Слайд 2Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех
пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев
общества. Это – одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор – попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального
Слайд 3Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году,
когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать
сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.
Слайд 4Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах
российских театров – она практически запрещена. Исключение сделано только для
МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.
Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен – в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.
Слайд 5Горький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров
и героев.
Слайд 6Костылев - 54-летний человек, является главой ночлежки. В целом, он
является отрицательным героем, который склонен к злости и жадности, да
и ко многим другим отрицательным качествам. У него есть супруга Василиса, к которой в свою очередь есть сестра по имени Наташа. К каждой он относится более чем пренебрежительно, может грубить и обижать. Этот человек не особенно задумывается о морали, более склонен к поиску личной выгоду. Он скупает краденое у Васьки Пепла, но в завершении пьесы гибнет от рук Васьки.
Слайд 7Василиса Карповна – 26 лет, она супруга Костылева. Как говорят,
наградная супруга. Костылев может себе позволить иметь молодуху на содержании,
но и сама Василиса не сказать чтобы положительная героиня. Она склонна к разврату и жестокости, то есть не является тут подвластной и угнетенной, она сама знает собственные цели к которым идет и в итоге подговаривает Ваську, с которым когда-то имела отношения, избавиться от пожилого супруга.
Слайд 8Наташа – 20 лет. Довольно милая и положительная девушка, которая
подвергается всяческим унижениям от Василисы (сестрой которой является) и Костылева.
Она нравится Ваське Пеплу, но тот не может ее обеспечить и она оказывается в больнице, а потом пропадает.
Слайд 9Васька Пепел - 28-летний преступник. Ранее он встречался с Василисой,
которая продолжает испытывать к нему чувства, а сам Васька старается
ухаживать за более молодой Наташей, которой предлагает убежать и начать жить честно, но такое предприятие не удается. Тем более Васька сидевший ранее многократно снова оказывается за решеткой, после того как расправился с Костылевым.
Слайд 10Лука - 60-лет, старик. Старик, который хочет помогать всем другим
и умудренный опытом, но по факту его советы никому не
нужны и даже вредят. Он вероятнее всего поселился в ночлежке после того как сбегает из каторги. Наверное, Лука не досидел собственный срок, не известно в чем его преступление.
Слайд 11Актер - 40-летний алкоголик. Он ранее служил в театре и
копит деньги, чтобы уехать в какой-то мифический город, где лечат
от алкоголизма. Об этом городе рассказал Лука и в этом совете снова проявляется его довольно вредное воздействие. Лука в итоге не называет в каком городе располагается искомая лечебница и этот герой снова пьет, после чего накладывает на себя руки.
Слайд 12Сатин - 40-лет, алкоголик и нечестный картежник. Ему пришлось отсидеть
пять лет, но тюрьма его не перевоспитала и он хочет
продолжать существовать за счет шулерства, хотя он сам неглупый и образованный.
Слайд 13Барон - 33-летний пьяница, дворянин. Он служил чиновником, но попался
на растрате и после семьи не смог наладить свой быт,
оказался нищим. Его снабжает деньгами Настя, с которой он встречается и благодаря этому может пить.
Слайд 14Настя - 24-летняя девушка. Терпит Барона, который ее унижает, хотя
и встречается с ней. Вероятно, девушка легкого поведения или зарабатывает
каким-то другим непристойным образом. Обожает любовные романы, которые по большей части читает для того чтобы придумывать какие-то любовные истории с собственной персоной в главной роли. Конечно, никто ей особенно не верит.
Слайд 15Бубнов – 45 лет. Ранее он владел меховой мастерской, которой
лишился после развода. Теперь нищий.
Клещ - 40-летний ремесленник, слесарь. Непрестанно
унижает супругу, которая заболевает. После гибели Анны он продает инструменты чтобы похоронить супругу.
Слайд 16Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Страдает от чахотки
и сама считает болезнь причиной плохого отношения супруга.
Слайд 17Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Женщина, которая была бита супругом
на протяжении восьми лет, после чего развелась, а потом выходит
за Медведева, который оказывается сам под рукой этой женщины.
Слайд 18Медведев - 50-летний полицейский. Для Василисы и Наташи он является
дядей. После того как он становится мужем Квашни, начинает пить.
На протяжении всей пьесы он закрывает глаза на дела, которыми занимаются Костылев, Васька и остальные. Помимо этого он также не считает нужным вмешиваться в побои, которые учиняют Костылев и Василиса Наташе
Слайд 19Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. Несчастный молодой человек, который иногда
пьет и оказывается в полиции. Может петь и играть на
гармошке.
Слайд 20Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Является одним из немногих
честных людей и даже обличает Сатина и Барона в нечестной
картежной игре. Под завершение пьесы он оказывается со сломанной рукой и соответственно без работы.
Слайд 21Кривой Зоб - тоже грузчик. В отличие от Татарина, он
хорошо знает о карточной нечестной игре (имеется в виду Сатина
и Барона), но отношение у него другое, он оправдывает этих людей. Любит петь, в чем составляет компанию другим обитателям ночлежки.
Слайд 22Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов
XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие
оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.
Пьеса описывает жизнь московской ночлежки .Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.
Слайд 23Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей:
вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит
ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.
Слайд 24Отличительной особенностью драмы становится отказ автора от разделения героев на
отрицательных и положительных, а также отсутствие главного персонажа пьесы.
Нововведением писателя
является введение в беседы и разговоры персонажей притч, высказываний, несущих идею гуманизма, разоблачающих утешительную философию представителей общественных слоев страны, наглядно демонстрирующих глубину столкновения различных жизненных позиций, которые и составляют философский конфликт пьесы.
Повествование имеет постепенное, неторопливое развитие с отсутствием эффектных интриг и сложных столкновений, но обострение социального конфликта ощущается во всем внутреннем движении произведения с центром тяжести в противоречии и борьбе политических принципов, социальных взглядов, общеклассовых идей.
Писателю удается художественно, всесторонне и своеобразно выразить характерный для каждого персонажа и определяющий его общественно-политическую сущность индивидуальный стержень.
Слайд 25Социальный конфликт выражен на нескольких уровнях:
1.Конфликт между хозяевами ночлежки, супругами
Костылевыми, и обитателями этой ночлежки
2.Каждый их героев в прошлом пережил
свой соц. конфликт. Но предыстория каждого остается в прошлом. Горький оставляет ее за кулисами. Их жизненные драмы не становятся основой конфликта драматургического.
3.Любовная линия в пьесе связана с социальной. Костылев ищет Василису, которая изменяет ему Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – приход в ночлежку Наташи. Любовь Васьки Пепла к Наташе возрождает его к жизни. Горький показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Василиса мстит своему возлюбленному. Социальное неравенство побеждает.
В жанровом отношении пьеса является драмой. Нет идеологических конфликтов с обществом. Философские размышления обитателей ночлежки никуда не ведут, не становятся бунтом против соц. неравенства. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.
Слайд 26Две основные проблемы в пьесе:
философская проблематика отразилась в спорах героев
о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:
проблема человека;
проблема
правды
Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.