Слайд 1М. Пришвин
«Кладовая солнца»
Слайд 2Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) биография
Родился он 4 февраля 1873 года
в фамильном
имении Хрущёво-Лёвшино, в свое время купленном
его дедом,
преуспевавшим елецким купцом
Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было
семеро детей. Отец будущего писателя Михаил
Дмитриевич Пришвин после семейного раздела
получил во владение имение Хрущево и немало денег.
Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал
призы на конных скачках, занимался садоводством и
цветами, был страстным охотником. Однажды он
проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный
завод и заложить имение. Он не пережил потрясения.
Слайд 4Краткое содержание
«Лобастый» Митраша избирает путь
«открывателя», по которому, он идет,
не
боясь препятствий, крепко веря слову
отца, его убежденности в
человеческом
первенстве в природе. Горячность и
опрометчивость, чуть было не стоившие
мальчику жизни, в результате побеждаются
его настойчивостью и выдержкой, умением
подчинять своей воле силы природы. Писатель
оправдывает путь искания Митраши в борьбе с
трудностями мальчик не падает духом и не
только находит себе друга и помощника, но и
избавляет окрестности от злого разбойника — волка.
Слайд 5Мы жили в этом селе… Мы жили в этом
селе
всего только через один дом от
детей. И, конечно, мы
тоже вместе с
другими соседями старались помочь
им, чем только могли. В этом селе
мы, хотя и приезжие люди, но знали
хорошо жизнь каждого дома. И теперь
можем сказать: не было ни одного
дома, где бы жили и работали так
дружно, как жили наши любимцы.
Слайд 7Настя(золотая курочка) Настя была
как золотая курочка на высоких ножках.
Волосы у нее, ни темные, ни светлые,
отливали золотом, веснушки
по всему
лицу были крупные, как золотые
монетки, и частые, и тесно им было,
и лезли они во все стороны. Только
носик один был чистенький и смотрел
вверх.
Слайд 8Митраша был моложе сестры на 2 года. Ему
было всего
10лет с хвостиком. Он был
коротенький, но очень плотный, затылок
широкий. Он был упрям исилён. «Лобастый»
Митраша избирает путь «открывателя», по
которому, он идет, не боясь препятствий,
крепко веря слову отца, его убежденности
в человеческом первенстве в природе.
Горячность и опрометчивость, чуть было не
стоившие мальчику жизни, в результате
побеждаются его настойчивостью и выдержкой,
умением подчинять своей воле силы природы.
Писатель оправдывает путь искания Митраши,
в борьбе с трудностями мальчик не падает духом
и не только находит себе друга и помощника, но
и избавляет окрестности от злого разбойника —
волка. Митраша (мужичок-в-мешочке).
Слайд 9Быль – это история о том, что действительно было. В
начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских
людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.
Слайд 10Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как
историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком,
обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.
Слайд 11Викторина:
1. Какой водоем геологи называют «кладовая солнца»?
2. Когда произошла история,
рассказанная автором?
3. Как звали десятилетнего брата Насти?
4. Как называли Митрашу
соседи?
5. Зачем дети отправились на болото?
6. Кто вытащил Митрашку из трясины?
7. Кого Митрашка подстрелил из ружья?
8. Как Настя нашла Митрашу?
9. Что нашли люди, отправившиеся на Елань после рассказа Митрашки?
10. Что Настя сделала с клюквой, которую собрала на болоте?
Слайд 12Ответы:
1. Болото.
2. В конце войны.
3. Митраша.
4. Мужичок в мешочке.
5. За
клюквой.
6. Собака Травка.
7. Волка.
8. Она услышала выстрел.
9. Мертвого волка.
10. Отдала
детям, эвакуированным из Ленинграда.