Разделы презентаций


Лирика А.Блока: особенности, лирический сюжет, образы, мотивы

Содержание

Главные особенности лирики А.Блокапоэтика ассоциаций (культурных, литературных, исторических и др.);поэтика намеков;символика мотивов, предметов;символика цвета.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лирика А.Блока: особенности, лирический сюжет, образы, мотивы.

Лирика А.Блока:  особенности, лирический сюжет, образы, мотивы.

Слайд 2Главные особенности лирики А.Блока
поэтика ассоциаций (культурных,

литературных, исторических и др.);
поэтика намеков;
символика мотивов, предметов;
символика цвета.

Главные особенности лирики А.Блокапоэтика ассоциаций (культурных,    литературных, исторических и др.);поэтика намеков;символика мотивов, предметов;символика цвета.

Слайд 3Система символов в поэзии Блока
В основе системы

символики Блока лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт), давший

обет вечного служения, стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.

Заря, звезда, солнце, белый цвет — синонимы Прекрасной Дамы…
Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности.
Размыкание кругов — порыв к ней.
Ветер — знак ее приближения.
Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка.
Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.

Система символов в поэзии Блока   В основе системы символики Блока лежит простой мотив: рыцарь (инок,

Слайд 4Система символов в поэзии Блока
Синие, лиловые миры,

одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой.


Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.


«Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через О и придавал этому большое значение!) символизируют пошлость повседневности…

Некоторые символы настолько неопределенны, что описать их значение нелегко. Таково, например, слово «чорный» (опять-таки непременно через О!). Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.

Система символов в поэзии Блока   Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность

Слайд 5 Лирический сюжет стихов этого цикла строится на

одном чувстве – мечте лирического героя о встрече с Прекрасной

Дамой.
Почему лирическому герою так важно пережить эту встречу?
Человеческий путь – путь приближения к духовному идеалу, совершенству. Лирический герой Блока считает, что эта встреча преобразит мир, в котором он живет. В образе Вечной Девы, Прекрасной Дамы, «величавой Вечной Жены», «Девы-Зари-Купины» для А.Блока воплощалось некое воссоединенное божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни.
Проследим за пейзажем души лирического героя в прочитанных стихотворениях.


«Стихи о Прекрасной Даме»

Лирический сюжет стихов этого цикла строится на одном чувстве – мечте лирического героя о

Слайд 6«Вхожу я в темные храмы…»
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный

обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

В тени у

высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей
А в лицо мне глядит, озаренный
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены,
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи.
Так отрадны твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
25 октября 1902 г.

«Вхожу я в темные храмы…» Вхожу я в темные храмы,Совершаю бедный обряд,Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцанье

Слайд 7«Вхожу я в темные храмы…»
Героиня бесплотна, лишена внешних черт, ее

образ возникает лишь в сознании лирического героя.
Обстановка храма (красные лампады,

высокие колонны) и глубокие цвета (темные, красный) создают образ возвышенный, божественнный, неземной.

Героиня прекрасна в своей невоплощенности, святости.
Лирический герой предстает рыцарем, давшим обет вечного служения Прекрасной Даме. Его мироощущение определяется одним чувством – жаждой служения, жаждой подвига во имя Прекрасной Дамы, что потом выльется в ведущую тему творчества – тему ЖАЖДЫ ПОДВИГА.

«Вхожу я в темные храмы…»Героиня бесплотна, лишена внешних черт, ее образ возникает лишь в сознании лирического героя.Обстановка

Слайд 8«Встану я в утро туманное...»
Встану я в утро туманное,
Солнце

ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне

на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
3 октября 1901 г.

«Встану я в утро туманное...»Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная,

Слайд 9«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …»
И

тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и

любя.
Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901 с. Шахматова
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …»     И тяжкий сон житейского сознанья

Слайд 10МОТИВ ОЖИДАНИЯ
МОТИВ СТРАХА
придают особый драматизм, который подчеркивается образом – символом

«весь горизонт в огне».
Лирический герой боится быть обманутым, разочароваться:

обретя земное воплощение,
Прекрасная Дама может утратить свою «идеальность», святость, божественность.
Это превращение лирический герой оценит
как собственное падение.

?

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …»

Иллюстрация И.Глазунова

МОТИВ ОЖИДАНИЯМОТИВ СТРАХАпридают особый драматизм, который подчеркивается образом – символом «весь горизонт в огне». Лирический герой боится

Слайд 11 «Днем вершу я дела суеты...»
Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю

огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.


Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.
Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.
Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь...
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь.
5 апреля 1902 г.

С каким чувством ожидает герой этого превращения в данном стихотворении?

Начинается раздвоенность души лирического героя.
Так появляется новая тема в поэзии А.Блока – ТЕМА ДВОЙНИЧЕСТВА.
«Страшусь и жажду» – этим и была определена вся трагедия взаимоотношений Блока и Менделеевой.

Оказывается, в этом превращении
есть своя прелесть!

«Днем вершу я дела суеты...»Днем вершу я дела суеты,Зажигаю огни ввечеру. Безысходно туманная — ты Предо

Слайд 12 «Я, отрок, зажигаю свечи...» (из цикла «Распутья»
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь

кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется

берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
7 июля 1902


Побеждает чувство жизни:
жажда и предвкушение человеческого счастья.

Что побеждает в душе лирического героя?

«Я, отрок, зажигаю свечи...» (из цикла «Распутья»Я, отрок, зажигаю свечи,Огонь кадильный берегу.Она без мысли и без

Слайд 13Именно любовь к Менделеевой стала источником первых жизненных опытов А.Блока:

она дала ему возможность удовлетворить первую жажду познания жизни.
В

его творчестве появляется новая тема – ТЕМА ДОРОГИ, ПУТИ, которая позже трансформируется в ТЕМУ БЕГСТВА (из теплого и уютного мира – мира бекетовского дома – в «страшный мир»).
Это еще тема бегства от самого себя к своему «Я» -
ТЕМА НЕПРИКАЯННОСТИ, ОДИНОЧЕСТВА.


Именно любовь к Менделеевой стала источником первых  жизненных опытов А.Блока: она дала ему возможность удовлетворить первую

Слайд 14Поэма «Соловьиный сад»
В основу сюжета поэмы

положена тема двойного бегства – в соловьиный сад, а потом

– из соловьиного сада. Герой бежит потому, что счастья нет ни в мире, окружающем соловьиный сад, ни в самом соловьином саде.
Мечта героя – обрести счастье, душевное равновесие.
Что он испытывает? – не покой, раздвоение, душевный дискомфорт.
Герой не обретает счастья, потому что счастья нет ни в одном мире, ни в другом. Так о чем идет речь?
Главное – извечное стремление найти свою дорогу в жизни и невозможность ее обрести – желаемость и невозможность.
Поэма «Соловьиный сад» - поэтическое кредо А.Блока: счастья Блок так и не обрел, умирает в 41 год в одиночестве (современники объявили ему бойкот!)
Из дневника Блока последних месяцев жизни: «Просыпаюсь ночами в слезах о Шахматове»...
Поэма «Соловьиный сад»    В основу сюжета поэмы положена тема двойного бегства – в соловьиный

Слайд 15«Страшный мир» в лирике Блока

«Фабрика»
(из цикла «Распутья»)

В соседнем доме окна жолты.
По

вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то,
чорный кто-то
Людей считает в тишине.
5 декабря 19о3 г.

«Страшный мир» в лирике Блока        «Фабрика» (из цикла «Распутья»)В соседнем

Слайд 16 «Страшный мир» в лирике Блока
«Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Ночь, улица,

фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё

будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

10 октября 1912

«Страшный мир» в лирике Блока«Ночь, улица, фонарь, аптека...» Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи ещё

Слайд 17«Страшный мир» в лирике Блока «На железной дороге…» (из цикла «Родина»)

Под насыпью, во рву

некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих - Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блёклыми, Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною... Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Да что - давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - всё больно.
14 июня 1910

«Страшный мир» в лирике Блока «На железной дороге…» (из цикла «Родина»)

Слайд 18«Страшный мир» в лирике Блока

(из цикла «Город»)
«Незнакомка»

…И веют

древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью
закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…
24 января 1906 г.




Какую общую оценку дает А.Блок этом миру?

Эта оценка в названии цикла - «Страшный мир»: Блок видит гибельность мира для человека с душой и сердцем, где так легко быть раздавленным «любовью, грязью иль колесами» (так погибнет и сам А.Блок).

«Страшный мир» в лирике Блока       (из цикла «Город»)

Слайд 19«О доблестях, о подвигах, о славе...» (из цикла «Возмездие»)
О доблестях, о

подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо

в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой
синий, В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла? Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
30 декабря 1908 г.

«О доблестях, о подвигах, о славе...»  (из цикла «Возмездие»)О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал

Слайд 20«О, весна без конца и без краю…»
О, весна без конца

и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю

тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита.

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессоные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!


И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю –
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907 г.

«О, весна без конца и без краю…»О, весна без конца и без краю –Без конца и без

Слайд 21«О, я хочу безумно жить…»
О, я хочу

безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Пусть душит

жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, - Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство - разве это Сокрытый двигатель его? Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество!
5 февраля 1914 г.
«О, я хочу безумно жить…»   О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное

Слайд 22«Трилогия вочеловечения»
Лирика Блока — явление абсолютно

уникальное в русской литературе. Несмотря на то что круг тем

и проблем, затрагиваемых Блоком, крайне разнообразен, его лирика является гармоничным единым произведением, занимающим временной отрезок длиной во всю жизнь. Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — "трилогия вочеловечения". Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, "мужественно глядящего в лицо миру". Таким художником был, конечно, он сам.
Путь «вочеловечения» был для Блока путем к России:
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный... К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все мои уклонения, сомнения, покаяния – я иду»...

«Трилогия вочеловечения»    Лирика Блока — явление абсолютно уникальное в русской литературе. Несмотря на то

Слайд 23Роман в стихах
1 книга
2 книга
3 книга
«Я иду»
«Падение в жизнь»
«Симфония жизни»
Цель

- найти идеал
Цель – понять и осознать величие России
«Стихи о


Прекрасной Даме»
(1900-1904)

«Распутья»
(1902-1904)

«Город»
(1904)
«Снежная маска»
(1907)
«Фаина»
(1906-1908)


«Страшный мир»
(1909-1910)
«Возмездие»
(1908-1913)
«Ямбы»
(1907-1914)
«Родина»
(1916)

«Трилогия вочеловечения»

Роман в стихах1 книга2 книга3 книга«Я иду»«Падение в жизнь»«Симфония жизни»Цель - найти идеалЦель – понять и осознать

Слайд 24«Трилогия вочеловечения»
Путь «вочеловечения» был для Блока путем

к России:
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю

жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный... К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все мои уклонения, сомнения, покаяния – я иду»...

«Трилогия вочеловечения»   Путь «вочеловечения» был для Блока путем к России:  «Этой теме я сознательно

Слайд 25Тема России в творчестве Блока
Из статьи Блока «Интеллигенция и революция»


(9 января 1918 г.):
«В том потоке мыслей и

предчувствий, которые захватили меня 10 лет назад, было смешанное чувство России:
тоска, ужас, покаяние, надежда»
Тема России в творчестве БлокаИз статьи Блока «Интеллигенция и революция» (9 января 1918 г.):  «В том

Слайд 26«ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ...»
На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур

облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго

злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..
23 февраля 1899 г.
«ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ...»  На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не

Слайд 27Тема России в творчестве Блока
Россия для Блока

не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный

особыми образами и символами.
Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях,
о ее многострадальном народе.

Найдите ключевые слова,
с которыми Блок обращался к России.
Тема России в творчестве Блока   Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный

Слайд 28«Коршун»
Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун

кружит И смотрит на пустынный луг.- В избушке мать, над сыном тужит: "На

хлеба, на, на грудь, соси, Расти, покорствуй, крест неси". Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.
Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?
22 марта 1916 г.
  

«Коршун»  Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг.-

Слайд 29«Русь»
Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в

тайне — ты почиешь, Русь...
Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых
прутьях, Поет преданья старины... Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу...

Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь. Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь.

«Русь»   Ты и во сне необычайна.   Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и

Слайд 30«Россия»
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются

шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые

твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

«Россия»   Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В

Слайд 31«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной

глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней
воли
Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске
безбрежной - В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»)   Река раскинулась. Течет, грустит лениво

Слайд 32Тема России в творчестве Блока
Россия -

основная лирическая тема Блока. В ней он находил вдохновение и

силы для жизни.
Главная особенность блоковского восприятия России заключается в том, что в ней он видел путь в будущее, незыблемый источник веры в него. Блок верил в «неизбежность исторического возмездия, в то, что род человеческий схватится, наконец, за колесо истории и поведёт корабль земли в прекрасную, свободную и разумную жизнь...». Именно в этом видел Блок главную миссию России – ее историческое предназначение.
Тема России в творчестве Блока    Россия - основная лирическая тема Блока. В ней он

Слайд 33А.БЛОК: «ВСЕМ СЕРДЦЕМ СЛУШАЙТЕ РЕВОЛЮЦИЮ!»

ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ»

(29 января 1918 г)


«Сегодня я гений»
(из дневника Блока,
29 января 1918 г.)

Иллюстрация к поэме Ю.Анненкова

А.БЛОК: «ВСЕМ СЕРДЦЕМ СЛУШАЙТЕ РЕВОЛЮЦИЮ!»           ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ»

Слайд 34 Статья Блока «Интеллигенция и революция» (9 января 1918 г.)


«Мы, русские, переживаем ... великую эпоху»...
«Дело художника – видеть, то,

что задумано...» А задумано «переделать все!»...
Великая эпоха определяется величием замыслов.
Революция «как грозовой вихрь». Природа революции – стихия, в ней есть все: и созидание, и разрушение. Но главное все-таки созидание! А разрушения – это «частности», «гримасы революции», которые не могут затмить главного.
«Гримас революции» могло быть больше... Блок оправдал «частности революции»: «Не смею судить!»
А.Блок обвинил интеллигенцию в том, что она не оправдала «частности революции», не отказалась «судить».
«Не знаю, что страшнее: красный петух и самосуды в одном стане или эта гнетущая немузыкальность - в другом?».
«Всем сердцем слушайте революцию!»


Статья Блока «Интеллигенция и революция»  (9 января 1918 г.)   «Мы, русские, переживаем ...

Слайд 35Отношение Блока к революции
С момента создания

поэмы «Двенадцать» – художественного завещания А. Блока - прошло уже

сто лет.
Но и в 20-е годы XIX века, и еще долгое время отношение к поэме было несколько однозначным. Вольно или невольно ставился один и тот же вопрос: одобряет Блок революцию или осуждает ее.
Блок никак не оценивает революцию.
«Не смею судить!» - написал он в статье «Интеллигенция и революция». Поэт отнесся к революции
с историческим фатализмом Л.Н.Толстого.
Поэма - не случайное явление в поэзии Блока, а естественное и закономерное ее завершение. К ней стягивается все нити его поэзии. Он был готов создать ее. Поэтому и обращается к русской интеллигенции с призывом:
«Всем сердцем слушайте революцию!»
Умирая, А.Блок запишет в дневнике: «Не слышу музыки...
нет музыки...» И в этом – великая трагедия великого поэта.
Отношение Блока к революции    С момента создания поэмы «Двенадцать» – художественного завещания А. Блока

Слайд 36Марина Цветаева о Блоке
Имя твое — птица в руке, Имя твое

— льдинка на языке. Одно-единственное движенье

губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных
век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой
глоток… С именем твоим — сон
глубок.

Марина Цветаева о БлокеИмя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье

Слайд 37Домашнее задание
Выучить одно из стихотворений А. Блока из сб. «Стихи

о Прекрасной Даме».

Домашнее заданиеВыучить одно из стихотворений А. Блока из сб. «Стихи о Прекрасной Даме».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика