Слайд 2На какие группы делятся все масла нефтяного происхождения?
Слайд 3Масла делятся на
Моторные масла.
Трансмиссионные масла.
Специальные (гидравлические, турбинные, компрессорные и т.д.)
масла.
Различного назначения - Антифрикционные смазки.
Слайд 4Где используют моторные масла?
Слайд 6Где используют трансмиссионные масла?
Слайд 8Где используют турбинные масла? А на автомобилях?
Слайд 11Какие масла называются моторные ?
Слайд 12Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.
Слайд 13Что такое моторное масло ?
Моторное масло это важный элемент
конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции,
обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя.
Слайд 14На какие виды делятся моторные масла ?
Слайд 15Виды моторных масел
Минеральные;
Синтетические;
Полусинтетические
Слайд 16Из чего состоят моторные масла разных марок ?
Слайд 17Все они состоят из базовых масел и точно подобранного пакета
присадок.
Слайд 18Что обуславливает выбор конкретного масла для конкретного типа двигателя ?
Слайд 19Условия работы масел в двигателе могут существенно отличаться друг от
друга, что обусловливает выбор моторного масла для конкретного типа двигателя
Слайд 20Для чего существует система классификации масел ?
Слайд 21Для обеспечения правильности выбора и решения вопроса взаимозаменяемости масел существуют
системы их классификации
Слайд 22В чем основное назначение смазочных масел ?
Слайд 23Основное назначение смазочного масла — обеспечение надежной экономичной работы двигателя
в течении установленного в нем моторессурса
Слайд 24Что должно обеспечивать смазочное масло ?
Слайд 25Масло должно обеспечивать
смазочное масло должно обеспечивать:
уменьшение износа деталей;
снижение потерь
энергии на трение;
уплотнение зазоров между деталями (поршнем и гильзой);
отвод тепла
от нагретых деталей;
вынос из зон трения продуктов износа и перенос их в фильтующие устройства систем смазки;
защиту металлических поверхностей от коррозии,
уплотнение зазоров
Слайд 26Каким требованиям должны удовлетворять моторные масла?
Слайд 27Моторные масла должны удовлетворять ряду требований:
быть достаточно физически и химически
стабильными,
обладать минимальным коррозийным воздействием на металлы,
не содержать механических примесей
и воды,
иметь минимально возможную температуру застывания,
иметь определенные вязкостные показатели.
Слайд 28Как подразделяются моторные масла в зависимости от назначения ?
Слайд 29В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на:
масла для дизелей,
масла для бензиновых двигателей,
универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания
двигателей обоих типов.
Слайд 30Что является одним из важнейших условий достижения высокой надежности работы
двигателей ?
Слайд 31Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла
- одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей
Слайд 32Где применяются трансмиссионные масла ?
Слайд 33Трансмиссионные и редукторные масла применяются в автомобилях, смазывают детали трансмиссии
Слайд 34Как делятся моторные масла по температуре эксплуатации ?
Слайд 35По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на - летние
Слайд 36По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на: зимние
Слайд 37По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на: всесезонные.
Слайд 38По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на: летние
Слайд 39Сколько температурных зон в двигателе в которых работает масло ?
Слайд 40Сколько температурных зон в двигателе в которых работает масло ?
Слайд 41В зависимости от условий работы масла в двигателе различают три
зоны
Слайд 42 Что входит в высокотемпературную зону в двигателе в которой
работает масло ?
Слайд 43высокотемпературную зону двигателя входит
камера сгорания, обращенная к ней поверхность днища
поршня и верхняя часть цилиндра. Некоторые детали в этой зоне
нагреваются до 400 (например, днище поршня) и даже до 800 °С (например, выпускной клапан), а температура горящих газов может достигать 2500 °С;
Слайд 44Что входит в среднетемпературную зону в двигателе в которой работает
масло ?
Слайд 45среднетемпературную зону двигателя входит — поршень с поршневыми кольцами и
пальцем, верхняя часть шатуна и стенки цилиндра. Максимальная температура в
этой зоне развивается в области поршневых колец (до 300 и даже 350 °С
Слайд 46Что входит в низкотемпературную зону в двигателе в которой работает
масло ?
Слайд 47В низкотемпературную зону двигателя входит коленчатый вал, картер (температура в
области коренных и шатунных подшипников достигает 180 °С)
Слайд 49Что такое температура вспышки масла ?
Слайд 50В средне- и низкотемпературной зонах прогретого двигателя масло способно интенсивно
испаряться, т.е. оно недостаточно физически стабильно при повышенных температурах. В
результате испарения количество масла в системе смазки уменьшается, а его качество ухудшается. Этот процесс характеризуется температурой вспышки масла
Слайд 51Что такое физическая стабильность масла ?
Слайд 52Чем выше температура вспышки, тем меньше испаряемость масла и, следовательно,
лучше его физическая стабильность.
Слайд 53Что произойдет если увеличить нагрузки на зубья шестерни ?
Слайд 54При увеличении нагрузки смазочная пленка, разделяющая трущиеся поверхности, может начать
разрушаться, что приведет к непосредственному контакту металлических поверхностей, их заеданию
и катастрофическому износу
Слайд 55Что произойдет с зубьями шестерни если увеличить скорость скольжения трансмиссионного
масла ?
Слайд 56С увеличением скорости скольжения, понижается температура, при которой начинается заедание,
и появляются условия для катастрофического износа
Слайд 57Что в системе смазки двигателя зависит от вязкости масла ?
Слайд 58От вязкости зависит смазывание пар трения, отвод тепла от рабочих
поверхностей, уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, его эксплуатационные качества,
запуск двигателя, прокачивание масла по системе смазки и его очистка от загрязнения
Слайд 59 Какие недостатки в системе смазки у моторного масла с
пониженной вязкостью ?
Слайд 60Масло с низкой вязкостью выдавливается из зазоров между деталями, что
ведет к повышенному износу механизмов и увеличению расхода смазочного материала
Слайд 61Какие недостатки в системе смазки у моторного масла с повышенной
вязкостью ?
Слайд 62При высокой вязкости, затрудняется подача масла в зазоры, в следствием
чего также является интенсивный износ деталей.
Слайд 63Где определены вязкостные свойства моторных масел ?
Слайд 64Вязкостные свойства моторных масел определены в стандартах значениями вязкости при
100 и 0 ^C (а для некоторых масел при —
18 ^C), с индексом вязкости с повышением и понижением температуры
Слайд 65Каким должен быть индекс вязкости для автомобильных моторных масел ?
Слайд 66Индекс вязкости автомобильных масел должен быть равен не менее 90
^C.
Слайд 67Что необходимо сделать чтобы получить моторное масло с хорошими вязкостно-температурными
свойствами?
Слайд 68Для получения масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами в базовые маловязкие
масла (с вязкостью при 100 ^C менее 5 мм2\с) добавляют
3...4 % вязкостных присадок, например полиизобутилена.
Слайд 69Какие преимущества у загущенных масел перед обычными ?
Слайд 70Загущенные масла
Загущенные масла имеют лучшие низкотемпературные свойства, что особенно важно
при пуске двигателей в холодное время и для снижения пусковых
износов.
Использование для автомобильных двигателей загущенных внесезонных масел, обеспечивающих надежную их работу, дает существенный технико-экономический эффект: на 3...7 % повышается мощность двигателя, а также снижаются механические потери на трение
Слайд 71Какую букву включает в себя обозначение минеральные моторные масла ?
Слайд 72Обозначение минерального моторного масла включает в себя букву «М»
Слайд 73Что обозначает цифра идущая за буквой М в маркировке минерального
моторного масла - например М 8 или М 12?
Слайд 74Цифра идущая за буквой М в маркировке минерального моторного масла
обозначает – кинематическую вязкость.
Слайд 75Что значит в маркировке минерального моторного масла индекс 1 или
2, например М-10 Г1 ?
Слайд 76Индекс 1, присваивается маслам для карбюраторных двигателей.
Индекс 2, присваивается
маслам для дизельных двигателей
Слайд 77На сколько групп делятся моторные масла?
Слайд 78Минеральные моторные масла делятся на 6 групп.
Слайд 79Как обозначают группы на которые делятся минеральные моторные масла?
Слайд 80Ответ : Группы на которые делятся моторные масла обозначают буквами
- А, Б, В, Г, Д, Е.
Слайд 81В зависимости от чего все моторные минеральные масла делятся на
шесть групп ?
Слайд 82В зависимости от качества все минеральные моторные масла делятся на
шесть групп. обозначаемых буквами : А, Б, В, Г, Д,
Е которые указывают количественное содержание в масле присадок различного назначения.
Слайд 83Сколько присадок в минеральном моторном масле группы А - (М
8 А) и для каких ДВС предназначены?
Слайд 84Минеральные масла группы А выпускают без присадок или с незначительным
их содержанием и предназначены для низкооборотных ДВС.
Слайд 85Сколько присадок в моторных маслах группы Б и где их
используют ?
Слайд 86Минеральные масла группы Б
В масла группы Б вводят 6 %
присадок и используют их только в малофорсированных карбюраторных двигателях и
дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.
Слайд 87Сколько присадок в минеральном моторном масле М-14Б, где оно используется,
из чего его выробатывают, и какие присадки в нем используют
?
Слайд 88Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72)
Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых
и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной
присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах
Слайд 89Сколько присадок содержат моторные масла группы В и где их
используют?
Слайд 90Масла группы В
Масла группы В содержат до 8 % и
предназначены для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателях. Моторные масла группы
В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие этим маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнадувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).
Слайд 91Сколько присадок содержат минеральные моторные масла группы Г и где
их используют?
Слайд 92Минеральные масла группы Г
Масла группы Г до 14 % присадок,
предназначены для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателях. Моторное масло Г2
вырабатывают из сернистых и малосернистых нефтей. Все масла этой группы содержат значительно больше более эффективных присадок, чем масла группы В2. Высокая степень легирования моторных масел группы Г2 позволяет применять их в более жестких условиях, где необходима высокая термическая стабильность, лучшие антиокислительные, моющие и нейтрализующие и противоизносные свойства. Высокооборотные дизели, смазываемые моторными маслами группы Г2, эксплуатируют на дистиллятных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а средне- и малооборотные судовые дизели с большим диаметром цилиндра - до 1,5 % (мас. доля).
Слайд 93Сколько присадок содержат минеральные моторные масла группы Д и где
их используют?
Слайд 94Моторное масло группы Д
Для теплонапряженных дизелей с надувом, работающих в
тяжелых условиях, выпускают масла группы Д с 15.....18 % композиций
присадок. Моторные масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах моторных масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.
Слайд 95Где используется минеральные моторные масла группы Е и для каких
двигателей они предназначены ?
Слайд 96Минеральные масла группы Е предназначены для малооборотных дизелей, работающих на
топливе с содержанием серы до 3,5 %
Слайд 97Расшифровать маркировку масла М-8-В, и для каких двигателей оно предназначено
Слайд 98Минеральное моторное масло группы В, вязкость = 8, содержит до
8 % и предназначено для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей
Слайд 99Расшифровать маркировку масла М-10-Г, и для каких двигателей оно предназначено
Слайд 100Минеральное моторное масло группы Г, вязкость = 10. Масла группы
Г до 14 % присадок, предназначены для среднефорсированных карбюраторных и
дизельных двигателях.
Слайд 101Расшифровать маркировку масла М-14-Д, и для каких двигателей оно предназначено
Слайд 102Минеральное моторное масло группы Д, вязкость = 14. Предназначено для
теплонапряженных дизелей с надувом, работающих в тяжелых условиях, выпускают масла
группы Д с 15.....18 %
Слайд 103Присадки в моторных маслах
Разделяются на три группы:
Поверхностноактивные
- Моющие
- Диспергирующие
- Противоизносные/противозадирные
(EP)
- Антикоррозионные
- Модификаторы трения
Улучшающие свойства масла
- Вязкостные
- Депрессорные
- Регуляторы степени
набухания эластомеров
Защитные присадки
- Защита от старения
- Деактиваторы металлов
- Антипенные
Слайд 104Низкотемпературные свойства моторного масла