразно
Слайд 47морфемика + морфология + грамматические нормы
Образуйте действительные причастия прошедшего времени:
Завянуть
–
Продрогнуть –
Проклюнуться –
Вымокнуть –
Образуйте простую сравнительную степень прилагательных:
Молодой
–
Слабый –
Робкий –
Плохой –
Слайд 48морфемика-морфология + грамматические нормы
Образуйте действительные причастия прошедшего времени:
Завянуть – завянувший,
завядший
Продрогнуть – продрогший
Проклюнуться – проклюнувшийся
Вымокнуть – вымокший
Образуйте простую сравнительную степень
прилагательных:
Молодой – моложе
Слабый – слабее
Робкий – робче
Плохой – хуже
Слайд 50принцип текстоориентированного изучения
Весенний кот
Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под
коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно
расцвёл Кот.
Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черёмухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные серёжки.
Разукрашенный, цветущий, полёживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.
Я всё ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся.
«Наверно, у котов хвосты цветут позднее, – думал я. – Летом, в июле».
(из сборника «Жеребёнок» Ю. Коваля)
Слайд 51приставка за-
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность
действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность
внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
Слайд 52приставка раз-, рас-, разо-
а) раздробление, разделение на части (разорвать);
б) аннулирование результата
предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на
всю поверхность (разрисовать).
Слайд 53
Морфемика, словообразование + лексика
Как их зовут?
Под водой постоянно встречаешь разных
рыбят — рыбьих ребят. А как их назвать — не
знаешь.
У нас, на земле, просто. У волка — волчонок, у лося — лосёнок, у зайца — зайчонок. У глухаря — глухарята, у дрозда — дроздята, у гуся — гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.
А попробуй-ка под водой!
Ну, у щуки — щурята. Это известно. А дальше? У рыбца — кто — рыбцата? У горчака — горчакята? У миноги — миногята?
Непривычно как-то и очень коряво.
А у белоглазки, у подуста, у гольца, у краснопёрки? У сырти, у пальи, у стерляди? Тут и вовсе скулу свернёшь.
Но подворье пора обживать и всему дать свои имена.
Надо искать слова.
А они везде.
У рыбаков на берегу. У рыб под водой. У нас на языке.
Какие творческие задания можно предложить после работы с текстом Н. Сладкова?