Слайд 1Оркестр народных инструментов
Слайд 2Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то
ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли? Или в
птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
Слайд 4 ДОМРА -
струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв.
преимущественно среди скоморохов. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская,
с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.
Слайд 5 Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они
- основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим)
являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.
Слайд 6БАЛАЛАЙКА
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво
говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в
музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Слайд 7В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию.
Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Слайд 8Балалаечка гудит,
Жалко милого будить...
Балалаечка — гудок
Разорила весь домок...
Как на эту
балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.
Слайд 9ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей
в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных
инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью.
Количество струн колеблется от 55 до 66.
Слайд 10 Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без
ножек во время игры кладут на стол. Крышка инструмента с
внутренней стороны часто украшается гравюрами, олеографиями, лубочными картинками, зеркалами и т. д. В ХVIII - начале XIX в. благодаря своим отличным звуковым качествам прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными клавишными инструментами - клавикордом, спинетом и даже клавесином, а затем и фортепиано.
Слайд 11 Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века.
Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника
игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов - скоморохов.
Слайд 14 Трещётка – набор (до 20 штук) деревянных пластинок размером примерно
50 мм х 130 мм, нанизанных одним концом на две
параллельные верёвки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки.
Слайд 15 Трещётку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От
резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга. Звук
их щёлкающий. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при исполнении величальных песен.
Слайд 16Бубен
– музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной
обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с натянутой на одной
стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешивают бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляют бряцающие металлические пластинки.
Слайд 17 Ложки.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые
ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Ложки популярны
не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» — старинный предмет быта и он же — музыкальный инструмент.
Слайд 18 Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах
или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся
на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.
Слайд 19 Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из
них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую.
Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо.
Слайд 20 Рубель,
так же как и ложки, — предмет повседневного обихода
русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было,
белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.
Слайд 21 Колокольчики- их название произошло от старинной их разновидности, где звучащим
телом были настроенные на определённую высоту маленькие колокольчики. Позже их
заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками.
Слайд 22 Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все то,
что его окружает, привнести в самое обыденное элементы красоты и
творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков.
Слайд 23 Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? Колокольчик представляет собой открытую книзу
металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Звучит он только
в подвешенном вертикальном положении. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении.
Слайд 24 Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных
сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный
музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцами.
Слайд 25
Свистульки.
Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые
духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится
всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок. (Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка.)
Слайд 26 Впоследствие во всем мире подобного рода инструменты стали делать то
в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого
животного. Но суть его всегда оставалась одна: это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания.
Слайд 27 У нас на Руси инструменты такого типа народ просто назвал
свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму
и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями.
Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение.
Слайд 28 СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между
собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную
форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной.
Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.
Слайд 29 ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 -
150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным
язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий.
Слайд 30 РОЖОК
изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников,
лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали
тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Слайд 31 Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют
песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента
были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название "визгунки", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.
Слайд 32 Гармоника –
под таким названием объединяются губные и ручные гармоники.
Извлечение звука происходит в результате колебания металлических пластинок – язычков
– под воздействием струи воздуха. Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространённым, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты.
Слайд 33 В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий
инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно
более развита, чем мелодия голоса. Существуют дуэты, трио, квартеты и оркестры русских народных инструментов и становится обязательным участником многих национальных инструментальных ансамблей.
Слайд 34 БАЯН -
один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время
хроматических гармоник.
Баян отличается большой полнотой и силой звука.
Баянист может себе
позволить исполнить на эстраде простую мелодию народной песни, и публика воспримет это совершенно определенным образом, как образец фольклора. Баянист может сыграть переложение сложнейшего произведения для органа, и по звуковому колориту оно будет гораздо выгоднее представлено, чем это могло бы сделать фортепиано.
Слайд 35 Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров
за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и
небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединяются другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.
Слайд 36Кугиклы или кувиклы, кувычки
— это многоствольная флейта, русская разновидность
флейты Пана. Изготовлялась обычно из стеблей куги (камыша).
Слайд 37Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из
цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками
Слайд 40О русском оркестре
Русского народного оркестра
мелодичен, музыкален звук.
Песней радует баян чудесно,
душу
изливает всем вокруг.
Домры, словно девушки, страдают,
плачут и тоскуют о любви.
Балалайки
ласково играют -
Родины, России соловьи.
Инструментов голоса сольются
благозвучной гаммою цветов,
яркою картиной разовьются
полноводных рек, густых лесов.
Музыка родной природы нежно
светлой грустью сердце озарит,
расплеснётся красотой безбрежно
и щемящей нотой зазвенит.
Зазвучит и мощно, и свободно,
широко, протяжно, глубоко,
как душа народа, благородно,
как Россия, свято, высоко!