Разделы презентаций


Pakhomova N.V. - 2012-13 1 Современные рынки: основные подходы к

Содержание

Pakhomova N.V. - 2012-13Пахомова Н.В., Рихтер К.К. (2009) Экономика отраслевых рынков и политика государства. М. «Экономика»Besanko D., Dranove D., Shanley M., Schaefer Sc. (2007) Economics of Strategy. 4-th Ed. John Wiley

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Pakhomova N.V. - 2012-13
Современные рынки: основные подходы к анализу
Стратегическое позиционирование

фирмы в конкурентной среде
Олигополия: кооперативные модели
Методика проведения отраслевого анализа
Результативность фирм

(рынков) и конкурентная политика

Отраслевые рынки и конкурентная политика - модули

Pakhomova N.V. - 2012-13Современные рынки: основные подходы к анализуСтратегическое позиционирование фирмы в конкурентной средеОлигополия: кооперативные моделиМетодика проведения

Слайд 2Pakhomova N.V. - 2012-13
Пахомова Н.В., Рихтер К.К. (2009) Экономика отраслевых

рынков и политика государства. М. «Экономика»
Besanko D., Dranove D., Shanley

M., Schaefer Sc. (2007) Economics of Strategy. 4-th Ed. John Wiley and Sons.
Pepall L., Richards D., Norman G. (2008) Industrial organization: contemporary theory and empirical application. 4-th ed. Blackwell Publishing (Pepall, 2008)
Lyons Br.(ed.) (2009) European Competition Policy. The Economic Analysis. Cambridge: Cambridge Uni.Press
Shepherd W.G., Shepherd J.M. (2004) The Economics of Industrial Organization. Illinois. Waveland Press.
Шумпетер Й. (1982) Конкуренция и теория экономического развития. М.: Прогресс

Industrial Markets & Competition Policy - литература

Pakhomova N.V. - 2012-13Пахомова Н.В., Рихтер К.К. (2009) Экономика отраслевых рынков и политика государства. М. «Экономика»Besanko D.,

Слайд 3Pakhomova N.V. - 2012-13
Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. (2010)

Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике. М.: Финансы и статистика;

ИНФРА-М
Князева И.В. (2010) Антимонопольная политика в России. М.
Кротов М.И. (2011) Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ. СПб:Издат.дом СПбГУ
Портер М.Е. (2006) Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 2-е изд. М.: Альпина.
Чернова Е.Г., Пахомова Н.В. (ред.) (2011) Российский рынок M&A: направления и перспективы развития. СПб., СПбГУ
Девин Дж., Эйнав Л. (2012) Эмпирические исследования отраслевых рынков: основные достижения// Вопросы экономики. № 1. С. 21-40
Гурова И., Ефремова М. (2012) Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации // Вопросы экономики. № :. С. 110-126.

Industrial Markets & Competition Policy- литература

Pakhomova N.V. - 2012-13Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. (2010) Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике. М.:

Слайд 4Pakhomova N.V. - 2012-13
ФЗ № 135 «О защите конкуренции» 26.10.2006

(с изм. и доп.)
ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» (в

редакции от 27.12.2009)
ФЗ № 147 «О естественных монополиях» (от 17.08.1995) – с изм.и доп.
ФЗ № 381 «Об основах гос.регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009
План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и и соверешнствование антимонопольной политики». Утвержден распоржением Правительства Рф от 28.12.2012.
Вестник McKinsey – Интернет-версия: http://www.mckinsey.com/russianquarterly/
Журнал «Эксперт» - Интернет-версия: www.expert.ru
Газета «Ведомости» - Интернет-версия: www.vedomosti.ru
Институт комплексных стратегических исследований – Интернет-версия: www.icss.ac.ru

Industrial Markets & Competitive Policy - литература

Pakhomova N.V. - 2012-13ФЗ № 135 «О защите конкуренции» 26.10.2006 (с изм. и доп.)ФЗ № 208 «Об

Слайд 5Pakhomova N.V. - 2012-13
www.marketing.rbc.ru www.rbcdaily.ru www.quote.ru.
Федеральная служба

гос.статистики (Росстат) – Интернет-версия: www.gks.ru
Российский стат.ежегодник – 2011 год –

Интернет-версия:
http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135087342078
«СПАРК-Интерфакс» - Интернет-версия: www.spark-interfax.ru (платная подписка)
Министерство промышленности и торговли – Интернет-версия: http://www.minprom.gov.ru/activity
Министерство экономического развития: www.economy.gov.ru/
Федеральная антимонопольная служба – Интернет-версия: http://www.fas.gov.ru/analisys/index.shtml
Федеральная таможенная служба – Интернет-версия: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/

Industrial Markets & Competitive Policy

Pakhomova N.V. - 2012-13www.marketing.rbc.ru www.rbcdaily.ru  www.quote.ru.  Федеральная служба гос.статистики (Росстат) – Интернет-версия: www.gks.ruРоссийский стат.ежегодник –

Слайд 6Pakhomova N.V. - 2012-13
Критерии оценки знаний
Всего: 70 баллов, в т.ч:
Итоговый

тест – 40 (для положительной оценки ≥

20 б.)
Лекции, семинары – 14 (посещаемость)
Презентация – 7 баллов (1-4 гл уч. Пахомова, Рихтер)
Проект (анализ отраслевого рынка) – 9 баллов
70 – 63 б.: «5» - отлично (А)
62 – 56 б.: «4+» - очень хорошо (B)
55 – 49 б.: «4» - хорошо (С)
48 – 42 б.: «3» - удовлетворительно (D)
41 – 35 б.: «3-» - посредственно (Е)
< 35 «2» - неудовлетворительно (F)
Презентация и проект – обязательные условия допуска к экзамену
Pakhomova N.V. - 2012-13Критерии оценки знанийВсего: 70 баллов, в т.ч:Итоговый тест   –  40 (для

Слайд 7Pakhomova N.V. – 2011-12
Почему некоторые успешные фирм - крупные, а

другие – средние и даже малые
Кого надо поддерживать в

условиях кризиса: опыт России, Германии, Франции
Какие по размеру компании и на каких рынках наиболее активны в области инноваций?
В чем причина неудач покупок российскими компаниями иностранных активов накануне кризиса 2007-8 гг?
Сделки M&A - почему до недавнего времени компании ЕС уступали фирмам США?
В чем причины относительно высокой инфляции в РФ (8-е место в Европе)
сговоры производителей
доминирующее положение розничных сетей (продовольствие)
доминирование дистрибьюторов (на рынке лекарств)
тарифы естественных монополий?
Pakhomova N.V. – 2011-12Почему некоторые успешные фирм - крупные, а другие – средние и даже малые Кого

Слайд 8Pakhomova N.V. - 2012-13
1.1. Основные подходы к анализу рынков и

конкурентной ситуации
1.2. Базовые параметры отраслевого анализа
1.3. Барьеры входа и выхода


Модуль 1. Современные рынки: основные подходы к анализу

Pakhomova N.V. - 2012-131.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации1.2. Базовые параметры отраслевого анализа1.3. Барьеры

Слайд 9Pakhomova N.V. - 2012-13
1.1. Основные подходы к анализу рынков и

конкурентной ситуации
Пахомова Н.В., Рихтер К.К., уч.2009, гл. 1, 4, 5
Belleflamme

Paul, Peitz Martin (2010) Industrial Organization: Market and Strategies. Ch. 1-2
Pakhomova N.V. - 2012-131.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуацииПахомова Н.В., Рихтер К.К., уч.2009, гл.

Слайд 10Pakhomova N.V. - 2012-13
Статическая микроэкономика – табл. 1.1.
Маркетинговый - акцент

на сегментацию рынка, анализ рыночного поведения покупателей, ценовую политику и

т.п.
ЭКООТР (продвинутый уровень) - табл.1.2; рис. 1.1
Стратегический менеджмент: SWOT analysis, др. → модуль 2
Современная модель 5-ти конкурент-ных сил Портера -
Для проведения исследований, подготовки диссертаций надо знать и уметь применять все подходы


1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13Статическая микроэкономика – табл. 1.1.Маркетинговый - акцент на сегментацию рынка, анализ рыночного поведения покупателей,

Слайд 11Pakhomova N.V. - 2012-13
Объект исследования ЭКООТР:
Рынки, обладающие различными структурами и

свойствами товаров/услуг
Поведение (стратегии) их участников (фирм)
Результативность этих решений

(стратегий)
Воздействие государства на функционирование рынков, их участников и результаты – рис.1.1

1.1. Основные подходы к анализу рынков …

Pakhomova N.V. - 2012-13Объект исследования ЭКООТР:Рынки, обладающие различными структурами и свойствами товаров/услуг Поведение (стратегии) их участников (фирм)

Слайд 12Pakhomova N.V. - 2012-13
Рис. 1.1. ЭКООТР
Government (incl. Competition) policy

Pakhomova N.V. - 2012-13Рис. 1.1. ЭКООТР Government (incl. Competition) policy

Слайд 13Pakhomova N.V. - 2012-13
Рыночные структуры: акценты анализа в ЭКООТР:
Не хрестоматийный

(экстремальный – У. Шеферд) вариант рынка с совершенной конкуренцией -

значим для небольшого по объему сектора современной экономики
(1) Рынки с несовершенной конкуренцией
1.1.олигополии, жесткие и свободные, рынки с олигополистическим ядром* , с доминирующей фирмой
1.2. рынки монополистической конкуренции
(2) Оценка сравнительной эффективности монополии и конкурентных рынков – т.5
(3) Анализ различных форм монополий
естественных, правовых, двусторонних

1.1. Основные подходы к анализу рынков…

Pakhomova N.V. - 2012-13Рыночные структуры: акценты анализа в ЭКООТР:Не хрестоматийный (экстремальный – У. Шеферд) вариант рынка с

Слайд 14Pakhomova N.V. - 2012-13
Таблица 1.2. Основные типы рынков: от чистой

монополии до эффективной конкуренции (Shepherd W.G., Shepherd J.M.,2004)

Pakhomova N.V. - 2012-13Таблица 1.2. Основные типы рынков: от чистой монополии до эффективной конкуренции (Shepherd W.G., Shepherd

Слайд 15Pakhomova N.V. - 2012-13

Pakhomova N.V. - 2012-13

Слайд 16 1.1. Основные подходы к анализу рынков…
Географические границы рынков:
Локальные рынки -

продовольствие
Региональные рынки – жилая недвижимость
Национальные рынки – строительные материалы (кирпич)
Международные

рынки – банковские услуги
Глобальные рынки – нефтяной, газовый, автомобильный, фармацевтические ср-ва

Pakhomova N.V. - 2012-13

1.1. Основные подходы к анализу рынков… Географические границы рынков:Локальные рынки - продовольствиеРегиональные рынки – жилая недвижимостьНациональные

Слайд 17Pakhomova N.V. - 2012-13
Рост отрасли (рынка) и этап ее жизненного

цикла
Fig.: 1.2. Жизненный цикл отрасли (Портер М.)
Time
Introduction
Growth
Maturity
Decline
Industry sales
IndM&CP:

старые и новые рынки
Pakhomova N.V. - 2012-13Рост отрасли (рынка) и этап ее жизненного цикла Fig.: 1.2. Жизненный цикл отрасли (Портер

Слайд 18Pakhomova N.V. - 2012-13
Традиционные рынки - стадия зрелости/ упадка
мировой рынок

нефти - упадок к 2030 г.
Растущие рынки:
Внутри каждой из

отраслей (напр., текстильной) – растущие высокотехнологичные сегменты: Эксперт 2012 №47 и 48
Отрасли 6-го технологического уклада для новой экономики
Отрасли зеленой экономики (биоэкономики ЕС) – табл. 1.5
dynamic area with enormous growth potential and clear practical relevance for global challenges such as climate change, water and food – OECD Report STI. Outlook.2010
Производство сланцевого газа (альтернативная энергетика)

IndM&CP: новые и старые рынки

Pakhomova N.V. - 2012-13Традиционные рынки - стадия зрелости/ упадкамировой рынок нефти - упадок к 2030 г. Растущие

Слайд 19Pakhomova N.V. - 2012-13
Таблица 1.5. Сектора и отрасли зеленой экономики

в ЕС, 2011

Pakhomova N.V. - 2012-13Таблица 1.5. Сектора и отрасли зеленой экономики в ЕС, 2011

Слайд 20Pakhomova N.V. - 2012-13
Рынки и их разновидности – расширение представлений

в ЭКООТР
позволяют продавцам и покупателям производить денежный обмен продукцией

и услугами
Продукция / услуги могут быть:
однородными – электроэнергия
дифференцированными – различные сорта стали
Рынки могут существовать
в физическом (географическом) пространстве
виртуально – насколько применимы общие подходы и специфика анализа, включая опросы

1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13Рынки и их разновидности – расширение представлений в ЭКООТР позволяют продавцам и покупателям производить

Слайд 21Pakhomova N.V. - 2012-13
Также различают рынки:
Сырьевых товаров (первичный сектор –

NB для России)
Конечной продукции (вторичный сектор)
Услуг (третичный сектор)
Результатов интеллектуальной деятельности

(четвертичный сектор) –
NB интеллектуальная собственность, патентная защита


1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13Также различают рынки:Сырьевых товаров (первичный сектор – NB для России)Конечной продукции (вторичный сектор)Услуг (третичный

Слайд 22Pakhomova N.V. - 2012-13
Различают рынки, стратегии на них и методы

регулирования (институты) – Американская маркетинговая ассоциация (1948), Кабраль
(1) Общедоступные товары

- convenience goods
(2) Search goods (SG) - разыскиваемые блага (товары поиска) - shopping goods
(3) Experience goods – экспериментальные (проверяемые) товары
(4) Доверительные товары (услуги)

1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13Различают рынки, стратегии на них и методы регулирования (институты) – Американская маркетинговая ассоциация (1948),

Слайд 23Pakhomova N.V. - 2012-13
(2) Search goods (SG) - разыскиваемые, товары

поиска; в маркетинге - shopping goods
Потребителями до покупки делается множество

сопоставлений (качество, цена, стиль, комфорт, др.)
В большей мере подвержены субституции и ценовой конкуренции
потребители могут легко убедиться в правомерности цены и сопоставить продукцию с ее возможными заменителями
Обычно дороже общедоступных товаров
Покупатель выбирает и между различными продавцами
Продавцы для привлечения покупателей формируют отделы в «активных зонах» торговых центров
Учет в: ценовой политике (η относительно высокая)
реклама - информационная функция
маркетинг - локализация…

1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13(2) Search goods (SG) - разыскиваемые, товары поиска; в маркетинге - shopping goodsПотребителями до

Слайд 24Pakhomova N.V. - 2012-13
(3) Experience Goods (EG) – экспериментальные (проверяемые)

блага
Их параметры (качество, цена, др.) трудно заранее наблюдать / оценить

– рынок РС, туристские услуги
Классический пример рынок подержанных авто NB:
асимметрия информации →
оценка качества – стандарты и т.п.
ценообразование – спрос менее эластичен, низкие цены нецелесообразны
реклама – акцент на убеждающую функцию

1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13(3) Experience Goods (EG) – экспериментальные (проверяемые) благаИх параметры (качество, цена, др.) трудно заранее

Слайд 25Pakhomova N.V. - 2012-13
(4) Доверительные товары (блага)
Медицинские, юридические, логистические, образовательные,

информационные… услуги -
качество сложно определить даже после потребления
Институциональная терминология:


товары, оценка качества которых даже после заключения контракта
связана для покупателя с издержками
NB: асимметрия информации
оценка качества – стандарты, рейтинги
реклама – убеждающая функция
репутация

1.1. Основные подходы к анализу рынков и конкурентной ситуации

Pakhomova N.V. - 2012-13(4) Доверительные товары (блага)Медицинские, юридические, логистические, образовательные, информационные… услуги - качество сложно определить даже

Слайд 26Pakhomova N.V. - 2012-13
Сетевые товары: товар обладает сетевым эффектом,
если

полезность каждого из его потребителей ↑ при ↑ числа пользователей

данного или сопоставимого с ним товара
Две основные разновидности:
С прямым сетевым эффектом – телефонная связь – чем > потребителей в сети > возможности телекоммуникации
С системным сетевым эффектом – рынки банковских карт
Полезность для владельцев ↑ с ↑ числа принимающих их магазинов
Одновременно для магазинов: чем > число владельцев карт, тем выше их ценность
NB – стандартизация и госполитика

Рынки с сетевыми товарами и стратегии бизнеса

Pakhomova N.V. - 2012-13Сетевые товары: товар обладает сетевым эффектом, если полезность каждого из его потребителей ↑ при

Слайд 27Pakhomova N.V. - 2012-13
1.2. Базовые параметры отраслевого анализа
Пахомова Н.В., Рихтер

К.К., уч.2009, гл 4, 5
Belleflamme Paul, Peitz Martin (2010) Industrial

Organization: Market and Strategies. Ch. 1-2
Pakhomova N.V. - 2012-131.2. Базовые параметры отраслевого анализаПахомова Н.В., Рихтер К.К., уч.2009, гл 4, 5Belleflamme Paul, Peitz

Слайд 28Pakhomova N.V. - 2012-13
Анализ отраслевых рынков (обобщение позиций Бейна, Шеферда,

Шерера, др.):
Уровень концентрации, распределение рыночных долей продавцов
Структура пр-ва

и издержек предприятия как определители размера бизнеса – make or buy (п.2.1)
Экономические признаки продукции (качество, степень диференциации, близость к субститутам)
Барьеры входа и выхода, погруженные издержки – п.1.3
Обеспеченность информацией
Концентрация и рыночная власть покупателей – торговые сети для поставщиков продовольствия
Условия, определяющие покупательский спрос (тренды, циклические и сезонные колебания ) – стоительная отр.


1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Анализ отраслевых рынков (обобщение позиций Бейна, Шеферда, Шерера, др.): Уровень концентрации, распределение рыночных долей

Слайд 29Pakhomova N.V. - 2012-13
Понятия рынок и отрасль часто применяются как

взаимозаменяемые
Однако они относятся к различным сферам экономической деятельности и

институтам.
Отрасль:
отдельная (крупная) компания-производитель или их группа
изготовляющая и продающая сходные продукты
с использованием сходной технологии и, возможно,
применяющих оборудование из одного и того же рынка факторов производства.

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Понятия рынок и отрасль часто применяются как взаимозаменяемые Однако они относятся к различным сферам

Слайд 30Pakhomova N.V. - 2012-13
Рынок:
(1) сеть взаимоотношений между

покупателями и продавцами
(2) особый институт, внутри которого в

ходе взаимодействия экономических агентов,
выполняющих две основные функции
– покупка и продажа –
устанавливаются цены на продукцию

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13 Рынок: (1) сеть взаимоотношений между покупателями и продавцами (2) особый институт, внутри которого

Слайд 31Pakhomova N.V. - 2012-13
Границы рынка: продуктовые и географические
Продуктовые границы рынка:


охватывают все близкие субституты в потреблении и, в определенной мере

– в производстве.
Показатель: перекрестная эластичность спроса по цене ŋ xy:

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

CED – показывает выраженное в %% изменение спроса на товар (x) при относительном изменении цены на (y)

Pakhomova N.V. - 2012-13Границы рынка: продуктовые и географическиеПродуктовые границы рынка: охватывают все близкие субституты в потреблении и,

Слайд 32Pakhomova N.V. - 2012-13
В ЭКООТР существенно значение знака CED (+,

- )   
В отличие от ценовой ED (рис.1.3),

для к-рой важно абсолютное значение показателя (> или < 1), т.к.
При нисходящей кривой рыночного спроса
ценовая ED отрицательна –
цена и спрос на товар изменяются, как правило, в противоположных направлениях

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13В ЭКООТР существенно значение знака CED (+, - )   В отличие от

Слайд 33Pakhomova N.V. - 2012-13
Географические границы – устанавливают пространственные границы основных

конкурентов
базовый индикатор – пространственная перекрестная эластичность спроса по цене

(Space Elasticity of Demand - SED)
Характеризует, как изменение цены (↑ или ↓) на товар в одном географическом регионе ( в СПб - y) – напр., жилая недвижимость
Воздействует на спрос (а, сл-но, и на цену) в другом регионе (Лен.область – x)
Если воздействие существенно, то по данному товару
Они должны рассматриваться как части одного, > крупного, регионального рынка

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Географические границы – устанавливают пространственные границы основных конкурентов базовый индикатор – пространственная перекрестная эластичность

Слайд 34Pakhomova N.V. - 2012-13
Установлению границ рынков, их типов, идентификации основных

конкурентов служат:
(1) Классификаторы отраслей
(2) Индексы концентрации
(1.1) North American Industry

Classification System (NAICS), стандартизирована для Canada, Mexico and USA.
В США (2002 г.) идентифицировало 1179 национальных отраслей (с помощью пятизначных цифр) - наиболее близки к понятию «экономический рынок»
(1.2) Отраслевая классификация ЕС - NASA
(1.3) Классификация отраслей по видам экономической деятельности в РФ – Фед.служба гос.статистики (Росстат) – Интернет-версия: www.gks.ru

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Установлению границ рынков, их типов, идентификации основных конкурентов служат:(1) Классификаторы отраслей (2) Индексы концентрации(1.1)

Слайд 35Pakhomova N.V. - 2012-13
Table 1.6. The EU Standard Industrial

Classification

Pakhomova N.V. - 2012-13Table 1.6.  The EU Standard Industrial Classification

Слайд 36Pakhomova N.V. - 2012-13
(2) Индексы концентрации
Экономисты различают: Совокупную/агрегированную концентрацию (aggregate

concentration)
отражает значение (долю) крупнейших компаний (напр., 100 или

200) в экономике в целом
В США, в 1982 г. доля крупнейших 100 компаний
в добавленной стоимости – 32,8%;
в объеме продаж – 31,8;
в численности занятых – 23,8
По России: дом.задание по ж. Эксперт, Fortune, rbc.ru

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13(2) Индексы концентрацииЭкономисты различают: Совокупную/агрегированную концентрацию (aggregate concentration) отражает значение (долю) крупнейших компаний (напр.,

Слайд 37Pakhomova N.V. - 2012-13
Concentration in individual markets (industries)
Eurostat does

not provide figures on concentration data
(1) Information on concentration

level in the EU can be obtained from the different national statistical bodies, such as the INSEE in France:
http://www.alisse.insee.fr/SelectionMeasureTi.jsp?item=CONDIS
(2) In the USA the Bureau of Economic Analysis:
is a good source of figures on industrial activity in the country: www.bea.doc.gov
(3) Сравнительные исследования уровня концентрации на отдельных рынках РФ и других стран, в т.ч., США см: Князева И.В., 2010

1..2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Concentration in individual markets (industries) Eurostat does not provide figures on concentration data (1)

Слайд 38Pakhomova N.V. - 2012-13
Концентрация на отдельных отраслевых рынках - наиболее

широко используемые индексы /коэффициенты концентрации:
2.1.Уровень концентрации первых n фирм

(CRn) – на рынке сухих завтраков США уровень концентрации 4-х крупнейших компаний по рыночной доле в объемах продаж 83% - почему 4-х?
Табл.1.2 – граница жесткой олигополии и др.
2.2.Индекс Херфиндаля - Хиршмана (HHI)
2.3. Коэффициент Джини
2.4. Индекс энтропии
2.5. Индекс Лернера

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Концентрация на отдельных отраслевых рынках - наиболее широко используемые индексы /коэффициенты концентрации: 2.1.Уровень концентрации

Слайд 39Pakhomova N.V. - 2012-13
Si – доля i-ой компании в общем

объеме продаж (активах, численности занятых) отрасли
Qi – размер i-ой

фирмы
N – общее число фирм в отрасли
Наиболее широко используемые CRn, при n = 3, 4, 5, 8
CRn близок к 0 → отраслевая структура близка к совершенной конкуренции
CRn близок к 1-це → в отрасли высокий уровень концентрации

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

1. Уровень концентрации первых n фирм (CRn) – табл.1.7
Совокупная рыночная доля первых n компаний, лидирующих на рынке

Pakhomova N.V. - 2012-13Si – доля i-ой компании в общем объеме продаж (активах, численности занятых) отрасли Qi

Слайд 40Pakhomova N.V. - 2012-13
Основной недостаток CRn - не отражает

изменений в Si крупнейших компаний на рынках→
Индекс Херфиндаля -

Хиршмана (HHI)


1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Si - доля i-ой компании на рынке (в процентах или относительная)
N - общее число фирм в отрасли
HHI – взвешенная сумма рыночных долей фирм с большими весами для крупных фирм и наоборот

Pakhomova N.V. - 2012-13 Основной недостаток CRn - не отражает изменений в Si крупнейших компаний на рынках→

Слайд 41Pakhomova N.V. - 2012-13
0 < HHI ≤ 1 или

0 < HHI ≤ 10 000
в случае монополии

HHI = 1 (10 000)
HHI ↓ с ↑ числа фирм N
HHI ↑ с ↑ неравенства между фирмами при любом их количестве
1/HHI – число эквивалентности: сколько равных по размеру фирм может «поместиться» в отрасли
1 < 1/HHI ≤ N .
Насколько анализируемая отрасль приближается к отрасли с фирмами равных размеров
На практике достаточно обращать внимание лишь на фирмы с рыночной долей Si ≥ 0, 01, т.к. квадраты меньших долей будут слишком мало влиять на IHH.

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13 0 < HHI ≤ 1 или  0 < HHI ≤ 10 000

Слайд 42Pakhomova N.V. - 2012-13
Table: 1.8. Calculation of the Herfindahl-Hirschman index
1.2.

Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Table: 1.8. Calculation of the Herfindahl-Hirschman index1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Слайд 43Pakhomova N.V. - 2012-13
Tabl. 1.9. Взаимосвязь между CRn и HHI

для целей антимонопольного регулирования и согласования сделок M&A
Расчет HHI лишь

первый шаг в анализе конкурентной ситуации и ее динамики для согласования сделок M&A – подробнее см. т. 3, 5

Pakhomova N.V. - 2012-13Tabl. 1.9. Взаимосвязь между CRn и HHI для целей антимонопольного регулирования и согласования сделок

Слайд 44Pakhomova N.V. - 2012-13
(2.5) Индекс Лернера (L) [Lerner A., 1934]

- фактически мера монопольной власти:

L = (P - MR)/ P
где P – рыночная цена, а MR – предельный доход.
На рынках с совершенной конкуренцией продажная цена будет равна предельному доходу (P = MR)
 индекс Лернера = 0
Если фирмы действуют как максимизаторы прибыли, они будут производить продукцию до уровня, при котором MR = MC 
L = (P - MС)/ P

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13(2.5) Индекс Лернера (L) [Lerner A., 1934] - фактически мера монопольной власти:

Слайд 45Pakhomova N.V. - 2012-13
Since it is supposed that p´(q)

0 then (1.1)
Because the changes in P and Q

are in opposite directions, ΔQ >0, if ΔP < 0 and vice versa, the formula of PED has «-»*

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Since it is supposed that p´(q) < 0 then (1.1) Because the changes in

Слайд 46Pakhomova N.V. - 2012-13
MR = P(1 -1/|D|) (1.1)
since

MR = MC 
P(1 -1/|D|) = MC 
we

receive the Lerner index:
LI = (P - MC)/P = 1/|D| (1.2)
LI = 1/|D| - monopoly mark-up - наценка монополиста

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13MR = P(1 -1/|D|) (1.1)  since MR = MC  P(1 -1/|D|) =

Слайд 47Pakhomova N.V. - 2012-13
Fig. 1.4. The price elasticity of demand

and monopoly power

Pakhomova N.V. - 2012-13Fig. 1.4. The price elasticity of demand and monopoly power

Слайд 48Pakhomova N.V. - 2012-13
Детерминанты концентрации: систематические - cм.сл. 52
Экономия от

масштаба производства - п. 2.1
Отличительные характеристики и ключевые компетенции компаний-старожилов

– п. 2.1
Жизненный цикл отрасли/фирмы - М.Портер
Рост отрасли и размер рынка – Дж.Саттон (инновации)
Входные и выходные барьеры
Продуктовая дифференциация (как рыночный барьер)
M&A (horizontal, vertical, conglomerate)
Регулирование, в т.ч., конкурентная политика – модуль 5
Стохастические факторы: теория случайного роста (уч.2009, п.4.5)

1.2. Базовые параметры отраслевого анализа

Pakhomova N.V. - 2012-13Детерминанты концентрации: систематические - cм.сл. 52Экономия от масштаба производства - п. 2.1Отличительные характеристики и

Слайд 49Pakhomova N.V. - 2012-13
Барьеры входа: NB для анализа структуры отрасли,

в т.ч., конкурентной ситуации
 Barriers to entry and barriers

to exit
Высота барьеров на выход - важный фактор, определяющий стимулы входа для новичков
Издержки выхода высоки, если пр-во требует значительных sunk cost investment
Sunk costs – издержки, которые не могут быть покрыты, если фирма выходит из отрасли
расходы на кап.оборудование, рекламу, НИОКР...

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13Барьеры входа: NB для анализа структуры отрасли, в т.ч., конкурентной ситуации  Barriers to

Слайд 50Pakhomova N.V. - 2012-13
Входные барьеры - изучение начато с

пионерной работы Bain (1956) – 3 вида:
(1) Барьеры ввиду

экономии от масштаба (economics of scale), которая обусловлена 2-мя причинами:
(1.1) MES фирмы соответствует значительной доле совокупного размера отрасли - предельный случай (ЕМ) – Fig 1.5.A
MES – is the output level at which all potential economies of scale have been exploited, and the firm is operating at the lowest point on the LRAC function
(1.2) LRAC для уровня < MES (=0.5 MES), существенно > чем для уровня MES - Fig. 1.5.B

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13Входные барьеры  - изучение начато с пионерной работы Bain (1956) – 3 вида:

Слайд 51Pakhomova N.V. - 2012-13
Входные барьеры по Бейну:
(2) Absolute cost

advantages -абсолютные преимущества по издержкам Fig. 1.6
Этот барьер возникает, если

кривая LRAC новичка располагается выше LRAC – кривой старожила

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13Входные барьеры по Бейну: (2) Absolute cost advantages -абсолютные преимущества по издержкам Fig. 1.6Этот

Слайд 52Pakhomova N.V. - 2012-13
Входные барьеры по Бейну (1956 год!!!)
(3)

Product differentiation
 Бренд и репутация фирм-старожилов сформировали лояльных покупателей,
которых

нужно особенно вознаграждать, чтобы они переключились на товары новых фирм, или для преодоления покупательской инерции.

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13Входные барьеры по Бейну (1956 год!!!) (3) Product differentiation Бренд и репутация фирм-старожилов сформировали

Слайд 53Pakhomova N.V. - 2012-13
(II) Классификация входных барьеров - Shepherd 1990

- 2 типа:
(II.1) Экзогенные – структурные – барьеры:
- Над

этими барьерами не имеют прямого контроля ни existing firms, ни entrants
Включают: capital requirements, economies of scale, product differentiation, absolute cost advantages, diversification, research & development intensity, high durability of the firm’s specific capital (which include sunk costs), vertical integration 

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13(II) Классификация входных барьеров - Shepherd 1990 - 2 типа:(II.1) Экзогенные – структурные –

Слайд 54Pakhomova N.V. - 2012-13
(II.2) Экзогенные барьеры:
Административно-правовые барьеры – воздвигаются

правительством, их наиболее сложно преодолеть, они наиболее опасны для конкуренции
Registration,

certification, licensing of business
Формы государственного регулирования, к-рые позволяют не пускать на рынок фирмы (в том числе с низкими издержками),
не отвечающие соответствующим стандартам
Новое в стандартах ISO 14000:2004; Евро-3,4
Россия и ВТО: унификация и ослабление входных барьеров

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13(II.2) Экзогенные барьеры: Административно-правовые барьеры – воздвигаются правительством, их наиболее сложно преодолеть, они наиболее

Слайд 55Pakhomova N.V. - 2012-13
(II.2) Эндогенные барьеры - проистекают от доминирующих

на рынке фирм:
ценовые стратегии предотвращение входа (лимитное и

хищническое ценообразование)
расходы на рекламу и избыточную дифференциацию продукции
патенты
контроль за стратегическими ресурсами…
- Отражают степень несовершенства конкуренции на рынке.
- М.б. использованы старожилами и против новичков, и против существующих на рынке фирм.

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13(II.2) Эндогенные барьеры - проистекают от доминирующих на рынке фирм:  ценовые стратегии предотвращение

Слайд 56Pakhomova N.V. - 2012-13
Лимитное ценообразование (Fig. 1.7)
Цель: сделать вход неприбыльным
Уровень

L-цены зависит от издержек потенциального «entrant»/новичка:
L-цена ниже Pm (monopoly

price), но выше LRACm (фирмы старожила)
L-цена - наивысшая цена, которая, полагает старожил, все же не стимулирует вход
Предпосылка модели – аналогична Cournot’s duopoly model:
Новичок полагает, что фирма-старожил сохранит в случае его входа производство на прежнем (до входа) уровне

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13Лимитное ценообразование (Fig. 1.7)Цель: сделать вход неприбыльнымУровень L-цены зависит от издержек потенциального «entrant»/новичка: L-цена

Слайд 57Pakhomova N.V. - 2012-13
Fig.: 1.7. Limit pricing to deter entry


LRACm – long run average cost of established firms;
LRAC1 –

long run average cost of the entrant;
It is assumed both LRAC functions are horizontal, and therefore equivalent to the (LRMC) function.
The incumbent monopoly price and output are (PM; QM).
In this case entry takes place subsequently.
The entrant produces (Q*- QM), reducing the price to P*.
The incumbent’s abnormal profit ↓ from (BPMEG) to (BP*FG).

1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13Fig.: 1.7. Limit pricing to deter entry LRACm – long run average cost of

Слайд 58Pakhomova N.V. - 2012-13
LRAC1
Q
Fig.1.7: Limit pricing to deter entry in

case of absolute cost advantages
LRACm
B
Q*
D
RD
QM
P*
PM
G
H
E
F
J
1.3. Барьеры входа и выхода

Pakhomova N.V. - 2012-13LRAC1QFig.1.7: Limit pricing to deter entry in case of absolute cost advantagesLRACmBQ*DRDQMP*PMGHEFJ1.3. Барьеры входа

Слайд 59Pakhomova N.V. - 2012-13
Рыночные барьеры: дальнейшее развитие
Рыночные барьеры и

Усложнение типологии рынков:
Теория состязательных рынков (Contestable Markets) Baumol W.J. (1982)

– Вехи, т. 5, с. 110-140
Contestable markets: an uprising (восстание) of the theory of industry structure // American Economic Review. Vol. 72, P. 1-15
При соблюдении предпосылок свободы входа и выхода
Фирмы-продавцы демонстрируют элементы конкурентного поведения на неконкурентных (даже на монопольных) рынках!
Тем самым, ключевое значение для анализа рыночной структуры имеют барьеры входа (выхода), а не уровень концентрации! →

1.3. Barriers to Entry and Exit

Pakhomova N.V. - 2012-13Рыночные барьеры: дальнейшее развитие Рыночные барьеры и Усложнение типологии рынков:Теория состязательных рынков (Contestable Markets)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика