Разделы презентаций


Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Лекция

Содержание

1.Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности педагога.2. Понятие, виды, структура общения. 3.Педагогическое общение и его стили.4. Управление педагогическим общением.План:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Лекция 7
Тема:
Этика педагогического

общения
доцент С.Н. Юревич

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»Лекция 7Тема: Этика педагогического общениядоцент С.Н. Юревич

Слайд 21.Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности педагога.
2. Понятие, виды, структура общения.

3.Педагогическое общение и его стили.
4. Управление педагогическим общением.


План:

1.Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности педагога.2. Понятие, виды, структура общения. 3.Педагогическое общение и его стили.4. Управление педагогическим

Слайд 3Коммуникация – связь (техническая, биологическая, социальная).
Коммуникативистика описывает четыре базовые модели

коммуникации:
вещательная,
регистрационная,
диалоговая,
консультационная.

1.Понятие коммуникации


Коммуникация – связь (техническая, биологическая, социальная).Коммуникативистика описывает четыре базовые модели коммуникации: вещательная, регистрационная, диалоговая, консультационная.1.Понятие коммуникации

Слайд 4 Модели коммуникации
Вещательная модель — это модель односторонней коммуникации (передача информации

из центра).
Консультационная модель, когда субъект, находящийся на периферии, запрашивает

информацию у Центра
Модели коммуникации Вещательная модель — это модель односторонней коммуникации (передача информации из центра). Консультационная модель, когда

Слайд 5 Модели коммуникации
Регистрационная модель, где Центр запрашивает и получает информацию от

периферийного источника.
Диалоговая модель коммуникации - относится к случаю обмена

информацией между двумя субъектами
Модели коммуникации Регистрационная модель, где Центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Диалоговая модель коммуникации

Слайд 6Коммуникативная деятельность учителя - процесс использования той или иной модели

коммуникации или создания новой (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик и др.).

Коммуникативная

деятельность
Коммуникативная деятельность учителя - процесс использования той или иной модели коммуникации или создания новой (А.А. Бодалев, В.А.

Слайд 7Это профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность педагога создавать различные,

в том числе и диалоговые, модели коммуникаций в образовательном процессе,

во взаимодействии с коллегами и родителями.

Коммуникативная компетентность

Это профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность педагога создавать различные, в том числе и диалоговые, модели коммуникаций

Слайд 8Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен

информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.


2.Понятие общения

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий

Слайд 9Исследователи проблемы общения:
А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик ,
А.В. Петровский, Л.А. Петровская,


А.А. Леонтьев и др.
Понятие общения

Исследователи проблемы общения:А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик ,А.В. Петровский, Л.А. Петровская, А.А. Леонтьев и др.Понятие общения

Слайд 10По способу:
• непосредственное;
• опосредствованное;
• прямое - через

личные контакты;
• косвенное - через посредников;
• официальное;
• неофициальное.
Виды общения

По способу:•  непосредственное;•  опосредствованное;•  прямое - через личные контакты;•  косвенное - через посредников;•

Слайд 11По средствам:
• вербальное - с помощью языковых средств;

невербальное - при помощи мимики, жестов, пантомимики и пр. Невербальные

средства передают экспрессию, отношение к партнеру по сообщению.

Виды общения

По средствам:•  вербальное - с помощью языковых средств;•  невербальное - при помощи мимики, жестов, пантомимики

Слайд 12По содержанию:
познавательное,
профессиональное,
деловое и пр.

Виды общения

По содержанию: познавательное, профессиональное, деловое и пр.Виды общения

Слайд 13По форме:
Формально-ролевое общение 
Светское общение
Манипулятивное общение
Виртуальное общение
Педагогическое общение
Виды общения

По форме: Формально-ролевое общение Светское общениеМанипулятивное общениеВиртуальное общениеПедагогическое общениеВиды общения

Слайд 14В структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны:
1)коммуникативная (коммуникация в узком

смысле слова) - обмен информацией между общающимися индивидами (идеи, установки,

направленность, эмоции и т. д.).


Структура общения

В структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны:1)коммуникативная (коммуникация в узком смысле слова) - обмен информацией между общающимися

Слайд 152) интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами. Типы взаимодействий:

- кооперация (сотрудничество;
- конкуренция или соперничество;
- конфликт (от лат -

столкновение);
- бездействие – уклонение от участия во взаимодействии.


Структура общения

2) интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами. Типы взаимодействий: - кооперация (сотрудничество;- конкуренция или соперничество;- конфликт

Слайд 163)перцептивная - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и

установления на этой основе взаимопонимания (понимание мотивов, целей, установок партнеров

по взаимодействию).

Структура общения

3)перцептивная - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания (понимание мотивов,

Слайд 17Технология трансактного анализа
(по Э. Берну)
Существует множество характерных примет, по

которым партнер будет чувствовать, с кем он имеет дело: с

Родителем, с Дитя или со Взрослым.

Технологии общения

Технология трансактного анализа (по Э. Берну)Существует множество характерных примет, по которым партнер будет чувствовать, с кем он

Слайд 18Позиция Родителя отличается независимостью, стремлением взять инициативу в свои руки,

навязать партнеру по общению свой взгляд, свою волю, подчинить его

себе. Родитель склонен к авторитарному давлении на своего партнера, к определенной бесцеремонности в общении. В то же время Родитель любит опекать и защищать партнера (порой даже тогда, когда в этом нет особой необходимости).

Трансактный анализ

Позиция Родителя отличается независимостью, стремлением взять инициативу в свои руки, навязать партнеру по общению свой взгляд, свою

Слайд 19Характерными признаками Родителя являются строгий, холодный, а порой даже сердитый

взгляд, нахмуренные брови, плотно сжатые губы, «металл» в голосе, крик,

стремление погрозить пальцем, топнуть ногой, а также снисходительные взгляд, улыбка, похлопывание собеседника по плечу.
Существенными приметами Родителя являются оценочные слова: «глупый», «ленивый», «чушь», «ерунда», «отвратительный», «противный»; снисходительные слова: «бедняжка», «несчастный», «деточка», «сынок» и т.п.


Трансактный анализ

Характерными признаками Родителя являются строгий, холодный, а порой даже сердитый взгляд, нахмуренные брови, плотно сжатые губы, «металл»

Слайд 20Для Родителя присущи категоричные фразы: «Заруби себе на носу!», «Запомни

раз и навсегда!», «Сколько можно тебе повторять!», «Ни в коем

случае не делай этого!», «Только попробуй!». Учитель, занимающий позицию Родителя, часто использует приказания типа: «Дай сюда дневник!», «Сядь на место!», «Выйди сейчас же из класса!», «Без родителей в школу не приходи!».


Трансактный анализ

Для Родителя присущи категоричные фразы: «Заруби себе на носу!», «Запомни раз и навсегда!», «Сколько можно тебе повторять!»,

Слайд 21В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе

личность, которая нуждается в опеке и защите. Находящийся в этой

позиции партнер бывает пуглив, беспомощен, доверчив, а порой по-детски игрив, несерьезен.
Характерные признаки Дитя проявляются в том, что человек вздрагивает от испуга, хнычет, плачет, надувает губы, вспыхивает от раздражения, «строит глазки», пожимает плечами, потупляет взор, дразнится, восторгается, смеется, поднятием руки спрашивает разрешения что-нибудь сказать, смущается, хихикает, кусает ногти, шмыгает носом.


Трансактный анализ

В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность, которая нуждается в опеке и защите.

Слайд 22Слова, используемые Дитя, отличаются определенным упрямством, характерным для ребенка: «а

я хочу», «нет, давай пойдем», «не буду», «не пойду»; просящим

тоном — уговариванием, определенным заискиванием: «а можно мне сделать...», «а почему мне нельзя?», «можно я отвечу?».
В лексиконе Дитя встречаются детские угрозы и заявления: «подумаешь какой...», «вот когда я вырасту...», «я тоже смогу...», «сам получишь!», «сам такой!».


Трансактный анализ

Слова, используемые Дитя, отличаются определенным упрямством, характерным для ребенка: «а я хочу», «нет, давай пойдем», «не буду»,

Слайд 23Характерными признаками Взрослого являются корректность и сдержанность в общении с

людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнеров по

общению, распределение ответственности между собой и ими.
Речь Взрослого лишена авторитарного давления и бесцеремонности, а также Родительских поучений, высказываемых в категоричном тоне. Она также не содержит неуверенности, боязливости и несерьезности Дитя.

Трансактный анализ

Характерными признаками Взрослого являются корректность и сдержанность в общении с людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять

Слайд 24В словаре Взрослого используются такие слова и выражения, как «вероятно»,

«возможно», «я полагаю», «на мой взгляд», «если я вас правильно

понял, то...».
В словаре Взрослого есть твердые Родительские выражения: «я считаю», «я убежден», «думаю, что этого делать нельзя».
Однако существенными признаками Взрослого при этом выступает не содержание произносимых фраз, а тон, с которым они произносятся, сопровождающие эти слова мимика и жесты говорящего.

Трансактный анализ

В словаре Взрослого используются такие слова и выражения, как «вероятно», «возможно», «я полагаю», «на мой взгляд», «если

Слайд 25 В соответствии с трансактной теорией
Э. Берна предпочтительнее следующая иерархия

позиций в общении:
Взрослый – Дитя – Родитель

Трансактный анализ

В соответствии с трансактной теорией Э. Берна предпочтительнее следующая иерархия позиций в общении: Взрослый – Дитя –

Слайд 26Это взаимодействие учителя с учащимися на уроке и вне его,

направленное на создание благоприятного психологического климата, на психологическую оптимизацию учебной

деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива (А.А. Леонтьев).
Высокое мастерство общения – главные черты педагога в тонком и сложном процессе воспитания.
К.Д. Ушинский


3.Педагогическое общение

Это взаимодействие учителя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, на

Слайд 27Стиль - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся

(В.С.Грехнев).
Авторитарный стиль -«разящие стрелы».
Демократичный стиль -«Возвращающийся бумеранг». Либеральный стиль -

«плывущий плот»

Стили педагогического общения

Стиль - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В.С.Грехнев).Авторитарный стиль -«разящие стрелы».Демократичный стиль -«Возвращающийся бумеранг».

Слайд 28Педагог-«автократ» способы общения основывает на подчинении, стремлении к единоличному управлению

группой, установлении жесткого контроля.
Учитель единолично определяет направление деятельности групп,

указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу детей.
Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям . Основные формы взаимодействия - приказ, указания, инструкция, выговор.
Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, в коллективе наблюдается отсутствие доверительности

Авторитарный стиль

Педагог-«автократ» способы общения основывает на подчинении, стремлении к единоличному управлению группой, установлении жесткого контроля. Учитель единолично определяет

Слайд 29Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности,

вопросы рассматривает формально.
Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Авторитет учителя-либерала

самый низкий, он обусловлен ситуацией.
Попустительский стиль общения реализует тактику равнодушия и незаинтересованности.
Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Либеральный стиль

Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально.Фактически самоустраняется от ответственности за

Слайд 30Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива.
Учитель старается

донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному

участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый уч-ся поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление.
Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу.
Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.

Демократический стиль

Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех

Слайд 31 Педагог должен владеть всеми стилями и использовать их по

ситуации. Приоритет отдается демократическому стилю.
Стили педагогического общения

Педагог должен владеть всеми стилями и использовать их по ситуации. Приоритет отдается демократическому стилю.Стили педагогического общения

Слайд 32Стили общения (по В.А. Кан – Калику):
- Общение на

основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение - заигрывание

Стили педагогического общения

Стили общения (по В.А. Кан – Калику): - Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.Общение на основе

Слайд 33Первый этап – Подготовка (прогнозирование) пед. общения.
Второй этап – Организация

общения.
Третий этап – Контроль, рефлексия.
Четвертый этап – Анализ общения.

4.Управление пед

общением
Первый этап – Подготовка (прогнозирование) пед. общения.Второй этап – Организация общения.Третий этап – Контроль, рефлексия.Четвертый этап –

Слайд 34Начальный период общения - завоевание инициативы в общении. Используются приемы

«коммуникативной атаки» (А.А. Леонтьев):
1. Умение «транслировать» в группу собственную расположенность

к детям, дружелюбность.
2. Обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, обаяние.
3. Реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики (микромимики), контакта глазами.


Приемы управления общением

Начальный период общения - завоевание инициативы в общении. Используются приемы «коммуникативной атаки» (А.А. Леонтьев):1. Умение «транслировать» в

Слайд 354. Постановка задач и вопросов, способных мобилизовать группу.
5. Установление социально-психологического

единства с группой, формирование чувства общности («мы»).
6. Введение личностных

аспектов во взаимодействие с учащимися.
7. Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся.
Оперативный переход от орг. момента к деловому и личностному общению.
Организация контакта со всем классом, группой.

Приемы коммуникативной атаки

4. Постановка задач и вопросов, способных мобилизовать группу.5. Установление социально-психологического единства с группой, формирование чувства общности («мы»).

Слайд 36Прием «имя собственное».
Прием эмоционального поглаживания.
Прием «золотые слова» .
Приемы снятия страха.
Приемы

авансирования (опережающей оценки).
Прием персональной исключительности.
Прием мотивации предлагаемых действий
Прием скрытой инструкции.
Прием

педагогической поддержки.


Приемы аттракции (А.А. Бодалев)

Прием «имя собственное».Прием эмоционального поглаживания.Прием «золотые слова» .Приемы снятия страха.Приемы авансирования (опережающей оценки).Прием персональной исключительности.Прием мотивации предлагаемых

Слайд 37Отражение чувств - это стремление показать собеседникам чувства, переживаемые вместе

с ним.
Резюмирование – это приём, суть которого состоит в том,

что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника, выражая главную идею сказанного им. Например: «Если подытожить сказанное вами, то…»;
Повторение - это дословное воспроизведение слов говорящею, цитирование того, что сказал партнер. Например: «Итак, вы считаете...», «Насколько я вас поняла…» (далее цитата).



Приемы рефлексивного слушания

Отражение чувств - это стремление показать собеседникам чувства, переживаемые вместе с ним.Резюмирование – это приём, суть которого

Слайд 38Перефразирование– это: прием, который предполагает повторение мысли собеседника, но другими

словами; он помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали»

слова собеседника. «Правильно ли я Вас поняла…», «Насколько я вас поняла...» (далее цитата).
Развитие идеи - техника интерпретации. Собеседник задает уточняющие вопросы: «Вы, наверное, имеете в виду...?», «Вы, наверное, говорите это потому, что...?», «По-видимому, вы хотите, чтобы...?».


Приемы рефлексивного слушания

Перефразирование– это: прием, который предполагает повторение мысли собеседника, но другими словами; он помогает убедиться в том, насколько

Слайд 39Если собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, используются «угу-реакции»:

да-да, угу-угу, конечно, кивание головой. Главное в этом виде слушания:

не молчать: глухое молчание у любого вызывает раздражение, а у возбужденного тем более;
• не задавать уточняющих вопросов: это только вызовет ответный взрыв негодования;
• не говорить: «Успокойтесь, не волнуйтесь, все уладится»

Приемы пассивного слушания

Если собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, используются «угу-реакции»: да-да, угу-угу, конечно, кивание головой. Главное в

Слайд 40• относитесь к говорящему с уважением;
• показывайте заинтересованность в

том, что говорит собеседник;
• дайте собеседнику время высказаться. Не подчеркивайте

поведением, что вам трудно слушать;
• стремитесь следить за главной мыслью партнера, не отвлекайтесь на частности;
• не доминируйте в процессе общения. Помните: тот, кто доминирует, мало слышит, а значит, и мало понимает из того, что ему говорят;


Правила слушания:

• относитесь к говорящему с уважением;•  показывайте заинтересованность в том, что говорит собеседник;• дайте собеседнику время

Слайд 41• старайтесь спокойно реагировать на высказывания говорящего и не давать

волю эмоциям;
• не принимайте позы обороны (сложенные на груди

руки, скрещенные ноги), поскольку это сигнализирует о несогласии, закрытости и недоверии к тому, что говорит собеседник;
• во время слушания не обращайте внимания на отвлекающие факторы;
• оценивайте содержание сообщения, а не поведение говорящего;
• воздерживайтесь от желания решить проблему за говорящего.

Правила слушания:

• старайтесь спокойно реагировать на высказывания говорящего и не давать волю эмоциям;•  не принимайте позы обороны

Слайд 42Этапы деловой беседы:
1 этап - начало беседы;
2 этап - информирование

партнера, обмен информацией, сбор необходимых фактов, аргументирование выдвигаемых положений, обсуждение,

часто оказание воздействия на собеседника;
3 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.

Беседа (диалоговое общение)

Этапы деловой беседы:1 этап - начало беседы;2 этап - информирование партнера, обмен информацией, сбор необходимых фактов, аргументирование

Слайд 431 этап - Начало беседы. Цель – создать настрой.
Приемы:
- невербальные

(встать, сделать несколько шагов навстречу, помочь снять пальто, предложить сесть);
-

приветствия (Здравствуйте! Рад Вас видеть!);
- знакомство должно быть организовано более активной стороной (Давайте познакомимся. Как Вас зовут? Как мне обращаться к Вам?);

Технология беседы

1 этап - Начало беседы. Цель – создать настрой.Приемы:- невербальные (встать, сделать несколько шагов навстречу, помочь снять

Слайд 441 этап - Начало беседы. Цель – создать настрой.
Приемы:
- приемы

аттракции (если цель этого требует): расположить к себе нелюбезного собеседника,

расслабить напряженного;
оба собеседника должны отчетливо представлять цели и задачи (Мне хотелось бы поговорить с Вами о…
Вам, наверное, будет интересно узнать, что…
Слушаю Вас внимательно… Что Вас привело ко мне?);

Технология беседы

1 этап - Начало беседы. Цель – создать настрой.Приемы:- приемы аттракции (если цель этого требует): расположить к

Слайд 452 этап - обмен информацией.
Приемы:
- вопросы должны быть максимально общими,

чтобы собеседник не мог ответить «Да» или «Нет» (Как Вы

думаете, почему это произошло? А как Вы относитесь…?). ;
- важно раньше времени не вступать в конфронтацию с собеседником;

Технология беседы

2 этап - обмен информацией.Приемы:- вопросы должны быть максимально общими, чтобы собеседник не мог ответить «Да» или

Слайд 462 этап - обмен информацией.
Приемы:
- при сообщении информации не должно

быть слов и выражений, которые заведомо будут непонятны слушателю;
- во

время собственного монолога обращаться к собеседнику по имени/отчеству;
- в монологе соблюдать логику изложения (вступление, основная (констатирующая) часть, заключение);

Технология беседы

2 этап - обмен информацией.Приемы:- при сообщении информации не должно быть слов и выражений, которые заведомо будут

Слайд 472 этап - обмен информацией.
Приемы:
- факты, которые могут затронуть или

даже обидеть, лучше располагать в середине или ближе к концу,

но не последними;
- сообщение не должно превышать 15 минут, при этом каждые 4-5 минут делаются смысловые паузы;
- в заключении стоит повторить в двух словах все сказанное ранее, подвести итог;

Технология беседы

2 этап - обмен информацией.Приемы:- факты, которые могут затронуть или даже обидеть, лучше располагать в середине или

Слайд 482 этап - обмен информацией.
Приемы:
- в конце монолога лучше всего

передать слово партнеру (Вот таковы мои мысли по этому поводу…

Кажется, я все сказал…);
- обсуждение фактов может происходить в 2 вариантах: а) поиск компромисса (идеальный вариант!); б) попытка переубедить, переформулировать позицию другого.

Технология беседы

2 этап - обмен информацией.Приемы:- в конце монолога лучше всего передать слово партнеру (Вот таковы мои мысли

Слайд 493 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.
Приемы:
- тот,

кто выполняет более активную роль, может сформулировать принятое решение (достигнутое

соглашение);
- прежде чем завершить разговор, следует подробно обсудить с собеседником вытекающие из принятого решения поступки (Что Вы намерены делать дальше?);

Технология беседы

3 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.Приемы: - тот, кто выполняет более активную роль, может сформулировать

Слайд 503 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.
Приемы:
- закончить беседу

фразой, подчеркивающей: а) характер разговора (Мы неплохо поговорили…), б) характер

достигнутой договоренности (Мы обсудили очень важный вопрос…), в) позитивное отношение собеседников друг у другу (Я рад, что мы поняли друг друга…).

Технология беседы

3 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.Приемы:- закончить беседу фразой, подчеркивающей: а) характер разговора (Мы неплохо

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика