Разделы презентаций


Оркестр народных инструментов

Содержание

Ты откуда, русская, зародилась музыка?То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Оркестр народных инструментов

Оркестр народных инструментов

Слайд 2Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то

ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли? Или в

птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
Ты откуда, русская, зародилась музыка?То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?В радости ли, в

Слайд 4 ДОМРА -
струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв.

преимущественно среди скоморохов. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская,

с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.
ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Корпус делают из гнутых

Слайд 5 Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они

- основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим)

являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая. 
Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки

Слайд 6БАЛАЛАЙКА  O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво

говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в

музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
БАЛАЛАЙКА  O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные

Слайд 7В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию.

Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.

В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт,

Слайд 8Балалаечка гудит,
Жалко милого будить...
Балалаечка — гудок
Разорила весь домок...
Как на эту

балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.

Балалаечка гудит,Жалко милого будить...Балалаечка — гудокРазорила весь домок...Как на эту балалаечкуНавешаю цветов,Чтобы эта балалаечкаИграла про любовь.

Слайд 9ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей

в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных

инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью.
Количество струн колеблется от 55 до 66.


ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде продолговатого плоского ящика с крышкой.

Слайд 10 Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без

ножек во время игры кладут на стол. Крышка инструмента с

внутренней стороны часто украшается гравюрами, олеографиями, лубочными картинками, зеркалами и т. д. В ХVIII - начале XIX в. благодаря своим отличным звуковым качествам прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными клавишными инструментами - клавикордом, спинетом и даже клавесином, а затем и фортепиано.
Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без ножек во время игры кладут на стол.

Слайд 11 Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века.

Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника

игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов - скоморохов.
Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и

Слайд 14 Трещётка – набор (до 20 штук) деревянных пластинок размером примерно

50 мм х 130 мм, нанизанных одним концом на две

параллельные верёвки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки.
Трещётка – набор (до 20 штук) деревянных пластинок размером примерно 50 мм х 130 мм, нанизанных одним

Слайд 15 Трещётку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От

резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга. Звук

их щёлкающий. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при исполнении величальных песен.
Трещётку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг

Слайд 16Бубен
– музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной

обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с натянутой на одной

стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешивают бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляют бряцающие металлические пластинки.
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с

Слайд 17 Ложки.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые

ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Ложки популярны

не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» — старинный предмет быта и он же — музыкальный инструмент.
Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно

Слайд 18 Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах

или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся

на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.
Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть

Слайд 19 Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из

них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую.

Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо.
Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья

Слайд 20 Рубель,
так же как и ложки, — предмет повседневного обихода

русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было,

белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.
Рубель, так же как и ложки, — предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга

Слайд 21 Колокольчики- их название произошло от старинной их разновидности, где звучащим

телом были настроенные на определённую высоту маленькие колокольчики. Позже их

заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками.
Колокольчики- их название произошло от старинной их разновидности, где звучащим телом были настроенные на определённую высоту маленькие

Слайд 22 Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все то,

что его окружает, привнести в самое обыденное элементы красоты и

творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков.
Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все то, что его окружает, привнести в самое обыденное

Слайд 23 Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? Колокольчик представляет собой открытую книзу

металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Звучит он только

в подвешенном вертикальном положении. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении.
Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком).

Слайд 24 Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных

сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный

музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцами.
Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр

Слайд 25
Свистульки.
Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые

духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится

всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок. (Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка.)
Свистульки. Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины или фарфора.

Слайд 26 Впоследствие во всем мире подобного рода инструменты стали делать то

в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого

животного. Но суть его всегда оставалась одна: это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания.
Впоследствие во всем мире подобного рода инструменты стали делать то в виде рыбки, то в виде птички

Слайд 27 У нас на Руси инструменты такого типа народ просто назвал

свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму

и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями.
Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение.
У нас на Руси инструменты такого типа народ просто назвал свистульками. В разных районах страны они имеют

Слайд 28 СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между

собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную

форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной.

Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.

СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки

Слайд 29 ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 -

150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным

язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий.
ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен

Слайд 30 РОЖОК 
изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников,

лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали

тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
РОЖОК изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В

Слайд 31 Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют

песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента

были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название "визгунки", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.
Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На

Слайд 32 Гармоника –
под таким названием объединяются губные и ручные гармоники.

Извлечение звука происходит в результате колебания металлических пластинок – язычков

– под воздействием струи воздуха. Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространённым, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты.
Гармоника – под таким названием объединяются губные и ручные гармоники. Извлечение звука происходит в результате колебания металлических

Слайд 33 В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий

инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно

более развита, чем мелодия голоса. Существуют дуэты, трио, квартеты и оркестры русских народных инструментов и становится обязательным участником многих национальных инструментальных ансамблей.
В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия

Слайд 34 БАЯН -
один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время

хроматических гармоник. Баян отличается большой полнотой и силой звука.
Баянист может себе

позволить исполнить на эстраде простую мелодию народной песни, и публика воспримет это совершенно определенным образом, как образец фольклора. Баянист может сыграть переложение сложнейшего произведения для органа, и по звуковому колориту оно будет гораздо выгоднее представлено, чем это могло бы сделать фортепиано.
БАЯН - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Баян отличается большой полнотой и

Слайд 35 Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров

за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и

небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединяются другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.
Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова»

Слайд 36Кугиклы или кувиклы, кувычки
— это многоствольная флейта, русская разновидность

флейты Пана. Изготовлялась обычно из стеблей куги (камыша).

Кугиклы или кувиклы, кувычки — это многоствольная флейта, русская разновидность флейты Пана. Изготовлялась обычно из стеблей куги

Слайд 37Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из

цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками

Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными

Слайд 40О русском оркестре
 

Русского народного оркестра  мелодичен, музыкален звук.  Песней радует баян чудесно,  душу

изливает всем вокруг.  Домры, словно девушки, страдают,  плачут и тоскуют о любви.  Балалайки

ласково играют -  Родины, России соловьи.  Инструментов голоса сольются  благозвучной гаммою цветов,  яркою картиной разовьются  полноводных рек, густых лесов.  Музыка родной природы нежно  светлой грустью сердце озарит,  расплеснётся красотой безбрежно  и щемящей нотой зазвенит.  Зазвучит и мощно, и свободно,  широко, протяжно, глубоко,  как душа народа, благородно,  как Россия, свято, высоко!
О русском оркестре Русского народного оркестра  мелодичен, музыкален звук.  Песней радует баян чудесно,  душу изливает всем вокруг.  Домры,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика