Слайд 2Цель урока:
Образовательные:
• формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом
на уроках
Развивающие:
• формирование умений обыгрывать ситуации
Воспитывающие:
•развитие познавательной активности
•умение общаться
в группах
Слайд 3
План.
1.Классификация социальных групп.
2.Малая группа.
3.Динамические процессы в группе.
Слайд 4Социальная группа-организованная устойчивая общность людей, объединённых общими интересами, значимыми целями,
совместной деятельностью и определённой внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей.
Слайд 5
Малая группа-немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определённым видом
деятельности и находящиеся в непосредственном личном общении.
Слайд 6Черты малой группы
Определенный способ взаимодействия
Чувство принадлежности к данной группе
Индентичность группы
с точки зрения посторонних
Слайд 7Признаки малой группы
1. Соприсутствие людей в пространстве и времени
2. Наличие
устойчивой цели.
3. Существование лидера.
4. Нормы формирования определённого поведения.
5. Наличие определённых
ролей
Слайд 9основания для классификации малых групп.
1-я по критерию – форма организации
групп:
• формальные – группы, возникающие перед организацией, в которую включена малая
группа.
• Неформальные – группы, которые зарождаются непроизвольно.
2-я по критерию – степень психологического принятия со стороны личности:
• Референтная –группа людей, мнение и оценка которых значима для индивида и к которой он добровольно себя причисляет.
• Группа членства-реальная группа, членом которой является данной индивид.
3-я по критерию –уровень развития группы:
•Коллектив Диффузные группы Ассоциации Корпорации
Слайд 10 Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются
на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий.
Они возникают
без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур.
Слайд 11Референтные группы.
Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости
группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы
и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.
Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами.
Слайд 12Функции референтной группы:
1. Нормативная функция состоит во влиянии группы на
нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида.
2. Сравнительная
функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает для индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других.
Слайд 13МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ. виды отношений.
Отношения, возникающие на должностной основе,
называют официальными.
В отличие от них на базе личного отношения
человека к человеку в группе складываются неофициальные отношения.
Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены прежде. всего симпатиями и антипатиями.
отношения по вертикали (межличностные связи между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение).
А также рациональные и эмоциональные.
Слайд 14ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Одним из аспектов изучения
малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый)
— состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Слайд 15современный российский психолог А. В. Петровский, группу условно делит на
три слоя.
В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты
между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости.
Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности.
В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.
Слайд 16Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей
межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские
и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.