Слайд 1ЛОГИКА
Янковская Екатерина Алексеевна
кандидат философских наук
alteratum@gmail.com
Слайд 2
Условные и разделительные умозаключения
Лекция №8
Слайд 3Структура лекции
Условные умозаключения
Разделительные умозаключения
Условно-разделительные умозаключения.
Слайд 5Условные умозаключения
Такие умозаключения, посылки которых содержат условные суждения
Слайд 6Пример
Если учащийся Хоггвартса любит зельеварение, то к нему хорошо относится
Северус Снейп. Если к учащемуся хорошо относится Северус Снейп, то
он не наказывает его. Следовательно, если учащийся любит зельеварение, то Северус Снейп не наказывает его.
Слайд 7Виды условных умозаключений
Чисто условные
Условно-категоричские
Слайд 8Чисто условное умозаключение
Умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями
((а→b) ^
(b→с))→(а→с)
Слайд 9Пример
Если машина судного дня создана несколькими безумными гениями (а), то
они могут ее совместно использовать (b). (а→b)
Если они могут
совместно ее использовать (b), то они могут вместе устроить Апокалипсис (с). (b→с)
Если машина судного дня создана несколькими безумными гениями (а), то они могут вместе устроить Апокалипсис (с). (а→с)
Слайд 10Условно-категорическое умозаключение
Такое дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок –
условное суждение, а другая – простое категорическое суждение.
Обладает модусами: утверждающим
и отрицающим.
Слайд 11Пример
Если я вижу динозавра, то я нахожусь в парке Юрского
периода.
Я вижу динозавра.
Я нахожусь в парке Юрского периода.
Слайд 12Утверждающий модус (modus ponens)
Посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной
посылки, а заключение утверждает истинность следствия;
Рассуждение направлено от утверждения истинности основания
к утверждению истинности следствия.
((а →b)^а)→b
Слайд 13Пример
Если кристалл является криптонитом (а), то он лишает Супермена сил
(b). (а →b)
Этот кристалл является криптонитом (a).
Следовательно, он лишает
Супермена сил (b).
Слайд 14Отрицающий модус
(modus tollens)
Умозаключение от отрицания следствия условной посылки к отрицанию
ее основания
((а →b)^ ¬ b)→ ¬ a
Слайд 15Пример
Если в лаборатории корпорации Амбрелла произошла утечка Т-вируса (a), то
в Раккун-сити ходят зомби (b). (а →b)
В Раккун-сити не ходят
зомби (¬ b).
Следовательно, в лаборатории корпорации Амбрелла не произошла утечка Т-вируса (¬ a).
Слайд 16Неправильные (вероятностные) модусы
Первый вероятностный модус ((а →b) ^ b) → ◊
а (вероятно, что а).
Второй вероятностный модус ((а→b) ^ ¬ a)→
◊ ¬ b (вероятно, что не b).
Эти модусы не дают достоверного вывода, но могут дать гипотетический вывод.
Слайд 17Пример (первый модус)
Если данный человек вампир (а), то он не
любит солнечного света (b). (а →b)
Данный человек не любит солнечного
света (b).
Вероятно, данный человек – вампир (◊ а).
Слайд 18Пример (второй модус)
Если человек имеет повышенную температуру (а), то он
болен (b). (а→b)
Данный человек не имеет повышенной температуры (¬
a).
Вероятно, данный человек не болен (◊ ¬ b).
Слайд 20Разделительные умозаключения
Умозаключения, в которых одна или несколько посылок — разделительные
(дизъюнктивные) суждения.
Слайд 21Пример
Организмы бывают одноклеточными или многоклеточными.
Данный организм не является одноклеточным.
Следовательно, данный организм является многоклеточным.
Слайд 22Виды разделительных умозаключений
Чисто разделительные.
Разделительно-категорические умозаключения.
Слайд 23Чисто разделительные умозаключения
Обе (или все) посылки и вывод являются разделительными
суждениями.
((a v b) ^ (b1 v b2)) → (a v
b1 v b2)
Слайд 24Пример
Млекопитающие Арктики – это белые медведи (a) или водоплавающие животные
(b). (a v b)
Водоплавающие животные – это китообразные (b1)
или ластоногие (b2).
(b1 v b2)
Следовательно, млекопитающие Арктики – это белые медведи (a) , китообразные (b1) или ластоногие (b2 ).
Слайд 25Разделительно-категорическое умозаключение
Одна посылка — разделительное суждение, другая — простое категорическое
суждение.
Обладает двумя модусами: утверждающе-отрицающим и отрицающе-утверждающим
Слайд 26Полнота деления
Обязательным условием при выводах по разделительно-категорическому умозаключению является соблюдение
правила, согласно которому в разделительной посылке должны быть предусмотрены все
возможные альтернативы, т. e. деление должно быть полным.
Слайд 27Утверждающе-отрицающий модус (ponendo tollens)
Посылка, представленная категорическим суждением, выражает истинность одной
из составляющих дизъюнктивной посылки, а вывод – отрицание другой составляющей.
((avb)^a)→¬b.
((avb)^b)→¬a.
Слайд 28Планеты бывают обитаемыми (a) или необитаемыми (b). (a v b)
Эта
планета обитаемая (a).
Следовательно, эта планета не является необитаемой (¬ b).
Пример
Слайд 29Отрицающе-утверждающий модус (tollendo ponens)
Посылка, представленная категорическим суждением, выражает отрицание одной
из составляющих дизъюнктивной посылки, а вывод – утверждает истинность другой
составляющей.
((a v b) ^ ¬a)→ b
((a v b) ^¬b)→ a.
Слайд 30Пример
Этот человек заблуждается сам (a) или сознательно вводит в заблуждение
других (b). (a v b)
Но сам этот человек не
заблуждается (¬a).
Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других (b).
((a v b) ^ ¬a)→ b
Слайд 31Условно-разделительные умозаключения
Слайд 32Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
Дедуктивные умозаключения, в которых одна посылка состоит из
двух или большего числа условных суждений, а другая является разделительным суждением.
Слайд 33Пример
Если политические теории прогрессивны, то они способствуют развитию общества
Если же
политические теории реакционны, то они препятствуют развитию общества
Но политические теории
могут быть либо прогрессивными, либо реакционными
Политические теории либо способствуют развитию общества, либо препятствуют ему
Слайд 34Виды условно-разделительных умозаключений
Дилемма
Трилемма
Полилемма
Слайд 35Дилемма
Условно-разделительное умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух условных
суждений, а другая является разделительным суждением, содержащим две альтернативы.
Слайд 36Пример
Если сидеть на месте, то не сможешь преодолеть гравитацию.
Если
высоко прыгать, то не сможешь преодолеть гравитацию.
Высоко прыгаешь или сидишь
на месте, все равно не сможешь преодолеть гравитацию.
Слайд 37Виды дилемм
Конструктивные
Деструктивные
Простые
Сложные
Слайд 38Простая конструктивная дилемма
В первой (условной) посылке утверждается, что из двух
различных оснований вытекает одно и то же следствие.
Во второй
посылке (дизъюнктивном суждении) утверждается, что одно или другое из этих оснований истинно.
В заключении утверждается следствие.
((a→b) ^(c → b))^(a v c)) →b
Слайд 39Пример
Если нести кольцо через Морию (a), мы можем погибнуть(b). (a→b)
Если
нести кольцо через горы (c), мы тоже можем погибнуть (b).
(c → b)
Мы можем нести кольцо через Морию (a) или через горы (c). (a v c)
Мы можем погибнуть. (b)
Слайд 40Сложная конструктивная дилемма
В первой (условной) посылке утверждается, что из двух
различных оснований вытекают различные следствия.
Во второй посылке (дизъюнктивном суждении) утверждается,
что одно или другое из этих оснований истинно (строгая дизъюнкция). В заключении утверждается следствие.
((а→b) ^ (с→ d) ^ (a v с)) → (b v d)
Слайд 41Пример
Если будет дождь (а), мы пойдем в кино(b). (а→b).
Если будет
холодно (с), пойдем в театр (d). (с→ d)
Будет дождь
(а) или будет холодно (с). (a v с)
Следовательно, мы пойдем в кино (b) или пойдем в театр (d). (b v d)
Слайд 42Простая деструктивная дилемма
Первая (условная) посылка указывает на то, что из
одного и того же основания вытекают два различных следствия.
Во второй
посылке содержится дизъюнкция отрицаний обоих этих следствий.
В заключении отрицается основание.
((а→b^с))^ (¬b v ¬с)) → ¬а
Слайд 43Пример
Если число делится на 6 (а), то оно делится на
3 (b) и делится на 2 (с). (а→b^с)
Рассматриваемое число не
делится на 3 (¬b) или не делится на 2 (¬с). (¬b v ¬с)
Следовательно, число не делится на 6 (¬а)
Слайд 44Сложная деструктивная дилемма
Оба основания различны, заключение является дизъюнкцией отрицаний обоих
оснований
((а→ b) ^ (с→ d) ^ ( ¬b v ¬ d))
→ (¬a v ¬c)
Слайд 45Пример
Если студент ответственен (а), то он сделал задание по логике
вчера (b). (а→ b)
Если студент старателен (с), то сделал
задание по логике сегодня (d). (с→ d)
Студент не сделал задание по логике вчера (¬b) или не сделал его сегодня (¬ d) . ( ¬b v ¬ d)
Следовательно, студент не ответствен (а) или не старателен (с). (¬a v ¬c)