Слайд 1Мастер-класс
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ
КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
«Те, кто однажды попробовал
с помощью этого инструмента исследовать область ассоциаций и образов, уже
не представляют себе работу без этих чудесных карт!»
Слайд 2Метафорические карты – это набор картинок величиной с игральную карту
или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных,
предметы быта, абстрактные картины.
Слайд 3Автор метафорических карт "Роботы"
Слайд 5Два набора карточек
цветной (84 карт)
черно-белый (84 карт).
3 вида каточек
изображения
голов (28 карт) ;
изображения туловищ (28 карт);
изображения ног (28 карт).
Расходные
материалы
в набор входят листы с черно –белыми изображениями, которые нужно ксерокопировать, чтобы каждый раз перед началом работы у вас был полный комплект дублей черно-белых изображений.
Слайд 6Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками
и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе
с любыми взрослыми.
Проблематика может быть очень разной: внутренние конфликты, образ себя в целом и образ тела в частности, представления о близких и об отношениях с ними, адаптация к новым условиям .
Комплект адресован практикующим психологам.
Слайд 7Принципы работы с комплектом
С помощью карточек можно выражать различные эмоциональные
состояния;
Карточки рассчитаны на людей с разными типами восприятия (визуалов, аудиалов,
кинестетиков, дигиталов);
На рисунках представлены различные возраст, пол, профессиональная деятельность, социальная принадлежность.
Слайд 8можно работать с цветными изображениями;
можно работать с раскрасками , опираясь
на принципы и подходы арт-терапии;
можно комбинировать работу с цветными изображениями
и раскрасками.
Слайд 9Правила работы , которые способствуют созданию доброжелательной и доверительной
атмосферы.
(индивидуальная и групповая работа)
Роботы –не соревнование, в них не бывает
победителей и побеждённых.
Нет «неправильных» ответов и историй.
Мы не спорим по поводу интерпретации того или иного образа, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то , что не понятно.
Мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Мы допускаем, что другие видят и чувствуют не то, что видим и чувствуем мы.
Слайд 10
Варианты работы с картами «Роботы»
«Похожий на меня»
«Представь себе, что тебе
надо создать робота, похожего на тебя.»
«В прошлом, в настоящем,
в будущем»
Создание робота в три этапа:
Робот , похожий на тебя сейчас
Робот, похожий на тебя, каким ты был раньше
Робот, похожий на тебя, каким бы ты хотел стать в будущем.
Слайд 11«Мое настроение»
«Создай робота, который был бы похож на твое настроение
сейчас.»
Обсуждение
Почему робот выглядит именно так, как это связано с
твоим настроением? Из –за чего это могло произойти, как изменить свое настроение? Что в первую очередь изменится в роботе?
Ты можешь заменить любую часть тела робота, чтобы он стал похожим на «новое» настроение?(комбинировать цветные и черно-белые (раскраски))
Что ты думаешь об изменениях, произошедших с роботом? На какого робота тебе приятнее смотреть?
Слайд 12«Портрет семьи»(группы, коллектива)
(работа проводится в тройках, если работа ведется с
группой то надо разделить их на тройки.)
«Представь себе, что наша
семья(коллектив)превратилась в одно существо-робота, у которого есть голова, торс и ноги. Подумай какой частью тела мог бы стать , как бы эта часть выглядела?»
Обсуждение
Что каждый член группы вносит в общий портрет?
Кто какой частью единого организма является?
Что в портрете можете изменить?
Что произойдет , если головой (телом, ногами)станет другой член группы?
«Один человек-разные портреты»
«Представьте себе, что ….(кто-то в группе, семье) превратился в робота, как бы он выглядел, на ваш взгляд?»
Участниками составляется портрет человека, исходя из своих представлений о нем, его характере, образе жизни.
Не менее важна и реакция изображенного человека, которому необходимо задать следующие вопросы:
-Когда ты смотрел на свои портреты и слушал рассказы. Что ты чувствовал?
-Какой робот тебя больше всего удивил ?Какой портрет показался наиболее точным?
-Что нового о себе ты узнал?
Слайд 13Подросток «группы риска»
Какой я?
Каким меня видят учителя, родители, друзья?
Слайд 14Педагоги (прием -Представление проблемы с разных точек зрения.)
Слайд 18 Составьте собственный портрет педагога-психолога в 2 образах : Я-реальный,
Я-идеальный.