Слайд 1Локализационизм. Френсис галль
Френологическая карта локализации психических функций.
Слайд 6Е. Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма:
- функция рассматривалась
как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным
участком мозга;
- мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных "центров", каждый из которых целиком заведует определенной функцией;
- под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое
Слайд 7основные методологические положения антилокализационистов (Е. Д. Хомская):
- психическая функция есть
неразложимая на компоненты психическая способность;
- локализация функции представляет собой непосредственное
соотнесение психического и морфологического;
- мозг - это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех своих отделах;
- психическая функция равномерно связана со всем мозгом
Слайд 8П.К. Анохин
Ученик И.П. Павлова.
В отличие от И. П. Павлова,
понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как
афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об ее адекватности или неадекватности (обратная афферентация).
Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс.
На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. В основе теории лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой
Слайд 9"... Пётр Кузмич был одним их тех, близость с кем
убеждала, что способности человека, выраженные до уровня таланта, становятся его
характером. Он был по характеру и убеждениям физиологом с большой буквы. Его увлечение наукой было столь велико, что дошло до абсурда: он выбыл из рядов партии, перестав платить членские взносы, искренне считая, что партийная работа отвлекает его от научной."... К.К. Платонов
Слайд 10Учение о функциональной системе
Функциональная система - это определенная организация активности
различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Она формируется
в процессах проб и ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается соответственному отбору. Соотношение со средой современных организмов представляет собой иерархию функциональных систем, усложнявшуюся в процессе эволюции.
Согласно теории, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.
Слайд 11Учение о функциональной системе
Соотношения организма со средой носят циклический характер:
в интервале между 'стимулом' и началом 'реакции' выделяются процессы сличения
параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой.
Трактовка нейро-механизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита Л. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна.
Слайд 12Функциональная система. Анохин П.К.
Функциональная система П.К. Анохина - это схематичная
модель основных блоков мозга, обеспечивающих целенаправленное поведение, т.е. поведение, направленное на достижение
определённой цели. Она отражает более сложный нервный механизм, обеспечивающий поведение, по сравнению с рефлекторными дугами.
Слайд 14теория уровней построения движений Н.А.Бернштейна
опровержение принципа рефлекторной дуги как
механизма организации движений и замена его принципом рефлекторного кольца;
результат любого
сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов (реактивные, инерционные, внешние силы, исходное состояние мышцы).
принцип сенсорных коррекций (коррекции, вносимые в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения).
Слайд 15теория уровней построения движений Н.А.Бернштейна
Уровень А - самый низкий
и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного
значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения - тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Правда, есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7-8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др.
На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.
Слайд 16Уровень B. Бернштейн называет его уровнем синергий. На этом уровне
перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о
взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень, таким образом, оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо "осведомлен" о том, что делается "в пространстве тела".
Уровень B принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика и др.
Слайд 17Уровень C. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него
поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о
внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - к их форме, положению, длине, весу и пр. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения - метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания - игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч и др.
Слайд 18Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который
заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку.
К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и т.п.
Слайд 19Характерная особенность движений уровня D состоит в том, что они
сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько
действия; в них совсем не фиксирован двигательный состав, или "узор" движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций. Так, именно средствами данного уровня Н. Паганини мог играть на одной струне, когда у него лопались остальные. Более распространенный бытовой пример - разные способы открывания бутылки: вы можете прибегнуть к помощи штопора, ножа, выбить пробку ударом по дну, протолкнуть ее внутрь и т.п. Во всех случаях конкретные движения будут разные, но конечный результат действия - одинаковый. И в этом смысле к работе уровня D очень подходит пословица:
"Не мытьем, так катаньем".
Слайд 20Наконец, последний, самый высокий - уровень Е. Это уровень интеллектуальных
двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а
также движения символической, или кодированной, речи - жестов глухонемых, азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Слайд 21 Модель Н.А.Бернштейна
http://www.vash-psiholog.info/psihologiya/17515-plavilnyj-tigl-vilgelma-gumboldta-i-vnutrennyaya-forma-slova-gustava-shpeta-v-kontekste-problemy-tvorchestva.html
Слайд 22Лурия александр романович (1902-1977)
Советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник и последователь Л. С. Выготского.
Слайд 23Теория системной динамической локализации впф а.Р. Лурия (эклектизм)
основные положения теории
системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим
образом:
- каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;
- различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;
- при повреждении определенного участка мозга возникает "первичный" дефект - нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;
- как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать "вторичные" дефекты.
Слайд 24Первый блок - энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной
работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность
этого блока, располагаются в подкорковых отделах мозга и в стволе мозга.
Слайд 25Второй блок - приема, переработки и хранения информации Мозговые структуры,
обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий
коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной.
Этот блок состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную информацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выполнения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логические, грамматические и другие сложные операции, требующие участия абстрактного мышления. Они ответственны за сохранение информации, человеческую память.
Слайд 26Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот
блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его
частью являются лобные доли. Этот отдел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.
Слайд 27http://kineziolog.bodhy.ru/content/molekulyarnaya-biologiya видео по молекулярной биологии
Слайд 28http://kineziolog.bodhy.ru/content/nervnaya-sistema#4