Слайд 1 Маркова Алла Викторовна,
ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской
области», кандидат педагогических наук, доцент
Методологическое основание стандарта: системно-деятельностный подход
Слайд 2Система дидактических принципов позволяет организовать единый учебно-воспитательный и здоровьесберегающий процесс,
адекватный требованиям ФГОС.
Су Дун По (средневековый китайский поэт)
«Взгляни горе в
лицо − тупа вершина,
А сбоку погляди − она остра.
Иди навстречу − и гора все выше,
Иди назад − и ниже все гора...
О нет, она свой облик не меняет,
Гора одна и та же − в этом суть.
А превращенья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть».
Принцип вариативности
Слайд 3Аристотель
«Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и
не ждать тех, кто сзади».
Принцип минимакса
В.А. Сухомлинский
«Всели в ученика
веру в себя, в успех».
«Моральные силы для преодоления своих
слабых сторон ребенок черпает в своих успехах».
Принцип психологической комфортности
Слайд 4ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания,
при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации,
а в процессе собственной учебной деятельности.
Слайд 5УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ −
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ −
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ −
УМЕНИЕ
УЧИТЬСЯ −
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный
характер.
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ − умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность и ее рефлексию (то есть знание ее структуры, составляющих ее УУД, умение выполнять все УУД и осуществлять их рефлексию).
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ ФГОС
Слайд 6С–16
Структура учебной деятельности
Делаю сам!
Слайд 7Цель
Структура учебной деятельности
(педагогическая версия)
Слайд 8Рефлексивный метод
Само-оценка
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам
нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству
приобретать знания с затруднениями»
Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век
Структура учебной деятельности
(педагогическая версия)
Слайд 9Типология уроков деятельностной направленности.
Основная структура уроков деятельностной направленности
Слайд 10Основные цели:
Познакомить с типологией уроков деятельностной направленности
Познакомить с логикой
построения урока открытия нового знания
Слайд 11Урок введения нового знания
Урок закрепления изученного материала
Урок систематизации и обобщения
Урок
контроля
ТРАДИЦИОННАЯ ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Слайд 12Типы уроков деятельностной направленности
1. Урок открытия нового знания
Слайд 13Типы уроков деятельностной направленности
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
Слайд 14Типы уроков деятельностной направленности
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок построения системы знаний
Слайд 15Типы уроков деятельностной направленности
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ
(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)
1)
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Слайд 17ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ
(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И
ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ
1)
2)
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Слайд 18УРОК РЕФЛЕКСИИ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.
ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ,
СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ
1)
2)
Слайд 19Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»
2
1
Слайд 20Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»
2
1
3
Слайд 212
1
И
И – исследование
где возникло затруднение?
4
Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»
3
Слайд 222
1
И
И – исследование
где возникло затруднение?
К
К – критика
почему оно возникло?
5
Аксиома. «Рефлексивная
самоорганизация»
4
3
Слайд 232
1
И
И – исследование
где возникло затруднение?
К
К – критика
почему оно возникло?
П
П –
проект
устранение причины затруднения
6
Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»
5
4
3
Слайд 24Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»
где
1 – выполнение нормы, которое привело к
затруднению;
2 – фиксирование затруднения;
3 – выход в пространство мышления;
4 –
анализ ситуации (исследование);
5 – выявление причины затруднения (критика);
6 – проектирование;
7 – возвращение в пространство выполнения нормы;
8 – реализация проекта.
Слайд 25Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок
построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля
Слайд 26УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 27УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1)
2)
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 28Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок
построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля
Слайд 29УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ
Слайд 30УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ
СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1)
2)
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Слайд 31Логика построения урока ОНЗ на основе ТДМ
Что я не знаю?
Сам
найду способ.
Слайд 32
Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа:
включение учащихся в
учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Слайд 33
Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа:
включение учащихся в
учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Знаю что значит уметь
учиться
Слайд 34
Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа:
включение учащихся в
учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Знаю что значит уметь
учиться
2.
Слайд 35
Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа:
включение учащихся в
учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Знаю что значит уметь
учиться
Что я не знаю?
Сам найду способ.
(норма учебной деятельности)
2. Хочу учиться
3. Могу учиться (содержательные рамки)
4. Зачем мне надо учиться
Слайд 362. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Цель
этапа:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Слайд 371. Актуализация необходимых ЗУН
2. Обобщение ЗУН
Слайд 381. Актуализация необходимых ЗУН
3. Пробное учебное действие
2. Обобщение ЗУН
Слайд 391. Актуализация необходимых ЗУН
3. Пробное учебное действие
4. Фиксация затруднения
2. Обобщение
ЗУН
Слайд 401. Актуализация необходимых ЗУН
3. Пробное учебное действие
4. Фиксация затруднения
2. Обобщение
ЗУН
Слайд 41Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать.
Фиксация невозможности получить
запланированный результат.
Слайд 423. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
Цель этапа:
выявление и
фиксация места и причины затруднения.
1. Перестаю действовать –
начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение?
(место)
4. Почему оно возникло?
(причина)
Слайд 43Я НЕ ЗНАЮ
УЗНАТЬ
ПРИЧИНА
?
?
Ц Е Л Ь
Затруднение – причина –
цель.
ЗАТРУДНЕНИЕ
Я НЕ МОГУ
?
Слайд 444. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)
Цель этапа:
постановка цели
учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
1. Какое знание строю, чему учусь?
(цель проекта)
2. Как строю и с помощью чего?
(выбор способа и средств)
3. План построения нового знания.
Слайд 455. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)
Цель этапа:
построение и
фиксация нового знания.
1. Реализация построенного проекта
2. Фиксация нового знания
в речи и знаково
(эталон)
3. Решение задачи, вызвавшей затруднение
ЭТАЛОН:
1. Грамотный – без математических ошибок.
2.
Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ – хорошо им знаком и понятен.
ЭТАЛОН – инструмент для решения задач данного типа
ЭТАЛОН:
1. Грамотный – без математических ошибок.
2.
Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ – хорошо им знаком и понятен.
ЭТАЛОН – инструмент для решения задач данного типа
Слайд 486. Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи (4–5
мин)
1. Решение типовых заданий
на новое знание
2.
Проговаривание во внешней речи
(всеми учащимися)
Цель этапа:
применение нового знания в типовых заданиях.
Слайд 497. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(3–5
мин)
Цель этапа:
самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
1.
Выполнение самостоятельной работы
(решение типовых заданий)
2. Самопроверка
(по эталону для самопроверки)
Слайд 507. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(3–5
мин)
Цель этапа:
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
1.
Выполнение самостоятельной работы
(решение типовых заданий)
2. Самопроверка
(по эталону для самопроверки)
3. Коррекция ошибок
Слайд 517. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(3–5
мин)
Цель этапа:
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
1.
Выполнение самостоятельной работы
(решение типовых заданий)
2. Самопроверка
(по эталону для самопроверки)
3. Коррекция ошибок
4. Ситуация успеха
Слайд 521. Границы применимости нового знания
2. Задания, в которых новое
знание связывается с ранее изученными
3. Задания на повторение
4. Задания
на пропедевтику изучения
последующих тем
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа:
включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Слайд 539. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа:
соотнесение цели
урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода
построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности
(затруднение, цель, результат,
как достигнут результат)
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание
Слайд 549. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа:
соотнесение цели
урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода
построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности
(затруднение, цель, результат,
как достигнут результат)
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание
Слайд 559. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа:
соотнесение цели
урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода
построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности
(затруднение, цель, результат,
как достигнут результат)
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание
Слайд 56Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
Слайд 57Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
1) Мотивация к учебной
деятельности
Слайд 58Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
2
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
Слайд 591
2
3
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и
причины затруднения
Слайд 601
2
3
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
4
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и
причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 611
2
3
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
4
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и
причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
5
Слайд 621
2
3
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
4
5
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и
причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
5
6
Слайд 631
2
3
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
4
5
5
6
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и
причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7
Слайд 64Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
1) Мотивация к учебной
деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и
причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8) Включение в систему знаний и повторение
1
2
5
6
8
3
4
7
Слайд 65ТДМ
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ
1
2
5
6
9
8
3
4
7
1) Мотивация к
учебной деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места
и причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8) Включение в систему знаний и повторение
9) Рефлексия учебной деятельности
на уроке
Слайд 662 группы
1 группа
Учащиеся, которые не выявили
затруднений
2 группа
Учащиеся, которые выявили
затруднения
Самопроверка по
эталону для самопроверки
Решение задач
более высокого уровня сложности
?
+
Самопроверка
Слайд 67Принцип деятельности
Аристотель
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь».
Н.А. Рубакин
«Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования».
Жан-Жак Руссо
«Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам».
А. Дистервег
«Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить».
Бернард Шоу
«Единственный путь, ведущий к знанию, − это деятельность».
Слайд 681. Какие типы уроков деятельностной
направленности Вы знаете?
2. В
чем заключается принципиальное отличие
уроков деятельностной направленности
от традиционных уроков?
Слайд 69Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
Слайд 70Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
Слайд 71Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок
построения системы знаний
Слайд 72Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок
построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля
Слайд 73Принципиальное отличие
уроков деятельностной направленности
от традиционных
уроков:
системная реализация деятельностных
целей образования.
Ученик является субъектом учебной деятельности.
Слайд 741. Назовите два основных шага учебной
деятельности на уроке ОНЗ.
Слайд 75Логика построения урока ОНЗ на основе ТДМ
Что я не знаю?
Сам
найду способ.
Слайд 77Творческих успехов
и хорошего настроения!