Слайд 1Логические задачи по основам экологии
Учитель биологии Деркач С.О.
МОУ СОШ №1
г. Тверь
Слайд 2Задача №1
Все вещества в природе включены
в круговорот веществ в
биосфере,
однако вещества, выпускаемые
химической промышленностью,
не могут быть включены
в этот круговорот. Почему?
Слайд 3 Задача №1
Круговорот веществ в природе сложился
в процессе эволюции. Химическая же промышленность выпускает новые вещества, не
встречающиеся в природе. Поэтому требуется значительное время, чтобы они разложились на простые вещества и включились в круговорот веществ.
Слайд 4Задача №2
Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук
или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать.
Слайд 5Задача №2
На щавеле, луке, других травах могут оказаться
цисты печеночного сосальщика.
Слайд 6Задача №3
Условия в реке считаются нормальными только в том случае,
если в ней обитают многочисленные виды, относящиеся к различным систематическим
группам. Однако численность каждого вида даже в благоприятных условиях не превышает определенного предела. Почему?
Слайд 7Задача №3
В устойчивых биоценозах обитают многочисленные виды, которые
находятся в определенном равновесии. Изменение их относительной численности или исчезновение
некоторых говорит о неблагополучии в окружающей среде, о неправильном поведении людей по отношению к биоценозу.
Слайд 8Задача №4
В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными
насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что
в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?
Слайд 9Задача №4
Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба,
в том числе и лососи.
Слайд 10Задача №5
Кукушонок выбрасывает яйца или птенцов приемных родителей
и один поедает корм, который они ему приносят, но потом
как бы искупает свою вину. Как?
Слайд 11Задача №5
Когда кукушонок становится взрослым, он поедает различных
насекомых – вредителей леса, в том числе мохнатых гусениц, которых
не едят другие птицы.
Слайд 12Задача №6
На двух полях посеяли горох. Первое поле
обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле
урожай будет лучше?
Слайд 13Задача №6
На необработанном поле урожай будет лучше, так
как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии,
поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растениях.
Слайд 14Задача №7
Одним из важнейших свойств природных экосистем является
саморегуляция. Можно ли считать агроценоз саморегулирующейся системой?
Слайд 15Задача №7
Агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой потому, что
человек контролирует влияние различных факторов среды на экосистему и изменяет
их (количество удобрений, воды, минеральных веществ и т.д. регулируются человеком)
Слайд 16Задача №8
Объясните, почему в районе леса,
где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья.
Слайд 17Задача №8
Гусеницы питаются листьями растений, регулируя таким образом
величину листового покрова, одновременно они удобряют лесную подстилку.
Слайд 18Задача №9
В поверхностном слое океана
плавают серебристые рыбы, на глубине 200-400м – красноватого цвета, еще
глубже – фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окрашены. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб.
Слайд 19Задача №9
Окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит
от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую
глубину свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет биологического значения для глубоководных рыб (большинство донных рыб не окрашено).
Слайд 20Задача №10
Современная биологическая наука способна придумать средства, чтобы
в отдельных регионах совсем уничтожить комаров, гнуса, мух и других
вредных насекомых. Однако ученые ищут другие пути борьбы с вредителями, уничтожая только часть их или защищаясь от них и их вредного воздействия на людей и народное хозяйство. Объясните, почему нельзя уничтожить всех вредных насекомых. Подумайте, какие могут быть исключения из этого правила.
Слайд 21Задача №10
Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых
нельзя полностью уничтожить, потому что это повлечет нарушение необходимых пищевых
связей между организмами в природе. Исключение можно сделать для «одомашненных» вредных насекомых, вроде вшей, тараканов, моли.
Слайд 22Задача №11
Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко
распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах.
Почему?
Слайд 23Задача №11
Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом.
Лишайники – своего рода индикаторы чистоты воздуха.
Слайд 24Задача №12
Руды железа и марганца встречаются не только
в местах залегания пород, но и на дне многих озер
и болот. Откуда они могли там появиться?
Слайд 25Задача №12
Руды железа и марганца образуются на дне
многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают
эти вещества. (Концентрационная функция живого вещества)
Слайд 26Задача №13
На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание
почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее
освещаются солнцем?
Слайд 27Задача №13
Сведение лесов часто вызывает интенсивное развитие мхов,
способствующих заболачиванию почвы.
Слайд 28 Задача №14
Замечено, что в
новых парках птицы встречаются редко, в то время как в
старых их много. Чем объяснить это явление?
Слайд 29Задача №14
В старых парках птиц больше потому, что
в них больше деревьев с дуплами для гнезд, гуще листва,
больше трещин на деревьях, где можно найти насекомых, устойчивые пищевые связи, экологические ниши.
Слайд 30Литература
Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М. «Просвещение». 1999г.
Лернер
Г.И. Общая биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. М.Эксмо,2009г.
Агафонова И.Б.,
Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс. Серия «Навигатор». М. «Дрофа» 2011г.
Мовчан В.Н. Экология человека. Изд. С-Петербургского университета. 2006г.