Слайд 1МАРКЕТИНГ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
канд.экон.наук, доцент
Салихова Яна Юрьевна
Слайд 2Основные требования к студентам
Литература для обязательного изучения:
Мазилкина Е.И. Маркетинг в
отраслях и сферах деятельности: Учебник. – М.: Изд-во «Феникс», 2012.
Фирсанова О.В., Салихова Я.Ю. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Практикум. – СПб.: СПбГЭУ, 2013.
Маркетинг и управление потребительской ценностью: учебник / И.А. Аренков [и др.]; С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Высш. экон. шк, Каф. маркетинга. - Санкт-Петербург: Амкос, 2013
Кетова Н.П. Отраслевой маркетинг: стратегии, функции, приоритеты: учеб. пособие. – М.: Вузовская книга, 2012.
Юлдашева О.У., Халиков Г. В., Цой А. В. Покупатель будущего, новые модели потребления и сотворчество ценности: контуры маркетинга 4.0 // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018 .№2. С. 90-106.
Слайд 3Распределение часов дисциплины
Лекционные занятия – 6 часов
Семинарские занятия– 4 часа
Задание
1. – аналитическая работа
Итоговая аттестация – зачет (тест)
Слайд 4Задание 1. Аналитическая работа
1. Характеристика рассматриваемой сферы
2. Особенности и разновидности
"товара"
3. Особенности покупателей и продавцов на рынке
4. Особенности организации сбыта
и ценообразования в рассматриваемой сфере
5. Используемые коммуникации в онлайн и оффлайн среде, интенсивность коммуникаций
6. Специфика государственного регулирования в рассматриваемой сфере (требования рекламного законодательства, в отношении технологий, прочее).
Слайд 5Тема 1. Предмет, структура и задачи курса. Классификация хозяйственных сфер
деятельности
Предметом курса является специфика маркетинговой деятельности и маркетингового инструментария в
различных отраслях промышленности и хозяйственных сферах, в том числе на рынке услуг.
Задачи курса:
- сформировать представление об особенностях маркетинга в разных сферах деятельности;
- дать понятие о специфики различных направлений маркетинговой деятельности на отраслевых рынках;
- сформировать словарь профессиональной лексики маркетолога, характерной для разных сфер деятельности;
- развить навыки проведения анализа маркетинговой среды и конкурентных преимуществ предприятия на разных отраслевых рынках;
- развить навыки планирования и реализации маркетинговых политик для разных отраслевых продуктов.
Слайд 6Отрасль
Отрасль – группа компаний, производящих и продающих взаимозаменяемые (в производстве)
продукты с использованием сходной технологии и применяющих, как правило, оборудование
из одного и того же рынка факторов производства (В2В).
(Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства)
Слайд 7Базовые параметры для анализа и классификации отраслей
Экономические признаки продукции, оцениваемые
с помощью перекрестной эластичности предложения по цене;
Тип используемых технологий;
Тип оборудования,
сырья и материалов.
Слайд 8Классификаторы отраслей
NAICS (North American Industry Classification System) - США
NACE (General
Industrial Classification of Economic Activities) – Евросоюз
ISIC (International Standard Industrial
Classification of all Economic Activities)
ЕСКК ТЭИ (Единая система классификации и кодирования техно-экономической и социальной информации), ОКВЭД - РФ
Слайд 9Классификация секторов и отраслей современной экономики
1. Добывающий сектор
1.1. Сельское
хозяйство
1.2. Горнодобывающая промышленность
2. Трансформационный сектор
2.1. Строительство
2.2.
Коммунальные службы
2.3. Обрабатывающая промышленность (продовольствие, текстиль, металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, прочие обрабатывающие отрасли)
Слайд 10Классификация секторов и отраслей современной экономики
3. Распределительные услуги
3.1. Транспорт
3.2. Оптовая торговля
3.3. Розничная торговля
4. Услуги производителям (транзакционный сектор)
4.1. Финансовые услуги
4.2. Страхование
4.3. Операции с недвижимостью
4.4. Менеджериальные услуги
4.5. Бухгалтерские услуги
4.6. Юридические услуги
4.7. Маркетинговые услуги
4.8. Прочие деловые услуги
Слайд 11Классификация секторов и отраслей современной экономики
5. Сектор производства знания
5.1. Научные
и исследовательские разработки
5.2. Проектно-конструкторские разработки
6. Сектор производства информационных
технологий (средств обработки и распространения информации)
6.1. Производство и обслуживание телекоммуникационного и компьютерного оборудования (включая электронные компоненты, микрочипы)
6.2. Производство программного обеспечения
Слайд 12Классификация секторов и отраслей современной экономики
7. Сектор распространения информации и
культурных услуг
7.1. Радио и телевидение
7.2. Печатные издания (газеты,
журналы, книги)
7.3. Театры, музыка, киноиндустрия
7.4. Интернет
7.5. Почтовые услуги
Слайд 13Классификация секторов и отраслей современной экономики
8. Социальные услуги
8.1. Медицинские
и другие услуги по охране здоровья
8.2. Рекреационные услуги
8.3.
Образование
8.4. Социальное обеспечение, религиозные услуги
8.5. Неприбыльные организации
8.6. Правительство
8.7. Прочие социальные услуги (страховые, юридические и т.д.)
Слайд 14Классификация секторов и отраслей современной экономики
9. Бытовые услуги
9.1. Домашняя
прислуга
9.2. Гостиницы
9.3. Рестораны и бары
9.4. Ремонтные услуги
9.5. Прачечные
9.6. Парикмахерские, косметические кабинеты
9.7. Развлечения
9.8. Прочие бытовые услуги
Слайд 15Подходы к классификации маркетинга по сферам и отраслям (критерии)
1. В
зависимости от вида покупателя
Деловой покупатель
Розничный
В2В
В2С
2. По сферам воспроизводства
Маркетинг в сфере
производства
Маркетинг в сфере
обращения
Маркетинг в сфере
потребления
Производственный
маркетинг
Торговый
маркетинг
Маркетинг
послепродажного
сервиса и обслуживания
3. В зависимости от вида продукта
ППТН
Промышленный маркетинг
Потребит.
товары
Потребительский маркетинг
Услуги
Маркетинг услуг
Слайд 16Совмещенный подход, на котором основана логика курса
В2В
маркетинг
В2С
маркетинг
Сфера
Производства товаров
Сфера обращения
товаров
Сфера
производства
и обращения услуг
1. Маркетинг ППТН и
2. Маркетинг в
сфере производства
потребительских товаров
3. Маркетинг в сфере оптовой торговли
4. Маркетинг в сфере розничной торговли
5. Маркетинг услуг для деловых покупателей,
6. Маркетинг услуг для розничных покупателей
Слайд 17Специфика маркетинговой деятельности в отраслях и сферах зависит от
СПЕЦИФИКА СПРОСА
НА
ПРОДУКТ/УСЛУГУ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ПРОДУКТА/УСЛУГИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
В ИСТОРИЧЕСКОЙ
РЕТРОСПЕКТИВЕ
ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ СПЕЦИФИКИ СПРОСА
Природа потребностей
целевых потребителей и
- число покупателей и их характеристика
Платежеспособность покупателей
мотивация и поведение
- технологии потребления продукта и т.п.
История развития рынка
степень монополизации и мафионизации отрасли
влияние государства
дефицит ресурсов и т.п.
- Стандартная или нестандартная продукция;
Степень уникальности
- степень новизны и т.п.
спрос
продукт
рынок
Слайд 18Тема 2. Потребительский маркетинг. Понятие маркетинга В2С.
Маркетинг В2С –
маркетинг, ориентированный на широкого розничного покупателя/потребителя.
Маркетинг В2В – маркетинг, ориентированный
на деловых покупателей или покупателей-фирм (юридических лиц).
Вид товара значения не имеет.
Слайд 19Основные положения
маркетинга В2С
Маркетинг В2С – это маркетинг товаров и
услуг, направленный на конечного розничного потребителя.
Основной особенностью маркетинга В2С
- усилия направлены на формирование потенциального спроса на розничных рынках.
В2С занимается продвижением товаров, которые приобретаются или могут приобретаться розничными потребителями с целью личного потребления или использования.
Соответственно в сферу маркетинга В2С попадают все товары потребительского назначения, потребительские услуги, а также часть продукции производственно-технического назначения, имеющая хождение на потребительском рынке (например, бензин, инструмент, фурнитура, стройматериалы и т.п.) и часть деловых услуг (юридические услуги, полиграфические услуги и т.п.).
Слайд 20Тренды потребительского поведения
Приверженность ЗОЖ
Диджитализация потребительского поведения
Спрос на живое общение, социализацию,
сопричастность
Спрос на личностное развитие
Трансформация каналов коммуникации и персонализация информации
Просьюмеры
Юлдашева О.У.,
Халиков Г. В., Цой А. В. Покупатель будущего, новые модели потребления и сотворчество ценности: контуры маркетинга 4.0 // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018 .№2. С. 90-106.
Слайд 21Юлдашева О.У., Халиков Г. В., Цой А. В. Покупатель будущего,
новые модели потребления и сотворчество ценности: контуры маркетинга 4.0 //
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018 .№2. С. 90-106.
Слайд 22Модели потребления: к 2050г.
Central control
Set it and forget it /
Установи и забудь
Rise of the “Prosumer” /
Подъем «Просьюмера»
Слайд 24Просьюмер
Producer consumer
Professional consumer
Proactive consumer
Слайд 25Экономика совместного потребления
(Sharing Economy)
Брайан Чески и Джо Геббиа –
2008 г.
Слайд 26Sharing
peer-to-peer sharing
Стройшеринг
JetHunter
AirBnb
Carsharing
Слайд 27Типы компаний в экономике совместного потребления
Schor, J.B. (2014) Shopping for
shared value. London: RSA
Слайд 29Почему люди пользуются сервисами Share Economy ?
Слайд 30Факторы, влияющие на поведение потребителей в шеринговой экономике
Шалаева А.А., Ребязина
В.А., Смирнова М.М. (2018) Экономика совместного потребления как новая
бизнес модель
Слайд 31Барьеры
Шалаева А.А., Ребязина В.А., Смирнова М.М. (2018) Экономика совместного потребления
как новая бизнес модель
Слайд 32Тенденции развития рынков В2С.
Взаимосвязь социально-экономических тенденций и тенденций в потреблении
Слайд 33Влияние информационных технологий на сознание и поведение массового потребителя в
условиях формирующегося общества потребления
Человеческое сознание становится более структурированным, ограниченным и
стереотипным, подверженным внешним воздействиям и управляемым с помощью специальных информационных воздействий.
Формируется массовый человек, основной целью которого становится потребление материальных и нематериальных ценностей и получение удовольствия от комфортной жизни.
Поведение массового человека становится все менее рациональным и эмоции доминируют в процессе принятия решений (неопределенность- эмоции)
Трансформация маркетинговой деятельности
(маркетинг воздействует на потребительское сознание и создает новые потребности и технологии их потребления –
когнитивный маркетинг)
Слайд 35Формирование когнитивной концепции маркетинга
Тенденции развития внешней среды России
Экономическая среда
- Рост
доходов населения (12,6% ежегодно с 2004 года).
- Рост уровня
концентрации производства (предпринимательства) – 41% делового оборота приходится на крупные корпорации «Эксперт-400»
Крупный бизнес контролирует развитие спроса и потребностей
США – конец 60-х – аналогичная ситуация
Период расцвета крупнейших транснациональных корпораций
Теория индустриального общества Дж.К. Гэлбрейта
Смена психологической парадигмы – от бихевиоризма к когнитивизму
Слайд 36Бихевиоризм
Буквальное значение термина — наука о поведении (от англ. behavior — поведение).
S-R:
«стимул - реакция»,
то есть поведение человека является ответом на
всевозможные раздражители, стимулы, приходящие как из внешней среды (загорающаяся лампочка в опытах Павлова), так и из внутренней (чувство голода).
Слайд 37Когнитивная психология
«КП изучает то как люди получают информацию о мире,
как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти
и преобразуется в знания и, как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Задача – понять природу человеческой мысли.
Слайд 38Проявления когнитивного маркетинга
Под воздействием информационных технологий формируется массовый человек, мотивацию
которого определяют эмоции, возбужденные СМИ.
Компании-лидеры активно участвуют в формировании
новых тенденций и сегментов рынка посредством влияния на сознание потребителей и формирования определенных ожиданий и стереотипов поведения и потребления.
Объектом влияния для компаний-лидеров становится человеческое сознание.
Участие компании (а также страны) в трансформации общественного сознания является ключевым фактором конкурентоспособности современного товаропроизводителя (государства).
Слайд 39КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
Целью когнитивной концепции маркетинга является формирование круга потенциальных
потребителей компании, которые имеют схожую познавательную систему, а соответственно схожее
мышление, мировосприятие, воображение, сознание и поведение в потреблении, характеризующееся приобретением одних и тех же брендов и использованием определенных технологий потребления.
Когнитивный маркетинг нацелен на передачу потребителям знаний о товаре и технологии его потребления, а также на формирование навыков использования товара (на обучение потребителя технологиям потребления).
Слайд 40Инструменты когнитивного маркетинга
Технология потребления – это наиболее предпочтительный для конкретного
потребителя на определенном промежутке времени процесс употребления специфического сочетания определенных
продуктов/услуг (в том числе оборудования и инструментов), который удовлетворяет его потребности в какой-то сфере деятельности.
Стандарт потребления - способ потребления определенной группы продуктов и услуг, которая является общепризнанным необходимым набором, удовлетворяющим потребности и потребляемым в определенном обществе (мире, регионе, стране, городе, сегменте потребителей и т.п.).
Научение потребителя технологии потребления
Культура потребления - типы и формы организации процесса потребления, характерные для каждого типа общественно-экономической формации.
Слайд 41Взаимосвязь технологий, стандартов и культуры потребления
Продвигая технологии и стандарты потребления,
компании влияют на формирование определенной культуры потребления, которая передается из
поколения в поколение, отбирая те элементы процесса потребления, которые доказали свою жизнеспособность, действительно необходимы для сохранения и развития нации. В свою очередь, складывающаяся культура потребления определяет развитие специфики индивидуальных технологий потребления и устанавливающихся стандартов.
Элементы культуры (например, традиции потребления) являются более устойчивыми во времени по сравнению с технологиями и даже стандартами потребления.
Слайд 42Ключевые отличия
Традиционный маркетинг
Передача рекламной информации
Стимулирование сбыта в местах покупки товаров
Цель
– удовлетворить потребности
Когнитивный маркетинг
Передача знаний о товарах и технологиях их
производства и потребления
Формирование навыков и культуры потребления через обучение
Цель – научить потребителя быть удовлетворенным, видя определенный образ жизни
Слайд 43Маркетинговая концепция вовлеченности покупателей
Customer Engagement Marketing
Слайд 44Основные идеи концепции
Рост удовлетворенность, но падение лояльности покупателей
Успешные бренды
- способные не только удовлетворить своих покупателей, но и вовлечь
их в увлекательный мир бренда
Вовлеченность в противовес удовлетворенности предполагает активную позицию покупателя, который вдохновенно предан бренду, связан с ним эмоционально.
Вовлеченность означает высокий уровень мотивации покупателя, заставляющей его постоянно поддерживать бренд, взаимодействовать с ним, отслеживать и участвовать в его развитии, создавать его вместе с его собственником.
Слайд 45Покупательская вовлеченность
Вовлеченность покупателя во взаимодействие с брендом (покупательская вовлеченность) есть
характеристика степени и глубины взаимодействия покупателя с брендом, соучастия в
его развитии, измеряемые затратами времени покупателя на взаимодействие с брендом до, в процессе и после его покупки.
Вовлечение покупателя во взаимодействие с брендом есть процесс включения покупателя в непрерывное взаимодействие с компанией (ее брендом) по управляемому ею сценарию, благодаря которому затрачиваемые покупателем энергия и время трансформируются в устойчивый интерес к бренду. Вовлечение во взаимодействие с брендом характеризует стратегический аспект маркетинговой деятельности компании.
Маркетинговая концепция вовлечения покупателей сформировалась на основе концепции управления лояльностью покупателей и нацеливает на использование комплекса on- и off-line маркетинговых коммуникаций.
Слайд 46Инструменты маркетинговых стратегий вовлечения покупателей во взаимодействие с брендом
Слайд 47Уровни вовлеченности
эмоциональное вовлечение потребителя, которое достигается привлекательной и запоминающейся рекламой
товаров и услуг, предлагаемых компанией
передача потребителю некоторых функций, ранее выполнявшихся
компанией
предложение компанией потребителям возможности приобрести уникальный опыт личного участия
Слайд 48Уровни вовлеченности
предложение компанией на выбор различных способов решения возникших у
потребителей проблем
компания и потребитель совместно участвуют в разработке нового продукта
Слайд 49Концепции вовлечения потребителей
Обратная связь
Кастомизация
Массовое сотрудничество
Со-производство
Совместное создание ценности
Слайд 50Обратная связь
характеризуется взаимодействием потребителя с компанией на начальных этапах разработки
услуги/товара (предложение идей по созданию новых или усовершенствованию уже имеющихся
услуг/товаров).
обратная связь по инициативе потребителя
Слайд 51Кастомизация
Сотрудничество компании и потребителя преимущественно на этапе предложения/обсуждения/отбора идей по
усовершенствованию/разработке услуг/ товаров, в результате которого создается персонализированная потребительская ценность.
Активная роль принадлежит потребителю.
Слайд 52Совместное производство
Привлечение потребителя к сотрудничеству с компанией на этапе тестирования/производства/потребления
услуги/товара, результатом которого является создание стандартной потребительской ценности. Активной стороной
взаимодействия может выступать как компания, так и потребитель (в случае, когда потребитель по собственной инициативе становится партнером компании.
Слайд 53Массовое сотрудничество
предполагает коллективное действие, при котором множество участников действуют независимо
друг от друга, но при этом работают над одним проектом.
Слайд 54Совместное создание ценности
Ценность для потребителя
заключается как в комплексе материальных и
эмоциональных выгод, созданных совместно с компанией, так и в приобретаемом
персонализированном опыте
Ценность для компании
выражается в росте знания о клиенте, на основе которого она может создать лучшее предложение потребительской ценности на рынке
[Prahalad, Ramaswamy, 2004]
Слайд 55Теоретическая основа концепции ССЦ
Теория открытых инноваций
Сервисно-доминирующая логика маркетинга
Маркетинг взаимодействия
Слайд 56Роли потребителей в процессе ССЦ [Bettencourt, 1997]
потребитель как консультант,
потребитель как
промоутер,
потребитель как человеческий ресурс для компании