Слайд 1
Малярчук Наталья Николаевна
д-р. пед. наук, к-т. мед. наук
заведующий кафедрой
возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ
Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ОВЗ
З
Слайд 2Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ -
комплексна технология психолого-педагогической
поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития,
обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординированно.
Слайд 3Цель психолого-педагогического сопровождения- обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в
социум
Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь
(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Слайд 4Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы
- помощь в
разрешении трудностей: 1) в обучении; 2) профессиональной подготовке
и ориентации; 3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
Организационная структура службы сопровождения - психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Слайд 5Психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПК — это комиссия, на которой происходит
комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение
возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста (учеников 1-4 классов) .
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.
Слайд 6На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком.
В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты
могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. По времени обследование занимает примерно час-два.
Слайд 7
Что спрашивают на ПМПК?
Рассказать о себе, своих родных и друзьях:
как зовут, где живут, где работают, какой возраст.
Рассказать о
своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время.
Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия.
Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,
Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
Слайд 8
Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен
объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать
лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры.
Слайд 9
Просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает
ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка –
почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Слайд 10Специальный федеральный государственный стандарт
для детей с ОВЗ (2014 г)
специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
требуется введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
Слайд 11Специальный федеральный государственного стандарта
для детей с ОВЗ (2014 г)
необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения
(в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучение требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;
Слайд 12Требования к структуре ООП начальной, средней и старшей школы
наличие программы коррекционной работы по обеспечению коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию помощи в освоении основной образовательной программы
Слайд 13Компоненты готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ
аксиологический
(отношение к инклюзии как к благу, позитивному социально-педагогическому явлению);
эмоционально-мотивационный (положительное
отношение к детям с ОВЗ);
когнитивный (знания об особенностях детей с ОВЗ и характере профессиональной инклюзивной деятельности);
операционально-компетентностный (владение опредёлёнными компетенциями инклюзивной деятельности);
оценочный (самооценка своей подготовленности в вопросах инклюзивного образования).
Слайд 14Технологии и методы специального образования
Методы обучения включают в себя
- непосредственно методы
обучения (т.е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося);
- методы учения (учебно-познавательная деятельность
самих обучаемых).
Подразделяются на:
1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля.
Слайд 15Методы воспитания
применяются в разной степени в различных вариациях с
методами обучения и подразделяются
на три вида:
1) информационные методы;
2) практически-действенные методы;
3)
побудительно-оценочные методы.
Слайд 16
Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и
т.д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей
психических возможностей учащихся.
Слайд 17
Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают
в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные
методы.
К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание.
Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.
Слайд 18
Основное правило для учителя инклюзивного класса
Создание таких условий для
адаптации ребенка с ОВЗ к школе, в которых он будет
успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Слайд 19
Условия создания комфортной адаптационной среды для детей с ОВЗ:
Рекомендуется предварительное
знакомство ребенка с ОВЗ со школой и классным кабинетом —
при встрече в августе, вместе с родителями.
Слайд 20
Педагог должен детально продумать маршрут сопровождения ребенка
по школе к классному кабинету
Слайд 21Если предварительное посещение школы и класса ребенком с ОВЗ не
возможно, то педагог должен до прихода ребенка с ОВЗ:
выбрать
место в классе, где будет сидеть ребенок;
обсудить где будет сидеть тьютор при включении его в процесс сопровождения.
Слайд 22
Составить схему, по результатам опроса родителей/ тьютора,
с опорными точками, какие навыки и умения сформированы у ребенка
с ОВЗ, какая необходима помощь ребенку на уроке, или на переменах и т.д.
Слайд 23
Когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, его окружает
большое количество новых людей — детей и взрослых.
В случае
с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый — учитель. Для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, можно помочь ученику с ОВЗ сделать альбомчик с фотографиями и подписанными именами.
Слайд 24В ситуации, если ребенок сильно отличается по внешнему виду, то:
детям
следует рассказать о том, почему он не может ходить;
рассказывать
нужно спокойным голосом, без лишних подробностей;
рассказать информацию о том, как себя правильно вести по отношению к ребенку с ОВЗ;
полезно будет рассказать детям заранее, что новый ребенок может, какие у него есть положительные способности.
Слайд 25
Ситуации, когда учащиеся класса спросят, почему с одним учеником
сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Я помогаю
Маше писать, ей самостоятельно писать пока трудно».
Со временем, когда дети
перезнакомятся друг с другом,
острота вопросов о непохожести
их одноклассника обычно спадает.
Дети просто привыкают и при
соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему необычному однокласснику.
Слайд 26Основополагающий прием эффективной адаптации - это введение правил поведения в
классе
Правила вырабатываются вместе с детьми, а не предъявляются в готовом
виде.
Правила поведения в классе являются общими для всех, в том числе и для учителя.
Правила должны быть просты и понятны, не противоречить друг другу.
Правила нельзя вводить длинным списком одновременно можно принять в классе одно или два правила.
Слайд 27
Во взаимодействии детей инклюзивного класса практически полностью должны
быть исключены соревновательные моменты между детьми во избежание взаимных упреков
и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.
Регулярная смена видов деятельности и форм общения позволяет всем детям в классе без исключения снять напряжение и
повысить внимание
друг к другу.
Слайд 28
Педагогу необходимо планировать совместную деятельность: проводить праздники, коллективные творческие
дела, экскурсии и т.д.
Слайд 29Формы совместной работы:
проведение в классе структурированного занятия «Круг» в
начале дня;
проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу
общения всех детей;
внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.
Слайд 30
Пространство класса делится на зоны: учебную и игровую. Это
дает возможность проводить занятия с частью детей не только за
партой, но и на полу или за игровым столом.
Игровая зона — место, где ребенок может поиграть в различные развивающие игры.
Это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу. В классе это может быть ширма, «палатка» и др.
Слайд 31 План-схема учебного кабинета
ширма
Игровая зона
Учебная зона
Слайд 32Педагогу необходимо разработать и обсудить с детьми с ОВЗ алгоритм
деятельности в различных ситуациях:
когда необходимо идти в столовую;
когда следующий урок
— физкультуры;
когда необходимо подготовиться к следующему уроку;
когда звенит звонок и т.д.
Слайд 33
В первый период посещения школы и адаптации к ее
условиям и требованиям, для облегчения адаптации можно предложить ребенку с
ОВЗ план дня в картинках. Педагог может рассматривать вместе с ребенком этот план в начале учебного дня.
Слайд 34
Обязательное установление регламентированных временем отношений для детей с
ОВЗ, который не может выдержать в стационарном положении все 35-40
минут взаимодействия.