угол зрения писателя, отражение им особенностей национального характера, специфических «мыслей
и чувствований», определяемых совокупностью объективных исторических признаков, — климатом, образом правления, верой («О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова». 1825)
Концепция истинного романтизма. Изображение жизни в полноте, беспристрастие, добросовестное исследование истины, правдоподобие чувствований, связь судеб человека и народа, необходимость многосторонних характеров
Проблемы развития художественной прозы и драматургии («О причинах, замедливших ход нашей словесности». 1824)
Циклы литературно-полемических статей («Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения». 1830)
Автокомментарии к собственным произведениям («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Полтава»)
Обращение к прошлому – историко-литературные труды
(в т.ч. неосуществленные)
Обращение к настоящему – критические и полемические статьи
Мы любим Муз чужих игрушки
Чужих наречий погремушки
А не читаем книг своих.
Но где ж они? давайте их.
У нас есть критика? Где ж она? Что мы разобрали? Чьи литературные мнения сделались народными, на чьи критики можем мы сослаться, опереться?
1815–1837
пик :
1825–1830
Пушкин «открыл средства в критике, в простом извещении о книге, быть таким же необыкновенным, таким же поэтом, как в стихах»
И. Киреевский. 1830.
Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы вообще