Разделы презентаций


Малярчук Наталья Николаевна д-р. пед. наук, к-т. мед. наук заведующий кафедрой

Содержание

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ - комплексна технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординированно.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Малярчук Наталья Николаевна д-р. пед. наук, к-т. мед. наук заведующий кафедрой

возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ Психолого-педагогическое сопровождение детей с

ОВЗ

З



Малярчук Наталья Николаевна д-р. пед. наук, к-т. мед. наук  заведующий кафедрой возрастной физиологии, специального и

Слайд 2Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ -
комплексна технология психолого-педагогической

поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития,

обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординированно.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ -  комплексна технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в

Слайд 3Цель психолого-педагогического сопровождения- обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в

социум

Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь

(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Цель психолого-педагогического сопровождения- обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум   Задачи:- предупреждение возникновения проблем

Слайд 4Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы

- помощь в

разрешении трудностей: 1) в обучении; 2) профессиональной подготовке

и ориентации; 3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
Организационная структура службы сопровождения - психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы- помощь в разрешении трудностей: 1)   в обучении;

Слайд 5Психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПК — это комиссия, на которой происходит

комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение

возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста (учеников 1-4 классов) .
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Психолого-медико-педагогическая комиссия  ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие

Слайд 6На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком.

В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители. Все специалисты

могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. По времени обследование занимает примерно час-два.
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком.   В комиссию входят: психиатр, психолог,

Слайд 7 Что спрашивают на ПМПК?
Рассказать о себе, своих родных и друзьях:

как зовут, где живут, где работают, какой возраст.
Рассказать о

своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время.
Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия.
Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,
Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

Что спрашивают на ПМПК?  Рассказать о себе, своих родных и друзьях:

Слайд 8

Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен

объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать

лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры.

Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы

Слайд 9
Просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает

ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка –

почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими

Слайд 10Специальный федеральный государственный стандарт для детей с ОВЗ (2014 г)


специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления

первичного нарушения развития;
требуется введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Специальный федеральный государственный стандарт  для детей с ОВЗ (2014 г)   специальное обучение должно начинаться

Слайд 11Специальный федеральный государственного стандарта для детей с ОВЗ (2014 г)


необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения

(в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучение требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;
Специальный федеральный государственного стандарта  для детей с ОВЗ (2014 г)   необходимо использовать специальные методы,

Слайд 12Требования к структуре ООП начальной, средней и старшей школы

наличие программы коррекционной работы по обеспечению коррекции недостатков в

физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию помощи в освоении основной образовательной программы
Требования к структуре ООП начальной, средней и старшей школы  наличие программы коррекционной работы по обеспечению коррекции

Слайд 13Компоненты готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ
аксиологический

(отношение к инклюзии как к благу, позитивному социально-педагогическому явлению);
эмоционально-мотивационный (положительное

отношение к детям с ОВЗ);
когнитивный (знания об особенностях детей с ОВЗ и характере профессиональной инклюзивной деятельности);
операционально-компетентностный (владение опредёлёнными компетенциями инклюзивной деятельности);
оценочный (самооценка своей подготовленности в вопросах инклюзивного образования).
Компоненты готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ аксиологический (отношение к инклюзии как к благу, позитивному

Слайд 14Технологии и методы специального образования Методы обучения включают в себя - непосредственно методы

обучения (т.е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося); - методы учения (учебно-познавательная деятельность

самих обучаемых). Подразделяются на: 1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические); 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля.
Технологии и методы специального образования  Методы обучения включают в себя  - непосредственно методы обучения (т.е. направленные на взаимодействие

Слайд 15Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с

методами обучения и подразделяются на три вида: 1) информационные методы; 2) практически-действенные методы; 3)

побудительно-оценочные методы.
Методы воспитания  применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются  на три

Слайд 16 Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и

т.д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей

психических возможностей учащихся.
Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т.д. Восприятие информации зависит от уровня

Слайд 17 Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают

в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные

методы. К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.
Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование,

Слайд 18 Основное правило для учителя инклюзивного класса
Создание таких условий для

адаптации ребенка с ОВЗ к школе, в которых он будет

успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Основное правило для учителя инклюзивного класса  Создание таких условий для

Слайд 19 Условия создания комфортной адаптационной среды для детей с ОВЗ:
Рекомендуется предварительное

знакомство ребенка с ОВЗ со школой и классным кабинетом —

при встрече в августе, вместе с родителями.
Условия создания комфортной адаптационной среды для детей с ОВЗ: Рекомендуется предварительное знакомство

Слайд 20
Педагог должен детально продумать маршрут сопровождения ребенка

по школе к классному кабинету

Педагог должен детально продумать маршрут сопровождения ребенка по школе к классному кабинету

Слайд 21Если предварительное посещение школы и класса ребенком с ОВЗ не

возможно, то педагог должен до прихода ребенка с ОВЗ:

выбрать

место в классе, где будет сидеть ребенок;

обсудить где будет сидеть тьютор при включении его в процесс сопровождения.

Если предварительное посещение школы и класса ребенком с ОВЗ не возможно, то педагог должен до прихода ребенка

Слайд 22
Составить схему, по результатам опроса родителей/ тьютора,

с опорными точками, какие навыки и умения сформированы у ребенка

с ОВЗ, какая необходима помощь ребенку на уроке, или на переменах и т.д.

Составить схему, по результатам опроса родителей/ тьютора, с опорными точками, какие навыки и умения сформированы

Слайд 23
Когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, его окружает

большое количество новых людей — детей и взрослых.
В случае

с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый — учитель. Для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, можно помочь ученику с ОВЗ сделать альбомчик с фотографиями и подписанными именами.

Когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, его окружает большое количество новых людей — детей и

Слайд 24В ситуации, если ребенок сильно отличается по внешнему виду, то:

детям

следует рассказать о том, почему он не может ходить;
рассказывать

нужно спокойным голосом, без лишних подробностей;
рассказать информацию о том, как себя правильно вести по отношению к ребенку с ОВЗ;
полезно будет рассказать детям заранее, что новый ребенок может, какие у него есть положительные способности.

В ситуации, если ребенок сильно отличается по внешнему виду, то:детям следует рассказать о том, почему он не

Слайд 25
Ситуации, когда учащиеся класса спросят, почему с одним учеником

сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Я помогаю

Маше писать, ей самостоятельно писать пока трудно».
 
Со временем, когда дети
перезнакомятся друг с другом,
острота вопросов о непохожести
их одноклассника обычно спадает.
Дети просто привыкают и при
соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему необычному однокласснику.

Ситуации, когда учащиеся класса спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно

Слайд 26Основополагающий прием эффективной адаптации - это введение правил поведения в

классе
Правила вырабатываются вместе с детьми, а не предъявляются в готовом

виде.
Правила поведения в классе являются общими для всех, в том числе и для учителя.
Правила должны быть просты и понятны, не противоречить друг другу.
Правила нельзя вводить длинным списком одновременно можно принять в классе одно или два правила.

Основополагающий прием эффективной адаптации - это введение правил поведения в классе Правила вырабатываются вместе с детьми, а

Слайд 27
Во взаимодействии детей инклюзивного класса практически полностью должны

быть исключены соревновательные моменты между детьми во избежание взаимных упреков

и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.
Регулярная смена видов деятельности и форм общения позволяет всем детям в классе без исключения снять напряжение и
повысить внимание
друг к другу.
Во взаимодействии детей инклюзивного класса практически полностью должны быть исключены соревновательные моменты между детьми во

Слайд 28
Педагогу необходимо планировать совместную деятельность: проводить праздники, коллективные творческие

дела, экскурсии и т.д.


Педагогу необходимо планировать совместную деятельность: проводить праздники, коллективные творческие дела, экскурсии и т.д.

Слайд 29Формы совместной работы:
проведение в классе структурированного занятия «Круг» в

начале дня;
проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу

общения всех детей;
внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.

Формы совместной работы:  проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале дня; проведение игровых перемен, включение

Слайд 30
Пространство класса делится на зоны: учебную и игровую. Это

дает возможность проводить занятия с частью детей не только за

партой, но и на полу или за игровым столом.

Игровая зона — место, где ребенок может поиграть в различные развивающие игры.

Это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу. В классе это может быть ширма, «палатка» и др.
Пространство класса делится на зоны: учебную и игровую. Это дает возможность проводить занятия с частью детей

Слайд 31 План-схема учебного кабинета
ширма
Игровая зона
Учебная зона

План-схема учебного кабинета ширмаИгровая зонаУчебная зона

Слайд 32Педагогу необходимо разработать и обсудить с детьми с ОВЗ алгоритм

деятельности в различных ситуациях:


когда необходимо идти в столовую;
когда следующий урок

— физкультуры;
когда необходимо подготовиться к следующему уроку;
когда звенит звонок и т.д.

Педагогу необходимо разработать и обсудить с детьми с ОВЗ алгоритм деятельности в различных ситуациях:	когда необходимо идти в

Слайд 33
В первый период посещения школы и адаптации к ее

условиям и требованиям, для облегчения адаптации можно предложить ребенку с

ОВЗ план дня в картинках. Педагог может рассматривать вместе с ребенком этот план в начале учебного дня.
В первый период посещения школы и адаптации к ее условиям и требованиям, для облегчения адаптации можно

Слайд 34
Обязательное установление регламентированных временем отношений для детей с

ОВЗ, который не может выдержать в стационарном положении все 35-40

минут взаимодействия.

Обязательное установление регламентированных временем отношений для детей с ОВЗ, который не может выдержать в стационарном

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика