Слайд 1 Великая сила искусства
(по сказке В.В. Вересаева
«Состязание»)
Урок литературы
в 6 классе
Автор презентации: Софонова Ольга Романовна,учитель русского языка и
литературы МОУ «Красногорская СОШ №1»
Слайд 2ВЕРЕСАЕВ ВИКЕНТИЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1867–1945)
Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это
псевдоним писателя) родился 4(16) января 1867 года в семье тульского
врача.
Слайд 3
Его отец. Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях
родной литературы, научил «читать и перечитывать» Пушкина и Гоголя, Кольцова
и Никитина, Помяловского и Лермонтова. Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера.
Слайд 4
В семнадцать лет он заканчивает тульскую классическую гимназию и
поступает в Петербургский университет, на историко-филологический факультет. В
1888 году, уже кандидатом исторических наук, В.Вересаев поступает В Дерптский университет, на медицинский факультет. «…Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека. Его и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов» - так позднее в автобиографии объяснял В.Вересаев своё обращение к медицине.
Слайд 5
В 1901 году вышли знаменитые "Записки
врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а
также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь"
Петербургская Боткинская больница
Слайд 6
Два года Вересаев В.В. ездил по стране и Европе
(Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями
(Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание".
Слайд 8
С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в
действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был
полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
В 1918-1921 годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою".
Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. И в этих тяжелейших условиях своим рассказом писатель утверждает, что искусство вечно.
Слайд 9 «Жизнь не бремя, а крылья творчества и радость»
В. В. Вересаев
Слайд 10 Смысл заглавия
- Каков же смысл заглавия «Состязание»? К
какому типу оно относится? Какие ассоциации оно у вас вызывает?
-
Рассказ вызывает ассоциацию с Олимпийскими играми в Древней Греции. Состязались в это время также писатели и поэты, художники и скульпторы – они выставляли свои творения на главной площади города. Заглавие этого рассказа определяет основную тему и проблему текста.
- Чему же посвящён рассказ Вересаева? Какие проблемы выдвигает в нём автор?
- Рассказ посвящён искусству, которое может понимать и оценить даже погонщик мулов. Каким должно быть искусство? Какой должна быть истинная красота? Такие проблемы ставит в своём рассказе писатель.
Слайд 11Сюжет
В экспозиции рассказа мы узнаём о цели состязания, объявленного на
главной площади древнего города, - так изобразить красоту женщины, «чтоб
каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им радость». Завязка – встреча учителя и ученика в доме Единорога.
Развитие действия(вторая глава) - поиски наивысшей красоты в женщине учителем.
Кульминация рассказа – снятие покрова с картины Единорога.
Развязка – победителем(«Трижды-Венчанным»)становится Единорог. Свет и радость внесла его Зорька в души простых, грубоватых горожан.
Слайд 12Основной композиционный приём - антитеза – противопоставление.
Противопоставляются учитель и
ученик.
Противопоставлены их женщины
Противопоставлены их картины
Слайд 13«Слово портрет происходит от латинского глагола, обозначающего «извлекать на поверхность»,
«выявлять», «обнаруживать».
Еще Н. В. Гоголь писал в рассказе «Портрет».
«Я узнал, что половина жизни моей перейдет в мой портрет, если только он будет сделан искусным живописцем».
Слайд 15В. Серов
Девушка, освещенная солнцем
Слайд 16К. Брюллов
«Джульетта в образе Жанны Д,Арк»
Слайд 18«Да, Зорька! Та самая Зорька, что по утрам возвращается с
рынка, неся в корзине пучки чесноку и петрушки…
Чуть заметная счастливая
улыбка замерла на ее губах, она вся светилась изнутри.»
Слайд 19Зорька
Пробуждение, озарение, духовный подъём, чистота.
Символическая
деталь в изображении Единорога и его золотой Зорьки – виноград.
Виноград является символом мудрости, гостеприимства, плодородия и достатка. Да и на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья». А вокруг полуоблупившейся хижины – «горячая, напоенная солнцем тень». В тени можно укрыться от знойного солнца, а вот от Фиалковенчанной стало тяжело, как «знойным полднем в горнем лесу».
Слайд 20
Когда Дважды-Венчанный отправился в путь на
поиски высшей красоты, он идёт в гору по «камням высохшего
горного ручья». Ручей – символ жизни, но его ручей высох. Высохший ручей – символ бесплодных его поисков.
Каким мы видим пейзаж? Преобладают тёмные краски. Красоту он ищет как светляк в темноте. Потому что в душе у героя такой же мрак.
Почему же даже бури равноденственные? Он стал ко всему равнодушен? И вот в месяц фиалок (фиалка – символ целомудрия и ранней весны) он находит светозарную деву в венке из фиалок.
Слайд 21Фиалка – символ возрождения природы, скромности, нежности…
Слайд 22«С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в
венке из фиалок…»
Слайд 25
Ещё один композиционный приём, который можно выделить в рассказе,–
это повтор.
Повторяются много раз образы темноты и света, тоски
и радости.
Много раз мы встречаем слово борьба – борьба между учителем и учеником. Борьба происходит и в душе учителя. Красота – неземная красота в образе Фиалковенчанной и земная, крестьянская красота в образе Зорьки. Состязание также происходит на площади Красоты.
Слайд 26
Какова позиция автора в рассказе? Какие ответы даёт нам
он на проблемные вопросы, затронутые в произведении?
Истинная красота в
простоте. В умении любить. Красива Зорька, потому что красива душой. Холодная красота не согревает и не облагораживает людей. Искусство должно служить народу.