Разделы презентаций


Вебинар: Оценка читательской грамотности в рамках международного презентация, доклад

Содержание

Модель оценки функциональной грамотности PISA-2018МатематическаяграмотностьЕстественнонаучная грамотностьГлобальные компетенцииЧитательскаяграмотность4%4%4%33%33%22%Финансовая грамотность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Вебинар: «Оценка читательской грамотности
в рамках международного исследования
PISA-2018»






Москва
16 марта

2018 года
ФГБНУ
«ИСРО РАО»

Вебинар: «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018»Москва16 марта 2018 года ФГБНУ «ИСРО РАО»

Слайд 2 Модель оценки функциональной грамотности
PISA-2018
Математическая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Глобальные
компетенции
Читательская
грамотность
4%
4%
4%
33%
33%
22%
Финансовая
грамотность

Модель оценки функциональной грамотности PISA-2018МатематическаяграмотностьЕстественнонаучная грамотностьГлобальные компетенцииЧитательскаяграмотность4%4%4%33%33%22%Финансовая грамотность

Слайд 3Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности
Лидирующие страны и территории: Сингапур,

Гонконг (Китай), Канада, Финляндия, Ирландия
16 стран, средний балл которых

статистически значимо выше среднего балла России

38 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

15 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Швеция, Дания, Франция, Бельгия, Португалия, Великобритания, Тайвань, США, Испания, Китай, Швейцария, Латвия, Чехия, Хорватия, Вьетнам)

Результаты 15-летних учащихся  по читательской грамотностиЛидирующие страны и территории: Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия, Ирландия 16

Слайд 4Концепция читательской грамотности изменяется
Цели образования изменяются: от освоения системы

знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач,

находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий.
Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации (охват интернетом: в 1997 г – 1,7% населения мира, в 2014 г – 40,4%).

Концепция читательской грамотности изменяется Цели образования изменяются: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для

Слайд 5Предмет измерения теста PISA-2018 отражает новые социально-экономические ожидания по отношению

к читателю

Включены электронные тексты
Включен множественный текст (интерпретация и обобщение информации

из нескольких отличающихся источников)
Оценивается способность критически оценивать информацию
Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документы

Предмет измерения теста PISA-2018 отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателюВключены электронные текстыВключен множественный текст (интерпретация

Слайд 6Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать тексты,
размышлять о них

и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять

свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотностьспособность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

Слайд 8Ситуации функционирования текстов
Классификация разработана CEFR (Common European Framework of

Reference) для Совета Европы

Ситуации функционирования текстов Классификация разработана CEFR (Common European Framework of Reference) для Совета Европы

Слайд 9Факторы, определяющие трудность текста:
Формат (сплошные, несплошные, смешанные, составные)
Количество гипертекстовых связей

(один текст, множественный текст)
Тип (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция,

переговоры)
Объем
Грамматическая сложность
Предполагаемая степень знакомства читателя с предметом описания

PISA опирается на типологию текстов, разработанную Э.Верлихом
Факторы, определяющие трудность текста:Формат (сплошные, несплошные, смешанные, составные)Количество гипертекстовых связей (один текст, множественный текст) Тип (описание, повествование,

Слайд 10Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить
и оценить
содержание
текста
форму
текста


1.
найти и
извлечь
(информацию)
2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)
Читательские умения

(PISA)
Опора на текстОпора на внетекстовое знание3.осмыслить и оценить содержаниетекста формутекста 1.найти иизвлечь (информацию) 2.интегрировать и интерпретировать (сообщения

Слайд 11Измерение читательской грамотности
Трудность задания (трудность умения и трудность текста)
Форма вопроса

(открытые и закрытые)
Балльная оценка ответа (модель частичного оценивания)

Измерение читательской грамотностиТрудность задания (трудность умения и трудность текста)Форма вопроса (открытые и закрытые)Балльная оценка ответа (модель частичного

Слайд 12Описание заданий
Комплексные или структурированные задания, объединённые общей темой или проблемой
Каждое

из заданий включает тексты, в которых представлена некоторая ситуация, и

1-6 вопросов различной трудности
Задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям
Для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
Описание заданийКомплексные или структурированные задания, объединённые общей темой или проблемойКаждое из заданий включает тексты, в которых представлена

Слайд 13Типы вопросов
Закрытые вопросы
выбрать 1 верный ответ из 4-5, заданных в

готовом виде
поставить номера в заданном списке событий
выписать одно-два слова из

текста (единственно правильные)
Открытые вопросы
48 % заданий  вопросы со свободными ответами (собственные краткие или развёрнутые обоснованные ответы)

Типы вопросовЗакрытые вопросывыбрать 1 верный ответ из 4-5, заданных в готовом видепоставить номера в заданном списке событийвыписать

Слайд 14Особенности представления заданий

Особенности представления заданий

Слайд 22Структура заданий по читательской грамотности

Структура заданий по читательской грамотности

Слайд 23Примеры заданий: Пример 1. Просмотр и нахождение информации (один текст)

Примеры заданий: Пример 1. Просмотр и нахождение информации (один текст)

Слайд 24Примеры заданий: Пример 2. Просмотр и нахождение информации (множественный текст)

Примеры заданий: Пример 2. Просмотр и нахождение информации (множественный текст)

Слайд 25Примеры заданий: Пример 3. Поиск и извлечение информации из текста

(один текст)

Примеры заданий: Пример 3. Поиск и извлечение информации из текста (один текст)

Слайд 26Примеры заданий: Пример 4. Поиск и извлечение информации из текста

(множественный текст)

Примеры заданий: Пример 4. Поиск и извлечение информации из текста (множественный текст)

Слайд 27Примеры заданий: Пример 5. Выявление буквального смысла (один текст)

Примеры заданий: Пример 5. Выявление буквального смысла (один текст)

Слайд 28Примеры заданий: Пример 6. Обобщение и формулирование выводов (один текст)

Примеры заданий: Пример 6. Обобщение и формулирование выводов (один текст)

Слайд 29Примеры заданий для оценки читательской грамотности

Примеры заданий для оценки читательской грамотности

Слайд 31Телекомьютинг. Оценка ответа на вопрос 1
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста:

составной.
Тип текста: рассуждение.
Читательские умения: интегрировать и интерпретировать события текста.
Цель вопроса:

определить отношения между двумя короткими текстами дискуссионного характера.
Форма вопроса: выбор одного правильного ответа из четырех заданных.
Трудность: 537 баллов по 1000-балльной шкале, 3 уровень сложности (из 7 возможных).

Ответ принимается (оценка – один балл)
Выбор: D. Они выражают противоположный взгляд на одну и ту же тему.
Ответ не принимается (оценка –ноль баллов)
Другие ответы.
Телекомьютинг. Оценка ответа на вопрос 1Ситуация функционирования текста: деловая.Формат текста: составной.Тип текста: рассуждение.Читательские умения: интегрировать и интерпретировать

Слайд 32Вопрос 4: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
С каким утверждением согласились бы как Мария, так

и Роман?

A. Людям следует позволить работать столько часов, сколько они

захотят.
B. Не очень хорошо тратить слишком много времени на дорогу до работы.
C. Телекомьютинг возможен не для всех.
D. Формирование социальных связей – самая важная часть работы.

Вопрос 4: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГС каким утверждением согласились бы как Мария, так и Роман?A. Людям следует позволить работать столько

Слайд 33Оценка ответа 4
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: составной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское

умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Цель вопроса: Найти утверждение, общее

для двух коротких текстов дискуссионного характера, описывающих деловую жизнь взрослых людей.
Форма вопроса: выбор правильного ответа из четырех заданных.
Ответ принимается (1 балл)
Выбор В. Не очень хорошо тратить слишком много времени на дорогу
Оценка ответа 4Ситуация функционирования текста: деловая.Формат текста: составной.Тип текста: рассуждение.Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.Цель вопроса:

Слайд 35Оценка ответа 7: Телекомьютинг
Ответ принимается (оценка – 1 балл)
Назван

вид работы и дано обоснованное объяснение того, почему человек, который

выполняет такую работу, не сможет это делать в условиях телекомьютинга. В ответах ДОЛЖНО быть уточнено (явно или неявно), что необходимо физически присутствовать на месте работы для выполнения определенного вида работы.
Строительство. Трудно работать с бревнами или кирпичами, находясь вдалеке от них.
Спортсмен. Для спорта необходимо физическое присутствие на месте.
Слесарь. Невозможно починить чью-то раковину, сидя у себя дома!
Копать канавы, потому что там надо быть.
Медсестра – по Интернету нельзя проверить, как чувствует себя пациент.

Ответ не принимается (оценка – 0 баллов)
Назван вид работы, но объяснение при этом не дается, ИЛИ объяснение не связано с телекомьютингом.
Копать канавы.
Пожарный.
Студент.
Копать канавы, потому что это было бы трудной работой [в объяснении не сказано, почему эта работа будет трудна для выполнения в условиях телекомьютинга.]
Оценка ответа 7: ТелекомьютингОтвет принимается (оценка – 1 балл) Назван вид работы и дано обоснованное объяснение того,

Слайд 36Примеры заданий: Пример 6. Обобщение и формулирование выводов (множественный текст)

Примеры заданий: Пример 6. Обобщение и формулирование выводов (множественный текст)

Слайд 38Вопрос 1: ОЗЕРО ЧАД

Вопрос 1: ОЗЕРО ЧАД

Слайд 39Оценка ответа 1:
Код 1: Ответ А – «Около двух метров»
Код

0: Другие ответы

Оценка ответа 1:Код 1: Ответ А – «Около двух метров»Код 0: Другие ответы

Слайд 40Вопрос 5: ОЗЕРО ЧАД
Ситуация: чтение для общественных целей
Формат текста: несплошной
Умение:

интеграция и интерпретация сообщений текста
Трудность:508 – Процент верного выполнения: Россия

– 44 %


Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рис. 1 и 2.
Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло:
в начале последнего ледникового периода
в середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня
после того как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет
в начале непрерывного сухого периода
Вопрос 5: ОЗЕРО ЧАДСитуация: чтение для общественных целейФормат текста: несплошнойУмение: интеграция и интерпретация сообщений текстаТрудность:508 – Процент

Слайд 41Оценка ответа 5
Код 1: Ответ С – «после того, как уровень

озера Чад снижался в течение более тысячи лет»
Код 0: Другие ответы.

Оценка ответа 5Код 1:	Ответ С – «после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи

Слайд 42Примеры заданий: Пример 7. Оценка качества и надежности (один текст)

Примеры заданий: Пример 7. Оценка качества и надежности (один текст)

Слайд 43Примеры заданий: Пример 8. Оценка качества и надежности (множественный текст)

Примеры заданий: Пример 8. Оценка качества и надежности (множественный текст)

Слайд 44Примеры заданий: Пример 9. Размышление над содержанием и формой текста

(один текст)

Примеры заданий: Пример 9. Размышление над содержанием и формой текста (один текст)

Слайд 45Вопрос 30: ПОДАРОК

Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали


рассказ «Подарок»:
Приведите факты из рассказа, которыми участники разговора
могли

бы подтвердить свою точку зрения.
Первый участник разговора
Второй участник разговора
Вопрос 30: ПОДАРОК	 Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали рассказ «Подарок»: Приведите факты из рассказа, которыми

Слайд 46Вопрос 31: ПОДАРОК

Какова ситуация, в которой находилась

женщина в начале рассказа?
Она не ела несколько дней и слишком

ослабела, чтобы покинуть дом.
Она защищает себя от дикого животного.
Ее дом со всех сторон окружен водой.
Разлившаяся река унесла ее дом.
Вопрос 31: ПОДАРОК	   Какова ситуация, в которой находилась женщина в начале рассказа?Она не ела несколько

Слайд 47Вопрос 34: ПОДАРОК
Основываясь на содержании рассказа, объясните,

почему женщина накормила пантеру?

Вопрос 34: ПОДАРОК	   Основываясь на содержании рассказа, объясните, почему женщина накормила пантеру?

Слайд 48Вопрос 35: ПОДАРОК
Когда женщина говорит: “Потом я

позабочусь о тебе,” - она подразумевает, что

уверена, что кошка

не тронет ее.
старается напугать кошку.
собирается застрелить кошку
собирается накормить кошку.
Вопрос 35: ПОДАРОК	   Когда женщина говорит: “Потом я позабочусь о тебе,” - она подразумевает, что

Слайд 49Вопрос 36: ПОДАРОК
Как вы думаете, является ли

последнее предложение рассказа “Подарок” подходящим для него концом?

Обоснуйте свой ответ, показав свое понимание того, как последнее предложение может пояснить смысл всего рассказа.
Вопрос 36: ПОДАРОК	   Как вы думаете, является ли последнее предложение рассказа “Подарок” подходящим для него

Слайд 50 Вопрос 32: Подарок
Вот некоторые примеры того, как автор описывает

пантеру в начале истории:
“… ее разбудил чей-то крик, он был

такой тоскливый … ” (строка 35)

“В ответ еще раз раздался крик, на этот раз менее пронзительный, но усталый”. (строки 45-46).

“… издалека она слышала их (пантер) тоскующие крики.” (строка 53)

Рассматривая все происшедшее в рассказе, объясните, почему автор выбирает именно такие описания, чтобы изобразить пантеру?
Вопрос 32: ПодарокВот некоторые примеры того, как автор описывает пантеру в начале истории:“… ее разбудил чей-то

Слайд 51Примеры заданий: Пример 10. Размышление над содержанием и формой текста

(множественный текст)

Примеры заданий: Пример 10. Размышление над содержанием и формой текста (множественный текст)

Слайд 52Примеры заданий: Пример 11. Обнаружение и устранение противоречий (множественный текст)

Примеры заданий: Пример 11. Обнаружение и устранение противоречий (множественный текст)

Слайд 53Примеры заданий: Пример 1. Просмотр и нахождение информации
Назвать качество

работника, требуемого работодателем
Найти местный телефонный код
Указать место или время события
Найти

факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения

Примеры заданий:  Пример 1. Просмотр и нахождение информации  Назвать качество работника, требуемого работодателемНайти местный телефонный

Слайд 54Факторы, определяющие трудность заданий (1)
Поиск и извлечение информации из текста
число

единиц информации, которые читателю надо найти,
количество «зияний» в тексте, которые

читателю надо мысленно восстановить,
объем и однозначность единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор,
объем и сложность текста.

Факторы, определяющие трудность заданий (1)Поиск и извлечение информации из текстачисло единиц информации, которые читателю надо найти,количество «зияний»

Слайд 55Примеры заданий: Пример 2. Интеграция и интерпретация сообщений текста
Придумать название

или сочинить вступление к тексту
Объяснить порядок действий в простой инструкции
Восстановить

названия осей на графике или столбиков в таблице
Дать характеристику герою повествования
Объяснить назначение карты или рисунка

Примеры заданий:  Пример 2. Интеграция и интерпретация сообщений текста Придумать название или сочинить вступление к текстуОбъяснить

Слайд 56Факторы, определяющие трудность заданий (2)
Интеграция и интерпретация информации из текста
число

единиц информации, которые читателю надо связать в единую картину,
тип связи

между единицами информации, который требуется установить (например, найти сходство, как правило, легче, чем найти различие),
наличие конкурирующих единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор,
характер текста: чем он длиннее, чем более абстрактен, чем меньше читатель знаком с предметом обсуждения, тем труднее соединить сообщения текста в общую картину.  
Факторы, определяющие трудность заданий (2)Интеграция и интерпретация информации из текстачисло единиц информации, которые читателю надо связать в

Слайд 57Примеры заданий: Пример 3. Осмысление и оценивание информации текста
Высказать и

обосновать собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте
Подтвердить какое-либо

утверждение текста на основе собственного опыта
Оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений
Высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств
Определить ценность текста для решения определенной задачи

Примеры заданий:  Пример 3. Осмысление и оценивание информации текстаВысказать и обосновать собственную точку зрения на предмет,

Слайд 58Факторы, определяющие трудность заданий (3)
Рефлексия (осмысление) и оценка
требуемый тип осмысления

(например, сравнить два факта легче, чем построить предположение на основе

этих фактов),
тип внетекстового знания, которое необходимо читателю для понимания текста (например, труднее ответить на вопрос, который требует не общежитейского, а специализированного знания),
размер и степень абстрактности текста.
Факторы, определяющие трудность заданий (3)Рефлексия (осмысление) и оценкатребуемый тип осмысления (например, сравнить два факта легче, чем построить

Слайд 59Результаты 15-летних российских учащихся по читательской грамотности

Результаты 15-летних российских  учащихся по читательской грамотности

Слайд 60Самые трудные задания для российских школьников по результатам теста PISA

Самые трудные задания для российских школьников по результатам теста PISA

Слайд 61Найти и извлечь информацию из текста (1)
Между текстом вопроса и

ответом нет взаимно-однозначного лексического соответствия. Ответ нельзя найти по ключевым

словам вопроса
Фрагмент или фрагменты текста, содержащие ответ на вопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой
Вопрос требует чтения графической информации
Найти и извлечь информацию из текста (1)Между текстом вопроса и ответом нет взаимно-однозначного лексического соответствия. Ответ нельзя

Слайд 62Интегрировать и интерпретировать сообщения текста (2)
Ответить на вопрос, имеющий несколько

правильных ответов
Найти сходство в противоположных точках зрения
Различить общепринятую и оригинальную,

авторскую трактовку события
Интегрировать и интерпретировать сообщения текста (2)Ответить на вопрос, имеющий несколько правильных ответовНайти сходство в противоположных точках зренияРазличить

Слайд 63Осмыслить и оценить сообщения текста(3)
Задание предполагает использование внетекстового знания читателя

в ситуации, допускающей разные, взаимоисключающие точки зрения читателя (мотивированное согласие

или несогласие)
Осмыслить и оценить сообщения текста(3)Задание предполагает использование внетекстового знания читателя в ситуации, допускающей разные, взаимоисключающие точки зрения

Слайд 65Вопрос 11: ГРАФФИТИ

Цель каждого из писем:
объяснить, что

такое граффити.
выразить свое мнение о граффити.
продемонстрировать популярность граффити.
рассказать людям, что

очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи.

Вопрос 11: ГРАФФИТИ	   Цель каждого из писем:объяснить, что такое граффити.выразить свое мнение о граффити.продемонстрировать популярность

Слайд 66Оценка ответа 11

Код 1: Ответ B – «выразить свое мнение

о граффити»

Код 0: Другие ответы.

Оценка ответа 11Код 1: Ответ B – «выразить свое мнение о граффити»Код 0:	Другие ответы.

Слайд 67Вопрос 12: ГРАФФИТИ

Почему Софья ссылается на рекламу?

Вопрос 12: ГРАФФИТИПочему Софья ссылается на рекламу?

Слайд 68Код 1: Говорится о том, что сравнение проводится между граффити и

рекламой. Ответ соотносится с мыслью о том, что реклама -

это легальная форма граффити.
Примеры ответов:
Чтобы показать нам, что реклама может быть такой же агрессивной, как и граффити.
Потому что некоторые люди думают, что реклама так же безобразна, как рисунки, сделанные с помощью баллончика с краской.
Она говорит, что реклама - это легальная форма граффити.
Она думает, что реклама подобна граффити.
Потому что у вас не спрашивают разрешения на установку рекламных щитов. [Сравнение между рекламой и граффити подразумевается.]
Потому что реклама располагается вокруг нас без нашего разрешения, как и граффити.
Потому что рекламные щиты похожи на граффити. [Минимальный приемлемый ответ. Признается сходство, но не указывается, в чем оно состоит.]
ИЛИ: Говорится о том, что обращение к рекламе - это способ защитить граффити.
Примеры ответов:
Это позволит нам увидеть, что граффити законно, несмотря ни на что.
Код 1:	Говорится о том, что сравнение проводится между граффити и рекламой. Ответ соотносится с мыслью о том,

Слайд 69Вопрос 13: ГРАФФИТИ
 
С каким из этих двух

писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения,

при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.
Вопрос 13: ГРАФФИТИ	    С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование

Слайд 70Код 1: Объясняется точка зрения посредством обращения к содержанию одного или

обоих писем. Говорится об общей позиции автора (то есть за

или против) или деталях аргументации. Интерпретация аргументов автора должна быть правдоподобной. Объяснение может быть дано в форме пересказа части текста, но не должно копировать текст полностью или в значительной степени без внесения в него изменений или дополнений.
Примеры ответов:
Я согласен с Хельгой. Граффити незаконны, и поэтому являются актами вандализма.
Хельга, потому что я против граффити. [Минимальный приемлемый ответ.]
София. Я думаю, что лицемерно штрафовать художников, рисующих граффити, а затем зарабатывать миллионы, копируя их рисунки.
Я, вроде, согласен с обеими. Должно быть незаконно разрисовывать красками стены в общественных местах, но этим людям следует дать возможность делать свои рисунки где-нибудь еще.
София, потому что она заботится об искусстве.
Код 1:	Объясняется точка зрения посредством обращения к содержанию одного или обоих писем. Говорится об общей позиции автора

Слайд 71Код 0: Собственная точка зрения подтверждается с помощью прямой цитаты из

текста (выделенной или не выделенной кавычками).
Примеры ответов:
Хельга, потому что

я согласен с тем, что люди должны находить способы самовыражения, которые не будут стоить обществу дополнительных затрат.
Хельга. Зачем портить репутацию молодого поколения?
ИЛИ: Дан несоответствующий или неясный ответ.
Примеры ответов:
София, потому что я думаю, что письмо Хельги не подтверждает обоснованно ее аргументацию (София сравнивает свою аргументацию с рекламой и т. д.) [В ответе говорится о стиле или качестве аргументов.]
Хельга, потому что она использует больше деталей. [В ответе говорится о стиле или качестве аргументов.]
Я согласен с Хельгой. [Мнение не обосновано.]
Хельга, потому что я верю тому, что она говорит. . [Мнение не обосновано.]
Обе, потому что я могу понять, из чего исходит Хельга. Но София также права. [Мнение не обосновано.]
Код 0:	Собственная точка зрения подтверждается с помощью прямой цитаты из текста (выделенной или не выделенной кавычками).Примеры ответов:

Слайд 74Определение уровней читательской грамотности

Определение уровней читательской грамотности

Слайд 75Уровни функциональной грамотности PISA
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных

условиях
4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения

для получения новой информации

2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях

Уровни функциональной  грамотности PISAСамостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях4 уровень – проявляется способность использовать

Слайд 76Высший уровень читательской грамотности:
Объемные тексты.
Информация, необходимая для решения ВАШЕЙ задачи,

не лежит на поверхности.
Элементы информации сообщаются не в нужном ВАМ

порядке.
Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт…







Высший уровень  читательской грамотности:Объемные тексты.Информация, необходимая для решения ВАШЕЙ задачи, не лежит на поверхности.Элементы информации сообщаются

Слайд 77Высший уровень читательской грамотности:
Информация противоречива, требует критической оценки.
Читатель должен сам

строить гипотезы на основе специальных знаний, излагаемых в тексте.
Читателю

приходится работать с точками зрения, которые не согласуются с его житейскими представлениями и здравым смыслом.

Высший уровень  читательской грамотности:Информация противоречива, требует критической оценки.Читатель должен сам строить гипотезы на основе специальных знаний,

Слайд 78Типы заданий 6 уровня сложности
Найти и извлечь информацию
Соединить в точной

последовательности множество единиц информации из различных частей смешанного текста незнакомого

содержания
Типы заданий 6 уровня сложностиНайти и извлечь информациюСоединить в точной последовательности множество единиц информации из различных частей

Слайд 79Типы заданий 6 уровня сложности
Интегрировать и интерпретировать сообщения текста
Строить

многочисленные умозаключения
Cравнивать и противопоставлять, демонстрируя полноту, точность и детальность

понимания всего текста и его отдельных частей
Интегрировать информацию из нескольких текстов
Иметь дело с незнакомым абстрактным и противоречивым содержанием
Типы заданий 6 уровня сложностиИнтегрировать и интерпретировать сообщения текста Строить многочисленные умозаключения Cравнивать и противопоставлять, демонстрируя полноту,

Слайд 80Типы заданий 6 уровня сложности
Осмыслить и оценить сообщения текста
Высказывать

предположения на основе текста
Критически оценивать сложный текст на

незнакомую тему. При этом демонстрировать тонкое понимание связи текста и внетекстового знания.
Строить оценку одновременно по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения
Типы заданий 6 уровня сложностиОсмыслить и оценить сообщения текста Высказывать предположения на основе текста  Критически оценивать

Слайд 812-й – пороговый уровень читательской грамотности
Найти в тексте одну или

несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления
Распознать главную мысль

текста
Понять связи отдельных частей текста
Интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста
Для осмысления текста читатель должен установить ряд связей между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям
2-й – пороговый уровень читательской грамотностиНайти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного

Слайд 82Типы заданий 2 уровня сложности
Найти и извлечь информацию
Найти одну или

несколько единиц информации, отвечающей нескольким критериям
Текст содержит небольшое количество

конкурирующей информации

Типы заданий 2 уровня сложностиНайти и извлечь информациюНайти одну или несколько единиц информации, отвечающей нескольким критериям Текст

Слайд 83Типы заданий 2 уровня сложности
Интегрировать и интерпретировать сообщения текста
Определить

основную мысль текста
Понять отношения отдельных сообщений текста
Построить или

применить простые понятия
Истолковать значение небольшой части текста

Искомая информация не выделена в тексте специально, но для её понимания требуются простые мыслительные операции
Типы заданий 2 уровня сложностиИнтегрировать и интерпретировать сообщения текста Определить основную мысль текста Понять отношения отдельных сообщений

Слайд 84Типы заданий 2 уровня сложности
Осмыслить и оценить сообщения текста
Сравнить или

связать текст и внетекстовые знания
Объяснить сообщение текста, опираясь на личный

опыт или отношение читателя к предмету авторского высказывания
Типы заданий 2 уровня сложностиОсмыслить и оценить сообщения текстаСравнить или связать текст и внетекстовые знанияОбъяснить сообщение текста,

Слайд 85Результаты 15-летних российских учащихся по читательской грамотности

Результаты 15-летних российских  учащихся по читательской грамотности

Слайд 86Результаты российских учащихся по международной шкале

Результаты российских  учащихся по международной шкале

Слайд 87Особенности подготовки учителей и учащихся к выполнению заданий по читательской

грамотности в рамках проведения исследования PISA в школах

Особенности подготовки учителей и учащихся к выполнению заданий по читательской грамотности в рамках проведения исследования PISA в

Слайд 88
Особенности оценки:
смысловое чтение и работа с информацией

Направленность на выявление

у учащихся сформированности умений:
- читать и понимать различные тексты,

включая и учебные;
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Особенности оценки:смысловое чтение и работа с информацией 	Направленность на выявление у учащихся сформированности умений: 	- читать и

Слайд 89Основные показатели, по которым представляются результаты

Успешность сформированности умений работать с

текстом.

Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее

понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.
Основные показатели, по которым представляются результатыУспешность сформированности умений работать с текстом. Успешность сформированности отдельных групп умений работать

Слайд 90Общее понимание, ориентация в тексте
поиск и выявление разного вида информации
прямые

выводы и заключения на основе фактов
понимание основной идеи
Детальное понимание содержания

и формы текста
анализ, интерпретация и обобщение информации
сложные выводы
оценочные суждения

Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач
без привлечения дополнительной информации
с привлечением дополнительной информации

историческая проблематика

Научно-популярные тексты

“Занимательные опыты”,
“Удивительные животные”

“Александр
Невский”

естественнонаучная проблематика

обществоведческая проблематика

“Семья”

Смысловое чтение и работа с текстом

Общее понимание, ориентация в текстепоиск и выявление разного вида информациипрямые выводы и заключения на основе фактовпонимание основной

Слайд 91Для развития каждого учащегося
При планировании уроков необходимо учитывать, какое количество

детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения

и работы с информацией обучается в классе. Урок должен быть организован как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося.

Для развития каждого учащегосяПри планировании уроков необходимо учитывать, какое количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным

Слайд 92Общие рекомендации

Подготовить рекомендации учителям об основных подходах к оценке читательской

грамотности

Разместить в открытом доступе примеры открытых заданий и ссылки

на сайты организаций, на которых размещены информационные ресурсы исследования PISA (например, сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО или Московского центра качества образования)

Рекомендовать к использованию сборники заданий для оценки читательской грамотности

Общие рекомендацииПодготовить рекомендации учителям об основных подходах к оценке читательской грамотности Разместить в открытом доступе примеры открытых

Слайд 93Программа ИСРО РАО «Программа совершенствования читательской грамотности российских школьников»

Все регионы

страны:
1. Ознакомление с подходами к формированию читательской грамотности
2. Проведение меж-региональных

семинаров
3. Оценка сформированности читательской грамотности
4. Методическая поддержка и консультирование с целью повышения читательской грамотности
5. Распространение открытого банка заданий международных исследований PIRLS и PISA.
6. Создание интерактивной платформы для использования банка заданий для оценки читательской грамотности

Вебинары:

1. Формируем базовые навыки: читательская грамотность
к.п.н. Ковалёва Г. С.,
02.11.2015 (1787 подключений)
https://my.webinar.ru/record/571095

2.Компетентностный подход к диагностике читательской грамотности (на материале тестов PIRLS и PISA)
д.п.н. Цукерман Г.А.
22.12.2015

3. Сильные и слабые стороны читательской грамотности младших школьников (по результатам международного исследования PIRLS)
к.п.н. Кузнецова М.И.
24.12.2015




Измерительные материалы на основе международного инструментария PIRLS и PISA

ФГОС: оценка метапредметных результатов (читательской грамотности)
4-9 классы

«Тяни-толкай» - измеритель динамики читательской грамотности





PISA
+ вопросы
PIRLS-подобные

PIRLS
+ вопросы
PISA-подобные

Программа ИСРО РАО «Программа совершенствования читательской грамотности российских школьников»Все регионы страны:1. Ознакомление с подходами к формированию читательской

Слайд 95



Спасибо за внимание!



Сидорова Галина Александровна,
старший научный сотрудник
Центра оценки

качества образования Института стратегии развития образования РАО

Тел./факс: (495) 621-76-36 e-mail: centeroko@mail.ru

сайт: http//centeroko.ru


Спасибо за внимание!Сидорова Галина Александровна, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАОТел./факс:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика